ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ Можно ли вылечить фобию? Выяснить причину фобии Завести ритуалы


ПОЛЕЗЕН ЛИ СТРАХ? Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества... Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества...


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(1) Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: чувство удушья, спазмы в горле; чувство удушья, спазмы в горле; учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); чувство слабости, оцепенение тела; чувство слабости, оцепенение тела; ощущение, что вот-вот наступит обморок; ощущение, что вот-вот наступит обморок;


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(2) обильный холодный пот; обильный холодный пот; ощущение сильного страха, ужаса; ощущение сильного страха, ужаса; дрожь во всем теле; дрожь во всем теле; рвота или расстройство желудка; рвота или расстройство желудка; тело кажется не своим, перестает слушаться; тело кажется не своим, перестает слушаться; ощущение того, что сходишь с ума. ощущение того, что сходишь с ума. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии.

Тема классного часа: Кого я боюсь

Цели : выявить и проанализировать страхи, связанные с предрассудками; изучить природу этих страхов; придать учащимся уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными.

Материалы : кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход классного часа

Учитель. Все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, поставить нам двойку, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.

Учитель обращается к учащимся с предложением подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Учащиеся пишут о своем чувстве страха на кусочках бумаги, которые затем нужно сложить в шляпу или кепку, тщательно перемешать и показать классу «шляпу страхов».

Учащиеся по очереди вынимают кусочки бумаги из шляпы.

Каждый должен рассказать, что он думает о написанном на кусочке бумаги страхе:

Испытывает ли он тоже этот страх?

Почему у человека может появиться такой страх?

Оправдан ли этот страх?

Если нет, то почему?

Что можно посоветовать человеку с таким страхом?

Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение:

Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

Может быть, кто-нибудь боится нас?

Всегда ли эти страхи оправданны?

Могут ли различия быть пугающими?

Как научиться не бояться различий?

Возможное домашнее задание : попросите родителей напомнить вам, чего вы боялись, когда были совсем маленькими. Подумайте, почему вы уже не боитесь этих вещей.

Технологическая карта кружка ОБЖ

Тема: "Страх. Исследования, тайны, загадки"

Дата: 17.09.2015 г.

Место: МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина, класс 3 "А"

Цель: .

Планируемые результаты:

    формировать у детей представления о понятии страх

    развививать у учащихся способы преодоления страхов

    ознакомление учащихся с поучительными произведениями о страхе и его преодолении;

    личностные:

    • формировать умение управлять своими страхами;

      формировать умение оценивать различные жизненные ситуации и справляться с ними;

      формировать толерантное отношение к страхам других людей;

    метапредметные:

    предметные:

    • формировать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих ;

      формировать основы самоконтроля;

      овладение некоторыми умениями и навыками, которые могут быть полезны в дальнейшей жизни учащихся;

Форма проведения:

Форма воспитания:

Методы воспитания:

Средства воспитания:

Образовательные ресурсы:

    кружок

    по времени воздействия: внеурочная

    по методам: словесная, наглядная

    п о организации учащихся : коллективная

    методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, иллюстрации, практический опыт

    методы организации деятельности и формирование опыта социального поведения личности: упражнение, работа с учебником.

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: создание ситуации эмоционально-эстетических переживаний, поощрение успехов

    учебники,

    мультимедиа

    иллюстрации

Страх. Исследования, тайны, загадки.

Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть. И сегодня кружок ОБЖ проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Александровна.

Ребята, сегодня нас ждет опасное, но очень увлекательное путешествие. Для того, чтобы понять, чему оно будет посвящено, послушайте маленькую историю.

Когда приходит темнота,

Бывает страшно иногда.

Всё, что вижу в свете дня,

Вдруг ускользает от меня.

С тревогой я смотрю на дом,

Как будто он мне незнаком.

Но мама рядом. Вот она

Включает лампу у окна

И открывает шире дверь.

Уже не так темно теперь.

И снова в комнате моей

Я вижу всех своих друзей:

Игрушки у двери в углу,

И оба тапка на полу,

Одежда, полки, шкаф, ночник,

Кровать, подушка, стопка книг.

Тогда проходит мой испуг.

Ведь всё знакомо мне вокруг.

Есть у меня секрет простой:

Мы подружились с темнотой.

Кто же скажет мне, о чем это стихотворение?

Конечно же, оно о страхе темноты. Кто-нибудь из вас боится ее тоже?

Тогда я вам советую поступить также, как герой этого стихотворения. Что он сделал?

Правильно, он подружился с темнотой. Увидел, что ночью всё также, как и днем. И совсем-совсем не страшно. Но сегодня, мы поговорим не только о том, какие бывают страхи, но и как с ними подружиться. Не зря наша тема называется «Исследования, тайны, загадки». Эта тема очень занимательная и даже мистическая. Ведь не каждый из нас боится собаки или пауков, многие испытывают страх, когда говорят о призраках и инопланетянах.

Вы готовы вместе преодолеть свои страхи? Тогда начнем.

Посмотрите на слайд. Вы узнаете этого мальчика? Из какого он фильма?

Конечно же, это Кевин из фильма «Один дома». Вы помните, как Кевин боялся оставаться дома один? Но он преодолел свой страх и поможет в этом нам.

И первый пункт нашего путешествия «Исследования» .

Каждому ряду предлагается один из самых популярных страхов:

Первый ряд - страх высоты

Второй ряд - страх насекомых, змей

Третий ряд - страх машин и дорог

Четвертый ряд - страх собак и других животных

Пятый ряд - страх оказаться наказанным

Каждый из вас должен подумать, как можно преодолеть страх, доставшийся вам. Подумайте несколько минут. (Дети высказывают свои мнения, делятся своими взглядами).

Я вижу, что каждый из вас искренне хочет бороться со своими страхами. Давайте посмотрим, что предложит нам Кевин.

Первым у нас был страх высоты . Кевин говорит: «Боязнь высоты - это нормально. Свои страхи не стоит избегать. Согласитесь съехать с высокой горки зимой или прокатиться на чертовом колесе. Я уверен, что впечатления, которые вы получите от этого поступка, будут сильнее, чем боязнь высоты». Ну что же, верны были ваши предположения?

Далее страх насекомых и змей . «А знаете ли вы, что вероятность того, что вам на голову упадет кирпич, намного больше, чем того, что вас укусит паук? А ведь многие боятся этого, не так ли? Предлагаю вам представить, что паук плетет свою паутину не для того, чтобы вы ее боялись, а как дядя Шнюк из мультика «Лунтик» - чтобы прыгать на ней, как на батуте или пускать сквозь нее мыльные пузыри». Какие веселые методы у Кевина, правда, ребята?

Следующий страх - машин и дорог . В этот раз Кевин думал дольше, но и здесь он может предложить свой метод. «Этот страх сложно преодолеть, ведь каждый из нас может увидеть разные ситуации на улице города. Главное - самому соблюдать правила. Если вы будете осторожными и внимательными, то скоро это страх исчезнет сам. У меня было также»

- Страх собак и других животных . «Этот страх не возникает просто так, видимо ранее вас обидело то или иное животное, которое сейчас вызывает страх. Как только вы начнете верить в то, что собаки - лучшие друзья человека, этот страх уйдет сам. Если дело касается другого животного - поверьте, что они не нападают без причины. Возможно, тогда были виноваты вы. Чем более уважительно вы относитесь к ним, тем менее злобно воспринимают они вас». Поучительный совет, не правда ли?

Самый распространенный страх - оказаться наказанным . «Каждый из нас совершается проступки перед родителями или учителя, перед бабушками или перед старшими братьями. Мой главный совет - умейте сознаваться в них. Если вы расскажете сами о вашем поступке - вас не будут ругать. Ну, или совсем немножко» - смеется Кевин.

Ну что, ребята, помог вам Кевин? Вы попробуете прислушаться к его советам?

Отлично, теперь следующий пункт, на котором мы остановимся - «Тайны» . А что может раскрыть тайны лучше, чем книга? Для этого обратимся к нашему учебнику. Открываем страницу 146-ую и видим заголовок «Умение преодолеть страх». (Дети читают страницы учебника и обсуждают с учителем. Преподаватель задает вопросы после прочтения).

Данные страхи возникают в следствии каких-либо чрезвычайных ситуаций. На 148-ой странице показаны люди четырех профессий, которые помогают нам бороться не только с чрезвычайными ситуациями, но и с нашими страхами. Давайте назовем эти профессии: врач, полицейский, спасатель и пожарник.

Что нового вы узнали после прочтения?

Вы наверное устали, давайте с вами отдохнем.

Открываю я окно,

И вдыхаю глубоко.

Солнцу ручкой помашу,

И в лесочек поскачу.

Покружусь я на полянке,

Дотянусь рукой до травки.

Просто я уверен стал,

Что бояться перестал.

Вы не забыли про Кевина? Он очень любит Россию, у него здесь много друзей. Но одному из них нужна ваша помощь. Это третий пункт нашего путешествия - «Загадки». Мне пришло такое письмо:

«Дорогие мальчики и девочки, моему другу Пети нужна ваша помощь. Я слышал, что вы научились бороться со своими страхами. Помогите ему, пожалуйста. А дело вот в чем. Петя живет в деревне и очень боится….»

Ребята, посмотрите, какой-то вирус испортил письмо Кевина, и мы не можем прочитать, чего же боится мальчик. Давайте предположим, чего может бояться Петя. Как вы думаете? Учтите, что он живет в деревне.

Посмотрите, послание приходит очень короткими отрывками «змей и пауков». Ну что же, правы вы были?

Хорошо, а откуда мог у него появиться этот страх?

И снова пришла часть письма «однажды он шел по темноте домой и наступил на что-то скользкое. Приглядевшись, он увидел змею, которая шипела на него. Испугавшись, он так быстро побежал, что спустя несколько минут оказался дома. Пожалуйста, помогите ему преодолеть свой страх, ведь он боится теперь выходить гулять».

Ну что, ребята, помогли мы Пети, как думаете?

В оставшееся время я хочу, чтобы вы быстро нарисовали свой страх. Вам дается несколько минут.

Теперь, когда у вас есть картинка вашего страха, вы можете сделать с ним всё что хотите: можете смять, можете порвать, а если еще не готовы расстаться со своим страхом, то можете оставить его себе и сделать это, когда будете готовы.

(В оставшееся время детям предлагается заполнить кроссворд, ключевым словом которого является «страх»)

Для того, чтобы преодолеть этот страх, нужно съехать с горки или же прокатиться на чертовом колесе (высота)

Ее особенно боятся маленькие дети, поэтому спят с мягкими игрушками (темнота)

Даже взрослые люди боятся того, что движется по дороге с высокой скоростью (транспорт)

Детей особенно пугает их жужжание и способность быстро передвигаться (насекомые)

Ученики особенно боятся этого от родителей или учителей (наказание)

На этом наше занятие подошло к концу. Кевин прощается с вами, и напоминает, что бояться - нормально.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.