Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости -- работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.9

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста -- материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации -- снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.

Соседи -- частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет -- категория «ребенок-инвалид».

Основные льготы и преимущества:

Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);

дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;

  • 50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;
  • 50 % скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;

согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.

Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя -- при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается

Семья в классификаторе социального педагога имеет несколько значении: это и ячейка общества, и малая группа, и объединение людей, основанное на кровном родстве или брачных узах. Стоит однако отметить, что особое значение в социально-педагогической деятельности занимают семьи группы риска. Над классификацией данной группы семей работают много известных педагогов, ученых, и каждый предлагает что-то свое, основываясь на личном профессиональном опыте, на особенностях своего региона. Например, А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях - ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность. Соответственно она выделяет:

  • 1. Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
  • 2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
  • 3. Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей

После анализа результатов тестирования десяти семейных пар, мы разработали следующие рекомендациипри работе специалиста по социальной работе с ними:

  • 1. исследование психологической проблемы каждой (поскольку у нас получились разные результаты для разных семей);
  • 2. достижение адекватной социальной адаптации;
  • 3. содействие реализации человеческого потенциала каждого члена семьи;
  • 5. устранение болезненных симптомов, которые соответствуют различным эмоциональным проблемам.

Кратко охарактеризуем каждую стадию развития семьи с указанием ее временных рамок, основных задач, типовых проблем и возможных путей коррекции этих проблем средствами социально-педагогического сопровождения.

1. Добрачные отношения. Данная стадия, формально не являясь стадией развития семейных отношений, чрезвычайно важна для становления семьи, так как на этой стадии закладывается ее фундамент. Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика семейного консультирования и групповой работы с молодыми семьями показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке.

Условными границами этой стадии можно обозначить знакомство будущих супругов и начало совместной жизни. Основными задачами этого периода являются:

  • 1. Формирование брачного имиджа будущих супругов. Под этим понимается комплекс сознательно предпринимаемых будущими супругами мер по усилению собственной привлекательности в глазах потенциального партнера. Обычно это определенная коррекция внешности и манер поведения.
  • 2. Знакомство с будущей ролью супруга. Имеется в виду ознакомление партнеров с будущими правами, обязанностями, нормами, допустимыми в браке по различным аспектам семейной жизни.
  • 3. Сбор информации о партнере. Успешное решение этой задачи зачастую является залогом успешности брака в целом. Но обычно она решается только наполовину: тщательно исследуются внешность и финансовые возможности партнера, наиболее очевидные черты характера, досуговые предпочтения. При этом из поля зрения выпадают психологические и личностные особенности будущего партнера, ценностные ориентации, ролевые установки в браке, традиции его родительской семьи и т. д.
  • 4. Принятие решения о регистрации брака. Решение этой задачи требует определенной ответственности, так как переводит семью на следующую стадию семейного цикла.

Для данного периода характерны проблемы, часть из которых порождается независимыми обстоятельствами. Так, на судьбе брака отражаются такие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное), продолжительность периода ухаживания, инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака. Данные обстоятельства невозможно контролировать средствами социально-педагогического сопровождения, но возможны специальные компенсирующие меры в ходе работы специалистов с семьей.

Другая часть проблем, характерных для данного периода, вполне поддается коррекции в ходе социально-педагогического сопровождения. Это такие проблемы, как:

  • недостаток информированности о потенциальном супруге, о закономерностях семейной жизни, развития взаимоотношений; о хозяйственно-бытовых вопросах и т. д.;
  • несовместимость будущих супругов (ценностная, поло-ролевая, психологическая);
  • отсутствие навыков бесконфликтного общения, умения показать свои лучшие качества, недостаток толерантности, эмпатии и др.
  • 2. Ожидание и рождение ребенка. Эта стадия жизненного цикла молодой семьи начинается с регистрации брака и завершается фактом рождения ребенка.

Основными задачами этой стадии являются:

  • 1. Планирование семьи. Эта задача подразумевает принятие молодыми супругами решения о рождении ребенка. Наиболее естественно решение иметь ребенка, если оно принимается до брака и закрепляется фактом регистрации отношений. В случае незапланированной беременности необходимость принятия решения о рождении ребенка часто сопряжена с немалым стрессом для супругов. Иногда требуется не столько принять это решение, сколько смириться с ним, что в психологическом плане тяжело и требует помощи специалистов. В любом случае супруги должны быть ознакомлены с теми переменами, какие повлечет за собой факт рождения ребенка, должны быть подготовлены к изменениям ролевой структуры и всего жизненного уклада.
  • 2. Адаптация супругов к периоду беременности. Период ожидания ребенка достаточно продолжителен и насыщен изменениями в характере отношений между супругами. Перемены в самоощущении и поведении женщины дестабилизируют сложившееся равновесие в молодой семье часто настолько, что мужчина может пребывать в состоянии психологической дезориентации. Это в свою очередь оказывает обратное негативное воздействие на супругу, которая ожидает определенного понимания и поддержки.

В этот период супругам необходимо проявить терпение, максимально бережно относиться друг к другу, адаптироваться на всех уровнях:

  • бытовом (супруга нуждается в правильном питании, отдыхе, прогулках и т. д.);
  • психологическом;
  • ценностном (меняются смысловые приоритеты в семье);
  • ролевом (принятие на себя ролей будущих родителей).

Периоду планирования семьи и ожидания ребенка свойственны следующие проблемы:

  • * недостаток информированности о сущности и характере возможных психологических проблем периода беременности;
  • отсутствие навыков разрешения критических ситуаций во взаимоотношениях между супругами;
  • отсутствие навыков самоконтроля, оказания психологической поддержки партнеру, коррекции своего эмоционального состояния и др.
  • 3. Воспитание ребенка. Это самая продолжительная стадия семейного цикла. В жизни молодой семьи она охватывает период с момента рождения ребенка до поступления его в школу. В педагогике и психологии период дошкольного детства единодушно считается наиболее сензитивным к воспитательным воздействиям, а следовательно, предъявляет к родителям повышенные требования.

Основными задачами данного периода являются:

  • 1. Адаптация супругов к новой ролевой структуре в семье. С рождением ребенка начинается практическое освоение супругами родительской роли. В молодой семье изменяется характер проведения свободного времени, появляются новые особенности. Не во всех семьях это происходит благополучно. Ломка непосредственных отношений мужа и жены, появление новых отношений, связанных с уходом за ребенком, кардинально перестраивают и весь уклад жизни в молодой семье.
  • 2. Формирование системы семейного воспитания. Это основная задача третьей стадии семейного цикла, эффективность решения которой сказывается не только на стабильности молодой семьи, но и выходит за ее рамки, приобретая общегосударственное значение. Под семейным воспитанием мы понимаем процесс и результат совместных воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей, а также всех других родственников, вступающих с ним в контакт. Семейное воспитание включает в себя и обратное воздействие ребенка на всех членов семьи, заставляющее их самосовершенствоваться. Ребенок дает возможность вернуться к пройденным этапам жизни, как бы заново пересмотреть ее ценности, глубже понять ее смысл; расширить круг личных и семейных интересов, обогатить и укрепить семейные связи, получить глубокое эмоциональное удовлетворение от участия в формировании новой человеческой жизни.

Многочисленные исследования и факты обыденной жизни показывают, что семейная атмосфера, отношения родителей формируют качества личности ребенка. Ребенок, особенно если он единственный, попадает в сложную систему отношений взрослых людей, каждый из которых каким-то образом влияет на процесс его становления. Психолог-педагог У.Бронфенбренер выделил ряд факторов, определяющих формирование и развитие личности ребенка. Так, отсутствие в семье отца в значительной мере сказывается на развитии мальчика, что связано с отсутствием примера для подражания, образцов «мужского» поведения. В семье, где доминирует мать, дети малоинициативны, ждут указаний от других. Чувство ответственности и самостоятельности формируется у ребенка в том случае, когда в семье лидирует родитель того же пола. Самостоятельность детей обоих полов выше при одинаково высокой воспитательной активности обоих родителей, причем они распределяют свои функции: один выполняет дисциплинарную, другой - поддерживающую функцию. Сходство личностных черт родителей положительно влияет на формирование у ребенка активной жизненной позиции.

Таким образом, существуют разнообразны факторы, определяющие развитие личности ребенка, формирование его интересов и склонностей, выявление способностей, познавательной сферы. В. А. Сысенко предлагает выделить среди них следующие факторы, влияющие на формирование ребенка:

  • образ жизни, поведения, нравственный и культурный уровни матери и отца;
  • взаимоотношения между отцом и матерью;
  • отношение их к своему ребенку;
  • осознание и понимание целей, задач семейного воспитания и средств, способов в их достижении.

В период воспитания ребенка могут возникнуть различные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

  • низкая информированность по вопросам воспитания и обучения ребенка (содержание, методы и формы, знание и учет возрастных особенностей ребенка);
  • отсутствие навыков наблюдения за ребенком, анализа собственных воспитательных воздействий, противоречивость воспитательных воздействий со стороны разных членов семьи;
  • отдельные недостатки системы семейного воспитания (гиперопека, попустительство, формализм, бессистемность и т. д.);
  • низкая информированность родителей;
  • недостаток знаний и практических умений по организации семейного досуга.

Рассмотренные стадии развития семейных отношений логично следуют одна за другой, так как возникали из-за необходимости решения последовательно сменяющих друг друга задач (создание семьи, ожидание и рождение ребенка, воспитание ребенка).

Однако на каждой из описанных стадий возможно возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к разрушению семьи. В данном случае к основным задачам текущей стадии добавляются задачи преодоления конфликтных взаимоотношений между членами семьи.

В литературе имеются многочисленные попытки выявить наиболее критические периоды возникновения серьезных конфликтов в семье, ведущих к ее распаду. Социология при этом опирается на данные о частоте разводов при том или ином стаже брака, что, однако, не отражает полной картины явления, так как указанные при разводе причины формальны, к тому же факт расторжения брака часто не совпадает с периодом прекращения отношений.

Воспитание малыша с ограниченными способностями становится тяжелым испытанием для всей семьи. Увеличиваются затраты на медицинское обслуживание и реабилитацию малыша в обществе. Правительство России для решения этой проблемы предоставляет льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году. Объемы и виды социальной помощи регулируются федеральными и региональными законодательными актами.

Кто относится к детям-инвалидам

К этой категории относят несовершеннолетних граждан, имеющих выраженные физические, сенсорные, умственные или психические отклонения. Они могут быть врожденными или вызванными какой-либо болезнью. Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году можно после официального признания инвалидности уполномоченным медицинским учреждением.

Условия признания инвалидности в детском возрасте

В государственных нормативных документах содержатся критерии признания малыша частично или полностью недееспособным. Родители или опекуны обязаны обратиться в ближайшее медицинское учреждение по месту регистрации для прохождения медико-социальной экспертизы. Признание инвалидности осуществляется, если состояние здоровья малыша соответствует 2 условиям из 3. Критерии признания инвалидом:

  1. Дисфункция некоторых органов или систем из-за врожденных дефектов, тяжелых заболеваний или полученных травм.
  2. Ограничение жизнедеятельности. Несовершеннолетний частично или полностью утрачивает возможность самообслуживания, имеет проблемы с контролем поведения, самостоятельным перемещением, общением и т.д.
  3. Сильная необходимость в социальной поддержке и реабилитации.

Документы для получения статуса ребенком-инвалидом

Просто так пойти на медико-социальную экспертизу не получится. Необходимо получить направление от организации, предоставляющей лечебно-профилактическую помощь малышу. Не имеет значения, является ли она государственной или частной. По месту прописки направление может выдать сотрудник органа социальной защиты населения или пенсионного фонда. Присвоение статуса инвалида осуществляется на основании следующих документов:

  • направления от лечащего врача;
  • справок, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у несовершеннолетнего;
  • справку о рождении.

Медико-социальная экспертиза

Мероприятие может проводиться на дому, если несовершеннолетнего нельзя привести в бюро по состоянию здоровья, в стационаре, где малыш находится на лечении, заочно по решению специалистов бюро. Пенсия назначается после прохождения медико-социальной экспертизы. Во время процедуры составляется протокол, где подробно описывается состояние гражданина. Акт содержит следующую информацию:

  • заключение о видах и степени выраженности функциональных расстройств;
  • причина инвалидности;
  • информация о документах, которые получат родители после завершения экспертизы;
  • данные о документах, послуживших основной для принятия решения;
  • заключения консультантов.

Решение специалисты бюро принимают на основании представленных документов и визуальной оценки состояния больного. Обязательно должна присутствовать выписка из истории болезни вместе с результатами обследований. Специалисты могут приостановить медико-социальную экспертизу. Это происходит, если для оформления заключения необходимо провести дополнительное обследование несовершеннолетнего. При положительном решении выписку из акта социально-медицинской экспертизы.

Нормативно-правовая база

Льготы предоставляются в соответствии с федеральным законом (ФЗ) №181. В нем рассмотрены ключевые моменты социальной защиты людей с ограниченными способностями, процедура проведения медико-социальной экспертизы, особенности разработки индивидуальных программ реабилитации и предоставления амбулаторной помощи. Размер выплат регулируется ФЗ №178, 213, 388.

Что положено ребенку-инвалиду от государства

Несовершеннолетним с ограничениями по состоянию здоровья правительство выплачивает максимальную социальную пенсию. После достижения 18 лет устанавливают группу инвалидности, поэтому размер выплат изменяется. Региональные власти могут предоставлять детям с ограниченными способностями дополнительную финансовую и социальную помощь. Следующие льготы положены на федеральном уровне:

Название выплаты

Периодичность

Размер в рублях

Ежемесячно

Препараты и медицинские принадлежности

Ежемесячно

На покупку путевок для отдыха в санатории

Ежемесячно

Бесплатный проезд в любом виде транспорта

Ежемесячно

Социальная пенсия

Ежемесячно

Социальная пенсия

С 2018 года размер ежемесячных выплат увеличится до 12557 рублей. При начислении социальной пенсии учитывают территориальный коэффициент. Максимальная величина этого параметра – 2, а минимальная – 1,15. После заполнения декларации социальная пенсия начисляется либо до совершеннолетия гражданина, либо до срока истечения инвалидности, если статус был присвоен на 2-3 года.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

Размер этой льготы определяется тем, решил ли опекун сохранить набор социальных услуг или отказался от него. Минимальная величина ЕДВ составляет 1 478,09 рублей, а максимальная - 2 527,06 р. При сохранении права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте льгота составит 2402 р. Если родители инвалида не будут отказываться от медикаментов, ЕДВ составит 1719 р.

Лекарственные препараты и медицинские принадлежности

Льготы предоставляются на покупку некоторых медикаментов, которые могут потребоваться для протезирования или планового лечения несовершеннолетних пациентов. По приказу Минздрава РФ №117 в порядке очереди опекуны смогут получить бесплатные коляски и некоторые протезно-ортопедические изделия для своих подопечных.

Путевки на санаторно-курортное лечение

В список льгот недееспособным и их родителям в 2018 году включили скидки на приобретение оздоровительных туров. Стандартная продолжительность санаторно-курортного лечения недееспособных несовершеннолетних – 21 день. Если гражданин получил инвалидность из-за травм спинного или головного мозга, продолжительность терапии увеличивается до 24-42 дней.

Бесплатный проезд в общественном транспорте

Несовершеннолетние с ограниченными способностями могут получить 50% скидку со стоимости проезда на водном, воздушном, железнодорожном, автомобильном междугородном транспорте 1 раз в год. На городских автобусах, маршрутках, троллейбусах инвалид сможет ездить бесплатно. Аналогичным правом наделяются родители или официальные опекуны несовершеннолетнего, сопровождающие его.

Льготы при поступлении в ВУЗ или колледж

Если ребенок с инвалидностью хорошо сдал экзамен, то его зачисляют вне конкурса в образовательное учреждение. На учебу он должен будет ходить вместе с другими студентами, если правилами заведения не предусмотрено иного. Преференция предоставляется один раз, поэтому будущий студент обязан взвесить все плюсы и минусы выбранной организации, оценить учебную нагрузку, прежде чем подавать туда документы для поступления. Льготы, которыми можно воспользоваться при поступлении:

  • зачисление на факультет без вступительных экзаменов;
  • при подсчете одинакового числа баллов, в первой волне зачисляют абитуриентов с ограниченными возможностями;
  • при положительной сдаче экзаменов особу принимают по существующей квоте.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Опекуны несовершеннолетнего инвалида часто не могут ходить на работу: нужен постоянный уход, который может обеспечить неработающий родитель или сиделка. На профессиональный медперсонал средств часто не хватает, поэтому один из членов семьи начинает ухаживать за недееспособным. Правительство с целью поддержки таких людей решило добавить к имеющимся льготам пособие по уходу за ним.­Гражданин должен обратиться в пенсионный фонд (ПФР) со следующими документами:

  • справка от социально-медицинской экспертизы, являющаяся доказательством инвалидности;
  • письменное заявление о предоставлении пособия;
  • ксерокопия документа, подтверждающего личность заявителя;
  • письменное заявление с согласием на осуществление ухода за недееспособным;
  • справка из ПФР, подтверждающая отсутствие дополнительных выплат;
  • справка из центра занятости, подтверждающая статус безработного.

Базовый размер пособия составляет 5500 рублей. По графику оно выплачивается раз в месяц. Если уходом за несовершеннолетним занимается другой человек, то ему перечисляет государство 1200 рублей в месяц. При частичном или полном выздоровлении малыша или выходе родителя на работу выплаты прекращаются. В некоторых регионах пособие сопоставляется с прожиточным минимумом. К примеру, в Москве вместо 5500 рублей выплачивают 12000 рублей.

Кто имеет право на получение

Обратиться за финансовой помощью могут родители, официальные опекуны и усыновители инвалида. Получатель пособия обязан быть полностью трудоспособными. Если он получает пенсию по инвалидности III категории, то пособие по уходу ему выплачивать не будут. Не предоставляется льгота бабушкам и дедушкам, которые являются единственными опекунами несовершеннолетнего, получают пенсию и не относятся к категории трудоспособного населения.

Единовременная денежная выплата в 2018 году

Величина этой льготы изменяется каждый год в апреле. Выплаты осуществляет ПФР. Учитывая, что дети считаются нетрудоспособными, забрать выплату может один из их родителей или опекунов. По предварительным прогнозам, сумма будет увеличена на 4%, но точный процент для каждой категории инвалидности огласит ПФР непосредственно перед индексацией. При изменении статуса инвалида сумма ЕДВ автоматически пересчитывается.

Льготы матерям детей-инвалидов

Работодатель не может уволить женщину, самостоятельно ухаживающую за недееспособным младше 18 лет. До достижения инвалидом совершеннолетия мать может обращаться с заявлением о предоставлении ей до 4 оплачиваемых выходных каждый месяц, независимо от того была она раннее в декретном отпуске или нет. Это постановление действует в городе. Жительницы поселков смогут получить только 1 неоплачиваемый выходной. Женщина вправе получать алименты на нетрудоспособного по достижению им 18 лет, потратить часть денег с маткапитала на лечение или адаптацию малыша.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

При расторжении брака предусмотрена постоянная выплата денежных средств в пользу инвалидов детства, которым по достижении 18 лет присвоена I категория инвалидности. Сумма алиментов регулируется путем заключения совместного соглашения сторон или по решению судебного органа. Отказаться от предоставления материальной помощи ребенку биологические родители не смогут. Денежные средства выплачиваются в пользу одного из супругов, ухаживающих за инвалидом I группы по следующим причинам:

  • проблемы со здоровьем, не позволяющие гражданину трудоустроиться;
  • отсутствие возможностей получения денег иными способами.

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в обществе

Льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. распространяются на действующие программы поддержки рождаемости населения. С 2016 г. закон вступил в юридическую силу и стало возможным использовать деньги, являющиеся частью материнского капитала, для реабилитации несовершеннолетних с инвалидностью. Родитель предварительно должен приобрести товары или услуги, сохранив кассовые чеки, квитанции или платежные договора, а затем получить в органе социальной защиты акт проверки купленной продукции. Для получения компенсации потребуются следующие документы:

  • заявление от имени владельца сертификата;
  • СНИЛС;
  • паспорт владельца сертификата;
  • кассовые/товарные чеки и иные платежные документы, подтверждающие приобретение товара/услуги;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПРА) несовершеннолетнего с инвалидностью;
  • акт проверки купленных товаров или услуг;
  • реквизиты счета в банке.

Перечисленные выше документы нужно отнести в отделение пенсионного фонда по месту жительства. После рассмотрения заявления денежные средства будут перечислены на счет владельца сертификата в течение 2 месяцев с момента подачи заявления. Сократить срок проверки документов до 1 месяца можно, если подать заявление на официальном сайте Пенсионного фонда через свой личный кабинет.

Льготы родителям детей-инвалидов в 2018 году

Социальную помощь может получить не только маленький гражданин с инвалидностью, но и его семья. Льготы недееспособным и их родителям в 2018 году предоставляются при предъявлении документов, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у малыша. Они затрагивают трудовую деятельность взрослых, способствуют решению жилищного вопроса и уменьшению затрат на квартплату.

Трудовые льготы

Лица, воспитывающие несовершеннолетнего инвалида, по законодательству вправе отказаться от ночных смен, командировок и сверхурочной работы. Уволить родителя можно только при полной ликвидации учреждения или если он выразил желание сменить организацию. Режим работы сотрудника должен быть прописан в договоре. Правительство подготовило семьям с инвалидами следующие трудовые льготы:

  • предоставление дополнительных выходных (4 дня) в месяц,
  • неполная рабочая неделя или неполный рабочий день;
  • невозможность увольнения работающей матери.

Досрочный выход на пенсию

Права родителей недееспособного обозначены в законодательстве РФ. Согласно 1 статьей ФЗ №440 «О страховых пенсиях» лица, которые воспитывают гражданина с ограниченными способностями с детства, могут воспользоваться льготным пенсионным обеспечением, получив надбавку за выслугу лет и иные трудовые достижения. Выплаты по старости один из родителей или усыновителей сможет получить раньше общеустановленного возраста:

  • отец после достижения 55 лет при наличии официального трудового стажа не менее 20 лет;
  • мать после достижения 50 лет при наличии официального трудового стажа не менее 15 лет.

Решающих факторов для досрочного выхода на пенсию всего 2. Первый заключается в признании инвалидом до 18 лет либо после совершеннолетия с пометкой «инвалид детства». Продолжительность нахождения на инвалидности значения не имеет. Второй заключается в воспитании ребенка до достижения 8 лет. Претендовать на получение досрочной пенсии могут те родители, чьим детям инвалидность присваивалась на 1-2 года, но затем была снята из-за ремиссии болезни или улучшения состояния здоровья малыша.

Налоговый вычет по НДФЛ

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. граждане могут и после уплаты налогов. По статье №27 Налогового кодекса РФ лица, воспитывающие недееспособного гражданина могут получить налоговый вычет, равный 12000 рублей. Аналогичная льгота по налогообложению распространяется на родителей, дети которых обучаются до 24 лет на очном отделении университета и имеют инвалидность I или II группы.

Если воспитанием несовершеннолетних занимаются опекуны, то величина вычета по НФДЛ уменьшается до 6000 рублей. Льготой нельзя воспользоваться, если доход родителя или усыновителя больше 350000 рублей. Вычет может получить только один гражданин, занимающийся воспитанием несовершеннолетнего. Семьи, где растут несколько детей-инвалидов, получают деньги на каждого подопечного.

Право на улучшение условий проживания

Льготы семьям с недееспособными детьми включают получение жилья от государства. Преференцией обладают взрослые, воспитывающие малыша с тяжелыми хроническими заболеваниями и официально установленной необходимостью в улучшении жилищных условий. Норма площади устанавливается законодательством региона, где проживает семья. Получить дополнительные 10 м2 могут дети со следующими недугами:

Первоочередное право на получение земельного участка

Имущественный вопрос стоит для семей, воспитывающих несовершеннолетнего инвалида, очень остро. Даже малыши с проблемами вербального восприятия нуждаются в особом уходе. С целью улучшения жилищно-бытовых условий проживания таких семьей правительство разработало законопроект, разрешающий получить им земельные участки вне очереди. Граждане могут использовать их для строительства дома или садоводства.

Компенсация услуг по ЖКХ и капремонту

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году удастся при оплате коммунальных услуг. По инициативе правительства таким семьям будут возвращать 50% от внесенной оплаты. При повышении ставки на коммунальные услуги происходит автоматическая индексация выплачиваемой из бюджета суммы. Длительность компенсируемого периода составляет 12 месяцев, а затем надо снова подать документы.

Меры социальной поддержки для детей-инвалидов

Представители администрации разных городов России вместе с парламентом страны регулярно выделяют определенное количество средств из бюджета для оказания материальной помощи несовершеннолетним гражданам, получившим инвалидность. Меры социальной поддержки могут быть федеральным и региональными. Первые действуют на территории всей страны, а вторые разработаны для конкретной области. К федеральным мерам социальной поддержки относят:

  • бесплатное посещение детских садов;
  • бесплатное питание в школах;
  • обучение на дому, если несовершеннолетний не может посещать школу;
  • первоочередность на свободные места в детских садах;
  • индивидуальный режим сдачи единых государственных экзаменов.

Региональные льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году в Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Мурманске и других городах РФ. Благодаря им опекуны смогут бесплатно получить технические средства реабилитации, корригирующие очки при проблемах со зрением, материальную помощь на приобретение детских ортопедических костюмов и частично возместить расходы на покупку малобелковых продуктов питания при фенилкетонурии.

Видео

Помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам с детства регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия и пособия), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центы (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Набор социальных услуг (НСУ) для детей-инвалидов

На детей-инвалидов и лиц с инвалидностью с детства, получающих ежемесячную денежную выплату, по закону также автоматически предоставляется ежемесячный набор социальных услуг в натуральном виде . Он состоит из трех основных блоков и может выплачиваться в установленном денежном эквиваленте.

Получатель НСУ или его родители (опекуны) могут отказаться от получения соц. услуг в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение . Изменить порядок получения набора услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФР подано до 1 октября текущего года.

Размер НСУ с 01.02.2017 г., руб.

Примечание: Ребенок с инвалидностью, а также инвалид с детства I группы, который может ездить только с сопровождением, имеет право на получение второй путевки на курорт для сопровождающего лица, а также на его обеспечение бесплатными билетами при выезде к месту лечения и назад.

Поскольку НСУ является частью ЕДВ, для его получения не требуется идти в ПФР и писать отдельное заявление! При назначении ЕДВ у ребенка-инвалида сразу автоматически возникает право на НСУ в натуральной форме , о чем в ПФР выдается соответствующая справка.

В этой справке содержатся следующие сведения:

  • категория льготника (ребенок-инвалид или инвалид с детства);
  • на какой срок установлена ЕДВ;
  • на какие социальные услуги в составе НСУ гражданин имеет право в конкретном году.

По этой справке, предъявленной в медицинские, профилактические учреждения или железнодорожные кассы на всей территории страны, могут быть оказаны соответствующие социальные услуги.

Гражданин также имеет право отказаться от получения НСУ в натуральной форме, получая вместо него денежный эквивалент в составе ЕДВ. Соответствующее заявление об отказе от НСУ достаточно подать не позднее 1 октября текущего года в территориальный орган ПФР - тогда оно будет действовать с 1 января следующего года на постоянной основе до тех пор, пока получатель не изменит своего решения.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом неработающему родителю

Если трудоспособный родитель (опекун или иное лицо) ухаживает за ребенком, требующим постоянного присмотра, и не имеет возможности по этой причине работать, он может рассчитывать на . За осуществление ухода на каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы полагается выплата в размере:

  • 5500 руб. - если уход осуществляется родителем, усыновителем либо опекуном
  • 1200 руб. - если ухаживает другое лицо).

При II и III группах инвалидности на ребенка после 18 лет это пособие не положено . Ниже приводятся некоторые другие особенности его назначения:

  • при обращении за выплатой родителям (опекунам) потребуется документально доказать, что ребенок нуждается в постоянном ходе;
  • выплата перечисляется вместе с ;
  • пособие положено трудоспособным неработающим гражданам , осуществляющим , и не выплачивается пенсионерам или получателям пособия по безработице через службу занятости населения (ЦЗН).

В отличие от других выплат Пенсионного фонда, размер этого пособия не подлежит ежегодной индексации . При этом до 2013 года размер выплаты был единым и составлял 1200 руб. независимо от того, кто осуществляет уход, а сейчас установлена повышенная сумма 5500 руб. для родителей и опекунов.

Для оформления пособия потребуется обратиться в ПФР со следующим набором документов:

  • удостоверение личности и трудовая книжка лица, осуществляющего уход;
  • 2 заявления:
    • о назначении пособия от неработающего трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за ребенком, с указанием даты его начала;
    • о согласии на осуществление ухода от родителя, опекуна или другого законного представителя ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (не требуется, если уход осуществляется самими указанными лицами);
  • 2 справки на лицо, осуществляющее уход:
    • из ПФ по месту жительства ухаживающего лица о том, что ему не выплачивается пенсия;
    • из службы занятости населения о неполучении им пособия по безработице;
  • выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида в органах МСЭ (направляется в ПФР самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия).

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат) в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 г. , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни.

Государство берет на себя обязанность поддерживать семьи, в которых члены семьи обладают особыми потребностями, исходя из принципа категориальности . То есть помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не . Т.е. все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи, и в ближайшее время государство не планирует пересматривать этот принцип.

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов до 18 лет (или на учащегося по очной форме студента, аспиранта с инвалидностью 1, 2 группы до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. оговорены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и права на улучшение условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (для находящихся на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий). При этом площадь помещения по договору соцнайма должна превышать нормативы, приходящиеся на одного человека, но не более, чем в два раза.
  • Первоочередное получение земельного участка для постройки жилого частного дома, ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Право на дополнительную жилплощадь (отдельную комнату или добавочные 10 кв. м) предоставляется семьям, в которых дети страдают от психических расстройств, поражений ЦНС с тяжелыми последствиями и есть необходимость использовать кресла-коляски.

Льготы при поступлении ребенка в колледж и вуз

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса без учета данных аттестата. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.

Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии;
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детям-инвалидам

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием дошкольников в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической).

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (

Условия и порядок признания ребенка инвалидом.

Чтобы ребенок был признан инвалидом, необходимо наличие совокупности нескольких условий. Такими условиями являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличия лишь одного из перечисленных условий недостаточно для признания гражданина инвалидом.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы, а также их городские и районные филиалы.

Указанные организации проводят медико-социальную экспертизу, необходимую для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина, а также для определения его реабилитационного потенциала. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на один или два года либо до достижения ребенком возраста 18 лет. Данный срок зависит от степени ограничения жизнедеятельности ребенка и возможности или невозможности устранить или уменьшить в процессе реабилитации степень ограничения жизнедеятельности.

По результатам экспертизы выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выписка из акта освидетельствования и индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011). В нее включается не только перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности, но и перечень мероприятий медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации.

Меры социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Гарантии трудовых прав

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка. Это касается и родителей, работающих по совместительству.

По просьбе родителя, воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. Труд работника при этом оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Работников, имеющих детей-инвалидов, разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия.

Специальные гарантии установлены на случай возможного увольнения работника, воспитывающего ребенка-инвалида. Так, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида до восемнадцати лет, другими лицами, воспитывающими детей-инвалидов без матери. В частности, такой родитель не может быть уволен в случае непрохождения аттестации как не соответствующий занимаемой должности или выполняемой работе. Исключение из данного запрета составляют лишь случаи ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, либо совершения работником ряда виновных действий, увольнение за которые предусмотрено трудовым законодательством.

Пенсионное обеспечение

Детям-инвалидам выплачивается социальная пенсия в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности. Сегодня эта сумма составляет 6357 руб. в месяц.

Неработающий трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в установленном законом размере. При этом данный гражданин не обязательно должен быть родственником и может не проживать совместно с ребенком-инвалидом.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, засчитывается в страховой стаж при расчете трудовой пенсии. Для этого родителю ребенка необходимо обратиться в территориальные органы ПФР для включения таких периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

Здравоохранение и социальная защита

Детям-инвалидам положена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов". (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. С изменениями от 30.11.2011 )

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания. При наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Длительность такого лечения в санаторно-курортном учреждении составляет 21 день. При этом гарантируется бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Ребенок-инвалид на тех же условиях вправе получить вторую путевку на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

От получения перечисленных социальных услуг (всех или части) можно отказаться и получать вместо них ежемесячные денежные выплаты. Заявление об этом подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Там же можно уточнить порядок отказа от набора социальных услуг, размер выплат и порядок возобновления предоставления услуг.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может включать получение или изготовление некоторых технических средств или изделий (протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты и т.п.), а также получение ряда услуг. Законодательство предусматривает выдачу направления на получение услуг, а также на получение либо изготовление технического средства, изделия (при необходимости - на замену или ремонт). Ребенку-инвалиду полагается бесплатный проезд вместе с сопровождающим лицом к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно. Граждане, которые приобрели технические средства (изделия) или получили услуги за свой счет, имеют право получить компенсацию в территориальных органах ФСС РФ. Необходимо учитывать, что при приобретении более дорогого оборудования, чем указано в индивидуальной программе реабилитации, компенсация будет предоставлена в размерах стоимости тех. средств, предусмотренных программой. Это касается и компенсации стоимости полученных услуг.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Те семьи, которые проживают в домах, не имеющих центрального отопления, получают указанную скидку на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Налоговые льготы

Родители, а также супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, имеют право на ежемесячный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 3000 руб. Для единственного родителя (приемного родителя), усыновителя, опекуна, попечителя налоговый вычет удваивается. Такой вычет предоставляется на каждого ребенка-инвалида, воспитывающегося в данной семье.

Образование

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры, создаются условия для их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, которые не могут посещать детские дошкольные учреждения общего типа по состоянию здоровья, создаются специальные дошкольные учреждения.

Если нет возможности воспитывать и учить детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей надомное обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Источники:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011);

Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданам