Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных элементов на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.
На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, по этому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
В возрасте 5-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседание и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцеватьный материал.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности.
В процессе обучения, помогая найти ребенку нужное движение, педагог своим советом, словом, собственным примером и т.д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Чтобы заинтересовать учащихся танцевальным творчеством, в рамках разработанной методики, совместно с практическими занятиями проводились и теоретические. На таких занятиях давалась общая характеристика танца, отмечались его особенности. Проводились беседы об особенностях фольклорного творчества данного народа, рассматривались иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, использовались видеоматериалы по данной тематике. Все это необходимо для того, чтобы ввести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий, отражающихся в движениях этих танцев, словесно описывались учителем на таких занятиях.
Большое значение придавалось слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям . Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец – пластическая музыка. Поэтому существование в произведении двух компонентов - музыки и танца – результат сложного процесса работы над органикой их соединения. «Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж.Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца.»() Музыка в любом своем проявлении создает, прежде всего содержательную основу танца. Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий. Этому, безусловно, способствует процесс работы по выявлению ритмическо-структурной общности. Как правило, танцевальная форма находится в различной степенной зависимости от временных и структурных характеристик музыки: темпа, ритма, метра и формы построения (периода, предложения, фазы). Среди них наиболее строги соотношения темпа музыки и танца.
Одна из первых характеристик танца – это темп музыки.
Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально- танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный. Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп – это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается как расхождение. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в танце. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа танца. Важна задача по научению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки.
Следующей характеристикой танца является метр. Естественно, что трехчетвертное строение такта найдет иное пластическое выражение, чем двух четвертное, но не в формальном совпадении с долями, а в более сложном временном характере, который задает тот или иной размер и его метрический рисунок.
Третья временная характеристика танца – музыкальный ритм, имеющий огромное влияние на восприятие танца в целом. Музыка и танец живут в едином телесном и метрическом измерении, при этом достаточно свободно соотносятся в ритме, рождая ритмический контрапункт. Таким образом, композиция танца в значительном соотношении с метрической структурой и формой музыкального произведения. Сам термин «композиция танца» трактуется по-разному. Композиция – сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих четырех смысловых прочтений танцевальная композиция – это сочинение единого целого из различных танцевально-пластических элементов.
В авторской методике развития двигательной моторики детей 5-7 лет танцевальным творчеством наиболее распространенными музыкальными композициями были круг и линейное построение. Круг – композиция, наиболее часто повторяемая в различных танцах. И это понятно, он несет смысловое объяснение для детей, круг – это солнце, это расположение вокруг костра, очага. В танце этот однородный мотив имеет ряд разновидностей: замкнутый круг, раскрытый круг, круг в круге, по общему кругу несколько кружочков. Круг – самая распространенная фигура для различных хороводов и песен-плясок. Орнаменты круга восходят к очень древним формам танца, являются одним из ярких мотивов и народного танца и современной хореографии. Ярким примером может служить один из самых знаменитых русских хороводов «Березка» созданный Н.Надеждиной. Бесконечное переплетение в круговом мотиве создает, с одной стороны устойчивый и спокойный образ, с другой, позволяет при переменах и разнообразии пластических вариантов создать объемность образа, его развитие, смену настроений и порывов и утвердить в результате действия величие и простоту.
При использовании линейной композиции особенно четко возникает требование к законам перспективы. С ними педагог должен быть хорошо знаком, чтобы избежать ошибок в построении сценической композиции. К примеру, располагая танцующих детей в линии можно достичь разного зрительного эффекта: можно сохранить равновеличественный рост, если в глубину линии поставить более высоких исполнителей; можно же уменьшая рост, при усилении этого перспективного создать впечатление уходящей в даль линии.
Безусловно, линейные мотивы, как и круговые, имеют возможность развития и за счет темпа, и перестроения, и места нахождения линии в пространстве.
Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой – движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Всякое движение не статика, но оно может быть в различной степени динамично и в зависимости от этого, но по-разному используется. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. При огромном многообразии вариантов, танец наиболее часто делится на сольный и массовый, в рамках данной методики использовались оба варианта. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения – упражнения. Назначение упражнения различно: для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки); предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам; развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр; композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу воспитателя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизация). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца.
Согласно внедряемой методики обучение детей танцевальным элементам и далее танцу начиналось с их обучения правильному шагу и бегу, что способствовало укреплению мышц, ног и корпуса, дети должны были разучить ряд упражнений которые помогали им хорошо и выразительно двигаться под бодрую маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движения рук и ног, легкости шага. Кроме того эти движения связанные с музыкой всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, что так же благотворно влияет на развитие двигательной моторики детей.
Упражнения, танцевальные элементы, танцы, пляски, вошедшие в состав методики развития двигательной моторики детей 5-7 лет танцевальным творчеством подчиняются общим закономерностям:
1. Они направлены на улучшение качества движения детей, развитие у них умения придавать движениям пружинный, плавный, или маховой характер (в зависимости от музыкально-двигательного образа).
2. Они должны научить детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам), элементам пляски-танца выразительность, диктуемую музыкой.
3. Они должны воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, не мешая друг другу или выполнять перестроение в плясках отражая их характер.

Разучивание точно зафиксированных и не привычных для детей элементов танца и русской пляски начиналось с показа. Для этого использовался не только личный пример педагога, но и видеоматериал, плакаты. Показ движений отражал их четкость и выразительность, обязательно был связан с музыкой, чтобы дети сразу могли понять характер и особенности движения и музыки. Разучив такое движение, танцевальный руководитель предлагал исполнить его под другую музыку, чтобы дети привыкли соответственно изменять характер, динамику, темп движения.
Эксперимент показал на практике, что на ранних стадиях внедрения методики некоторые дети хорошо чувствовали характер музыки, но для них было очень затруднительно передать его в движении. Во многих случаях учителю приходилось самому включаться в движение, использовать словесное описание движения и др., чтобы научить детей точно передавать характер музыки. Участие учителя в танце всегда активизировало деятельность детей, вовлекаясь в общий ритм движений, дети преодолевали барьер стеснения, неловкость и быстрее вовлекались в танец.
Кроме того, внедряемая методика убедила исследователей, что все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в этом возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Задача педагога объединить последовательность этих движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.
При выполнении упражнений плечи детей слегка опущены, тонизируются выпрямители спины, растягиваются четырехглавые мышцы бедра, прямые мышцы живота. Движения так же направлены на растяжение передней поверхности корпуса, длинной и короткой малоберцовых мышц. Эффективность некоторых упражнений возрастает при медленном их выполнении. После исполнения движений на растяжения пояснично-подвздошной мышцы нужно переходить к упражнениям, тонизирующим ягодичные мышцы. Движения плечами реализуют растяжение экстензоров шеи, тонизируются нижние стабилизаторы лопатки. Многие упражнения из выше перечисленных направлены на развитие координированной работы мышц ног и рук, активизацию рефлексов походки. Смена темпа выполнения танцевальных движений не только усиливает влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но и способствует увеличению стимуляции ЦНС, улучшению центральной нервной регуляции двигательного акта.



Выполнение этих танцевальных упражнений обеспечивает чередование различных типов сокращения мышц голени, что способствует нормализации их тонуса, в сочетании с активизацией рефлексов походки. В движениях на пятках тонизируются мышцы передней поверхности голени, растягиваются мышцы задней поверхности; при движении на носках на оборот. В упражнениях с использованием полуприседании таз держится вертикально, действие направлено на тонизацию четырехглавой мышцы бедра, средней ягодичной мышцы, что способствует нормализации их тонуса. Положение рук на поясе с отведенными на зад плечами тонизирует фиксаторы лопаток. Упражнения также на тонизацию косых мышц живота, широчайших мышц спины, передних и задних зубчатых мышц, большой и малой круглых мышц, квадратных мышц поясницы за счет чередования их растяжения и сокращения.
При оценки физиологического воздействия занятий танцами на организм детей необходимо учитывать степень зрелости центрального аппарата регуляции двигательных функций, особенности возрастного развития физиологических систем организма.
Диагностика развития двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца проводилась на протяжении всего эксперимента в несколько этапов. С этой целью был разработан специальный диагностический пакет тестовых методик, а также были выделены уровни развития двигательной моторики, сопоставление с которыми результатов авторской методики позволило судить о ее качестве. В психолого-педагогической литературе имеется богатое описание диагностических методик, технологий, систем; диагностика детских коллективов по данной тематике выстраивалась в соответствии с закономерностями и особенностями уже имеющегося опыта.
Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения в след за учителем, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание танцевальной музыки.
Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями детей, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием на звучание танцевальной музыки (притопывание в такт, хлопанье в ладоши, повороты головы, туловища в такт). Однако, этому уровню свойственна слабая творческая активность детей.
Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных частей движения в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию под музыку, способность к танцевальной импровизации.
Диагностический пакет тестовых методик включал в себя три тестовых блока:
1.Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве. Блок предполагал следующее задание для ребят: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой. Правильность выполнения задания оценивалась в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями). Результаты данного теста приведены в табл. 2,3,8,9.
2.Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагалось под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. Результаты оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с разработанными уровнями) и заносились в табл.

3. Тест на определение двигательной активности детей. Детям предлагается повторить элементы танца, показанные руководителем. В данном случае приглашались для показа дети из старшей танцевальной группы. Ими были показаны отрывки из «танцующих утят» и элементы рок-н-рола. Дети под музыкальное оформление должны были повторить их действия. Результаты этого теста в зависимости от исполнения детей оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями).
При проведении эксперимента контрольной группой стала группа учащихся 1-го класс средней общеобразовательной школы в количестве 16 человек. Экспериментальная группа состояла из 14 человек, дети 6-7 лет, учащиеся той же школы, записавшиеся в танцевальный кружек.
Соотношение уровней развития двигательной моторики и баллов, набранных детьми в результате их тестирования

Входная диагностика показала, что уровень развития двигательной моторики у детей обеих групп примерно одинаков и соответствует низкому.
Выходная диагностика, проводившаяся по тем же тестам, показала, что уровень развития двигательной моторики в экспериментальной группе стал заметно выше и на 78% поднялся с первого на второй, а со второго на третий на 20%. В контрольной группе результат при повторной диагностики почти не изменился.
Таким образом, было доказано, что если целенаправленно обучать детей танцевальным элементам, танцам, пляскам, танцевальному творчеству, по средством внедрения соответствующей методики то развитие двигательной активности детей 6-7 лет будет протекать более интенсивно и качественно.

Позиции ног.

Позиции и положения рук.

1. Круг

2. «Звездочка»

3. «Карусель»

4. «Корзиночка»

5. «Цепочка»

Движения рук.

Обращение с платочком (жен.)

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

Наиболее характерные положения рук у юношей.

Шаги (Простой –Переменный)

Дроби

Основные движения русского народного танца.

Методика и техника характерного народного танца

Позиции ног.

В народном танце используется:

1. 5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V. 2. 5 прямых:

I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV - обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V - обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

3. 5 свободных.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

4. 2 закрытые.

I - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

1. 7 позиций:

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

2. Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение - обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

3. Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения. При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа - 1 такт.

Музыкальный размер - 2/4. Движение занимает 2 такта. Исходное положение; одна рука на станке, другая - в подготовительном положении. Голова повернута от станка. 1 такт.

Первая четверть - рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть - пауза.

2 такт.

Первая четверть - рука собирается в локте и, описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть - пауза.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

1. Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

2. «Звездочка».

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

3. «Карусель».

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

4. «Корзиночка».

Она образуется из двух кругов - круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

5. «Цепочка».

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Русский танец для детей от 3 до 8 лет. Методика обучения детей и организация хореографической работы

Движения рук.

1. Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей - руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек - руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

2. Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

3. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти - на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

4. Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Шаги

1. Простой

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - пауза.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед.

Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

4. Переменный с каблука.

Затакт - небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть.

Первая восьмая - шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.Вторая восьмая - левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его. Вторая четверть - первая восьмая - притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается. Вторая восьмая - пауза.

5. С переступанием.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

Первая четверть первая восьмая - небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая - левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

Вторая четверть - первая восьмая - правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая - пауза.

Характерный народный танец для детей от 5 до 10 лет Часть 1

Дроби

Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

1. Дробная дорожка.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть - движение повторяется.

2. Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта. Затакт - одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола. Первая четверть Первая восьмая - одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола. Вторая восьмая - небольшой подскок на правой ноге. Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

«Гармошка».

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

«Ковырялочка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.

«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о.

«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

«Веревочка»

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

Простая.

«И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад. «1» - правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение. «И 2» - движение повторяется.

«Маятник».

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

«Моталочка»

И.П. - I прямое. Движение занимает один такт. «1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад. «И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги.

«Молоточки».

Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое. «1» - после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол. «И» - короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

Методика и техника характерного народного танца -2

«Хлопушки».

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды : одинарные хлопки и удары - фиксирующие, одинарные хлопки и удары - скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары. Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

«Полуприсядка».

1. С открыванием на ребро каблука,

2. С открыванием ноги на воздух,

3. Разножка - в стороны, на ребро каблука,

4. Разножка - вперед - назад. Движение занимает один такт. И.П. - I прямое.

«И» - небольшой подскок на обеих ногах.

«1» - резкое и глубокое полное приседание.

«И» - пауза.

«2» - одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая - назад на полупальцы.

«И» - пауза.

Виды полной присядки:

«Гусиный шаг », «Мяч », «Ползунок », «Закладки ».

Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами.

Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами - «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.

Бегунец И. п.: ноги в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Оттолкнуться левой ногой и сделать небольшой прыжок вперед правой ногой (счет «раз»), мягко на нее опустившись; затем продвинуться вперед на легком беге: левой ногой (счет «и»), правой ногой (счет «два»). После этого начинать те же движения с левой ноги (прыжок, перебежка и т. д.).

Боковой галоп - элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». И. п.: основ­ная стойка. Движения легкие, пружинящие. На «раз» - небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону (с носка ноги, слегка сгибая колени); на «и» - приземлиться на левую; на «два и» - повторить движения.

Дробный шаг. И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется ритмично, на месте, на всей ступне с быстро чередующимися притопами: правой, левой, правой и т. д.

Ковырялочка - элемент танца. И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «раз и, два и». На «раз и» - небольшой подскок на левой ноге, одновременно правую отвести в сторону, коснувшись носком пола, слегка согнутое колено повернуть внутрь; на «два и» - сделать второй подскок на левой ноге, правую поста­вить на пятку, колено повернуть наружу.

Па-де-баск - элемент танца. И. п.: ноги d основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» - небольшой прыжок, толчком левой ноги, правую вынести вперед-вправо (невысоко над полом); на «раз» - приземлиться на правую ногу,

Стр.267

левую согнуть, колено наружу; на «и» - шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два» - шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть.

Русский переменный шаг. И. п.: основная стойка. Выполняется на счет «раз и два и» На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка; на «и» - небольшой шаг левой ногой на носок (пятка поднята невысоко); на «два и» - небольшой шаг правой ногой вперед с носка. Затем движения выполняются с левой ноги.

Русский хороводный шаг. И. п.: ноги в третьей позиции (пятка правой ноги приставляется к середине левой ступни). Движения представляют собой плавный поочередный шаг каждой ногой с коска.

Шаг вальса (гимнастический). И. п.: стойка на носках. Выполняется на счет- «раз два три». На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено (мягко пружиня); на «два, три» - два небольших шага вперед левой затем правой ногой на носках (ноги прямые).

Шаг вальса (танцевальный). И. п.: стойка на носках. Исполняется, как и пре­дыдущий шаг, но на беге, стремительно.

Шаг польки . И. п.: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет «и раз, и два» На «и» - маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую слегка приподнять вперед; на «раз» - шаг правой вперед на носок; на «и» - приставить левую ногу сзади к правой (третья позиция); на «два» - шаг правой ногой вперед.

Шаг с припаданием . И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» - правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» - сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено, одновремен­но левую, согнутую в колене ногу, приподнять; на «и» - выпрямляя ноги, встать на-носок левой ноги (сзади правой), правую отвести в сторону; на «два и»- повторить движения.

Шаг с притопом . И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется на счет «раз, два». На «раз» - небольшой шаг с ударом правой ноги об пол, на «два» - такой же шаг левой ногой.


Ленин В. И. О литературе и искусстве/ Сост. Н. И. Крутикова.- М., 1969.- С.701.

Шостакович Д. Д. Мир музыки // Пионерский музыкальный клуб. - М., 1959.-Вып. 1. - С. 3 - 4.

Чайковский о композиторском мастерстве. Письмо к Н.С. Фон-Мекк от 15 августа 1880 г. – М., 1952. – С.7.

Чайковкий П.И. Переписка с Н.С. Фон-Мекк. Комментарий к письму 31. 1876 – 1878 гг. – М., 1934. – Т.1. – С.572.

Конкретные характеристики каждой возрастной ступени дошкольников будут даны в последующих главах.

Крупская Н.К. О задачах художственного воспитания// О дошкольном воспитании. – М., 1973. – С. 127.

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1963.- С. 221

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1974.- С. 198.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспи­тание.-М., 1973.-С. 15.

Горький А. М. В людях.- М.; Л., 1936.- С. 181.

См.: Музыка для прослушивания в детском саду - комплект пластинок где записаны произведения, которые можнопрослушивать в какой-либо группе.

Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действи­тельности.- М., 1948.- С. 88.

Ушинский К. Д. Собр. соч.- М.; Л. , 1948.- Т. 3.- С. 162.

Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию? // Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы.- М., 1952.- С. 263.

В группах раннего возраста и в 1-й младшей дети приучаются лишь подпевать отдельные слоги и слова песни, подражая интонациям взрослого.

Тесситура - высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса.

Транспонировать - значит изменить тональность данного произведе­ния в сторону повышения или понижения.

См.: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.- М., 1968; 1972; 1973; 1988.

См.: Музыка в детском саду.- М., 1971; 1973.

См.: Музыкальный букварь,- М., 1973.

Знак V показывает место, где кончается та или иная музыкальная фраза в песне.

См.: Музыка в детском саду.- М., 1973.- Вып. 5.

Варианты этих упражнений даны в «Музыкальном букваре» (М., 1972) в попевках «Цирковые собачки», «Ученый кузнечик»

См. приложение к «Музыкальному букварю» (М., 1968).

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.- М., 1972. – С.51.

Теплов Б. М. Избр. труды.: В 2 т.-М., 1985.-Т. I.-С. 192.

Отметим, что такое деление условно и применяется для удобства планирования-

См.: Музыка в детском саду.- М., 1980.- Вып. 2.

Программное содержание каждого вида музыкальной деятельности охаракте­ризовано в предыдущих главах учебника.

7 Ноября, 1 Мая, 8 Марта и праздник новогодней елки рекомендуется отме­чать в форме праздничных утренников. День Конституции, День Советской Армии, День рождения В. И. Ленина, День Победы - в форме тематических комплексных занятий.

С детьми раннего возраста занимаются только в группах. В группах также зани­маются и во время карантина.

Методика проверки знаний по видам музыкальной деятельности рассмотрена в главах IV, V, VI учебника.

Выполняя различные движения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными в себе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, круг общения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущих спортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечного аппарата.

Известно, что снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий приводят ко многим серьезным нарушениям в организме человека.

Современные школьники страдают от гиподинамии, что приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника, ожирению, близорукости.

Занятия физкультурой призваны помочь детям бороться с этими недугами. Одним из видов эмоциональной и эстетической двигательной деятельности для детей являются танцевальные упражнения и танцы.

Для того чтобы подготовить детей к изучению танца, в начале каждого урока проводится разминка.

I. Начинаем с упражнений для мышц шеи.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1. Наклон головы вперед, назад (фото 1, 2).
2. Поворот головы вправо, влево (фото 3, 4).
3. «Тарелочка». Тянемся ушком вправо, влево (фото 5, 6).
4. «Змейка». Вытягиваем шею вперед, назад (фото 7, 8).
5. Круговые движения головой, не изменяя направления взгляда, в правую сторону с остановками, на счет 1 – вперед, 2 – вправо, 3 – назад, 4 – влево; в левую сторону на счет 1 – вперед, 2 – влево, 3 – назад, 4 – вправо.

Фото 7

6. Круговые движения головой, не изменяя направления взгляда, в правую и левую стороны без остановок. Круг можно выполнить на 1 или 2 счета.

II. Упражнения для разогрева мышц плечевого пояса.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1. Движения плечами вперед, назад. Выполняются на 8, 16 счетов.
2. Движения плечами вверх, вниз по одному. Выполняются на 8, 16 счетов.
3. Круговые движения плечами назад. Выполняются на 4 счета каждым плечом.
4. Круговые движения правым, левым плечом вперед. Выполняются на 4 счета каждым плечом.
5. Круговые движения плечами вперед и назад одновременно. Правое плечо выполняет круг вперед, а левое – назад. Затем меняем направление. Правое – назад, левое – вперед.

III. Упражнения для рук.

1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью (фото 9). На счет 1 – правая рука сгибается в локте (фото 10), поднимается вверх, левая – вниз; 2 – руки в стороны (фото 11); 3 – правая рука сгибается в локте, опускается вниз, левая – вверх (фото 12); 4 – руки в и.п. Затем выполнение упражнения в другую сторону.

2. И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука вытянута в сторону, пальцы сжаты в кулак (фото 13). На каждый счет выполняется круговое движение вверх от локтя на 4 счета (фото 13, 14, 15, 16, 13). Затем круговое движение вниз на 4 счета (фото 13, 16, 15, 14, 13). Так же выполняется это движение и с левой руки. При выполнении движения локти остаются строго на месте.

3. Круговые движения рук с подъемом локтя. И.п.: как в упр. № 2. Выполняем упражнение точно так же, как и в упражнении № 2, но начинаем снизу, постепенно поднимая руку вверх. Рука проходит не 1, а 1,5 круга, останавливаясь у головы (фото 17). Затем опускаем локоть вниз. Рука проходит 1,5 круга в другом направлении, останавливаясь внизу (фото 18).

Это упражнение можно выполнять отдельно правой и левой рукой или двумя руками одновременно.

Одним из стилей, который можно предложить для изучения в 5-м классе, является диско. В танцевальную комбинацию можно включить всевозможные «пружинки», прыжки, круговые движения руками, простые повороты. Если у ребят возникнет желание принять участие в создании танцевальной связки, не стоит им препятствовать в этом. Танец приобретет новизну, а учащиеся будут танцевать его с большим желанием.

Предлагаю несколько отдельных движений, которые можно соединить в любой понравившейся последовательности.

1. «Пружинка». И.п.: ноги вместе. Руки опущены вдоль туловища. 1 – присесть неглубоко и встать; 2 – присесть и встать. «Пружинка» выполняется в быстром темпе на 8 или 4 счета.

2. «Диагональ». И.п.: ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вдоль туловища, сжаты в кулаки. 1 – согнуть правую руку в локте, левую отвести назад. Левую ногу согнуть, колено поднять к правому локтю. Правая, опорная, нога прямая или чуть согнута (на выбор постановщика) и и.п.; 2 – согнуть левую руку в локте, правую отвести назад. Правую ногу согнуть, колено поднять к левому локтю. Левая, опорная, нога прямая или чуть согнута (на выбор) и и.п.

3. «Поворот». Выполняется по прямой линии в правую или левую сторону. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – шаг в правую сторону, поворот головы направо; 2 – поворот корпуса в правую сторону на правой ноге, левой ногой выполнить шаг по прямой линии, голова в прежнем положении; 3 – поворот корпуса в правую сторону на левой ноге, правой ногой выполнить шаг по прямой линии, встать лицом к зрителям; 4 – приставить левую ногу к правой, присесть и хлопнуть в ладоши.

4. Круговые движения руками. И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука сжата в кулак, поднята в сторону, круговое движение выполняется по часовой или против часовой стрелки. На каждый счет рука останавливается в и.п. Это движение можно выполнять правой или левой рукой вместе или отдельно. Так же его легко скомбинировать с другими движениями, например, «пружинкой», «диагональю», наклоном, поворотом, прыжками.

Есть другой вариант. И.п.: то же самое. При выполнении кругового движения рука поднимается к голове, выполняя 1,5 круга, опускается в и.п.

5. Шаги на месте. И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх, кисти раскрыты. 1 – правая нога сгибается в колене, ставится на полупальцы, выполняется шаг на месте, ладони переносятся вправо или влево; 2 – левая нога сгибается в колене, ставится на полупальцы, выполняется шаг на месте, ладони переносятся влево или вправо. При выполнении шагов вперед или назад руки переносятся так же.

6. Круговые движения корпусом. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе или опущены вдоль туловища. 1 – правая рука ставится на пояс, левая вытягивается вверх, наклон вперед в правую сторону; 2 – корпус, не поднимаясь, переносится вперед, руки остаются в прежнем положении; 3 – корпус, не поднимаясь, переносится вправо, руки остаются в прежнем положении; 4 – поставить корпус в вертикальное положение.

7. И.п.: ноги вместе, руки вытянуты вверх, пальцы прижаты друг к другу. 1 – левая рука сгибается в локте, опускается вниз; 2 – шаг левой ногой назад, правая рука сгибается в локте, опускается вниз, левая рука вытягивается вверх; 3 – шаг правой ногой в сторону, руки переносятся в горизонтальное положение; 4 – левая нога ставится к правой, руки переносятся в вертикальное положение.

Из истории танцевальных стилей

Появление джазовых танцев, таких как: твист, рок-н-ролл, рэп, брейк, фанк, соул, связано с появлением и развитием самого джаза.

Джаз зародился на рубеже ХХ века и корнями глубоко уходит в традиции африканской народной песни. В поисках новых ритмов музыканты обратились к наследию, пронизывая почти всю свою музыку звучанием африканских барабанов. Синкопирование (смещение ударения с сильных долей такта – первой и третьей – на слабые – вторую и четвертую), «пауза» и многие другие ритмические приемы придали музыке своеобразный танцевальный характер. Музыканты использовали и элементы английских духовных гимнов, немецких полек, итальянских арий, ирландских народных песен, французских кадрилей и любой другой понравившийся им вид музыки. И в результате возникла новая музыкальная форма, которая дальше развивалась по двум направлениям: часть новшеств была освоена духовной музыкой, развившейся в африканские «спиричуэлс», а другая проявилась в маршах, рэгтаймах и блюзах.

Диско – популярный во второй половине 70-х годов. Может быть охарактеризован как «спрямленный» вариант музыки соул, с резко акцентированным ритмом и насыщенным электронным звучанием.

Твист имел успех в 20-е годы. Весь мир «твистовал», и два поколения людей будут вспоминать об этом увлечении.

Первоначально танец исполнялся на 8 тактов и в сторону, затем его исходная позиция изменилась. Танец исполняют на 40 тактов, в ритме «раз», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «восемь», равномерно пульсирующем восьмыми долями. «Твист» означает «скручивание». Это и является основой движения бедер, которые должны выполнять равномерный и непрерывный поворот справа налево, в то время как корпус, плечи и руки выполняют вращательные движения в противоположном направлении.

Рок-н-ролл возник в начале 50-х годов в результате слияния элементов многих музыкальных стилей в Соединенных Штатах Америки. Среди них был и ритм-энд-блюз – необработанная танцевальная музыка долины Миссисипи, от которой были взяты синкопированные ритмы и эмоциональность пения. А простые и сентиментальные мелодии были взяты у деревенской музыки белых жителей Аппалачских гор. Этот коктейль к середине 50-х годов стал не только самой распространенной музыкой в Америке, но и стилем жизни нескольких последующих поколений. Само название «рок-н-ролл» появилось впервые в 1934 г. на пластинке африканской певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. Затем термин «рок-н-ролл» снова возник в 1951 г. в музыкальных радиопрограммах американского диск-жокея Алана Фрида, который говорил скороговоркой, отличался темпераментом и страстью к рок-музыке.

Рок-н-ролл является упрощенной формой джайва, в переводе он означает буквально «покачиваться и перекатываться», но быстрый темп делает его похожим на свинг и буги-вуги. И хотя рок имеет свои характерные движения, танцующие на дискотеке изобретают в нем свои собственные движения. Это иногда приводит к тому, что танцующие рок в действительности танцуют под музыку рока буги или би-боб. В момент появления рока модные вариации рок-н-ролла больше напоминали акробатику, чем танцы.

Рок-н-ролл исполняют в ритме «раз», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», с акцентом на второй и четвертой долях, в темпе 48 тактов, в размере 4/4.

Рэп – вокальная манера впервые появилась в начале 80-х годов в арсенале американских диск-жокеев, хотя еще раньше практиковалась на Ямайке под названием «тоустинг». Представляет собой скороговоркой произносимый текст не всегда осмысленного содержания, наложенный на ритмический каркас фанка.

Брейк. В 70-е годы, после выхода в свет «Танцующей машины», Майкл Джексон решил найти танцевальные движения, которые дополнили бы ее и сделали более привлекательной. И вот когда «Танцующая машина» исполнялась в «Поезде души», он двигался по сцене, как бы идя по улице. Такой стиль стал называться «робот». А через несколько дней, казалось, каждый ребенок в Соединенных Штатах ходил, как робот.

16 мая 1983 г. Майкл Джексон исполнил «Билли Джин» в телеконцерте в честь 25-летия «Мотауна». После этого телешоу, в котором 50 миллионов зрителей увидели мунуок, или «лунную дорожку», многое изменилось. Мунуок родился как движение брейк-данса, его создали черные ребятишки, которые танцевали на перекрестках улиц и гетто, еще раз доказав, что чернокожие очень изобретательные танцоры.

Фанк. Стиль первоначально появился в джазе в начале 60-х годов (Хорэйс Силвер, Арт Блэйки). «Фанк» можно понимать как «взвинченный», «вибрирующий». Основной признак фанк-музыки – акцентированный ритм на 8/8, подчеркнутый характерной синкопированной партией жестко звучащей бас-гитары. Фанк одно время считался не более чем манерой игры и аранжировки в соул. В 70-е годы он был известен в основном африканским слушателям (Джорж Клинтон, «Земля, Ветер, Огонь»). Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк, как не менее «танцевальная», но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

Соул. В конце 50-х годов, когда значительная часть «черной» музыки США (блюз, ритм-энд-блюз) была заимствована исполнителями рок-н-ролла, сделавшись, таким образом, «межрасовым» явлением, африканское население стало идентифицировать себя в музыке «соул». В соул преобладают влияние мелодической традиции спиричуэлс и характерные для этого направления многоголосие и сдержанная экстатичная манера исполнения (в противовес более «развязанному» и ироничному блюзу). Первыми «гигантами» соул были певцы Рэй Чарльз и Джеймс Браун.

Задачи и структура урока

Одной из форм занятий физкультурой являются занятия современным танцем.

В настоящее время основными задачами современного танца являются: силовая выносливость; гибкость; мышечная сила; развитие координации.

Структура урока включает в себя 3 основные части:

1. Разминка.
2. Тренинг.
3. Разучивание новых танцевальных элементов.

Разминка

Выполняя упражнения разминки, ученики готовятся к выполнению основной нагрузки. Последовательно разогреваются мышцы шейного отдела позвоночника, плечевого, поясничного отделов, конечностей.

Наклоны головы вперед, назад. Повороты головы вправо, влево. Движения плечами вперед, назад, вверх, вниз. Круговые движения руками. Наклоны вперед, назад, в сторону. Приседания на двух ногах, на одной ноге. Прыжки, подскоки на одной и на двух ногах.

Игры на развитие координации: «Лесенка», «Запрещенное движение».

Тренинг

Основной принцип методики тренинга заключается в создании двигательных форм, которые посредством мышечного чувства ведут к состоянию танцевальности движений.

Задача тренинга – воздействие на мышцу или группу мышц, и лишнее напряжение здесь очень полезно. Приучать через мышечное чувство работать той мышцей, на которую воздействуют, не применяя инерции тела.

Для проведения тренинга разработана программа дифференцированных упражнений:

1. Силовой комплекс.

Отжимание штанги из положения лежа на наклонной доске широким хватом – для груди, также разводы гантелей в этом положении.

Для плеч – поднимание гантелей на руках в сторону или вперед в положении стоя или сидя.

Приседание с весом – для ног.

Для голеней – поднимание на носки, используя штангу.

Разгибание рук с гантелями из-за головы – для задних мышц рук (трицепса).

Сгибание рук со штангой (гантелями) перед собой – для передних мышц рук (бицепса).

Сгибание-разгибание корпуса в положении лежа на спине – для мышц живота.

Поднятие штанги (гантелей) к себе из положения стоя на полу с наклоненным корпусом – для широчайших мышц спины.

Во всех упражнениях, особенно в упражнениях в положении стоя в наклоне корпуса вперед, необходимо контролировать спину, «держать» ее во избежание травм спины.

На следующее утро после тренировок возникает состояние боли в мышцах, так называемая крепатура мышц. Крепатура – это нормальное явление, мышцы адаптируются к новой для них нагрузке. Можно смело дать на эти мышцы легкую нагрузку снова для устранения этой боли.

При выполнении этого комплекса на разные группы мышц начинать нужно с больших мышц и поступательно переходить на меньшие.

2. Развитие гибкости. Наклоны вперед, в стороны, назад.

Растяжки мышц рук, ног, спины.

При выполнении растяжек мышц нужно внимательно прислушиваться к ощущениям, возникающим при исполнении упражнений, необходимо хорошо следить за собранностью тела в целом, для правильного выполнения во избежание травм.

Инерция в движениях стимулирует и укрепляет работу удерживающих свойств мышц тела, а также создает нужный «фон» в воздействуемых мышцах для тренировки силы плавности, взрыва, скорости или медлительности движения.

Гибкость – это показатель пластичности тела, она придает танцу выразительность, способствуя созданию сценического образа.

Разучивание новых танцевальных элементов

Танцевальные движения должны выполнять следующие задачи:

1. Снятие общего напряжения мышц. Все мы испытываем лишнее напряжение в мышцах при движениях, которое мешает проявлять наши двигательные способности в полной мере. Причины лишнего напряжения мышц могут быть разными, но следствие одно – страх. Страх мышц при встрече с незнакомым движением. Это своего рода защитная реакция мышц (нервной системы) перед неизвестным движением. Поэтому лишнее напряжение мышц двойственно влияет на нас.

2. Снятие конкретных мышечных зажимов в теле.

Почувствовать лишнее напряжение мышц возможно только посредством мышечного чувства в движениях. Поэтому приходится «шлифовать» их, тем самым приучать к конкретному движению, «усыпляя» бдительность лишнего мышечного напряжения именно для этого движения.

3. Задействовать при выполнении движения столько мышечного напряжения, сколько нужно для задачи движения.

Через формы танцевальных движений мышечное чувство приводит движения к состоянию, когда мышцы и нервная система способны думать, выбирать и создавать движения самостоятельно, мы их только направляем на выполнение задачи.

4. Пластично переходить от одного танцевального движения к другому. От быстрого к медленному, от медленного к взрывному, от взрывного к мягкому, от мягкого к быстрому и т. д., чем больше разнообразие динамики движений (сила, скорость, амплитуда, частота и т. п.), тем лучше, лишь бы не терять линии перехода от формы к форме (все одним потоком).

При выполнении этих задач главное – приучать слушать свое мышечное чувство и при лучшем исполнении движения приучать мышцы запоминать ощущения.

Для каждого класса подобран танцевальный стиль, соответствующий возрастным особенностям и интересам школьников:

    5-й класс – «Диско»;

    6-й класс – «Твист»;

    7-й класс – «Рок-н-ролл»;

    8-й класс – «Рэп»;

    9-й класс – «Брейк»;

    10-й класс – «Фанк»;

    11-й класс – «Соул».

Импровизация в танце

«Лишнее мышечное напряжение» – это защитная реакция нашего тела в движениях. Так сказать, «контроль» нервной системы над свободой движений. Проще говоря, страх мышц (нервной системы) перед неизвестным движением. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. И здесь мышечное напряжение обостряется очень сильно, даже, можно сказать, «воспаляется» перед мгновенной неизвестностью движений, как бы ставя заслон всем танцевальным способностям.

В импровизации танца первичную основную роль играют душевное настроение и вдохновение. Именно в импровизации танца этот мышечный заслон лучше проходит через душевную импровизацию, т. е. сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а потом – в движениях танца. Таким образом, есть уже две «составляющих» импровизации у танцующего – это музыка и его личное эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Эти составляющие рождают каждый раз эмоциональность танца, которая способствует импровизации движений в танце. Для импровизации танца нужно вдохновение, и оно одухотворяет танец.

В этой работе я хотела показать, какое важное значение имеют занятия современным танцем. Как правило, те дети, которые овладевают одним танцевальным стилем, стремятся познакомиться и с другими. Учатся сами и учат своих друзей.

С каждым новым движением все больше проявляется желание быть красивым и доставлять радость другим.

Хорошее самочувствие и настроение надолго остаются после занятий, несмотря на ошибки. На ошибках учатся – вот девиз урока. Исправляя неточности, достигается высокий уровень в исполнении. Страх перед неуклюжестью, неуверенность в себе пропадают. Это дает возможность почувствовать себя непринужденно, свободно.

А красивый, уверенный в себе человек знает точно, что справится с любыми трудностями.