Термин «психотерапия» охватывает широкий спектр подходов и методов. Они варьируются от разговоров один на один, до сеансов терапии, которые используют такие приемы, как ролевая игра или танец, чтобы помочь исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия работает с подростками, детьми, а также взрослыми. Ниже приведен список различных видов психотерапии и их преимущества.

Арт-терапия сочетает в себе терапию и творческий поиск через краски, мелки, карандаши, а иногда и лепку. Методы могут также включать в себя театральную постановку, кукольный театр. Работа с песком, например, клиенты выбирают игрушки изображающие людей, животных и здания и располагают их в контролируемое пространство театра «песочницы». Арт-терапевт обучен на психологическое понимание творческого процесса и эмоциональных атрибутов различных художественных материалов. В этом случае искусство рассматривается как внешнее выражение наших внутренних эмоций. Например, в живописи размер, форма, линии, пространство, текстура, оттенок, тон, цвет и расстояние все эти элементы выявляют воспринимаемую реальность клиента.

Арт-терапия может быть особенно эффективной для клиентов, которые испытывают трудности вербальной формы самовыражения. В таких учреждениях как художественные студии и мастерские, акцент на творческое развитие может быть полезен, особенно при работе с детьми и подростками, а также взрослыми, парами, семьями, группами.

Арт-терапия может быть полезной как для людей, которые испытали травму, так и для людей с трудностями в обучении.

Поведенческая терапия основана на теории о том, что текущее поведение - это ответ на прошлый опыт, и оно может быть разучено или переформулировано.

Людям с компульсивным и обсессивным расстройством, страхами, фобиями и зависимостями может помочь данный вид терапии. Акцент делается на оказании помощи клиенту в достижении целей и изменении поведенческих реакций на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Краткосрочная терапия использует различные подходы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что она фокусируется на конкретной проблеме и включает в себя прямое вмешательство терапевта, который работает более активно с клиентом. Она подчёркивает использование природных ресурсов клиента, а также временно приостанавливает неверия, позволяя рассмотреть новые перспективы и множественные точки зрения.

Основная цель заключается в помощи клиенту, увидеть его нынешние обстоятельства в более широком контексте. Краткосрочная терапия рассматривается как решение текущих факторов, препятствующих изменениям, а не как поиски причин возникновения вопросов. Нет единого метода, но есть много путей, которые в отдельности или в сочетании, могут в конечном итоге быть полезными. Краткосрочная терапия, как правило, проходит заранее оговоренное количество сессий.

Когнитивно-аналитическая терапия сочетает в себе теории по изучению связи между лингвистикой и мышлением, а также исторические, культурные и социальные факторы, влияющие на то, как мы функционируем. Когнитивно-аналитическая терапия рекомендует клиентам использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки, чтобы изменить деструктивные паттерны поведения и негативные способы мышления и действия.

Терапия краткосрочная, структурированная и директивная, например, клиента могут попросить вести дневник или использовать диаграммы прогресса. Терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, изменения модели поведения и обучаясь альтернативным стратегиям совладения. Внимание уделяется пониманию связи между моделями поведения, закладывающимися в детстве, социальным вкладом и их влиянием на клиента, во взрослом возрасте.

Драматерапия использует театральные техники, такие как ролевые игры, театральные игры, пантомима, кукольный театр, озвучивание, мифы, ритуалы, рассказывание историй и другие импровизационные приемы, облегчающие творческий потенциал, воображение, изучение, понимание и личностный рост. Чрезвычайно многообразный подход обеспечивает выразительный вид терапии, который может быть использован в самых различных условиях, включая больницы, школы, центры психического здоровья.

Драматерапия даёт возможность для отдельных лиц или групп изучения личностных и/или социальных проблем в творческой среде, и спокойно обдумать сложившиеся убеждения, отношения и чувства, найти альтернативные способы действия в мире. Драма-терапевт поощряет самосознание, рефлексию и самовыражения чувств по отношению к себе и к другим.

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту обрести смысл жизни и желание встретиться с самим собой и своими проблемами. Экзистенциальная вера, что жизнь не имеет готового ответа или заранее установленной значимости и индивидуум полностью свободен и несет полную ответственность, так что смысл должен быть найден или создан. Это может вызвать чувство бессмысленности в жизни, поэтому терапия исследует опыт клиента, состояния человека и имеет целью прояснить понимание индивидуальных ценностей и убеждений, четко называя то, что ранее не было произнесено вслух. Клиент принимает ограничения и противоречия, что значит быть человеком.

Семейная терапия - это отрасль психотерапии с особым акцентом на семейные отношения. Она работает с тем, что проблема лежит в пределах семьи, а не в одном человеке. Семейную терапию также называют системная семейная терапия.

Семейная терапия способствует изменению и развитию, и как следствие разрешение семейных конфликтов и проблем. Акцент делается на том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, подчеркивая важность функционирования семьи для психического здоровья и благополучия. Независимо от происхождения того или иного вопроса, или проблемы, цель терапевта заключается в том, чтобы вовлечь семью в поиск выгодных и конструктивных решений для членов семьи, чтобы поддерживать друг друга через непосредственное участие. Опытный семейный психотерапевт будет иметь возможность влиять на переговоры таким образом, чтобы использовать силу и мудрость семьи в целом, учитывая более широкие экономические, социальные, культурные, политические и религиозные условия, в которых живет семья, и уважать каждого члена семьи и их разные взгляды, убеждения, мнения.

Гештальт означает целое и совокупность всех частей, и символическую конфигурацию или форму элементов, которая составляет целое.

Гештальт-терапия это психотерапевтический подход, который основывается на убеждении, что люди имеют естественное стремление в отношении здоровья, но старые модели поведения и фиксированные идеи могут создавать блоки.

Гештальт-терапия исходит из того, что происходит в данный момент, привнося осведомленность в представление индивида о себе, его реакции и взаимодействие с другими людьми. Присутствие в «здесь и сейчас» создает в клиенте потенциал для большего восхищения, энергии и смелости, чтобы немедленно жить. Гештальт-терапевт смотрит на то, как индивид сопротивляется контакту «здесь и сейчас», как человек сопротивляются переменам, и на виды поведения или симптомы, которые клиент рассматривает как неподходящие или неудовлетворительные. Гештальт-терапевт помогает клиенту прийти к осознанию не только того, что происходит и что говорится, но и языка тела и подавленных чувств.

Групповая психотерапия - это психотерапия призванная помочь людям, которые хотели бы улучшить свою способность справляться с трудностями и жизненными проблемами с помощью группы.

В групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов. Психологи признают положительный терапевтический эффект, который не мог быть получен в индивидуальной терапии. Например - межличностные проблемы решаются в группах.

Цель групповой психотерапии состоит в эмоциональной поддержке трудных решений и стимулирование личного развития участников группы. Сочетание прошлого опыта и переживаний за пределами терапевтической группы, взаимодействия между членами группы и терапевтом, становится материалом, посредством которого проводится терапия. Эти взаимодействия могут восприниматься не только как положительные, так как вопросы, с которыми клиент сталкивается в повседневной жизни, неизбежно отражается во взаимодействии с группой. Это обеспечивает возможность проработки проблем в терапевтической обстановке, производя опыт, который затем может быть переведён в «реальную жизнь».

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабление и изменение сознания, во время которого подсознание восприимчиво к новым или альтернативным точкам зрений и идей.

В области гипнотерапии подсознание рассматривается как источник благополучия и творчества. Обращение к этой части ума с помощью гипноза открывает возможности для поддержания здорового тела.

Гипнотерапия может быть применена для изменения поведения, отношений и эмоций, а также управление болью, тревогой, стрессом, дисфункциональными привычками, способствующее личностному развитию.

Юнгианский анализ - это психотерапия, которая работает с бессознательным. Юнгианский аналитик и клиент работают вместе, чтобы расширить сознание для достижения психологического равновесия, гармонии и целостности. Юнгианский анализ исследует глубокие мотивы в психике клиента, мысли и действия, которые лежат в подсознании. Юнгианский аналитик стремится достигнуть глубинного изменения в личности. Уделяется особое внимание тому, что происходит на сессиях, а также внутреннему и внешнему опыту жизни клиента. Психотерапия направлена на согласование сознательных и бессознательных мыслей для устранения психологической боли и страданий и создания новых ценностей и целей.

Нейролингвистическая психотерапия была создана из нейролингвистического программирования. НЛП имеет широкую основу и опирается на многие направления психологии и психотерапии. Фундамент НЛП - это предпосылка, что мы создаем нашу собственную модель реальности (персонализированная карта мира) на основе нашего опыта и то, как мы представляем их изнутри. Каждый человек использует свои собственные карты, чтобы ориентироваться по жизни. Модели, которые используются, могут способствовать изменению, которое улучшает самореализацию и успех, или временами могут ограничивать и запрещать.

НЛП исследует закономерности мышления, убеждения, ценности и переживания стоящие за проблемами или целями. Это позволяет людям сделать соответствующие коррективы, чтобы преобразовать соответствующую картину мира, что помогает снизить ограничивающие убеждения и решения, преодолеть эмоциональные и поведенческие формы и создание ресурсов, путем расширения существующей базы навыков человека. Это дает человеку чувство контроля и, следовательно, большую способность создавать жизнь по своему желанию.

НЛП психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем.

Транзактный анализ представляет собой интегративный подход в психологии и психотерапии и опирается на два понятия: во-первых, у нас есть три части или «эго-состояния» личности: ребенок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом «транзакциями» и, внутри каждого социального взаимодействия, преобладает одна часть. Поэтому, признав эти роли, клиент сможет регулировать своё поведение. Эта форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок», чтобы описать неудовлетворенные потребности из детства.

Терапия базируется на принятие и в непредвзятом отношении с консультантом, предположение, что индивид ищет поддержки в разрешении проблемы и что это позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Эту терапию также называют человеко-ориентированная терапия или психотерапия Роджерса.

Консультирование для клиентов, которые хотели бы решить конкретные психологические привычки и стереотипы мышления. Клиент воспринимает консультанта как лучший авторитет в его собственном опыте и поэтому способны достичь своего потенциала для роста и решения проблем. Клиент-центрированный консультант предоставляет благоприятные условия, чтобы допустить возникновение такого потенциала через безусловное принятие, положительное отношение и эмпатическое понимание, чтобы клиент мог смириться с негативными чувствами и развить внутренние ресурсы, силы и свободу, чтобы добиться перемен.

Психотерапевтические методы – это специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении его психологических проблем.Отнесение этих методов в разряд эмпирических обосновано тем, что они самым непосредственным образом реализуют главную черту этой группы способов психологического исследования (и обследования)

– контакт с изучаемым объектом (обратившимся за помощью человеком) и сбор психологической информации о нем.

18.1. Общее представление о психотерапии

Традиционно психотерапию трактуют как лечение больного, осуществляемое в процессе его контактов с врачом. Так, в учебном пособии по медицинской психологии психотерапия определяется как «целенаправленное использование психических воздействий для лечения болезней» . Однако в последнее время сосуществует и иное толкование, приложимое к ситуациям, когда нуждающийся в психологической помощи человек рассматривается не какпациент, а какклиент, потребляющий данный вид психологических услуг. Клиент предстает не столько человеком, получившим ту или иную психологическую травму, требующей лечения и выработки специальных мер психологической защиты, сколько человеком, стремящимся к душевному равновесию, психологическому комфорту и совершенствованию. Главные показания для психотерапевтического вмешательства – нарушения социальных связей (производственных, дружеских, семейных) и трудности в общении и социальной адаптации, которые могут вылиться в неврозы. Такой подход снимает негатив, провоцируемый осознанием человеком своей ущербности как больного, повышает его самоуважение и благотворнее сказывается на психотерапевтическом эффекте. Этот вариант характерен для гуманистического направления в психологии. Таким образом, понятие психотерапия, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, в последние годы распространяется вообще на любые случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушение общения), в том числе в пределах медицинской нормы .

Условно психотерапия делится на клиническую иличностную. Первая направлена в основном на ликвидацию или смягчение симптомов болезни. Это преимущественно область медицины и медицинской психологии. Личностная психотерапия ориентирована на содействие пациенту (клиенту) в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Здесь заключены интересы и общей, и социальной психологии. Основной прием – анализ переживаний человека, позволяющий вскрыть причины конфликтных ситуаций, дискомфортных состояний, неуспешности деятельности, дефектов общения и т. п. Мюнение клиентом этих причин позволяет снять внутреннее напряжение, а часто и наметить пути выхода из психологических кризисов.

В медицинской практике различают общую ичастную (специальную) психотерапию. Под общей понимается весь комплекс психических факторов воздействия на больного с любым заболеванием, который направлен на повышение его сил в борьбе с болезнью. В этом случае психотерапия является вспомогательным средством, создающим благоприятную атмосферу, на фоне которой проводятся все другие виды лечения (хирургические, физиотерапевтические, медикаментозные и т. д.).Частная или специальная психотерапия – это совокупность приемов психического воздействия, имеющих характер основных методов лечения.

Психотерапевтическое воздействие может осуществляться в трех формах: индивидуальной, групповой и коллективной. Такое размежевание способов психического воздействия на клиента (пациента), на наш взгляд, следует рассматривать именно как различные формы психотерапии, а не как ее отдельные методы. Дело в том, что практически любой конкретный психотерапевтический метод может применяться и в виде индивидуального, и в виде группового воздействия. Разведение методов по критерию числа испытуемых – это принцип общего характера, прилагаемый к любой совокупное-ти методов, о чем уже говорилось в разделе «Классификации методов». В данном случае речь идет о разведении конкретно-научных (специальных) методов. Кстати, проблематичность рассмотрения групповой психотерапии как отдельного метода ясно выражена В. Халсом (W. Hulse), цитируемым в : «Групповая психотерапия является не очень четко определяемым лечебным методом, включающим в себя многочисленные и разнообразные процедуры, имеющие между собой мало общего».

Индивидуальная психотерапия – это метод особых воздействий (внушение, гипноз, беседа, тренировка, игра) специалиста на пациента (клиента) с целью достижения им физического и

психологического благополучия в условиях изоляции от других людей.

Групповая психотерапия – это воздействие специалиста на группу пациентов. Основная связь идет «по вертикали», т. е. по линии специалист (врач, психолог) – пациент. Отношения между членами группы (связи «по горизонтали») более или менее элементарны: подражание, индуцирование, повышение внимания в группе. Разновидностью этой формы можно считатьмассовую психотерапию, особенностью которой является неоформленность и слабая структурированность группы, а есть только механическое скопление людей (например, аудитория на лекции врача, скопление людей при проведении культурно-массовых мероприятий и т. п.)

Коллективная психотерапия – метод, сочетающий воздействие специалиста с взаимным воздействием членов группы друг на друга. Второй вид связи («по горизонтали») преобладает, но направляется ведущим психотерапевтический сеанс. Широкое распространение получили такие виды коллективной терапии, как семейная терапия, терапия в трудовых, игровых и спортивных коллективах, в реабилитационных центрах и клубах и т. д.

Основные психотерапевтические методы: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, игровая психотерапия, психоэстетотерапия, наркопсихотерапия, социальная психотерапия.

18.2. Гипнотерапия

Гипнотерапия – это воздействие на сознание человека с помощью гипноза в терапевтических целях.Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, осуществляемого гипнотизером. Связано с изменением функций самосознания, индивидуального самоконтроля.

Различают три стадии гипноза: легкая (сонливость), средняя (гипотаксия) и глубокая (сомнамбулизм). Для практики гипнотерапии интересна третья стадия, когда, по мнению Г. В. Гершуни, можно по желанию экспериментатора изменять функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, не нанося при этом никаких повреждений . «В настоящее время трудно представить себе что-нибудь иное, кроме сомнабуличес-кой стадии гипноза, что могло бы позволить, упростив человеческую мысль, разложить ее на составные элементы в форме управляемого и подчиняемого научно-исследовательским задачам сложнейшего явления природы» . Особенно велика роль гипноза как исследовательского метода в изучениибессознательного, сферы психической жизни, не контролируемой нашим сознанием.

Различают два вида гипнотизации –императивный, основанный на жестких директивных инструкциях гипнотизера и сильных невербальных стимулах, икооперативный, предполагающий мягкие формы внушения с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных выражений.

Существует много различных методик гипнотизации. Но любая из них использует какой-либо из трех основных процедурных принципов (или их комбинаций): фасцинации, фиксации или словесного погружения.

Способ фасцинации (англ. fascination – "очарование") – пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого. В основе способа лежит «секрет»: гипнотизер сам не глядит в глаза пациенту, а смотрит на его переносицу, создавая для себя тем самым более комфортные условия. В настоящее время способ употребляется не часто.

Фиксационный способ – усыпление с помощью воздействия на какой-либо анализатор (зрительный, слуховой, кожный). Так, гипнотизируемому можно предложить фиксировать свой взор на каком-либо блестящем предмете (методика Брэда), цветной электрической лампочке (В. Бехтерев) и т. п. При воздействии на слуховой анализатор используют различные монотонные звуки (стук метронома, тиканье часов). Часто применяют термические воздействия: пассы руками или несильными нагревательными приборами вдоль тела и лица испытуемого. Особенно эффективны ручные пассы на расстоянии 2-4 см над руками и лицом пациента. Как правило, в сеансе используют все виды воздействия в различных комбинациях.

Методика словесного погружения – внушение через словесные формулы. Обычно это описание ощущений, испытываемых засыпающим человеком. Говорить нужно не громко, размеренно и спокойно, но твердо и уверенно. Отдельные слова (типа «Спать!») выделяются интонацией и громкостью, им придается оттенок приказа (императива). Сеанс обычно продолжается 15– 20 мин., а их количество и частота в цикле помощи (или курса лечения) определяются строго индивидуально (от 1 до 20) с частотой обычно не больше 2–3 раз в неделю.

Введя человека в гипнотическое состояние, исследователь может приступить к получению необходимых сведений через словесные ответы загипнотизированного и его различные психические и физиологические реакции. Если этап диагностики уже пройден, то гипнотизер

может осуществлять терапевтическое воздействие. Затрагиваться могут сферы восприятия (позитивные и негативные иллюзии, субъективное время), памяти (забывание или припоминание фактов и событий, активизация запоминания), внимания (повышение концентрации и распределения), мышления (нарушения логики), воображения (повышение творческого потенциала), аффективной сферы (изменение настроений) и личности (изменение мотивации, привычек, отдельных личностных характеристик, образов других людей). Влияние гипнотизера тем сильнее, чем теснее его связь с гипнотизируемым. Связь с высокой степенью восприимчивости к внушениям гипнотизера и нечувствительностью к воздействиям других источников называется раппортом.

Особое внимание следует уделять этапу выведения пациента из гипноза, чтобы исключить негативные последствия сеанса.

Разновидностью гипнотизации является аутогипноз, когда субъект входит в состояние гипноза в результате самовнушения.

18.3. Аутогенная тренировка

На эффекте самовнушения базируется аутогенная тренировка, предложенная в законченном виде как психотерапевтический метод немецким врачом Г. Шульцем в 1932 г. .

Методика предполагает две ступени: низшую и высшую. В терапевтической практике обычно ограничиваются первой ступенью. Здесь вначале путем самовнушения достигается расслабление тонуса скелетной мускулатуры, именуемоерелаксацией. Затем проводятся самовнушения, направленные на регуляцию различных функций организма: вызываются ощущения тяжести – легкости, тепла – холода различных частей тела, что свидетельствует об управляемости вегетативных реакций; производится овладение регуляцией ритма дыхания и сердцебиения. В итоге расслабляется не только скелетная, но и мускулатура внутренних органов (как поперечнополосатая, так и гладкая), значительно уменьшается эмоциональная напряженность.

На высшей ступени, именуемой аутогенной медитацией (самосозерцанием), достигают яркой визуализации представлений, предельной концентрации внимания, контроля непроизвольной умственной деятельности. В конечном итоге субъект может добиться погружения в состояние «нирваны», близкое к высшей стадии гипноза (сомнамбулизма).

Аутогенная тренировка применяется не только в лечебных целях, но и в целяхпсихогигиены ипсихопрофилактики здоровых людей. Основные эффекты, получаемые с помощью этого

психотерапевтического метода:

1) снижение эмоциональной напряженности, состояний тревожности и волнения;

2) регуляция функций сна;

3) кратковременный отдых;

4) активизация организма;

5) мобилизация психологических ресурсов (перцептивных,интеллектуальных, мнемических, внимания, воли);6) коррекция и развитие психических функций.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в работе Ю. И. Филимоненко .

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия

Это вербальное воздействие специалиста на субъект путем беседы, лекции и т. п. форм разъяснения существа его проблемы. Отсюда второе наименование метода – разъяснительная психотерапия.

Однако многие исследователи разводят эти понятия. Главное отличие им видится в том, что разъяснительная терапия производится в тех случаях, когда клиент не противодействует специалисту в объяснении его проблем. Тогда разговор носит дидактический (наставительный) характер.Рациональная же терапия применяется для исправления заблуждений человека относительно его проблем, особенно если он не соглашается со специалистом. Тогда воздействие производится через логическое (рациональное) убеждение. Разговор приобретает характер убедительной диалектики, основанной на логической аргументации, демонстрации ошибок во взглядах пациента (клиента) и доказательстве правоты специалиста. Мы отстранимся от указанных тонкостей. Этот метод помимо разъяснения и убеждения включает в себя и эмоциональное воздействие, и внушение (суггестию), и приемы изучения и коррекции личности, и различные риторические приемы. Как и другие методы психотерапии, этот метод предусматривает двухэтапный процесс работы с клиентом: диагностический и терапевтический. Очень важно при разъяснительной терапии представление специалистом изучаемого человека как личности.

При решении задач психотерапии терапевт пользуется методами и формами психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

Метод психотерапии - конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии.

Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии. Одной из причин существования различных методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоаналитического направления и т.п. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Например, понятие невроза как заблуждения ума, ошибочного мышления породило метод рациональной психотерапии. Представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, вызвало к жизни метод катарсиса. Понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечения породило психоанализ.

Д.В.Александрович (1979) сделала попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии:
- методы психотерапии, имеющие характер техник (гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);
- методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.);
- методы психотерапии в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии);
- методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода (научение, межличностное взаимодействие, диалог).

Существует огромное количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Обозначим некоторые из них.

Классификация методов психотерапии по поставленным целям, выработанная Л.Р. Волбергом, различает 3 типа психотерапии:
1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов защитного поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных;
3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Классификация методов психотерапевтического лечения, разработанная И.З. Вельвовским и соавторами (1984), включает следующие разделы:
1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоционально-питиетивные и игровые методы; тренировочно-волевые формы; суггестивные формы).
2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).
3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем -испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими или болевыми агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) "нападением врасплох", посредством эфирной маски, по А.М. Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И.З.Вельвовскому и И.М.Гуревичу.
Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:
1) суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);
2) самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);
3) рациональная психотерапия;
4) групповая психотерапия;
5) игровая психотерапия;
6) семейная психотерапия;
7) условно-рефлекторная психотерапия.

Все чаще применяется психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия и др. Внутри каждого из этих методов существуют десятки, сотни методик, это объясняется тем, как замечает С. Шкода, что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986):
- при острой истерической симптоматике применяется суггестия;
- при вегетативных нарушениях - аутогенная тренировка;
- при жизненных трудностях - "разговорная" терапия;
- при фобиях - поведенческая терапия;
- при характерологических нарушениях - гештальттерапия, психодрама;
- при расстройствах, связанных с семейными проблемами, -семейная психотерапия;
- при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения - глубинно-психологические методы.

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия. Форма психотерапии - организация и структура взаимодействия терапевта и пациента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.

Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциативного эксперимента и т.д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. В отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Рассмотрим, что собой представляют психотерапевтические методы лечения. На основании многих метааналитических исследований можно сделать вывод, что большинство пациентов считают психотерапию успешной. Так метаанализ проведенный швейцарским психологом Клаусом Граве, показал, что около 50% пациентов отмечают улучшение в среднем после восьми сеансов, а три четверти пациентов утверждают, что значительное улучшение стало стойким после шестимесячного курса лечения. Пациенты, которые получали один из видов психотерапии и чувствовали себя по окончании курса лечения лучше, составляли свыше 80% по сравнению с теми пациентами контрольной группы, которые не получали психотерапии. Катамнестические обследования, проведенные через несколько месяцев или даже лет по окончании лечения, показали, что изначальное улучшение, как правило, оказывалось стойким.

Психотерапевтические методы лечения. Факторы, влияющие на эффективность лечения

Многие научные исследования в течение ряда лет сосредоточены на поисках специфических факторов, которые оказывают влияние на успех психотерапии.

Так, например, доктор Джером Франк придерживается мнения, что все пациенты, обращающиеся за психотерапевтической помощью, страдают от деморализации и что все действенные виды психотерапии, независимо от их различий, имеют общие признаки, способные устранить эту деморализацию. Многие ученые считают доказанным, что психотерапевты предлагают пациентам не только объяснение причин беспокоящих их чувств и особенностей поведения, но также проявляют сочувствие, доверие, создают обстановку близости. В зависимости от курса психотерапии разрабатывается конкретный план, который требует от врача и пациента активного сотрудничества. Важно, чтобы психотерапевт и пациент доверяли этому плану, независимо от того, какую форму он примет в дальнейшем. Другие факторы, которые влияют на результаты лечения, это переживание достигнутого успеха, личностные особенности психотерапевта и терапевтические взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом.

Ключ к успеху

Все успешные виды психотерапии, вопреки существующим между ними различиям, стремятся превратить беспомощного перед лицом трудностей пациента в личность, которой под силу оценить трудности и бороться с ними. Биологическая обратная связь и тренировки на расслабление помогают пациенту обрести непосредственный контроль над своими соматическими реакциями. Когнитивные виды психотерапии помогают пациенту осознавать вредные и болезненные модели мышления и вырабатывать новые успешные подходы к решению проблем. Психоанализ повышает у анализанда понимание подсознательных процессов и создает возможность держать их под контролем. Методы поведенческой психотерапии преследуют четко очерченные задачи и цели, которые в итоге помогают пациенту преодолеть конкретную проблему, например страх. Групповая терапия ставит участников в положение, дающее возможность распознавать неприемлемые формы общения и испробовать новые, более успешные формы взаимоотношений.

В ряде интересных исследований, проведенных в университете Джона Хопкинса, выяснилось, что у больных, которые относили улучшение своего состояния на счет действия лекарств, это улучшение оказывалось нестойким. В то же время у больных, которые полагали, что позитивные изменения достигнуты их личными усилиями, этот эффект закреплялся надолго. Полученные данные дают основание утверждать, что различие между неудачным и удачным методами лечения можно сравнить со следующей ситуацией: человек стремится попасть в какой-то город, его можно или отвезти туда или научить самостоятельно управлять машиной для того, чтобы он всегда смог сам добраться до нужного ему места. Тот, кто получает инструмент для преодоления жизненных трудностей, имеет больше шансов на длительное восстановление здоровья. Из этих исследований можно также сделать вывод, что было бы полезно, если бы пациенты с тяжелыми формами психических расстройств рассматривали фармакологическое лечение как полезное дополнение к психотерапии.

Психотерапевтические методы лечения. Качества психотерапевта

Как каждый пациент, так и каждый психотерапевт имеет свои личностные особенности. Индивидуальные варианты применяемых психотерапевтом методик и его личность оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между ним и пациентом, а также на терапевтический успех.

Исследования Дэвида Орлински и Кеннета Ховарда показали, что впечатление пациента о его психотерапевте связано с возможностью успеха. Независимо от теоретической осведомленности о психотерапии, пациенты были едины в оценке значения определенных качеств психотерапевта. Так, например, они предпочитали «человечного» психотерапевта, который был участлив, выражался бы просто и не отказывался дать совет. Удовлетворенные пациенты описывали своих психотерапевтов как «доброжелательных», «внимательных», «проявляющих интерес», «относящихся с пониманием», «уважительных».

Психотерапевты, так же как и опрошенные пациенты, обозначили способность к эмпатии как решающее качество психотерапевта. Эмпатия – это умение вникнуть в чувства и мысли другого человека не только интеллектом, но и сердцем, как если бы кто-то сказал «это меня глубоко тронуло» или «тут меня что-то задело за живое». Не удивительно, что психотерапевт во время проведения лечения, которое требует глубокого проникновения в человеческие эмоции, должен быть в состоянии прочувствовать переживания своего пациента.

История следующего случая позволяет с очевидностью показать, как важны человеческие качества психотерапевта для достижения положительных результатов лечения.

Случай с господином Б.

Г-н Б. обратился за помощью к специалисту по поведенческой терапии из-за возникающего страха перед полетами в самолетах. Он аккуратно посещал все психотерапевтические занятия и выполнял «домашние задания». Во время каждого занятия психотерапевт проверяла его успехи и давала следующие задания, требовавшие от пациента больших усилий в борьбе со страхом. Через несколько месяцев он уже был в состоянии решиться предпринять полет в самолете, т.е. осуществить действие, которое повысило бы его самоуважение и принесло пользу по службе. Некоторое время спустя г-на Б. попросили назвать те элементы лечения, которые были для него самыми важными. Удивительно, но он не упомянул ни о каких методах поведенческой терапии, которые применяла его психотерапевт. Больше всего он придавал значение ее дружелюбию и терпению, которые помогли ему продвигаться вперед. Г-н Б. пояснил, что понимание и терпимость психотерапевта к его «самым сумасшедшим» страхам придали ему силы преодолеть свои фобии.

Доктор Лестор Люборски из университета Пенсильвании установил, что пациенты, которые получают наибольшую пользу от лечения, придают решающее значение следующим факторам для достижения положительного результата.

«Почему мне помогло лечение?»

Что было важно для меня

Оценка по шкале от 1 до 4

Научиться понимать основы своего поведения и своих чувств

Установить положительные взаимоотношения с психотерапевтом

Говорить о чувствах, о которых нелегко было говорить

Обрести чувство надежды

Осознать свои чувства и прийти с ними в согласие

Заслужить одобрение психотерапевта

Получить помощь в ориентировке

Получить облегчение от свободы открыто говорить о разном

Говорить о моем чувстве и отношении к психотерапевту

Сделать интенсивнее мою чувственную жизнь

Получить разъяснения психотерапевта о том, что я, по его мнению, должен делать, чтобы мне стало лучше

Факторы, способствующие успеху терапии

Опыт, который обретает пациент благодаря работе с психотерапевтом, и его способность осознать этот опыт;

Стремление психотерапевта понять пациента и найти к нему подход;

Успехи пациента в самопознании;

Способность пациента разрушить конфликтные отношения;

Возрастающая толерантность пациента по отношению к своим мыслям и чувствам;

Мотивация пациента в его стремлении добиться изменений в себе;

Умение психотерапевта предложить ясную, разумную и успешную методику.

Как я могу убедиться, что лечение мне поможет?

Ответ зависит от характера ваших проблем и конкретных целей, которые вы перед собой поставили перед началом лечения. При расстройствах в форме страха и депрессии ваш психотерапевт должен назвать вам очень конкретные шаги, которые следует предпринять, а также сообщить, на какие положительные результаты вы вправе рассчитывать и какова будет продолжительность лечения. Если в течение названного времени вы не отмечаете никакого улучшения, то вам необходимо обсудить это со своим психотерапевтом.

При терапии, которая не нацелена на лечение определенного, диагностируемого психического расстройства, а касается личностных изменений или трудных жизненных коллизий, не существует четких критериев для определения срока, когда поставленная цель может быть достигнута, т.е. как долго должна продолжаться психотерапия. Определение наших представлений о жизненных ценностях и тех направлениях, которые мы избираем в жизни, всегда субъективно. Вы должны будете положиться на собственную оценку: позволило ли вам лечение преодолеть те трудности, которые доставляли вам беспокойство, стали ли вы поступать иначе или чувствовать себя по-другому. Сложилось ли у вас впечатление, что вы приблизились к решению своих проблем, по поводу которых обратились за помощью? Не держите эти вопросы втайне, а попытайтесь ответить на них с помощью вашего психотерапевта.

Психотерапевтические методы лечения. Поможет ли мне продолжение психотерапии?

В зависимости от вашего заболевания и от поставленных целей, лечение может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, до того времени пока различные виды трудностей не смогут быть преодолены. Как уже упоминалось, известная доля здорового скепсиса в отношении предложенных психотерапевтом изменений в вашем поведении, вполне нормальна. Так же как в творческих процессах, прорыв может произойти после длительного периода застоя. Часто бывает необходимо многократно перерабатывать одну и ту же проблему, пока не будет найдено нужное решение и не предприняты нужные действия. Поэтому очень важно не падать духом слишком рано.

Поговорите со своим психотерапевтом, если у вас появилось чувство, что вы не делаете никаких успехов. Выясните, что он или она думает о продолжении психотерапии и какую дальнейшую пользу она может принести по сравнению с уже достигнутой. Если терапия все еще продолжает оставаться безуспешной, если беседа с психотерапевтом об этой «мертвой точке» ни к чему не приводит, то следует подумать о другом виде лечения или о переходе к другому психотерапевту. Быть может, вы придете к заключению, что на данном отрезке вашей жизни продолжение психотерапии нецелесообразно.

Терапевтические отношения исследования показали, что предпосылки для успешной психотерапии, т.е. установление хороший отношений между пациентом и психотерапевтом, формируются уже во время первых занятий. Так же, как обычно происходит между впервые знакомящимися людьми: либо «проскакивает искра», либо этого не происходит. Нередко можно установить некое сходство между пациентом и психотерапевтом, которые подходят друг другу. Исследователи установили, что схожая социальная принадлежность, возраст, интересы и представления о жизненных ценностях способствуют образованию «терапевтической связки». Этим понятием определяют способность пациента и психотерапевта совместно работать над достижением лечебной цели.

Если отношения поначалу не сложились, то это отнюдь не означает, что дальнейшее продолжение психотерапии окажется безрезультатным. Если лечение помогает пациенту «переработать» первоначальные сомнения и недоверие к психотерапевту, то «терапевтическая связка» устанавливается зачастую на длительное время.

Это особенно характерно для тех случаев, в которых первоначальное недоверие пациента к психотерапевту было следствием негативного жизненного опыта и эмоциональных трудностей. Доктор Аллен Фрэнсис из университета Дюка, напротив,придерживается мнения, что «пациент, который оценивает свои отношения с психотерапевтом во время первых занятий как неудовлетворительные, должен подыскать более подходящего для себя психотерапевта».

Во время первых занятий пациент рассматривает психотерапевта как «специалиста», перед которым стоит задача «излечить» его. Однако успех появляется только тогда, когда у обеих сторон складывается чувство, что они работают совместно для достижения единой цели. В качестве иллюстрации этого положения приводим случай пациентки, длительно пользовавшейся психотерапией.

Случай с госпожой Л.

Г-жа Л, 45-летняя мать троих детей, была направлена к психиатру другим врачом, который не находил медицинских причин ее приступам головокружения, сердцебиения и страхам за свое здоровье. Во время первых бесед она подробно описала свои проблемы со здоровьем и свои опасения. Психотерапевт обратил внимание на то, что на занятия пациентку неизменно сопровождает ее приятельница. Когда психотерапевт спросил ее об этом, г-жа Л. призналась, что боится оставаться одна. Одновременно она выразила желание избавиться от этого страха.

В процессе лечения г-жа Л сообщила, что была «обожествленным младшим ребенком» в большой семье, во главе которой стоял патриархального склада отец, бывший центральной фигурой в ее жизни. Благодаря его физической силе, которую он любил демонстрировать, в семье его называли Геркулесом. Г-жа Л. рассказывала об этом с видимым удовольствием. Только в присутствии отца она чувствовала себя в безопасности. По окончании гимназии она вскоре вышла замуж. Муж, в ее глазах, выполнял ту же роль защитника. Своего психотерапевта она стала рассматривать как нового защитника.

Так как во всей ее предшествующей жизни близкие оценивали ее как существо слабое и беззащитное, то целью ее лечения стало обретение независимости и личной самодостаточности. Пациентка и психотерапевт обсудили ее подсознательное желание оставаться «любимой маленькой дочерью» отца и «любимой пациенткой» психотерапевта.

Постепенно освобождаясь от своих желаний находиться постоянно под «магической» защитой, пациентка отметила, что у нее меняется психическое состояние. Она начала ездить в автобусе без провожатой, стала пробовать различные возможности проявления самостоятельности. Пациентку подбадривало то, что психотерапевт радовался ее успехам. Успешное лечение продолжалось 16 месяцев. Страхи г-жи Л. и ее соматические симптомы давно прошли, к настоящему времени она готова отказаться от психотерапии.

Как удостовериться в успехе лечения моего ребенка?

«Моя дочь-подросток проходит лечение у психотерапевта. Она хорошо к нему относится, но не хочет рассказывать мне, что происходит во время сеансов. Как я могу удостовериться в том, что ее лечение продвигается успешно?»

Улучшилось ли состояние вашей дочери или нет? Если это не так, то научилась ли она, по крайней мере, лучше справляться со своими симптомами? Стала ли она лучше понимать, в чем состоят ее проблемы? Не стесняется ли она позвонить психотерапевту, если чувствует, что нуждается в помощи?

«Я пыталась получить у психотерапевта сведения о моей дочери, но он не хочет ничего сказать».

Психотерапевты связаны строгой клятвой соблюдать медицинскую тайну. Разглашение сведений о пациенте противоречит их профессиональной этике. Поэтому психотерапевт не может сообщить какие-либо сведения о пациенте членам его семьи. Однако врач должен уметь найти формы соблюдения интересов и своего больного, и членов его семьи. Даже когда психотерапевт не может ответить на все вопросы родственников, он должен быть доступен для беседы с ними и отвечать на те вопросы, которые не нарушают личной тайны пациента.

«Я считаю, что в лечении нет должного успеха. Что я могу предпринять?»

В связи с тем что психотерапия не связана с очевидным вредом для здоровья, то вмешательство третьего лица невозможно. Учтите, что изменения происходят очень медленно, что лечение одних расстройств занимает больше времени, чем лечение других. Несмотря на то что у вас может сложиться впечатление, будто лечение протекает без пользы, у пациента могут быть совсем иное ощущение и уверенность, что он на пути к успеху.

Специализированные лечебные приемы

Безусловно, результаты лечения во многом зависят от многих общих факторов, таких, как надежда самого пациента на улучшение, положительная модель сотрудничества пациента и психотерапевта. Однако многочисленные исследования показали, что для получения положительного результата при многих проблемах и расстройствах абсолютно необходимо применение специальных психотерапевтических методик. Тщательная оценка состояния и диагноз, конечно, очень важны при всех видах лечения, но особое значение им придается при тех формах расстройств, при которых применяются специализированные методы психотерапевтической работы.

Так, например, поведенческие методики доказали свою эффективность почти при всех формах нарушений, связанных со страхом, особенно при агорафобии, панических расстройствах, навязчивостях, а также при депрессиях и нарушениях приема пищи.

Специфические психотерапевтические методики, которые включают поддержку пациента и просвещение членов его семьи, оправдали себя при шизофрении.

Если центр тяжести проблем пациента находится в межличностных отношениях и в развитии его способности к социальной адаптации, особенно результативной формой лечения может оказаться групповая терапия. Опыт групповой терапии предоставляет пациенту защищенные и контролируемые рамки общения, внутри которых участники группы могут приобрести новые формы поведения в общении. Успехи, достигнутые в рамках группы, могут открыть путь к положительным и теплым взаимоотношениям вне группы.

Когда психотерапия не помогает

Несмотря на то что большинство пациентов получают пользу от лечения, у некоторых улучшение не наступает, а в незначительном числе случаев даже отмечается ухудшение.

В процессе психотерапии может произойти возврат тех симптомов, по поводу которых пациент обратился к психотерапевту. Могут появиться и новые осложнения. Когда пациент начинает прорабатывать свои проблемы, нередко происходит ухудшение его психического состояния.

Возврат болезненных симптомов может быть и свидетельством того, что лечение продвигается, и в конечном счете, когда пациенту, наконец, удастся взять свои проблемы под контроль, можно рассчитывать на успех. Однако упорная отрицательная установка (например, низкий уровень самоуважения, выраженные страхи и враждебность, саморазрушительные виды поведения или суицидальные мысли у пациента, который ранее не находился в группе риска), могла бы стать признаком того, что психотерапевтическое лечение бесполезно и что его следует подвергнуть критической переоценке. При таких обстоятельствах полезнее консультация другого психотерапевта.

В психотерапии может произойти застой, если пациент все больше интеллектуализирует свои проблемы, т.е. прорабатывает их только в мыслях, но не вносит в свою жизнь никаких реальных перемен и парадоксальным образом использует свои новые познания в области психологии для того, чтобы уклоняться от существующих конкретных трудностей. Некоторые пациенты начинают рассматривать психотерапию как самоцель и формируют свой образ жизни на потребу психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту преодолеть сопротивление и блокаду. Иногда психотерапевты безуспешно пытаются понять, почему пациенты сами саботируют свое лечение и не продвигаются в сторону ожидаемых успехов. Так, например, пациент может испытывать удовлетворение от своих взаимоотношений с психотерапевтом, вместо того чтобы стремиться под руководством психотерапевта решать свои задачи, заводить новые знакомства и развивать приятельские отношения.

Должна ли я перейти к другому психотерапевту, если чувствую, что не делаю никаких успехов?

На этот вопрос нет простого ответа. Наилучшим способом порой бывает консультация другого психотерапевта, чья роль будет состоять в том, чтобы помочь вам обдумать проблемы, возникшие у вас в процессе той терапии, которую вы получаете в настоящее время. Очень важно обдумать, не возникнут ли у вас те же проблемы с любым новым психотерапевтом, потому что эти проблемы зависят от ваших личных установок и от ваших «механизмов» сопротивления. С другой стороны, вы должны уяснить себе, поладите ли вы с другим психотерапевтом лучше, чем с прежним.

Так же как в случаях соматических осложнений, всегда полезно выслушать точку зрения другого врача, который подтвердит пользу получаемого вами лечения или предложит обдумать альтернативное решение.

Бывают случаи, когда психотерапевты не ставят перед пациентом конкретные цели. Они приступают к лечению так, словно не ограничены сроками и работают с пациентами над столь расплывчатыми перспективами, которые вообще могут оказаться недостижимыми.

Другая проблема может заключаться в том, что у психотерапевта и пациента разные представления о масштабах времени и сроках. В качестве примера приведем следующий случай.

Случай с госпожой Р.

Г-жа Р., молодая служащая сберегательной кассы, была проконсультирована женщиной-психотерапевтом после того, как получила на работе предложение занять должность, требовавшую ее переезда в другой город. Она была не готова принять важное для карьеры решение и чувствовала себя будто парализованной и объятой страхом.

Во время первых занятий психотерапевт побуждала г-жу Р. рассказать ей откровенно обо всех ее трудностях. Пациентка часто чувствовала себя беспомощной и не могла понять, о чем ей следует рассказывать врачу. Когда психотерапевт не отвечала ей на ее прямые вопросы, г-жа Р. чувствовала себя разбитой и неправильно понятой. У нее возникло чувство, что она не приближается к решению, которое должна была принять и считала для себя очень важным.

После четырехнедельного лечения г-жи Р. у ее матери случился легкий криз. Г-жа Р. отказалась от очередного занятия и оставила на автоответчике психотерапевта сообщение, что она очень обеспокоена состоянием здоровья матери. Когда г-жа Р. пришла на следующее занятие, психотерапевт не спросила ее о состоянии здоровья ее матери, а сидела молча в ожидании высказываний пациентки. По окончании занятия г-жа Р. ушла, испытывая замешательство, обиду и гнев. В тот же вечер она позвонила психотерапевту и отказалась от дальнейших занятий с ней.

Когда позднее ее спрашивали, почему она прервала лечение, г-жа Р. объясняла, что психотерапевт была ей не очень симпатична, но она надеялась, что со временем ее отношение к психотерапевту сможет измениться. У нее было чувство, что она с самого начала не получила необходимой ей помощи в том, как ориентироваться в сложившейся ситуации, не получила никакой рекомендации, если учесть, под каким давлением она находилась и в какие сжатые сроки должна была принять решение. Тот факт, что ее психотерапевт не сочла необходимым спросить ее о состоянии матери, г-жа Р. оценила так: «Даже чужой человек отнесся бы сердечнее. Я не чувствовала никакого участия и понимания с ее стороны. После этого эпизода у меня пропало желание доверять ей свои проблемы».

Так как приближался срок, когда она должна была принять решение, г-жа Р. обратилась к другой женщине-психотерапевту. Новый врач, встретившая ее приветливой улыбкой, понравилась сразу. С первых же фраз г-жа Р. почувствовала, что ее понимают. Выслушав ее, психотерапевт сказала: «Нам придется за короткое время проделать большую работу». Эта врач, правда, также побуждала г-жу Р. высказывать все, что ей придет на ум, но по ходу рассказа она вставляла свои реплики, пояснения и комментарии и помогала пациентке структурировать ее образ жизни в промежутках между занятиями. В конце каждого занятия у г-жи Р. было чувство, что она узнала что-то новое о себе.

Через месяц лечения она уже чувствовала себя более раскованной и была способна признать, что сделанное ей предложение потребует от нее большей зрелости, способности принять ответственное решение уехать от родителей. Несмотря на опасения, она решила принять предложение и переехать на новое место. При этом у нее было чувство, что она приняла правильное решение. Как только она обжилась в новом окружении и освоилась со своим новым положением, она решила возобновить лечение, чтобы разобраться и в других вопросах, которые не могли быть затронуты из-за краткости первого курса лечения.

Психотерапия и физическое здоровье

Многие исследования показали, что психотерапевтические методы снижают количество обращений пациентов в медицинские учреждения общего профиля. В одном метааналитическом исследовании группа ученых под руководством д-ра Эмили Мамфорд установила, что психотерапевтическое лечение на одну треть снижает количество обращений в лечебно-профилактические учреждения. Наиболее впечатляющим было снижение обращений за дорогостоящими видами помощи, в частности по поводу госпитализации. Эмили Мамфорд и ее сотрудники в статье, напечатанной в 1984 г. в журнале «American Journal of Psychiatry», писали: «Подобные данные свидетельствуют о неразрывной связи души и тела. Возможно, что психотерапевтическое лечение улучшает способность пациентов оставаться настолько здоровыми, что у них отпадает необходимость прибегать к госпитализации по поводу соматических жалоб».

В одном исследовании женщин, страдавших метастатическим раком груди, доктор Дэвид Шпигель установил, что благодаря групповой поддерживающей терапии эти больные смогли жить дольше. Женщины контрольной группы, получавшие обычное противораковое лечение, были отобраны по случайной выборке. Исследуемая группа получала еженедельно поддерживающую групповую психотерапию.

«В этой группе пациентки говорили о своем страхе смерти, о своих возможностях как можно полнее организовать жизнь, оставшуюся в их распоряжении, о стремлении улучшить отношения с родственниками, а также между врачом и пациенткой, о неизбежных потерях среди членов группы. Они вырабатывали яркое чувство взаимной поддержки», – писал Шпигель в 1994 г. в журнале «Поведенческая терапия».

Шпигель и его коллеги утверждают, что психотерапия уже в самом начале лечения повышает качество жизни пациентов. Но исследователи никогда не предполагали, что психотерапия будет способствовать фактическому продлению жизни. Когда группа Шпигеля проводила катамнестические обследования больных раком женщин, то оказалось, что продолжительность жизни пациенток, получавших групповую терапию, оказалась вдвое больше, чем у пациенток контрольной группы. Это дает основания утверждать, что психотерапия является эффективным вспомогательным методом медицинского лечения рака и может быть полезной при лечении других тяжелых заболеваний.