Для более полного ответа на этот вопрос необходимо выделить различные планы, или уровни «срезов» жизни человека (при этом под словом «человек» понимается общая, глобальная культура «пси» в рамках ее существования на планете Земля, а не отдельно взятая единица биомассы).

При поверхностном подходе к рассмотрению процесса жизни культуры пси картина следующая. Каждому человеку нужно видеть, слышать, чувствовать, чтобы охотиться и добывать пищу, репродуцироваться для продолжения своего рода, то есть, не только поддерживать, но и продолжать цепочку жизней. Это простейший, самый низкий, «приземненный» план исследования данного вопроса. Если на нем остановиться, то картина получится более чем примитивная.

Поэтому нужно учитывать и то, что человеку жизненно необходимо еще и творить, создавать условия для собственного существования и развития, обрабатывать металлы, рожать и воспитывать детей, чтобы получить себе достойных преемников. Это уже «план» второго уровня – в некотором смысле «духовный».

И, наконец, есть третий «план», или «высшая цель», к которой человеку изначально было определено стремиться – это место в Иерархии и взаимодействие человека с его Учителями. Учителя и наша поддержка есть у каждого из вас, и нужно стараться ее услышать и использовать.

И на первом, и на втором «планах» человеку нужны глаза, уши и речь (двусторонее восприятие действительности), чтобы получить и переработать доступную для этих органов чувств информацию.

Важнейшим инструментом для решения подобной задачи выступает личностное сознание, генеративная функция которого позволяет эту информацию объединить для осознания и дальнейшего использования.
Итак, для того чтобы человек мог развиваться, меняя планы своего пребывания в реальности, ему необходим контакт с окружающим миром, который обеспечивается «снимаемой» им информацией.

В этой фразе и содержится ответ на поставленный вопрос.

Примитивный мир давал человеку возможность обходиться простейшей информацией, и обостренного восприятия рецепторов обоняния очень часто оказывалось достаточно для поиска например, зверя на охоте. Подкорковая часть головного мозга, ответственная за память прошлого, не использовалась, а «идеальная» для примитивного восприятия, выстроенная таким образом картина мира ограничивалась удовлетворенностью, полученной от сна и насыщения.

На втором плане пребывания для человека все устроено гораздо сложнее. Развивая себя, человеку требовалось все большее и полнейшее удовлетворение от выполняемой им деятельности, он желал достижения высот карьерного роста и получения от жизни максимальных дивидендов. Его эгоизм выступал генератором для работы сознания на втором «плане». Кстати, на вашей планете в настоящее время подобный план чрезвычайно распространен.


И, наконец, на «третьем плане» привычные органы чувств уже не нужны, они ничего не значат и ничего не дают их обладателю. Если на втором «плане-уровне» они уже использовались слабее, чем раньше, давая больший простор мыслительной деятельности, и мыслительные процессы превалировали над интуитивным восприятием, то на Нашем с вами «уровне» общения и бытия подобное восприятие вообще не играет никакой роли. Это нужно осознать при изучении данного вопроса.

То, что вы называете «шестым чувством» на самом деле таковым и является, а его основным инструментом является ваша мыслительная или ментальная способность. Разум человека - это и есть ваш шестой орган чувств. Почему его изучение и вызывает такой большой интерес у адекватных людей, стремящихся понять его «устройство», особенности и истинное предназначение.

Итак, механизм использования органов чувств в жизни человека постоянно претерпевает трансформацию. Происходит угасание чувственного восприятия действительности получаемых рецепторами «традиционных» или реликтовых органов чувств, и на смену к нему приходит более совершенный процесс получения информации путем ее мысленного восприятия органами «пси» человеческого организма. Рецепторы «ментального глаза» расположены в коре головного мозга и в прилегающей к ней области сознания (ментального тела) человека. Мы уже раньше говорили, что в Метакосмосе нет пустот.

Заметим, что развитие имеет форму нарастающей или прогрессивной спирали. Элементарное интуитивное восприятие человека прошлого является аналогом интуитивно-личностного восприятия человека на настоящем этапе его эволюции. Но это современное восприятие уже совсем иное, гораздо более прогрессивное проявление этого реликтового явления.

У человека есть пять основных органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждый этих органов имеет свое сложное строение и функции. Знать о том, как построено тело и его органы чувств человека не только интересно, но и полезно, если произойдут какие-либо нарушения, вы будете знать, с чем это связано.

____________________________

Орган 1: Глаза

При помощи глаз человек видит, что, несомненно, очень важно, ведь без зрения приходиться крайне трудно. Через глаза человек получает самый большой объем информации из окружающего мира.

Описание строения

Глаз состоит из нескольких важных частей, а именно:

  1. Часть, принимающая зрительную информацию – периферическая.
  2. Пути, по которым движется сигнал об увиденном: зрительные нервы, тракт и перекрест.
  3. Подкорковые центры, находящиеся в головном мозге.
  4. Зрительные корковые центры, находящиеся в затылочных долях мозга.

Периферическая часть глаза состоит:

1. Внешней части:

  • Склера – оболочка глаза, которая состоит из соединительной ткани. Она придает глазу форму, к ней прикрепляются мышцы. Ее функции – опора и защита глазного яблока.
  • Зрачок – отверстие, через которое мы видим. Через него проходит свет и в зависимости от его интенсивности, зрачок рефлекторно сужается или расширяется.
  • Передняя камера – заполненное влагой пространство перед зрачком, которое защищает глаз.
  • Радужная оболочка – подвижная тонкая диафрагма вокруг зрачка, не пропускающая свет и содержит пигмент, за счет которого у человека цветной зрачок. За счет мышц диафрагмы происходит изменением размера зрачка.
  • Роговица – выпуклая внешняя часть глаза. Ее важная функция – светопреломление, а клетки в ней расположены в оптическом порядке, что позволяет, не искажая пропускать лучи света.
  • Конъюнктива – слизистая оболочка глаза и век, которая выделяет слезы. Функция конъюнктивы – защита и увлажнение глаза.
  • Веки – кожные складки вокруг глаза, которые распределяют слезную жидкость по глазу и защищают его от попадания разных предметов.
  • Глазница – костное вместилище глазного яблока, в котором также содержаться сосуды, мышцы и нервы.

2. Внутренней части:

  • Стекловидное тело – наибольшая часть глаза, состоящая из гиалуроновой кислоты и воды. Через него проходят коллагеновые волокна. Функции – преломление поступающего света, поддержание формы глаза и тургора.
  • Хрусталик – прозрачное тело без сосудов, находящееся за зрачком в передней части стекловидного тела. Имеет форму линзы и питается за счет внутриглазной жидкости. Основная функция – фокусировка зрения.
  • Сетчатка – оболочка, состоящая из многих слоев. В ее состав входят фоторецепторы – колбочки и палочки. Колбочки отвечают за восприятие предмета – его цвета и формы. Палочки отвечают за способность человека видеть при свете, сумерках или в темноте.

3. Слезный аппарат глаза:

  • слезная железа;
  • слезные канальцы;
  • носослезной проток;
  • слезный мешок.

4. Мышечный аппарат глаза:

Функции

Основными функциями глаза являются:

  • цветоощущение;
  • периферическое зрение;
  • светоощущение;
  • стереоскопическое зрение;
  • предметное (центральное) зрение.

Глаза – сложная оптическая система, которая передает информацию об изображении в головной мозг и обслуживает жизнеобеспечение человека.

Интересные факты

  • У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.
  • Глаз человека может различить до 500 оттенков серого цвета.
  • У каждого человека радужка глаза индивидуальна, а потому ее можно использовать вместе с отпечатками пальцев для идентификации.
  • Веки при чихании автоматически закрываются, это рефлекторное свойство помогает избежать разрыва глазных капилляров.
  • Полную пересадку глаза совершить невозможно, так как восстановить зрительный нерв и окончания, связывающиеся с мозгом не под силу.
  • У 1 процента людей на планете цвет радужки правого и левого глаза отличается.
  • На верхнем и нижнем веке человека 150 ресниц.
  • Удивительно, но за 12 часов человек совершает около 25 минут морганий.
  • Реже всего встречаются люди с зеленым цветом глаз, таких всего 2 процента населения Земли.

Орган 2: Ухо

Ухо имеет способность воспринимать звуки, что немаловажно для общения с окружающими людьми.

Описание строения

Ухо состоит из центральной и периферической части. Центральная часть включает в себя:

  • нервные волокна, оканчивающиеся в височных долях коры головного мозга.

Периферическая часть уха состоит:

1. Наружное ухо – собирает звук, который потом попадает в слуховой проход к барабанной перепонке. К наружному уху относится:

  • Ушная раковина – хрящевая пластина, которая крепится с височной части головы мышцами и связками. На мочке уха хрящ отсутствует.
  • Слуховой проход – щель с небольшим просветом, которая выполняет функцию усилителя звука. Содержит серные и сальные железы. Если человек плохо слышит, он прикладывает ладони к ушной раковине, чтобы усилить звук.
  • Барабанная перепонка – тонкая пластина, отделяет слуховой проход от среднего уха. Звуковые колебания заставляют перепонку колебаться с той же частотой. С возрастом барабанная перепонка становиться толще и грубее, от чего пожилые люди хуже слышат.

2. Среднее ухо – воздухоносные полости, которые соединяются с носоглоткой. Среднее ухо состоит:


3. Внутреннее ухо – расположенное в височной кости костное образование.

  • Является сложной системой костных каналов и состоит:
  • Преддверие – основная часть костного лабиринта.
  • Полукружные каналы, отвечающие за восприятие звука.
  • Костная улитка – состоит из канала с тремя ходами, в который находится жидкость, проводящая звуковые колебания.
  • Вестибулярный анализатор, который контролирует мышечный тонус, равновесие и положение тела в пространстве.

Функции

Основными функциями уха являются:


Интересные факты

  • Евстахиева труба оберегает барабанную перепонку от разрушения, вследствие резкого падения или повышения артериального давления, например в горах, самолете, во время ныряния.
  • Уши растут в течение всей жизни человека.
  • Когда человеку нужно услышать другого через посторонний шум, например музыку, он обычно поворачивается к собеседнику правым ухом.
  • У борцов и игроков регби ухо часто напоминает цветную капусту, так как его хрящ постоянно повреждается, и у него нет костей для восстановления.
  • Уши – самоочищающийся орган. Поры производят внутри ушную серу, а мелкие реснички выталкивают ее из уха.
  • Музыкальный слух лучше развит у народов, которые имеют более мелодичный язык.
  • Самый чувствительный слух в детском возрасте. При рождении человек может слышать от 20 до 20 000 герц, с возрастом верхний порог уменьшается до 15 000 герц.

Орган 3: Нос

Нос – важный элемент тела человека, так как он отвечает сразу за две основные функции – обоняние и дыхание.

Описание строения

Нос имеет несколько составляющих частей:

1. Наружный нос – состоит из хрящей, костей и кожи их покрывающей.


Кожные покровы носа содержат большое количество сальных желез. Мышцы наружного носа обычно не функционируют, а соединяют его с входом в носовую полость.

2. Полость носа расположена между глазницами, полостью рта и передней черепной ямкой. Благодаря ноздрям полость носа сообщается с внешней средой. Полость носа включает в себя:

  • Стенки полости носа выстланы маленькими ресничками, которые не дают мелкому мусору и пыли проникнуть в носовой проход.
  • В верхней части полости носа содержится обонятельный центр.
  • Нижний носовой ход – находится между дном полости носа и носовой раковиной. В нем находится носослезный проток.
  • Средний носовой ход находится между средней и нижней носовой раковиной.
  • Верхние носовые ходы содержат нюхательные рецепторы (около 10 млн.)
  • Носовые ходы, с которыми сообщаются околоносовые пазухи.

3. Околоносовые пазухи содержат воздухоносные полости. Существует четыре пары околоносовых пазухи:

  • Верхнечелюстные – самые крупные, расположены в теле верхней челюсти. Продвижение слизи по пазухам идет вверх к ее медиальному углу, где находится соустье со средним носовым ходом носа. Давление воздуха в пазухе такое же, как и в носовой полости. Верхнечелюстные пазухи разделены на множество перегородок, если какая-либо будет воспалена – это покажет рентгенограмма.
  • Пазухи решетчатой кости – представляют собой отдельные клетки, разделенные костными пластинками. Различают передние, средние ячейки, выходящие в средний носовой проход и задние, которые выходят в верхний. Возле пазух решетчатой кости проходит зрительный нерв.
  • Лобные – имеют несколько стенок, размеры которых часто индивидуальны.
  • Клиновидные пазухи расположены так, что отток жидкости из нее и слизи происходит в носоглотку. Каждая пазуха имеет четыре стенки разной величины.

Функции

Основные функции носа:


Интересные факты:

  • Нос растет в течение всей жизни, как и уши.
  • С рефлексом чихания человек рождается и стиль его похож на родительский.
  • Существует около 14 форм носа, самый распространенный из которых – мясистый нос.
  • Одним из признаков старения является свисание кончика носа книзу за счет распада коллагена и постоянного действия силы тяжести.
  • Самые любимые запахи человека – свежей выпечки, кофе и свежескошенной травы. Часто в магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой, так как этот запах повышает желание человека покупать.
  • Известно, что память обостряется с переживанием сильных эмоций. Запахи тесным образом связаны с событиями, вызывающими эти эмоции.
  • Люди имеют примерно 12 млн. обонятельных рецепторов, но их количество с возрастом уменьшается, и пожилые люди хуже различают запахи.

Орган 4: Язык

Трудно представить жизнь без вкусовых рецепторов, различающих пищу, ведь вокруг столько изобилия вкусностей.

Описание строения

Язык можно разделить на три части – тело, корень и верхушку. Весь язык покрыт эпителием и сосочками:


Слюнные железы расположены на верхушке языка и по его краям.

Чувство вкуса способны проводить нервы:

  • Языкоглоточный нерв.
  • Барабанная струна лицевого нерва.
  • Блуждающий нерв.

Вкусовая луковица имеет овальную форму и состоит из клеток:

  • Вкусовые сенсорные эпителиоциты – содержат рецепторные белки (горькочувствительные, сладкочувствительные и кислочувствительные), которые соприкасаются с микроворсинками.
  • Поддерживающие клетки – поддерживают вкусовые сенсорные клетки.
  • Базальные эпителиоциты – обеспечивают восстановление первых двух типов клеток.

Во вкусовые ямочки попадают растворенные вещества через вкусовые поры. Они адсорбируются на микроворсинки и воздействуют на рецепторные белки. Сенсорная клетка возбуждается, что улавливают нервные окончания и несут информацию к клеткам мозга о вкусе.

Функции

  • Чувствительная – способствует восприятию вкуса, боли и тепла.
  • Защитная – оказывает непроницаемость слизистой оболочки языка для вирусов и бактерий.
  • Всасывательная – обеспечивает введение препаратов, для быстрого усвоения, через область рта.
  • Пластическая – позволяет эпителию быстро обновляться при повреждениях тканей.

Интересные факты

  • На языке расположены грибовидные сосочки, каждый из которых содержит от 50 до 100 вкусовых рецепторов.
  • 15 – 25 процентов людей на Земле обладают «супервкусом». У таких людей вкусовых рецепторов на сосочках больше, чем у остальных. Количество сосочков у таких людей также повышено.
  • Вкус еды определяется не только при помощи языка, но и носа.
  • В Западной Африке растет Магический фрукт, съев который кислые продукты, такие как лимон, будут казаться сладкими.
  • Во время полета на самолете чувствительность к соленым и сладким блюдам снижается из-за высокого уровня шума, однако еда кажется более хрустящей.
  • Вкусовые сосочки живут около 7 – 10 суток, после чего заменяются новыми, поэтому вкус, который вы чувствовали сегодня, может отличаться от того, который был две недели раньше.
  • Острые специи, добавленные в блюда, стимулируют не вкусовые рецепторы, а болевые, которые соединяются с нервами.
  • Язык человека способен чувствовать сахар в воде в пропорции 1:200.

Орган 5: Кожа

Осязание – один из пяти видов чувств человека, способность различать предметы и их температуру при помощи прикосновения.

Описание строения

Кожа состоит из трех основных слоев:


Придатками кожи считаются волосы, ногти и кожные железы. Благодаря большому количеству нервных окончаний кожи, человек способен осязать при помощи тактильных прикосновений. При осязании играет роль также двигательный анализатор.

Рецепторы кожи, которые входят в состав нервных волокон эпидермиса и дермы обеспечивают связь человека с внешней средой.

Функции

  • Рецепторная (осязание) – благодаря нервным окончаниям.
  • Терморегуляторная – излучение тепла и выделение пота.
  • Защитная – оберегает организма от попадания химических и механических веществ, излучения и микробов.
  • Выводит с потом продукты обмена и соли.
  • Участвует в водно-солевом обмене.
  • Способствует поглощению кислорода и выделению углекислого газа.
  • За счет прикосновений помогает человеку различать предметы, их температуру и форму.

Интересные факты

  • Первое чувство, которое появляется у новорожденного ребенка – осязание.
  • Если слепые от рождения люди начнут видеть, они не смогут сразу опознать предметы, которых касались ранее по одному взгляду, без осязания.
  • Рецепторы, отвечающие за осязание, находятся не только в коже, а и в мышцах, слизистых оболочках и некоторых суставах.
  • Если детям, у которых наблюдаются расстройства психики растирать спину, их восприятие окружающей среды улучшиться.
  • Если немного прикоснуться к кистям рук человека, его артериальное давление чуть-чуть уменьшиться и сердечный ритм снизится.
  • Вес кожи составляет около 15 процентов общей массы человека.
  • Если недоношенного ребенка ежедневно гладить, нежно прикасаться, он будет набирать в весе на 55 процентов быстрее, чем дети, которых не трогать.
  • С кожей ежедневно выводится около 600 мл воды.
  • Самая тонкая кожа – 0,5 мм на веках и барабанной перепонке, а самая толстая – 0,5 см на ступнях ног.

Видео

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.

Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Книга:

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

<<< Назад
Вперед >>>

Разделы на этой странице:

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализаторы, внутреннее ухо, евстахиева труба, зрительный анализатор, рецепторы, сетчатка, слуховой анализатор, среднее ухо.

Анализаторы – совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Рецепторы чувствительные окончания, воспринимающие раздражение и преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы. Проводниковая часть анализатора состоит из соответствующего нерва и проводящих путей. Центральная часть анализатора – один из отделов ЦНС.

Зрительный анализатор обеспечивает получение зрительной информации из окружающей среды и состоит

из трех частей: периферической – глаз, проводниковой – зрительного нерва и центральной – подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.

Глазное яблоко расположено в глазнице и имеет шаровидную форму и 3 оболочки: фиброзную , задний отдел которой образован непрозрачной белочной оболочкой (склерой ), сосудистую и сетчатую . Часть сосудистой оболочки, снабженная пигментами, называется радужной оболочкой . В центре радужной оболочки находится зрачок , который может изменять диаметр своего отверстия за счет сокращения глазных мышц. Задняя часть сетчатки воспринимает световые раздражения. Передняя ее часть – слепая и не содержит светочувствительных элементов. Светочувствительными элементами сетчатки являются палочки (обеспечивают зрение в сумерках и темноте) и колбочки (рецепторы цветового зрения, работающие при высокой освещенности). Колбочки расположены ближе к центру сетчатки (желтое пятно), а палочки концентрируются на ее периферии. Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном .

Полость глазного яблока заполнена стекловидным телом . Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он способен изменять свою кривизну при сокращениях ресничной мышцы. При рассматривании близких предметов хрусталик сжимается, при рассматривании отдаленных – расширяется. Такая способность хрусталика называется аккомодацией . Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, между радужкой и хрусталиком – задняя камера. Обе камеры заполнены прозрачной жидкостью. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и, благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки – место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета . От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора – зрительную зону коры мозга, расположенную в затылочной доле. В коре информация, полученная от рецепторов сетчатки, перерабатывается и человек воспринимает естественное отражение объекта.

Нормальное зрительное восприятие обусловлено:

– достаточным световым потоком;

– фокусированием изображения на сетчатке (фокусирование перед сетчаткой означает близорукость, а за сетчаткой – дальнозоркость);

– осуществлением аккомодационного рефлекса.

Важнейшим показателем зрения является его острота, т.е. предельная способность глаза различать мелкие объекты.

Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют: внутренне ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.

Ухо парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха

Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, цепочки слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы. Слуховая труба связывает барабанную полость с полостью носоглотки. Это обеспечивает выравнивание давления по обеим сторонам барабанной перепонки. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко связывают барабанную перепонку с перепонкой овального окна, ведущего в улитку. Среднее ухо обеспечивает передачу звуковых волн из среды с низкой плотностью (воздух) в среду с высокой плотностью (эндолимфу), в которой находятся рецепторные клетки внутреннего уха. Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и состоит из костного и расположенного в нем перепончатого лабиринта. Пространство между ними заполнено перилимфой, а полость перепончатого лабиринта – эндолимфой. В костном лабиринте различают три отдела – преддверие, улитку и полукружные каналы . К органу слуха относится улитка – спиральный канал в 2,5 оборота. Полость улитки разделена перепончатой основной мембраной, состоящей из волоконец разной длины. На основной мембране находятся рецепторные волосковые клетки. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам. Они усиливают эти колебания почти в 50 раз и через овальное окошко передаются в жидкость улитки, где воспринимаются волоконцами основной мембраны. Рецепторные клетки улитки воспринимают раздражение, поступающее от волоконец и по слуховому нерву передают его в височную зону коры головного мозга. Ухо человека воспринимает звуки частотой от 16 до 20 000 Гц.

Орган равновесия , или вестибулярный аппарат , образован двумя мешочками , заполненными жидкостью, и тремя полукружными каналами . Рецепторные волосковые клетки расположены на дне и внутренней стороне мешочков. К ним примыкает мембрана с кристаллами – отолитами, содержащими ионы кальция. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. В основаниях каналов находятся волосковые клетки. Рецепторы отолитового аппарата реагируют на ускорение или замедление прямолинейного движения. Рецепторы полукружных каналов раздражаются при изменениях вращательных движений. Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.

Вкусовой анализатор состоит из рецепторов, расположенных во вкусовых почках языка, нерва, проводящего импульс в центральный отдел анализатора, который находится на внутренних поверхностях височной и лобной долей.

Обонятельный анализатор представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга, находящуюся рядом со вкусовой зоной.

Кожный анализатор состоит из рецепторов, воспринимающих давление, боль, температуру, прикосновение, проводящих путей и зоны кожной чувствительности, расположенной в задней центральной извилине.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. Анализатор

1) воспринимает и перерабатывает информацию

2) проводит сигнал от рецептора в кору полушарий

3) только воспринимает информацию

4) только передает информацию по рефлекторной дуге

А2. Сколько звеньев в анализаторе

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

А3. Размеры и форма предмета анализируются в

1) височной доле мозга 3) затылочной доле мозга

2) лобной доле мозга 4) теменной доле мозга

А4. Высота звука распознается в

1) височной доле коры 3) затылочной доле

2) лобной доле 4) теменной доле

А5. Воспринимающим световое раздражение органом является

1) зрачок 3) сетчатка

2) хрусталик 4) роговица

А6. Воспринимающим звуковые раздражения органом является

1) улитка 3) слуховые косточки

2) евстахиева труба 4) овальное окошко

А7. Максимально усиливает звуки

1) наружный слуховой проход

2) ушная раковина

3) жидкость улитки

4) комплект слуховых косточек

А8. При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

1) куриная слепота 3) близорукость

2) дальнозоркость 4) дальтонизм

А9. Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

1) вегетативной нервной системой

2) зрительной и слуховой зонами

3) ядрами продолговатого мозга

4) мозжечком и двигательной зоной коры мозга

А10. Укол, ожог анализируются в

1) лобной доле головного мозга

2) затылочной доле мозга

3) передней центральной извилине

4) задней центральной извилине

Часть В

В1. Выберите отделы анализаторов, в которых воспринимается раздражение

1) поверхность кожи

3) слуховой нерв

4) зрительная зона коры

5) вкусовые почки языка

6) барабанная перепонка

Часть С

С1. Каковы функции среднего уха?

С2. В каких случаях нарушается равенство давления воздуха на барабанную перепонку и что нужно делать при возникновении болезненных ощущений?

<<< Назад
Вперед >>>

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей - шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые усиливаются слуховыми рецепторами. В любом случае, анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов - чувствительных нервных окончаний, или более сложных образований, реагирующих на физические или химические показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.
Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу - электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах - формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности(только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Значение зрения

Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и его место в пространстве, следить за перемещением, определять яркость красок. Более 95% информации человек получает с помощью зрения.
Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах - парных углублениях в черепе. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз.

Значение слуха

Как и зрение, слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившись в раннем детстве слуха, люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через неё - жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражения рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируется в слуховые ощущения.

Органы равновесия

Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом. Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Это соответствует трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.

Орган вкуса

В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения - вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием - порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой находятся вкусовые рецепторы. Кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка - кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка - на горькое. В определение вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют также обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы. Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи. Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.

Осязание

Осязание - сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также некоторых других свойствах предмета, важных для его определения. Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Обоняние

Обонятельные рецепторы находятся на слизистой оболочке средней и верхних носовых раковин. Эти клетки с ресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает импульса в мозг. Не все вещества способны вызывать раздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо в жирах. Одни из запахов приятны, остальные вызывают отвращение.

Органы чувств имеют исключительно большое значение для всех функций жизни и для защиты от вредных влияний внешней среды. Органы зрения и слуха позволяют воспринимать раздражения, источник которых может находиться на большом расстоянии от уха и глаза, а это дает возможность реагировать на данное раздражение, не входя в непосредственный контакт с его источником. Рецепторные приборы органов слуха, зрения и обоняния называют еще дистантными * , потому что они информируют о событиях, происходящих на далеких расстояниях. Если животное способно почувствовать на расстоянии запах врага (или пищи), услышать или увидеть его вдали, у него меньше шансов почувствовать на себе его зубы и когти, так как дистантные рецепторы создают вокруг животного и человека широкую зону безопасности.

* (От латинского слова distantia - расстояние, даль. )

Но это еще не все: органы чувств человека в то же время являются и орудиями проникновения его в тайны природы, орудиями усовершенствования и обогащения наших знаний о природе для развития наших духовных качеств.

Наш глаз различает цвета, улавливает множество цветовых оттенков. Глазу свойственно также распознавать и дифференцировать бесконечное разнообразие форм, как существующих в самой природе, так и созданных руками человека. В свою очередь наш орган слуха тонко различает и дифференцирует множество звуков и тонов, благодаря чему человек может создавать и понимать созданные другими величайшие произведения музыкальной культуры. Именно зрительные и звуковые ощущения послужили фундаментом, на котором выросло новое чувство, выделяющее человека среди всех других живых существ на земле, - это чувство эстетики и красоты, познание всего прекрасного.

Современный человек имеет много новых технических возможностей познания внешнего мира, которые для наших далеких предков были совершенно недоступны. Наше ухо благодаря радио слышит весь мир. Через телевизор мы слышим и видим за сотни километров. Катодная (электронная) лампа помогла выявить верхнюю границу слуха у человека и многих животных; она дала возможность уловить и записать электрические колебания, происходящие в нервах, идущих от рецепторов к мозгу; этот прибор стал как бы новым рецептором необычайной чувствительности. Благодаря слуху и зрению человек делает свои органы чувств все более и более чувствительными, более острыми и проникновенными, делаясь сам "всевидящим" и "всеслышащим".

Богатство зрительных ощущений, которое мы увеличиваем с каждым поворотом головы, может быть названо поистине громадным - несколько тысяч ощущений в каждую минуту * . Кроме того, акт зрения лежит в основе письма и чтения, в основе знакомства со всей мировой литературой, а чтение дает нам возможность узнавать о том, чего мы не видели, чего не могли слышать, и это еще более расширяет наш кругозор, познание мира и человеческого общества.

* (И. М. Сеченов. Психологические этюды. 1935, стр. 328. )

Можно сказать, что органы чувств (экстерорецепторы) - это своеобразные специальные информаторы мозга, как бы его щупальца, обращенные во внешний мир. Каждый из органов чувств представляет собой как бы специальный рефлектор организма, отражающий в мозгу внешний и внутренний мир. Все сигналы, поступающие из внешнего мира через органы чувств в мозговые центры, анализируются и осмысливаются как реальные образы.