Исследования психических состояний. Опросник САН. Оценка нервно-психического напряжения. Тест Т.А.Немчина. Оценка нервно – психического напряжения Тест по нервно психическому напряжению
Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (т.А.Немчин)
Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция: «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».
Текст опросника:
Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,
в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
Температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;
б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,
Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);
Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.
Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;
в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».
Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.
Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного «холодного» пота.
Состояние слизистой оболочки полости рта:
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту.
Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.
Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.
Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
Настроение:
а) обычное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
в) снижение настроения, подавленность.
Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон;
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;
в) чувство страха,паники, отчаяния.
Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
Особенности речи:
а) обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.
Особенности памяти:
а) обычная память;
б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;
в) ухудшение памяти.
Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений;
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
Сообразительность:
а) обычная сообразительность;
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
в) снижение сообразительности, растерянность.
Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.
Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
Частота возникновения состояния напряжения:
а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.
Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.
Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.
Обработка методики и интерпретация результата.После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за знак "+", поставленный против подпункта а), начисляется 1 очко. За тот же знак, поставленный против подпункта б), начисляется 2 очка и против подпункта в) - 3 очка.
Т.о., максимальное количество очков, которое можно получить, равно 90, когда испытуемый отмечает у себя наиболее выраженные признаки нервно-нсихического напряжения. Минимальное количество набранных очков равно 30, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения.
Статистическая обработка результатов 500 человек позволила выделить 3 класса величин выраженности нервно-психического напряжения (HПH).
HПH-1 имеет степень выраженности от 30 до 50 очков и означает слабую степень выраженности нервно-психического напряжения.
HПH-2 отражает умеренную степень выраженности нервно-психического напряжения и попадает в диапазон между 51 и 70 очками.
HПH-3 характеризует чрезмерную выраженность нервно-психического напряжения и располагается в диапазоне между 71 и 90 очками.
В таблице приводятся некоторые статистические характеристики нервно-психического напряжения, полученные с помощью этого опросника на выборке 500 испытуемых(300 здоровых студентов и 200 больных неврозами)
Обследованные -------------- число %
Средняя величина и квадратическое отклонение
Достоверность различий
практическая работа
1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина
Цель: изучение степени нервно-психического напряжения.
Описание: Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время.
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».
Испытуемый Н.П.
Испытуемый Е.Е.
Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.
Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...
Методы и техники психологического консультирования
Термин «исповедь» -- понятие больше религиозное, чем психотерапевтическое, -- впервые стало применяться психологами с начала XX в., когда в моду вошел психоанализ и психотерапия, имитирующие церковную исповедь. Рассказ клиента о себе...
Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста
Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста
Нервно-психическое развитие - один из критериев здоровья, поэтому, определяя группу здоровья, обязательно учитывают уровень развития ребенка...
Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста
Для нервно-психического развития ребенка грудного возраста мы предложили программу игр и занятий, которая направлена на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь...
Оценка нервно-психического напряжения
Напряжение (англ. tension) - это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором . В.И. Медведев и А.М...
Позитивное восприятие мира как свобода выбора
Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано...
Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение...
Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов
В психологической литературе имеются различные определения тревожности. А.М. Прихожан пишет, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия.....
Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда
Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального...
Стресс и работоспособность
По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение -- это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях -- при дефиците времени, информации...
Стресс как причина психосоматических заболеваний
Эмоциональное состояние женщины во время беременности
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др...
Юмор как копинг-стратегия в сложных жизненных ситуациях
Важную роль юмора в преодолении стрессов и неприятностей отмечали многие зарубежные исследователи (Lefcourt,2001; Lefcourt&Martin, 1986). Обычно юмор используется либо во время неблагоприятной ситуации, либо после нее...
Шкалы: уровень тревожности
Назначение теста
Методика предназначена для измерения уровня тревожности.
Описание теста
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны - «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.
Тест
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Ожидание меня нервирует.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Меня нередко охватывает отчаяние.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
Ответы «Да
» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
. Ответы «Нет
» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка результатов теста
. 40-50 баллов
рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
. 25-40 баллов
свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
. 15-25 баллов
- о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
. 5-15 баллов
- о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
. 0-5 баллов
- о низком уровне тревожности.
Источники
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.Жанр : Психология
Формат : PDF
Качество : Отсканированные страницы
Описание
: Современная эпоха общественного развития характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, и, во-вторых, все более возрастающая в указанном процессе роль человека как главной производительной силы общества.
Гуманизация практически всех областей общественной практики объективно требует глубокой разработки основных проблем человекознания, его теоретических и практических аспектов. Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с необходимостью не только глубокого изучения его личности, характера, способностей и других психических характеристик, но и разработки практических мер по увеличению потенциальных свойств человека, которые могли бы полностью отвечать сложным жизненным ситуациям.
Эти и многие другие обстоятельства заставляют человека быстро и полноценно адаптироваться и сохранять высокую работоспособность в постоянно изменяющейся обстановке. Актуальность проблемы адаптации человека к новым условиям повышается также в связи с расширением экологического ареала, выходом в космос, овладением труднодоступными ранее областями Земли, развертыванием работ на континентальном шельфе Мирового океана, напряженностью в международных военно-политических отношениях, необходимостью трудиться в необычных, часто весьма сложных, опасных или в так называемы, «экстремальных» условиях. Повышенные требования к физическим, моральным, психологическим качествам и способностям человека в подавляющем большинстве не только не сопровождаются какими-либо неблагоприятными последствиями, но, напротив, вызывают мобилизацию духовных и физических ресурсов личности, обеспечивающую преодоление трудностей. Однако в некоторых случаях экстремальные условия могут стать объективными причинами возникновения у человека особых - «стрессовых» - состояний.
В настоящее время трудно найти в специальной литературе слово, столь часто употребляемое для обозначения самых разнообразных сильных переживаний и ощущений психического и физического дискомфорта, возникающих у человека в условиях «экстремальной» ситуации, каким является слово «стресс». Это слово стало одним из символов современного образа жизни, его употребление вышло далеко за пределы науки и все более обычно в повседневной жизни. В то же время понятие «стресс» в течение последних десятилетий является объектом внимательного отношения и глубокого интереса представителей самых различных областей науки о человеке.
Проблема стресса исследуется физиологами, медиками, психологами, социологами, философами, и тем не менее, она еще весьма далека от своего разрешения. Если биохимические, физиологические и другие биологические аспекты стресса в настоящее время разработаны достаточно хорошо, то наиболее сложный раздел этой проблемы - психология стресса - изучен недостаточно. До сих пор не получили должного развития те исследования, которые имеют своей целью изучение состояний психической адаптации и дезадаптации у здоровых людей - представителей массовых профессий, учащихся, работников умственного труда на промышленных предприятиях, лиц из административно-хозяйственного, управленческого аппарата и др. Между тем именно у этих категорий специфика повседневной трудовой деятельности самым тесным образом связана с высокими требованиями, предъявляемыми к нервно-психической сфере. Особенно важными являются исследования процессов адаптации у такой массовой категории трудящихся, как операторы, деятельность которых в условиях роста технического прогресса приобретает все более сложный характер, становится все более ответственной и сопровождается напряжением творческих сил и способностей.
Проблема напряженной трудовой деятельности находит систематическое отражение в материалах съездов Коммунистической партии Советского Союза, в постановлениях правительства, освещается в политических и экономических документах, ставится как одна из основных задач пятилетних планов. Гуманистическая задача здравоохранения, и в частности психогигиены и медицинской психологии, заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить оптимальное напряжение в процессе труда, его высокую эффективность и, с другой стороны, предупредить нежелательные последствия, которыми может сопровождаться длительное нервно-психическое перенапряжение.
Объектом настоящего исследования явились здоровые люди, главным образом те, которые в силу специфики своего труда периодически или систематически подвергаются воздействию экстремальных факторов, особенно в периоды значительного повышения интенсивности работы, возрастания ответственности за ее качество и за ошибки, в условиях ограничения времени для достижения высоких результатов. В состав испытуемых вошли трудящиеся ряда крупных промышленных объектов Ленинграда - рабочие основных профессий, сотрудники административно-управленческого аппарата, конструкторы, ИТР, учащиеся высших учебных заведений, преподаватели вузов. В качестве «образца», «обучающей группы», или своего рода модели нервно-психического напряжения наиболее высокой степени, была использована группа больных неврозами с клинически отчетливыми признаками напряжения, эмоциональными расстройствами, состояниями тревоги, страха.
Общие задачи исследования заключались в уточнении феноменологии нервно-психического напряжения, в изучении тех сдвигов, которые происходят на разных уровнях нервно-психической и соматической организации человека, в изучении причин и механизмов нервно-психического напряжения.
Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком « +» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.
фамилия, имя, отчество
Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)
Характер признака |
Отметка испытуемого |
||
Наличие физического дискомфорта: А. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений Б Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства} В Наличие многочисленных разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе, деятельности | |||
Наличие болевых ощущений: A. Полное отсутствие каких-либо болей Б. Болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе B. Есть постоянные болевые ощущения, серьезно беспо- коящие и мешающие работе | |||
Температурные ощущения: A. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении темпера- туры тепа Б. Ощущение тепла, повышения температуры тепа B. Ощущение похолодания хонечностей, чувство озноба | |||
Состояние мышечного тонуса: A. Обычный, неизмененный мышечный тонус Б. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения B. Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век | |||
Координация движений: А Обычная, неизмененная координация движений Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированности движений во время работы, письма В. Снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение при выполнении мелких движений, требующих высокой точности | |||
Двигательная активность в целом: А. Обычная, неизменная двигательная активность В. Резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений | |||
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со сто- роны сердца Б. Ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающее работе B. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца - резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца | |||
Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишечного тракта: A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе Б. Единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе B. Выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание. чувство жажды | |||
Проявление со стороны органов дыхания: A. Отсутствие каких-либо ощущений Б. Увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства и не мешающие работе B. Значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» | |||
Проявления со стороны выделительной системы: A. Отсутствие каких-либо изменений Б. Умеренная активизация выделительной функции - более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть) B. Резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться | |||
Состояние потоотделения: А. Обычное потоотделение, без каких-либо изменений Б. Умеренное усиление потоотделения В. Появление обильного хоподного пота | |||
Состояние слизистой оболочки полости рта: A. Обычное состояние, без каких-либо изменений Б. Умеренное увеличение слюноотделения B. Ощущение сухости во рту |
Офаска кожных покровов: A. Обычная окраска кожи лица, рук, шеи Б. Покраснение кожи лица, рук, шеи B. Побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка | ||
Восприимчивость к внешним раздражениям, чувствительность: A. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствитель- ность Б. Умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы B. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях | ||
Чувство уверенности в себе, в своих силах: A. Обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений Б. Повышение уверенности в себе, вера в успех B. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала | ||
Настроение: A. Обычное, неизмененное настроение Б. Приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой B. Сниженное настроение, чувство подавленности | ||
Особенности сна: A. Нормальный, обычный сон Б. Крепкий, освежающий сон накануне B. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновиде- ниями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне | ||
Особенности эмоционального состояния в цепом: A. Отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций Б Чувство озабоченности, ответственности, появление азарта, положительно окрашенной злости B. Чувство страха, паники, отчаяния | ||
Помехоустойчивость: A. Обычное состояние, без каких-либо изменений Б, Повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей B. Значительное снижение помехоустойчивости, неспо- собность работать при наличии отвлекающих раздра- жителей |
Особенности речи: A. Обычная, неизмененная речь Б. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности) B. Нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь | |||
Общая оценка психического состояния: A. Обычное, неизмененное состояние Б. Состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус B. Чувство усталости, безразличия, рассеянности, несо бранности. апатии, снижение психического тонуса | |||
Особенности памяти: A. Обычная, неизмененная память Б. Улучшение памяти, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент B. Ухудшение памяти | |||
Особенности внимания: А Обычное внимание, без каких-либо изменений Б. Улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел В. Ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость | |||
Сообразительность: A. Обычная сообразительность, без каких-либо изменений Б. Улучшение сообразительности, высокая находчивость B. Растерянность, ухудшение сообразительности | |||
Умственная работоспособность: A. Обычная умственная работоспособность Б. Повышение умственной работоспособности B. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость | |||
Явление психического дис<омфорта. A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и пережи- ваний, связанных с психическим состоянием Б. Единичные, спабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства, чувство психического комфорта B. Резко выраженные и многочисленные проявления психи- ческого дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе | |||
Степень распространенности (генерапизованности) признаков напряжения: А. Единичные и спабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания Б. Отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности 8. Большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе | |||
Частота возникновения состояния напряжения: A. Напряжение возникает очень редко Б. Напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций B. Напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин | |||
Продолжительность состояния нервно-психического напряжения: A. Напряжение продолжается очень короткий срок и полно- стью исчезает, как только миновала сложная ситуация Б. Напряжение продолжается в течение всего периода пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы B. Напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации | |||
Общая степень выраженности напряжения: A. Полное отсутствие напряжения либо весьма слабая его степень Б. Умеренно выраженное напряжение B. Резко выраженное, чрезмерное нервно-психическое напряжение |
Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баалов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения.