Лечение болезней "Вата"

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной.

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 21. Ватавьядхи чикитса (лечение болезней, вызываемых дошей вата , - нервных заболеваний)

Теперь мы изложим главу ватавьядхи чикитса - лечение болезней, вызываемых усилением доши вата или нервных заболеваний,- так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-3. Вайю (вату ), которая усилилась одна (не сопровождаясь другими дошами ), которую не питают иные (вторичные воздействия), следует излечивать питьем гхи , жира или растительного масла. Если человек ослаб от питья жирных веществ, следует, внушив ему уверенность в успехе, назначить масляную терапию, используя молочные продукты, супы (из зерновых), белковую пищу, или же используя пайяса (молочный пудинг) кришара (рис, сваренный с зеленым горошком), с добавлением жирных и кислых веществ и соли. Следует также назначить анувасана (масляную клизму), навана (введение лекарств через нос) и пищу, обладающую свойствами тарпана (насыщающую пищу) с добавлением жирных веществ. Затем пациента следует натереть растительным маслом и многократно прибегнуть к потоотделительной терапии, используя метод шанкара сведа и т.п. (см. 17 главу сутрастханы).

5. Части тела, которые стали искривленными, неподвижными и болезненными, можно легко - и так, как это желается пациентом - простучать их, а затем умастить и прибегнуть к потоотделительной терапии. Если даже высохшее дерево можно побудить к действию (использовать), воздействуя на него жирными веществами и жаром, что же тогда говорить о живом теле?

6. У того, кто прибегнул к потоотделительной терапии (наложению припарок), утихают ощущение покалывания (чувство, словно бы его колют шипами и иголками), колющая и непрерывная боль, расширение, опухание, скованность (утрата подвижности), режущая боль и т.п., а части тела становятся мягкими.

7-8. Жирные вещества быстро насыщают высохшие ткани и увеличивают силу тела и пищеварительного огня, способствуют росту частей тела и увеличивают продолжительность жизни.

Затем пациенту следует многократно прибегнуть к масляной и потоотделительной терапии. От применения масляной терапии пищеварительный тракт станет мягким, и болезни, порожденныеватой , не смогут в нем более оставаться.

9. Если вследствие чрезмерного увеличения дош эти методы лечения не уменьшают проявления болезни, следует назначитьшодхана (очистительные терапии), используя умеренные по воздействию лекарственные средства, смешанные с жирными веществами.

10. Для изгнания дош и облегчения болезни следует принимать гхи , сваренный с тилвака или сатала , или жеэранда тайла , смешанное с пайяс (молоком).

11. От злоупотребления только маслянистой (жирной), кислой, соленой, горячей (порождающей жар) и т.п. пищей мала (доши ) усиливаются, закупоривают проход анилы (ваты ) и препятствуют ее нормальному функционированию. Следовательно, вату следует заставить перемещаться в нижнем направлении.

12-13. Того, кто слаб и того, кто не переносит виречана (слабительной терапии) следует лечить, используя нируха (клизму с лекарственным отваром), дипана (лекарственные средства, усиливающие голод) и пачана (вещества, способствующие лучшему усвоению пищи), или пищу, обладающую подобными же свойствами. После того, как надлежащая шодхана (очистительная терапия) увеличит пищеварительный огонь, успех в лечении принесет назначениеснеха (масляной терапии) и сведа (потоотделения).

14. Если вайю (вата ) сосредоточена в амашайя (желудке), следует, прибегнув к вамана (рвотной терапии) ипратибходжана (диетическому режиму) с использованием шад-дхарана чурна (см. 21 главу чикитсастханы Аштангасанграхи) или (порошок) лекарственных средств вачади гана (см. 15 главу сутрастханы, назначить теплую воду). Когда (от этих порошков) пищеварительный огонь усилится, следует прибегнуть к видам лечения, предписанным для одной только ваты .

15. Если вата сосредоточена в области пупка, следует принимать белковую пищу, приготовленную с молодыми плодами билва .

Если она (вата ) сосредоточена ниже пупка, идеальны клизменная терапия и авапидака (питье гхи в максимальных дозах и до и после еды) в качестве масляной терапии (см. 4 главу сутрастханы).

16. Если вата сосредоточена в коштха (пищеварительном тракте), успех в лечении принесут кшарачурна и т.п. (составы порошков, содержащих щелочи) и дипана пачана (лекарственные средства с ветрогонным и способствующим пищеварению воздействием).

17. Если вата сосредоточена в хрит (сердце), следует пить молоко, прокипяченное со стхира . Если она сосредоточена в голове, следует применить широбасти (омовение головы растительным маслом), снаихика навана (введение в нос лекарств с жирными веществами), снаихика дхума (ингаляции дымами из маслянистых веществ) и тарпана (закапывание в глаза, уши и т.п. насыщающее их растительное масло).

18-19. Если вата сосредоточена в твак (коже), целительны применение сведа (потоотделения), абхьянга (масляного массажа), нивата (тщательное избегание сквозняков) и пищи, благотворной для сердца (ума).

Шита прадеха (нанесение на кожу холодной пасты), вирека (слабительная терапия) и рактамокшана (кровопускание) - идеальные методы в том случае, если вата сосредоточена вракта (крови).

Если вата сосредоточена в мускулах и жировых тканях благотворно применение вирека (слабительной терапии),нируха (клизмы с лекарственным отваром) и шамана (смягчающей терапии).

Если вата сосредоточена в костях и тканях костного мозга, ее преодолеет применяемая внутрь и наружно снеха (масляная терапия).

20. Если вата сосредоточена в семени, успех в лечении принесут прахарша (наслаждение, вызываемое половым общением) и пища, увеличивающая силу и семя. Когда каналы, по которым проходит семя, засорены, следует вначале применить виречана (слабительную терапию), а затем диетический режим. После этого следует прибегнуть к упомянутым ранее (выше) методам лечения.

21. Если из-за сильного увеличения ваты в матке плод становится чрезмерно сухим, для возвращения (плода) в нормальное состояние следует принимать молоко, прокипяченное с шита (сахаром), кашмарья и мадхука.

22-23. Если вата сосредоточена в сухожилиях, суставах и венах, идеальными будут снеха (масляная терапия), даха (прижигания огнем) и упанаха (наложение теплых припарок). При контрактуре (частей тела) следует применять абхьянга (масляный массаж) с использованием растительного масла, приготовленного вместе с маша и саиндхава . Если части тела утратили чувствительность, следует, применив кровопускание, наложить на тело растительное масло, приготовленное с агара дхума и лавана ; тело следует обернуть повязками из ткани иупанаха (теплыми припарками).

24-25. Следует быстро (незамедлительно) излечивать пациента, страдающего от апатанака (столбняка), если его органы восприятия не ослаблены, если его не сотрясает дрожь, если его пенис не скован, если его тело не выгибается дугой и он не колотит ногами по кушетке.

26-27. В начале лечения следует, для очищения каналов, применить соответствующие снеха и сведа (масляную и потоотделительную терапии), сопровождая их сильной навана (введением лекарственных средств через нос). После этого следует прибегнуть к аччхапана (питью жирных веществ) и принимать гхи , приготовленный с отваром лекарственных средств видарьяди гана (см. 15 главу сутрастханы), дадхи (творога), кшира (молока) и раса (мясного супа). Эти методы не позволят вате быстро распространиться по всему телу.

28-29. Махаснеха (смесь всех четырех жирных веществ) следует приготовить с кулаттха, ява, кола , лекарственными средствами бхадрадару гана (см. 15 главу сутрастханы) и белковыми продуктами, добавив к этой смеси кислые вещества (жидкости), пайяс (молоко) и пасту из лекарственных средствсваду скандха (сладкой группой) (см. 10 главу сутрастханы). Этот состав, используемый для обливаний тела, массажа и купания, смешиваемый с пищей и напитками, применяемый для введения через нос, масляной клизмы, для описанных выше масляной и потоотделительной терапий, ослабляет вату .

30-31. В перерывах между приступами (конвульсиями) следует многократно применять очищение головы, используя сильныеавапида и прадхамана (лекарства для введения через нос, описанные в 20 главе сутрастханы), которые способствуют выведению шлешмана (капхи) . Это освободит (очистит от капхи ) дыхательные проходы, и пациент придет в сознание.

При значительном усилении чала (ваты ) следует использовать гхи , приготовленный с сауварчала, абхайя ивьоша .

32-33. Восемь пала тилвака , один прастха вара , один пала гуру (махат) панчамула, эранда, симхи и триврит кипятят в одном гхата (дрона ) воды и доводят отвар до четверти первоначального объема. К нему добавляют один патра (адхака) дадхи (творога), три билва (пала) явашука (явакшара ) и один прастха сарпи (гхи ), - и лекарственный гхи готов. Принимаемый ежедневно, этот состав лечит тяжелые болезни, порожденные ватой , охватывающие одну или все части тела, а также йони вьяпат (болезни вагинального тракта), вздутия живота, расширение мошонки и увеличение живота.

34. Точно такой же способ подходит для приготовления лекарственного гхи из рамьяка и ашока .

35-37. Таков путь лечения апатанака , порожденногосуддхаватой (ватой , не сопровождающейся другими дошами ). Если же она связана с другими дошами , лечение также должно сочетать различные (методы). Если вату сопровождает капха , при апатантрака и боли в области сердца и в боках, следует измельчить в порошок тумбуру, абхайя, хингу, паушкара биджа и три лавана и принимать вместе с отваром ява . (Можно также вместе с отваром ява ) принимать порошок хингу, сауварчала, шунтхи, дадима и амлаветаса . Следует также использовать лекарства, упомянутые при лечении хридрога (сердечных заболеваний), порожденных соединившимися капхой и ватой (см. 6 главу чикитсастханы).

38. При обоих айяма (наружном и внутреннем изгибании тела) следует применять наружные и внутренние способы лечения. Следует применять те же методы, что и при ардита (параличе лицевого нерва), а также тайла дрона (погружение в ванну с лекарственным маслом). Внутренняя деформация тела является крайне трудноизлечимой.

39-40. Если при дханушкамбха (столбняке) зубы и лицо пациента теряют свой цвет, части тела деформируются, если он теряет сознание и тяжело дышит, он не проживет и десяти дней. В ином же случае (при отсутствии вышеупомянутых симптомов), когда приступы (конвульсии) не слишком сильны, человек живет при проявлении искривления шеи, хромоты, искривлении руки, потере контроля над половиной тела, потери подвижности обеих ног или деформации частей тела.

41. При ханусрамса (смещении нижней челюсти) следует, применив масляную и потоотделительную терапии, поместить челюсть в нормальное положение. Искусному врачу следует, приоткрыв рот пациента, приподнять кожу, и, закрыв его рот, потянуть челюсть вниз. После этого следует прибегнуть к лечению, предписанному при экамья (или ардита - параличе лицевого нерва).

42. Джихвастхамбха (утрату подвижности языка) следует лечить таким способом, который описан (в 13 главе сутрастханы) как наиболее подходящий при этом состоянии.

43. При ардита (параличе лицевого нерва) лечением будутнавана (введение лекарственных средств через нос), мурдха тайла (натирание головы растительным маслом) и тарпана (закапывание масла в глаза и уши). При опухании следует использовать вамана (рвоту). При ощущении жжения и покраснении лечением будет сиравьядха (венесекция).

44. При пакшагхата (гемиплегии) следует применять снехана (масляную терапию) и сочетающуюся с масляной терапиейвиречана (слабительную терапию).

При авабаху (потере подвижности руки) следует использоватьнасья (введение лекарственных средств через нос) и снехана (масляную терапию), приняв подходящую пищу.

45-47. При урустхамбха (скованности или потере подвижности бедер) не подходят ни снеха (масляная терапия), ни самшодхана (разновидности очистительной терапии), поскольку преобладают шлешман (капха ), ама (не усвоенные продукты обменных процессов) и меда (жир). Для правильного их ослабления необходимо назначить рукша - упачара (способы, вызывающие внутри сухость): ява, шьямака кодрава , овощи, прокипяченные в воде без добавления соли (или с небольшим ее количеством) и очень маленьким количеством растительного масла. Подходящим питьем также являются медовая вода иаришта (перебродивший отвар). При адхьявата (урустхамбха ) следует принимать отвар из лекарственных средств ватсакади, харидради или вачади гана (см. 15 главу сутрастханы) с добавлением саиндхава или шад-дхарана чурна (см. 21 главу чикитсастханы Аштангасанграхи), запивая теплой водой.

48-49. Можно принимать вместе с мёдом пасту шрештха, чавья , тикта, кана и гхана . Можно принимать пасту чавья, патхья , агни и сурадару вместе с мёдом или же пасту патхья, гуггулу и гирисамбхава (шиладжату ), смешав ее с коровьей уриной.

50. Равное количество вьоша, агни, муста, трипхала ивиданга (составляющих вместе одну часть) смешивают с равным количеством (всех других положенных вместе лекарственных средств) и гуггулу (приготовленным кипячением в виде пасты). Этот состав лечит все болезни, порожденныемеда (жиром), шлешманом (капхой), амой (не усвоенными продуктами обмена) и ватой .

51-54. Прабханиджана (вата ), связанная с меда (жиром) и вовлекающая капху , ослабнет от потоотделения, обливания тела жидкостями, массажа и т.п. методов, если использовать щелочи, смешанные с коровьей мочой, нанесение (на бедра) приготовленной с коровьей уриной пасты из плодов каранджа исаршапа , пасты из корней арка или пасты из таркари, нимба, сурахва и саршапа, смешанной с мёдом. Можно прогревать бедра разогретым камнем или землей из муравейника. Для того, чтобы ослабить капху , человеку следует прибегнуть к физической нагрузке, длительной ходьбе и прыжкам. Следует, сообразуясь со своими силами, общаться с женщиной (вступать в половое общение), плавать в спокойной воде или плыть против течения в тихой (без омутов, крокодилов и т.п.) реке.

55. Если шлешман (капха ) и меда (жир) ослаблены, следует назначить снеха и т.п. (масляную терапию и другие усиливающие их способы). При других (порожденных ватой ) болезнях следует применять то лечение, которое считается подходящим стхана (месту воздействия), душья (подвергшимся вредоносному влиянию тканям) и т.п.

56. Сахачара, сурадару и нагара приготавливают в воде в виде лекарственного отвара. Принимая такой отвар смешанным с растительным маслом человек, страдающий от порожденныхпавана (ватой) нарушений при ходьбе, вскоре сможет ходить так медленно или же так быстро, как он того пожелает.

57. Гхи , сваренный вместе с пастой расна, махаушадха, двипи ,пиппали, шатхи и паушкара , является лучшим средством при лечении всех болезней, порожденных ватой .

58-61. По десять пала нимба, амрита, вриша, патола инидигхика кипятят в одном гхата (дрона ) воды и доводят отвар до одной восьмой первоначального объёма. К нему добавляют один прастха гхрита и пасту из (положенных по одному пичу )патха, виданга, сурадару, гаджопакулья, двух кшара, нагара, ниша, миши, чавья куштха, таджовати, марича, ватсака, дипьяка, агни, рохини, арушкара, вача, канамула, манджишта, ативиша, виша и явани и пять пала очищенного гуггулу , - и лекарственный гхи готов. Этот состав, если его принимать ежедневно, лечит серьёзные болезни, порожденные ватой , даже если они сосредоточены в суставах, костях и костном мозге. Он также излечивает проказу такого же происхождения, синусовые язвы, злокачественные опухоли, свищ прямой кишки, золотуху, все болезни, которые охватывают находящиеся выше плеч части тела, вздутие живота, геморрой, диабет, туберкулез, потерю вкуса или аппетита, одышку, ринит, кашель, отёки, сердечные заболевания, малокровие, интоксикацию, абсцессы и ватаракту (подагру).

62. Бала и билва кипятят в молоке, добавляют накипь гхи и варят его снова. Такой гхи , используемый для насья (введения лекарственных средств через нос) в количестве одного шукти или одного пракунча , идеален при болезнях, порожденныхватой , сосредоточившейся в области головы.

63. При кевала матаришва (усилении одной только ваты , не сопровождаемой другими дошами ) особенно желательно назначать васа (жир) и белковую пищу.

64. Старый пиньяка (жмых) и средства панчамула приготавливают по отдельности в виде лекарственного отвара и затем смешивают вместе. К этой смеси (составляющей одну часть) добавляют одну часть тайла (растительного масла) и восемь частей молока и кипятят. Принимаемое внутрь, такое растительное масло в особенности излечивает вату , сопровождающуюся капхой .

65-66. К этому лекарственному отвару, приготовленному из одного тула прасарини , добавляют один прастха растительного масла, равное количество молока и пасту двухмеда, миши, манджишта , куштха, расна, кучандана, дживака, ришабхака , два каколи и амарадару , - и лекарственный гхи готов. Такой гхи лечит болезни марута (ваты ).

67-69. Один тула сахачара , вместе с корнями и ветками, равное количество дашамула , пятнадцать пала абхиру кипятят в одном ваха (четырех дрона ) воды и доводят отвар до четверти первоначального объема. К нему добавляют пасту из положенных по одному пала севья, накха, куштха, хима, эла, спхрик, приянгу , миши, турушка и ната , один патра (адхака ) растительного масла и равное (точно такое же) количество молока, - и лекарственное масло приготовлено. Ежедневно принимаемое внутрь, оно лечит болезни ваты , сопровождающиеся тремором, конвульсиями, умопомешательством, ринитом и болезнями вагины.

70-72. К этому лекарственному отвару добавляют один тула сахачара , один адхака растительного масла, десять пала пасты из корней сахачара и четыре части молока, - и лекарственное масло готово. Можно также к этому (отвару сахачара ) добавить пасту ната, шадгрантха, стхира, куштха, сурахва, эла, налада, шайлейя, шатахва и ракта чандана и восемнадцать пала измельченного шаркара (сахара), - и тайла (лекарственное растительное масло) будет готово. Такое масло, предложенное мудрецом Бхедой, лечит трудноизлечимые болезни анилы (ваты ), а также ватакундалика (боль, растекающуюся вокруг мочевого пузыря), умопомешательство, вздутие живота, увеличение мошонки и т.п.

73-81. Сто пала бала , четверть от этого количества (двадцать пять пала ) чхинуаруна , одна восьмая от этого количества (двенадцать с половиной пала) расна кипятят в ста адхака воды и доводят отвар до ста пала . К нему добавляют равное количество дадхи масту (творожной воды), икшураса (сока сахарного тростника), шукта (перебродившей воды, в которой промывали рис) и тайла (растительного масла), каждый из которых положен в количестве одного адхака . Затем добавляют половину этой части (пол-адхака ) козьего молока, пасту положенных по одному пала шатхи, сарала , дарви, эла, манджишта, агуру, чандана, падмака, атибала, муста, шурпапарни, херену, яштьяхва, сураса, вьягхранакха, ршабхака, дживака палаша, раса (бала), кастури, налика, джатикошака, спхрикка, кумкума, шайлейя, джати, катупхала, амбу, твак, кундурука, карпура, турушка, шринивасака, лаванга, накха, канкола, куштха, мамси, приянгу, стхаунейя, тагара, дхьяма, вача , маданака, плава и нагакешара , - и лекарственное масло приготовлено. Остудив, к нему добавляют пасту патра . Это масло, известное как бала тайла , назначенное (как внутрь, так и наружно), лечит кашель, одышку, лихорадку, рвоту, обморок, вздутие живота, повреждения легких, туберкулез, заболевания селезенки, истощение, эпилепсию,алакшми (болезнь, вызванную вредоносной магией), и является лучшим для лечения болезней, порожденных ватой .

82. Если снеха (описанное выше лекарственное масло) использовать в надлежащее время для питья, введения в нос, для масляной клизмы и умащения тела (при массаже), оно быстро ослабит усилившуюся вату (излечит порожденныеватой болезни) и одарит бесплодную женщину сыновьями.

83. Когда от применения снехи и сведа (масляной и потоотделительной терапий) капха или питта станут более жидкими и начнут проявлять свои симптомы в паквашайя (толстом кишечнике), их следует преодолеть (ослабить или изгнать из тела), назначив басти (клизменную терапию).

Так заканчивается глава, называемая ватавьядхи чикитса, двадцать первая глава Чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

“Аштанга Хридая самхита”, написанная Шримад Вагбхатой в 6 веке н.э., является квинтэссенцией всех созданных до нее аюрведических трудов, и наряду с "Чарака самхитой" и "Сушрута самхитой" по праву входит в “Брихат-трайю” - тройку самых именитых медицинских канонов Аюрведы.

Здесь мы приводим только избранные шлоки (высказывания) из раздела 1 "Сутрастхана" главы 1 "Аюшкамия адхьяя" в переводе М. Момота и Ю. Сорокиной и с комментариями И. Ветрова. Делаем мы это для того, что бы у читателя была возможность сравнить каноническое изложение основ Аюрведы и популярный пересказ, принятый в современной литературе и на нашем сайте.

Сутрастхана - первый раздел самой важной части трактата. Сутрастхана для трактата - все равно что голова для тела. Этот раздел "Аштанга хридайя самхиты" кратко излагает все важнейшие медицинские предписания и практики, что заставляет считать его конспектом Аюрведы. Без предварительного изучения Сутрастханы будет очень трудно понять содержание других разделов трактата, поскольку в первом разделе упомянуты все наиважнейшие положения, а в последующих разделах изложены их детали. Основные первопричины болезней, различные стадии эволюции, принципы их лечения - все это описано в Сутрастхане, тогда как особенности причин, признаки различных стадий болезней, сочетания лекарственных средств и терапий - в других разделах. Каждая из болезней описана в Нидана и Чикитса стхане, составы препаратов и рецепты - в Калпастхане, и без усвоения основных знаний и положений, упомянутых в Сутрастхане, было бы невозможно адекватно воспринимать свойства терапий и лекарственных средств.

Сутрастхана “Аштангахридайи” считается наилучшей среди других средневековых трактатов, таких как “Сушрута самхита” и “Чарака самхита”. Стихи Вагбхаты написаны простым и легко воспринимаемым языком, удобным для того, чтобы заучить наизусть и надолго запомнить, отличаются и красотой и краткостью, написаны распространенным размером, подходящим для изучения. Вагбхата проявил свою эрудицию не только как мастер слова, но и как человек, извлекший самую суть из множества древних текстов, прояснивший немало спорных для практиков мест относительно множества доктрин, способов лечения и т.п. Все эти достоинства заставили позднейших исследователей и знатоков величать Вагбхату как “лучшего в изложении Сутрастханы”.

Глава 1. Аюшкамия адхьяя (стремление к долгой жизни)

Слава апурва вайдье (несравненному целителю), который разрушил без остатка (все) болезни, такие как рага (страсть) и другие, сопутствующие телу и распространяющиеся в нём, вызывающие оутшукья (тревогу), моха (заблуждение) и арати (беспокойство).

1. Теперь мы изложим главу Аюшкамия (стремление к долгой жизни) - так сказал Атрея и остальные мудрецы.

Комментарий. “Рага и другие” включают в себя каму (похоть), кродху (гнев), лобху (алчность), маду (высокомерие), матсаргу (зависть), двешу (ненависть), бхайю (страх) и другие отрицательные психические качества. Все они считаются “тонкими” психологическими причинами всех болезней. Живое существо (джива) в духовном мире обладает многими замечательными качествами, унаследованными от Верховного Господа. Однако под влиянием призмы Маха-майи (Великой Иллюзии) они трансформируются в указанные выше отрицательные психические качества и порождают вследствие этою многочисленные болезни, что будет подробно объясняться в дальнейших главах этого канона.

2. Человек, стремящийся к (долгой) жизни, которая является средством для постижения дхармы (закона), артхи (польза) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.

Комментарий. Сукха включает в себя каму (любовь) и мокшу (духовное освобождение). Дхарма, артха, кама и мокша - это пуру-тартха (цели человеческой жизни), осуществление которых - задача каждою человека. На пути духовной эволюции живое существо проходит через 8 миллионов 400 тысяч ступеней. Последние четыреста тысяч ступеней относятся к человеческой форме жизни, проявленной во всём многообразии Вселенной. На каждой ступени джива должна рождаться десятки, сотни, а иногда и тысячи раз, пока не выполнит поставленных перед ней задач. Животные, птицы, рыбы, насекомые, растения и другие низшие формы жизни имеют возможность обрести сукху только в низшем проявлении камы, которое включает в себя: наслаждение пищей, сном, сексом и собственной силой (способностью защитить себя в этом мире). Последнее является весьма важной частью камы, ибо согласно закону сансары (закону перерождения) для того, чтобы получить более высокую форму жизни, необходимо умереть естественным путём (без насилия). Это зависит от развитости органов защиты и нападения, а также способности к самовыживанию. У представителей низших видов жизни чувственная сторона жизни занимает основное место, поэтому они извлекают радость от еды, сна, секса и самообороны. Постепенно некоторые виды чувственных наслаждений притупляются, и живое существо желает попробовать новые. Таким образом, кама способствует эволюции душ, находящихся в низших формах жизни.

Человеческая форма жизни - это первая ступень сознательной духовной эволюции. На пути своего совершенствования человек должен опираться на четыре столпа: каму, артху, дхарму и мокшу. В человеческой форме кама играет такую же роль, как и у иных видов жизни, но у неё появляется высший аспект, который даёт человеку возможность очистить и одухотворить свои чувства. Артха означает “дело”, в более широком значении - “польза”. И то и другое понятие тесным образом связаны друг с другом. Дело даёт материальное благополучие и возможность совершенствовать свои чувства, поэтому человек должен культивировать артху. Только тогда он сможет приобрести необходимые материальные блага, дающие определённую социальную независимость и различные возможности для постижения чувств. Более того, если человек не склонен трудиться, он будет деградировать как в социальном, так и в духовном смысле. Эволюция дживы невозможна без артхи. Дхарма означает социальный и религиозный долг. Для того, чтобы реализовать артху более успешно, человек должен трудиться вместе другими людьми, в едином коллективном поле, называемом эгрегором. Любые общности людей, возникающие по родовому, национальному, политическому или религиозному признаку, имеют своё энергоинформационное поле (эгрегор), с которым они постоянно связаны на тонком плане. Через эгрегор человеку даются те, или иные эволюционные уроки, выполнение которых позволяет ему постепенно постигать материальный мир и освобождаться от привязанности к нему. Долг (дхарма) перед семьёй, родом, нацией, страной, обществом, той или иной религиозной традицией побуждается сукхой (благодарностью, радостью). Если не будет сукхи, человек не будет придерживаться артхи и дхармы. Поэтому успешное выполнение эволюционных задач тесным образом связано с сукхой.

Мокша означает “духовное освобождение”. Под этим понятием подразумевается постепенная эволюция сознания, одухотворение живом существа на ею пути к Богу. Переход на более высокую эволюционную ступень также считается мокшой. На конечном этапе этого пути человек достигает ананды (духовного наслаждения). Однако переход камы в ананду процесс постепенный. Для успешного прохождения этого процесса, согласно второй шлаке первой главы Сутрастханы, необходима долгая и здоровая жизнь.

Словами “так сказал Атрея и остальные мудрецы” Вагбхата обращает внимание на то, что он излагает не собственное учение, а учение древних мудрецов, продолжая линию преемственности.

3. Брахма, творец Аюрведы (науки жизни), передал её Праджапати; он (Праджапати) стал наставником близнецов Ашвинов, которые обучили Аюрведе Сахасракшу (Индру). Индра передал это учение сыну Атри (Атрея Пунарвасу или Кришна Атрея) и другим мудрецам, которые обучили Аюрведе Агнивешу и других составителей писаний, каждого из них в отдельности.

Комментарий. В этой шлоке дано краткое изложение происхождения Аюрведы согласно следующему тексту Чарака-самхиты:

Учение Kpuшны Атреи излагает Кайя-чикитсу (медицину внутренних болезней), один из разделов Аюрведы. Эта школа известна как Атрея-сампрадая, или Кайя-чикитса. В настоящее время mpактат Агнивеши недоступен в первоначальной форме. Его современная версия известна как Чарака-самхита, написанная вo II веке Чарака муни. В дальнейшем этот канон редактировался также Дридхабалой.

В древние времена знания передавались исключительно через цепь ученической преемственности, называемой парампарой или сампрадаей. Создавать своё собственное учение методом предположений и экспериментов было не принято. Такое знание считалось нечистым. У древних арийцев менталъные измышления считались греховным действием, ибо они могли ввести в заблуждения многие поколения людей. Чтобы ученик мог лучше заучить канон, не исказив его, древние ведические тексты составлялись мудрецами в строго определённом ритме.

4. Эти писания очень порой (трудны для понимания), и их сущность была собрана и изложена в трактате Аштанга-хридайя, который является ни слишком кратким, ни слишком пространным.

Комментарий. Согласно Аюрведе знание не должно восприниматься) хаотично. Оно требует глубокою осмысления и реализации через соственную практику и опыт. Кроме moго оно должно быть воспринято согласно принципу деша-кала-патра (“место-время-обстоятельства), т.е. необходимо адаптировать полученное знание к соответствующим географическим, климатическим, культурным и социальным условиям (подобрать аналоги соответствующих лекарственных растений и продуктов питания). Это означает, что знание не следует переносить механически. Подобным образом была создана тибетская медицина: канон Ашта-хридаям был переведён и адаптирован к условии высокогорного Тибета, к укладу местных жителей и традиции ламаизма. Так появился трактат Чжуд Ши. Подобным же образом древний аюрведический канон Сома Раджа 6ыл использован древними китайцами для создания учения об акупунктуре. Средневековый врач Ибн Сина для написания “Канона врачебной пауки” взял в качестве основы Чарака-самхиту и адаптировал аюрведические принципы к условиям жаркого и сухого климата Средней Азии и традиции ислама. Даже Гиппократ, считающийся отцом западной медицины, был хорошо знаком с основами Аюрведы и с успехом применил это древнее знание в своей системе врачевания.

5. Кайя, Байта, Граха, Урдхванга, Салья, Дамштра, Джара и Вриша - вот восемь разделов (Аюрведы), в которых воплощено (описано) лечение болезней.

6. Вайю (вата), питта и капха - это названия трёх дош. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии.

Комментарий. Доши - это интегральные показатели, отражающие те или иные стороны нейроэндокринной системы. Каждая из них имеет характеристики прамана (количество), гуна (особенности) и карма (функция). Будучи в норме (авикрита), они участвуют в выполнении различных функций тела и таким образом поддерживают его. Но они имеют тенденцию выходить из равновесия (викрита), когда их количество, свойство или функция увеличивается (вридхи) или уменьшается (кшайя). Когда они выходят из нормы, то оскверняют места своего пребывания - дхату (ткани). Эта склонность к осквернению дала им название доши (осквернители). Три доши - вата, питта и капха - непосредственно связаны с телом, поэтому их называют шарирака-доши, в отличие от трёх манаса-дош - саттва, раджас и тамас, которые связаны с тонким телом (психикой). Специально подчёркивается, что имеется только три шарирака-доши, несмотря на заверение некоторых авторов, что имеется якобы четвёртая доша - ракта (кровь).

Согласно представлениям современной физиологии, вату можно рассматривать как интегральный показатель функции центральной нервной системы. Питта и капха являются интегральными показателями функции гормональной системы. Питта относится к гормонам, нейромедиаторам и ферментам катаболического действия (биологически активные вещества, вызывающие распад энергетических субстратов тела - гликогена и жиров, а также распад пищи, поступающей в желудочно -кишечный тракт на более простые компоненты). Капха относится к гормонам и другим биологически активным веществам анаболического действия (синтез пластических и энергетичских субстратов из аминокислот, глюкозы и жирных кислот).

7. Хотя доши распространены по всему телу, они сосредоточены, главным образом, в областях ниже, внутри и выше пространства между сердцем и пупком.

Комментарий. Во многих аюрведичских канонах говорится, что царством вата-доши является толстый кишечник, царством питта-доши - тонкий кишечник, а царством капха-доши - желудок и поджелудочная железа. Эти утверждения могут показаться весьма странными для человека, знакомого с современной физиологией. Тем не менее, научные исследования показали, что слизистая толстого кишечника крайне богата рецепторами, связанными с различными отделами центральной нервной системы. Так называемые “балластные” вещества (не перевариваемые остатки пищи), попадая в толстый кишечник, вызывают раздражение рецепторов, связанных через центры спинного мозга с соответствующими органами тела. В Аюрведе это называется эффектом випак (регулирующего влияния пищи и лекарств на вата-дошу). Что касается питта-доши, то её связь с тонким кишечником вполне очевидна. Именно здесь происходит окончательный распад пищи на аминокислоты, глюкозу и жирные кислоты, которые, всасываясь в кровь, становятся основным строительным материалом для всех органов и тканей. Кроме того, здесь обнаружены особые клетки, названные апудацитами, способные под воздействием пищи вырабатывать индукторы определённых гормонов и ферментов, преимущественно катаболического действия. Это называется эффектом вирья (регулирующего влияния пищи и лекарств на питта-дошу). Желудок и поджелудочная железа относятся к стихии “земля”, поскольку от их состояния зависят пластические процессы организма. Известно, что если человек имеет слабый желудок и поджелудочную железу, он склонен к худобе, повышенной утомляемости и снижению защитных сил организма. Особые клетки поджелудочной железы, называемые островками Лангерганса, вырабатывают главный анаболический гормон - инсулин, обеспечивающий регенерацию всех клеток организма и синтез гликогена и жиров. Вероятно, поэтому Аюрведа называет эти органы царством капха-доши.

8. Они преобладают, соответственно, в конечный, средний и начальный периоды жизни, а также днём, ночью и во (время переваривания) пищи. Три доши создают, соответственно, вишамагни, тикшиагии и мандагни, равновесие же трёх дош создаёт самагни.

Комментарий. Вата преобладает в пожилом возрасте (в период угасания функции гормональной системы), после полудня (примерно между 14.00 и 18.00), после полуночи (между 2.00 и 6.00), а также на конечном этапе переваривания пищи (действие “балластных" веществ на рецепторы толстого кишечника).

Питта преобладает в среднем возрасте (в период от начала половой зрелости до времени угасания репродуктивной системы), в районе полудня (между 10.00 и 14.00) и полуночи (между 22.00 и 2.00) и впериод распада пищи в тонком кишечнике.Капха преобладает в начальный период жизни (от рождения до полового созревания, когда преобладают анаболические процессы, связанные с формированием и ростом тела), утром примерно между 6.00 и 10.00), вечером (между 18.00 и 22.00), а также в начале переваривания пищи.

Агни (огонь) обозначает процессы, подобные сгоранию пищи в желудочно-кишечном тракте. Эти процессы определяются состоянием трёх дош. (Когда все три доши находятся в равновесии, переваривание пищи происходит безупречно - это называется самагни (нормальное пищеварение).

Но когда определённые доши усиливаются, они привносят свои специфические качества в процесс пищеварения. Когда усиливается вата, пищеварение становится хаотичным. Ферменты выделяются несогласованно, пища переходит из одного отдела желудочно-кишечного тракта в другой либо слишком быстро, либо слишком медленно. В результате развиваются явления метеоризма, динамические боли в различных отделах живота, неустойчивый стул или спазматические запоры. Такой тип пищеварения называется вишамагни. Когда усиливается питта, пищеварительная деятельность становится очень интенсивной, происходит слишком быстрое насыщение крови глюкозой и липопротеинами (белково-жировые комплексы), что резко увеличивает нагрузку на печень. Кроме того, усиленное выделение соляной кислоты и пепсина, при тех же механизмах защиты слизистой оболочки, приводит к появлению изжоги, болей в эпигастрии, отрыжки кислым и сильной жажды во время еды. Такой тип пищеварения называется тикшнагни. Когда же усиливается капха, пищеварительная деятельность становится вялой и замедленной. Даже малые количества пищи перевариваются очень долго, появляется ощущение тяжести в желудке, плохой аппетит, тошнота по утрам. Такой тип пищеварения называется мандагни. Эти три типа пищеварительной деятельности аномальны и являются источниками многих болезней, связанных с соответствующими дошами.

9. Коштха (природа пищеварительного тракта, или природа кишечника) может быть крура (твёрдая), мриду (мягкая) и мадхья (средняя) по преобладанию соответствующей доши; при равновесии дош сохраняется природа мадхья (средняя).

Комментарий. При доминировании или усилении ваты имеет место пищеварительный процесс твёрдого типа (появляются твёрдые фекалии, выводимые с трудом и сопровождающиеся повышенным газоотделением; стул нерегулярный). При доминировании питты - в кишечнике отмечаются процессы мягкого типа (жидкий стул чаще одного раза в день). При доминировании капхи - состояние кишечника среднее (стул оформленный, регулярный, 1 раз в день в утреннее время, не сопровождающийся сильными потугами). Так происходит, когда все доши находятся в равновесии. Последнее считается идеальным состоянием, которое не вызывает никаких болезней.

10. Благодаря наличию трех дош в шукра (мужском семени) и артава (в женском семени) в момент начала жизни, возникают три типа пракрити (человеческой конституции), подобно тому как ядовитые черви возникают из яда. Типы человеческой конституции таковы: хина (слабая), мадха (средняя) и уттама (сильная). Они соответствуют каждой из трёх дош. Конституция, возникающая из равновесия трёх дош, - самадхату-npакрити, - является идеальной. Из coчетания двух дош возникают типы человеческой конституции, называемые ниндья (ущербные).

11. Рукша (сухость), лагху (легкость), шита (холод, охлаждение), кхара (шершавость), сукшма (тонкость) и чала (подвижность свойства доши анила (вата). Саснеха (лёгкая маслянистость), тикшна (проникновение вглубь), ушна (жар, нагревание), лагху (лёгкость), внсра (дурной запах), сара (теку? честь) и драна (качества жидкости) - вот свойства доши питта.

Снигдха (маслянистость), шита (холод, охлаждение), гуру (тяжесть), манда (медлительность), слакшна (гладкость), мритсна (стройность) и стхира (устойчивость, неподвижность) - вот свойства доши капха.

Независимо от их усиления или ослабления, сочетание любых двух дош называется сансарга, а всех трёх - саннипата.

Комментарий. Здесь описываются свойства трёх интегральных показателей управляющей системы анатомического тела (анна-шариры). Вата, соответствующая функциии нервной системы, обладает качеством сухости, поскольку не требует для передачи импульса жидкостных сред (плазмы крови”). Она холодная, поскольку для её функционирования необходима затрата энepгuu тела, и она подвижная, так как постоянно меняется характер и скорость передачи импульсов. Питта, соответствующая катаболической функции организма, обладает качеством влажности, так как она действует только на уровне жидкостных сред организма. Она горячая, поскольку при её действии высвобождается энергия. И наконец, она подвижная, так как активизирует все клетки тела. Капха, соответствующая анаболической функции oрганизма, обладает качеством влажности, ибо может действовать только через плазму крови. Она холодная, так как процесс синтеза пластических веществ требует постоянных знергозатрат. Капха неподвижная, поскольку стабилизирует все процессы в организме.

12. Раса (плазма), асрик (кровь), мамса (мышцы), меда (жир), астхи (кость), мажда (костный мозг) и шукра (семя) - вот семь дхату (основных веществ тела), которые также известны как душвья (оскверняемые дошами). ртала (выделения) - это мутра (моча), шакрит (фекалии), сведа (пот) и другие. Вриддхи (увеличение) всех их (доша, дхату и мала) вызывается использованием самана (подобного), а его противоположность (уменьшение) - использованием винарита (противоположного).

Комментарий. Согласно системе знаний Аюрведы, анатомическое тело состоит из семи главных тканей (дхату): расы (жидкостных сред организма, главными среди которых являются плазма крови и лимфа), ракты (клеточных элементов крови - эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов), мамсы (мышц и сухожилий), меды (жировой ткани), астхи (костей, хрящей и других элементов соединитель-(соединительной ткани), мажды (костного мозга и нервной ткани) и шукры (репродуктивной ткани). Каждая из дхату содержит упакованный в вещество “внутренний огонь” - агни, который необходим для действия постоянного обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая в этом цикле дхату создаёт питание для последующей. В результате этого метаболизма образуются так называемые “вторичные” продукты. При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь, выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и меда образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между меда и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма. Пот удаляется через кожу. При обмене между астхи и маждой образуются ногти и волосы. При обмене между маждой и шукрой образуются слезы. Поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы.Каждая из дош, дхату и мала имеет собственные характеристики прамана (количество), гуна (качество) и карма (функции), которые в нормальном состоянии поддерживают здоровье. Иногда они испытывают вридхи (увеличение) и кшайя (уменьшение) в своём количестве, качестве, или функциях. Эти именуется вайшаньей и ведёт к различным болезням.

Самана означает использование продуктов питания, растений и минералов, имеющих характеристики, сходные с характеристиками соответствующих дош, дхату и мала, что приводит к их усилению. Випарита означает использование лекарств противоположных свойств, что ведёт к уменьшению соответствующих даш, дхату и мала.

13. Сваду (сладкий), амла (кислый), лавана (солёный), тикта (горький), ушана (острый) и кашайя (вяжущий) - вот шесть рас (вкусов); они присутствуют в субстанциях, укрепляя (тело) в указанном порядке.

Первые три вкуса (сваду, амла и лавана) ослабляют (вызывают уменьшение) дошу марута (вата); три вкуса, начинающихся с тикта (тикта, ушана и кашайя) ослабляют дошу капха; кашайя, тикта и мадхура ослабляют дошу питта; другие же вкусы вызывают усиление (увеличение соответствующих дош).

Аргумент2.Воплощение новой страны

АРГУМЕНТ1.МИРОВАЯ АРЕНА

АРГУМЕНТ2.Жизнь,прожитая попросту

Пустая молодость-беда

Аргумент2.Право выбора

Я полностью согласен(согласна) с мнением автора,что на сегодняшний день у каждого есть право на то,что бы выбирать в дальнейшем свою будущую профессию и что это большое счастье.Например,в 80-90-х годах наши предки даже не имели право выбирать в каком направлении им работать,им давалась определенная работа,которую они должны проделать за определенное количество времени.А на сегодняшний день у нас есть право выбора и нам надо уметь это ценить.

Аргумент1.Цель для реализации будущего

Я придерживаюсь того же мнения,что и автор,потому что действительно жизнь,проведенная в пустую,равна тому же что и не проживать ее.Например,у каждого человека есть цели на жизнь,то есть в основном это получить образование,построить семью,обеспечить будущее будущему поколению.Если все эти цели достигнуты,то ты прожил жизнь не в пустую.

Я согласен(согласна) с автором что пустая молодость-беда.Аргументирую это тем,что человек,у которого нет целей на жизнь,в старости уже не сможет поставить цель и достигнуть ее.Так как у него уже не будет тех сил что в молодости,возможностей и т.д.

6. «Казахстан» должно мощно звучать на мировой арене,олицетворяя новую молодость нашей древней страны.

Я согласен(согласна) с мнением автора,потому что каждый из нас должен быть патриотом нашей страны.Потому,что наши предки сделали все для того чобы мы сейчас жили в суверенном государстве и жили под синим,полной свободы небом.Так же и мы должны сделать все для того чтобы, «Казахстан» звучало с гордостью и чтобы весь мир знал о существовании казахского народа.

Я поддерживаю автора в том,что мы должны оставить за собой историю,которую будут в далеком будущем знать наши потомки так же как и сейчас мы знаем своих героев,которые боролись за честь,за народ,за жизнь и за свободу.На сегодняшний день мы получили свою независимость благодаря им,теперь наша очередь делать и совершать подвиги ради будущего и развития нашей страны!!!

составленная Вагбхатой

Предисловие

Аштанга Хридая Самхита – древний текст по аюрведе - текст, посвященный здоровому образу жизни, профилактике и лечению заболеваний, очищению организма, сохранению молодости и отдалению старости.

Это один из трех аюрведических «первоисточников», остальные – это «Чарака самхита» и «Сушрута самхита», более древние (500 г. до н.э.).

Аюрведический врач, астролог, историк и автор многочисленных книг по аюрведе, Девид Фроули пишет: «Вагбхата, в работе которого мысли Чараки и Сушруты изложены в поэтической форме, был буддистом и жил в нижнем течении Инда примерно в 500 годы н.э.».



Вагбхата, потомственный врач, создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство – город Махаджанху, ставший центром изучения Аюрведы. Здесь были собраны и переписаны все известные каноны арийской и дравидийской медицины. К сожалению, позднее 90% из них погибли. Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху. Сюда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии.

Позднее он поселился в Керале (южная Индия), где провел последние годы жизни и стал основателем восьми медицинских династий (традиций Ашта Вайдьян), каждая из которых занималась одним из восьми разделов Аюрведы. Династии врачей при лечении болезней опирались главным образом на Аштанга Хридайя Самхиту. Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только дети этих медицинских династий, но и дети других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более, чем где-либо в Индии.

Вагбхате приписывается создание двух крупных аюрведических трудов - "Аштанга Санграха" и "Аштанга Хридайя Самхита". В тексте "Аштанга Хридайи" он сам признает её кратким изложением "Аштанга Санграхи".

Аштанга Хридая содержит суть восьми разделов (Аюрведы) и является одним из авторитетнейших трактатов по медицине древней Индии. Он с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в таких странах как Аравия, Персия, Средняя Азия, Тибет и Китай. Значимость Аштанга Хридайя Самхиты подтверждается наличием большого числа комментариев к ней, составленных как индийскими учеными, так и учеными других стран.

Её можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам.

Ниже приводятся 26 из 30 глав первого раздела «Сутрастхана», в которых изложены основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждения болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.

Раздел 1 Сутра Стхана


Глава 1 Достижение долголетия

Глава 2 Распорядок дня
Глава 3 Годовой режим
Глава 4 Профилактика болезней
Глава 5 Наука о жидкостях
Глава 6 Наука о природе пищи
Глава 7 Защита пищи
Глава 8 Режим принятия пищи

Глава 9 Наука о субстанциях
Глава 10 Классификация вкусов
Глава 11 Наука о доша
Глава 12 Классификация доша
Глава 13 Балансирование доша
Глава 14 Два метода лечения
Глава 15 Группы лечебных трав

Глава 16 Промасливание
Глава 17 Рвота и слабительное
Глава 18 Потение
Глава 19 Клизма
Глава 20 Лечение через нос

Глава 21 Ингаляции
Глава 22 Уход за ротовой полостью
Глава 23 Глазные капли и примочки
Глава 24 Лечение глаз
Глава 25 Нережущие инструменты

Глава 26 Острые хирургические инструменты


Раздел 2 Шарира Стхана

Глава 4. Марма вибхага шарира (классификация жизненных точек)

Глава 1. Достижение долголетия

(АЙУШКАМИЙА АДХЙАЙА)

Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам (Апурва вайдйа), которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные желаниями и привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и вызывающие тревогу, заблуждение и беспокойство.

1 Сейчас мы поведаем главу Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

2 Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для исполнения праведности (Дхармы), жертвоприношений и отдания долгов (Артхи) и удовлетворения чувств (Шукха), должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы.

3 Брахма (творец этого мира), помнящий Аюрведу с начала времен, поведал это знание Праджапати, он (Праджапати) передал близнецам Ашвини-Кумарам, которые посвятили в это знание Сахасракшу (Индру), а он передал его сыну Атри (Кришне Атрее, Атрее Пунарвасу) и другим мудрецам, а они - Агнивеше и остальным великим личностям, которые разделили это знание на части и углубили, каждый свою.

4 Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была взята только квинтэссенция, и эти тезисы - Аштанга Хридайам - написаны в наиболее доступной форме.

5 Общая медицина, педиатрия, демонология, психиатрия и психотерапия, лечение органов, расположенных выше ключиц, хирургия, токсикология, гериатрия и омоложение организма и сексология - восемь столпов Аюрведы, описывающие лечение всех болезней.

6 Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) - три доша, они разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса.

7 Не смотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего их можно найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся между верхушкой сердца и пупком.

8 Они преобладают соответственно в конце, середине и начале жизни живого существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.

С их помощью происходит образование переменной, сильной и слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пищеварительная активность формируется тогда, когда они находятся в равновесии.

9 Природа пищеварительного тракта троична, в зависимости от преобладающей доши - твердая, мягкая и промежуточная; промежуточная только в случае баланса Тридоша.

10 Посредством доша, находящихся в семени и яйцеклетке, во время зачатия новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций (Пракрити), точно так же, как навозные черви образуются из навоза; хилая, средняя и сильная соответственно.

Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех доша, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух доша - Ниндйа пракрити.

11 Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвижность - качества Вата доша.

Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая жирность, проникаемость - качества Питта доша.

Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность - качества Капха доша.

В состоянии одновременного увеличения или уменьшения комбинация двух доша называется Самсарга, а всех трех - Саннипата.

12 Хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя - семь тканей, также известных под названием Душйа (то, что выходит из равновесия).

Нечистоты суть моча, кал, пот и др. Увеличение этих трех составляющих тела (доша, тканей и нечистот) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а уменьшение - по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.).

13 Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий - шесть вкусов, присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает организму больше силы и энергии.

Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша,

три, начинающиеся с горького снижают и балансируют Капху,

а вяжущий, горький и сладкий балансируют Питту;

остальные же - увеличивают каждую из них.

14 Субстанции бывают трех видов - балансирующие доша, разбалансирующие доша и поддерживающие здоровье и баланс Тридоша. Тепло и холод - две энергетические характеристики субстанций.

Послевкус бывает трех видов - сладким, кислым и горьким.

15 Тяжелый, легкий, горячий, холодный, сухой, влажный, вязкий, активный, пассивный, подвижный, неподвижный, твердый, мягкий, чистый, слизистый, шершавый, гладкий, большой, маленький, твердый и жидкий - десять основных качеств и десять их противоположностей.

16 Ненормальность (неадекватность), недостаточность и избыток при соединении сезона, объекта чувств и активности (деятельности) - основные причины возникновения болезней; а их правильное и уравновешенное взаимодействие - причина здоровья.

17 Болезни - дисбаланс Тридоша. Здоровье - их баланс.

Болезни бывают двух типов - органические, возникающиее внутри организма и внешние - возникающие благодаря внешним причинам.

18 Болезни могут занимать два положения в организме - находиться в теле и в уме. Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) - доша ума.

19 Пациент должен исследоваться тремя путями - обследованием, пальпацией и опросом.

Болезнь должна исследоваться по ее причинам, симптомам, клинической картине, патогенезу и с помощью диагностических тестов.

20 Область, исходя из позиции Аюрведы, бывает двух типов - географическая местность и тело. Географическая область бывает трех типов - с преобладанием Вата доша, с преобладанием Капха доша и где все три доша находятся в состоянии равновесия.

21 Время, относящееся к сбору или приему трав, бывает двух видов - миг, секунда, минута, час, день, неделя и т.д., и время, характеризующее стадию течения заболевания.

22 Терапия бывает двух видов - очистительная и балансирующая.
Клизма, слабительное и лечебная рвота - лучшее лечение для дисбалансов Вата, Питта и Капха доша сответственно. Аналогично - кунжутное масло, топленое масло и мед.

23 Наилучшим лечением для ума является строгость, шоковая психотерапия и погружение в науку о Боге и душе.

24 Врач, медсестра (сиделка), лекарство и пациент - четыре ветви медицины, и каждая из них должна иметь четыре хороших качества.

25 Врач должен быть умелым, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практический опыт и чистым (телом, умом, помыслами, речью и т.д.).

26 Препарат должен быть пригоден для лечения нескольких болезней, обладать многими хорошими качествами (вкусом, запахом и т.д.), легким в употреблении и подлинным.

27 Сиделка должна быть сострадательна, чиста (умом, телом, помыслами, речью и т.д.), интеллигентна и расторопна.

28 Пациент должен иметь достаток (материальный), обладать хорошей памятью, волей и стремлением к излечению, быть послушным (исполнять все указания врача).

29 Болезни бывают двух видов - излечимые и неизлечимые, подразделяющиеся каждая на две категории: излечимые бывают легко излечимые и тяжелые, а неизлечимые - контролируемые и фатальные.

30-31 Болезни, присутствующие у человека, готового на все ради выздоровления, или у взрослого, мужчины, контролирующего себя, свои эмоции и чувства;

или не повредившие жизненноважные органы, легкие или средней тяжести, имеющие в своей основе не очень сильный дисбаланс, не имеющие угрожающих симптомов и наложений других болезней, отличные от доминирующих доша, тканей, места проживания, сезона и конституции;

когда все четыре ветви медицины (врач, сиделка, лекарство и больной) обладают необходимыми качествами; имеющие благоприятное астрологическое указание;

вызванные дисбалансом только одной доша и идущие только по одному пути распространения;

недавно возникшие - легко излечимые.

32 Болезни, требующие для своего лечения хирургических инструментов, а также имеющие смешенную природу и сочетание факторов, описанных в предыдущем стихе - трудноизлечимые.

33 Болезни, угрожающие жизни человека, но сдерживаемые путем соблюдения правильного режима лечения (приема препаратов, диеты, режима дня и т.д.), а так же если они обладают качествами легко излечимых болезней - контролируемые болезни.

34 Болезни, имеющие противоположные качества (относительно излечимых заболеваний), запущенные, порождающие страх смерти, тревогу и беспокойство, имеющие фатальные признаки, а также вызывающие нарушения в работе органов чувств (в том числе и ума) - болезни, ведущие к смерти.

35 Врач должен отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и правительство, а также кого ненавидит царь и сам врач; самоубийцу, не имеющего желание и возможности лечиться, не имеющего времени лечиться (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача, чья жизнь подошла к концу, обладающего демоническими качествами (злого, упрямого, не смиренного, гордого и т.д.), разгневанного, покоренного страхом, неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением).

36-38 А сейчас перечислим все главы этих тезисов:
I


1. Достижение долголетия.
2. Режим дня.
3. Годовой режим.
4. Профилактика болезней.
5. Наука о жидкостях.
6. Наука о природе пищи.
7. Защита пищи.
8. Режим принятия пищи.
9. Наука о субстанциях.
10. Классификация вкусов.
11. Наука о доша.
12. Классификация доша.
13. Балансирование доша.
14. Два метода лечения.
15. Группы лечебных трав.
16. Промасливание.
17. Рвототерапия.
18. Рвота и слабительное.
19. Клизма.
20. Лечение через нос.
21. Ингаляции.
22. Уход за ротовой полостью.
23. Глазные капли и примочки.
24. Лечение глаз.
25. Нережущие инструменты.
26. Острые хирургические инструменты.
27. Кровопускание.
28. Удаление инородного тела.
29. Хирургические процедуры.
30. Использование едких материалов –


тридцать глав первой части - Сутрастханы.

39 II
1. Развитие зародыша.
2. Болезни беременных женщин и новорожденных.
3. Человеческое тело и его части.
4. Классификация уязвимых точек.
5. Наука о фатальных симптомах.
6. Наука о посланце - шесть глав второй части - Шарирастханы.





44 V
1. Принципы рвототерапии.
2. Принципы лечения слабительным.
3. Осложнения при лечебной рвоте и принятии слабительного.
4. Принципы лечения клизмами.
5. Осложнения при постановке клизм.
6. Наука о рецептах - шесть глав пятой части - Кальпасиддхистханы.


1. Уход за детьми.
2. Профилактика детских болезней.
3. Лечение болезней, вызываемых вселением духов.
4. Демонология.
5. Изгнание духов.
6. Профилактика умопомрачения (психических болезней).
7. Профилактика эпилепсии.
8. Диагностика болезней век.
9. Лечение болезней век.
10. Диагностика болезней хрусталика, склер и т.д.
11. Лечение болезней склер и т.д.
12. Диагностика потери зрения.
13. Лечение потери зрения.
14. Лечение болезней хрусталика.
15. Диагностика повреждений глаз.
16. Лечение повреждений глаз.
17. Диагностика болезней ушей.
18. Лечение болезней ушей.
19. Диагностика болезней носа.
20. Лечение болезней носа.
21. Диагностика болезней ротовой полости.
22. Лечение болезней ротовой полости.
23. Диагностика болезней головы.
24. Лечение болезней головы.
25. Лечение язв.
26. Лечение травм.
27. Лечение переломов.
28. Лечение fistula-in-ano.
29. Диагностика опухолей, злокачественных опухолей, язв и др.
30. Лечение опухолей, злокачественных опухолей, язв и т.д.
31. Диагностика небольших кожных болезней.
32. Лечение небольших кожных болезней.
33. Диагностика венерических болезней.
34. Лечение венерических болезней.
35. Лечение болезней, вызванных ядами.
36. Лечение укусов змей.
37. Лечение укусов пауков и насекомых.
38. Лечение укусов мышей, крыс, собак.
39. Омоложение организма.
40. Афродизиаки и увеличение сексуальной силы - сорок глав шестой части - Уттарастханы.


49 Итого сто двадцать глав, помещенных в шесть частей.

Так заканчивается глава Айушкамийа (достижение долголетия), первая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Глава 2. Распорядок дня

(ДИНАЧАРЙА АДХЙАЙА)

Сейчас мы поведаем главу Диначарйа (режим дня), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

1 Здоровый человек должен подниматься ото сна в Брахма мухурту [От трех до шести часов утра, в зависимости от времени восхода солнца.] ради защиты собственной жизни.

2-3 Прочувствовав состояние своего тела, после дефекации и мочеиспускания необходимо принять омовение. После этого, с помощью палочки из терминалии арджуна, Calatropis Procera, акации катеху, Pongamia glabra, фикуса (Ficus vengakensis) или других деревьев, обладающих горьким вкусом, надо почистить зубы. Эти палочки должны быть с мизинец толщиной и двадцать три с половиной сантиметра длинной. Пожевав немного один конец этой палочки, его можно использовать в качестве щетки. Зубы надо чистить не повреждая десны.

4 Человек, страдающий нарушением пищеварения, рвотой, одышкой, кашлем, лихорадкой, параличом лицевого нерва, жаждой, язвочками во рту, сердечными болезнями, болезнями глаз, головы и ушей не должен пользоваться такой зубной щеткой.

5 Подводка для глаз, сделанная на основе сульфида сурьмы, очень хороша для глаз, поэтому ей можно пользоваться ежедневно.

В глазах находится Огонь, который подвержен пагубному воздействию слизей, поэтому раз в неделю необходимо промывать их отваром барбариса азиатского для их нейтрализации.

6 После этого человек может закапать капли в нос, прополоскать горло, сделать ингаляцию и пожевать бетель.

7 Жевание бетеля противопоказано тем, кто страдает от кровотечений, ран, покраснения и сухости глаз, отравлен, теряет сознание, принимает интоксикации и страдает чахоткой.

8 Абхйангу (масляный массаж и масляная ванна) желательно принимать ежедневно, она помогает предотвратить старость, напряжение и дисбаланс Вата доша; улучшает зрение, формирование тела, продлевает жизнь, дает хороший сон, хорошую и здоровую кожу. Особенно надо делать массаж головы, ушей и стоп.

9 Эту процедуру должны избегать люди, страдающие увеличением Капхи и несварением, только что закончившие очищение организма.

10 Легкость тела, способность выполнять тяжелую работу, отличное пищеварение, уменьшение жировых отложений, стойкость и ясность нарастают от занятия физическими упражнениями .

11 Люди, страдающие Вата и Питта заболеваниями, дети и пожилые люди, а также страдающие несварением должны избегать чрезмерных нагрузок.
Люди с избыточным весом и ежедневно принимающие жирную пищу, в холодное время года и осенью должны получать только половинную нагрузку, тогда как все остальные и в другие сезоны можно выполнять полный комплекс, но разумно.

12 После тренировки необходимо сделать легкий массаж всех мышц.

13 Жажда, волнение, затруднение дыхания, кровотечения, истощение, усталость, кашель, жар или рвота - последствия слишком интенсивной нагрузки.

14 Тот, кто ежедневно уделяет слишком много времени физическим упражнениям, бодрствует ночью, ходит пешком на длинные дистанции, чрезмерно занимается сексом, очень много смеется, говорит или как-либо по-иному перенапрягает себя, погибает как лев после убийства слона.

15Удвартана (массаж всего тела с присыпками) уравновешивает Капху, удаляет жир, придает силу всем частям тела и делает кожу нежной.

16 Снана (ванна) улучшает аппетит, сексуальное желание, удлиняет жизнь, дает энергичность и силу; лечит икоту, смывает грязь, пот, истощение, ступор, жажду, жар и старую кожу.

17 Обливание горячей водой всего тела дает силу телу, но если выполняется с головой, то отнимает силу у глаз и волос.

18 Ванна противопоказана при параличе лицевого нерва, болезнях уха, горла и глаз, поносе, газах, истечении слизи из носа, несварении и сразу - же после еды.

19 Пищу нужно принимать после того, как переварилась предыдущая порция, ту, которая нравится и приятна на вкус, в ограниченном количестве;

побуждения тела к зевоте, икоте, мочеиспусканию, чиханию и т.д. нельзя подавлять и задерживать;

не начинай ничего делать до полного излечения тела от болезней.

20 Вся человеческая деятельность должна быть направлена на счастье всех живых существ. Такое счастье покоится на соблюдении Дхармы. Человек всегда и во всем должен придерживатьсяиваться Дхармы.


21 Друзьям надо служить верой, правдой и благими делами, а всех остальных держать на некотором расстоянии.

22 Насилие, воровство, секс без любви, ложь и клевета, сквернословие, сеянье раздора, ссора, зависть и неразумность - эти девять разрушающих тело, речь и ум проявлений должны всячески избегаться.

23 Тот, кто не имеет понятия о смысле жизни, кто болен и кто попал в беду, тому надо обязательно оказать помощь. Даже с насекомым, с муравьем, надо обращаться с заботой и любезностью.

24 Верховная Личность Бога, корова, брахман, старший, врач, царь и гость должны быть почитаемы и достойны служения.
Даже последний нищий не должен быть презираем, оскорбляем или упрекаем.

25 Человек должен быть очень заботливым, даже по отношению к своим врагам, несмотря на их поступки. Человек должен смотреть одними глазами на счастье и несчастье. Человек должен стремиться постичь истину, а не искать причину в следствии.

26 Человек должен говорить в соответствии с ситуацией, в которой он находится, коротко, лаконично, без брани, словами, ласкающими слух; не лгать.

27-28 Заводить разговор надо с приветливой улыбкой; быть целомудренным, добрым и мягким, не искать комфорта и счастья только для себя, а делиться этим с другими; надо всем доверять и никого не подозревать; не следует разглашать доверенную тайну, не стоит обсуждать чьи-либо ошибки и просчеты, а также отношения с Гуру (Учителем).

29 Узнав истинное лицо того, с кем общаешься, к каждому подбирай свой ключик, говори с ним в той манере, которая близка ему, приятна и понятна.

Не должно потакать органам чувств, но самоограничение должно быть разумным.

30 Человек не должен привязываться к образованию, не дающему знания о трех видах деятельности (Дхарме, Артхе и Каме), а должен стремиться познать их.

Во всех видах деятельности необходимо придерживаться золотой середины.

31 Человек должен подрезать свои волосы, ногти и усы не дожидаясь, когда они начнут путаться под ногами, содержать свои стопы и места выделения нечистот (уши, глаза, уретру, анус и др.) в чистоте; ежедневно (два раза в день) принимать душ, одевать свежую, красивую одежду, не роскошную, но и не лохмотья.

32 На теле необходимо носить камни-талисманы, патрон с вложенным в него могущественным гимном, магические травы. Стоит носит зонт, теплую обувь и не забывать смотреть под ноги; если предстоит ночная работа, с собой необходимо взять напарника, головной убор и средства самообороны.

33 Не в коем случае не надо вторгаться за ограждение священного дерева, к божествам в храме, к человеку, занятому поклонением Богу, топтать параферналии или остатки от поклонения Богу, знамя и нечистоты, пепелище, очистки и мусор, песок и валун, места поклонения Богу, ходить на капища; заниматься плаванием.

35 Во время чихания, зевания или смеха надо прикрывать рот.
Не стоит ковырять в носу; царапать землю без видимой причины, совершать физиологически не оправданные движения телом и конечностями, долго сидеть на камнях.

36 Необходимо полностью приостановить любую активную деятельность тела, ума или речи перед тем, как пойти в туалет; не стоит долго держать согнутыми колени (также не рекомендуется спать калачиком).

37 Надо избегать находиться ночью под деревом, на перекрестке трех дорог, поблизости от священного дерева, перекрестка четырех дорог, храма. Не следует жить около бойни, леса, притона и кладбища.

38 Не желательно в полдень гулять под солнцем, носить тяжести на голове, долго смотреть на очень мелкие, очень далекие, некрасивые и нечистые предметы.

38-44Человек должен избегать сильного ветра, солнца, пыли, снегопада, урагана;

чихать, кашлять, отрыгивать, зевать или заниматься сексом в противоестественных позах;

даже тени от эшафота, мест, запрещенных царем и правительством, компании диких животных, битья животных и скота;

людей низких, подлых, не цивилизованных и очень интеллигентных;

враждовать с хорошим человеком;

есть, заниматься сексом, спать, учиться и т.д. во время восхода и заката;

принимать пищу от врага, после жертвоприношения, от проститутки, от торговца;

«Аштанга-хридая самхита», составленная блестящим врачом и ученым Вагбхатой (примерно 6-9 век н.э.), является квинтэссенцией многих аюрведических трудов, наряду с «Чарака самхитой» и «Сушрута самхитой» по праву входит в Брихат-трайю - тройку самых знаменитых и почитаемых медицинских канонов Индии.

В переводе с санскрита слово «хридая» означает сердце, «аштанга» означает восемь и подразумевает восемь направлений Аюрведы.

«Аштанга-хридая самхита» послужила основой для написания целого ряда медицинских трактатов, с давних пор изучается врачами Аюрведы в Индии и других странах. Переведена на китайский, тибетский, арабский, персидский, немецкий и другие языки. «Аштанга-хридая» состоит из шести разделов (стханов), каждый из которых содержит разное количество глав (адхьяя), общее число которых равняется 120. Текст Самхиты полностью изложен в стихах, но каждая глава предваряется двумя короткими прозаическими строчками. Общее количество стихов в дошедшей до нас версии равняется 7120.

Стханы (разделы) посвящены следующим темам:

1. Сутра-стхана - 30 глав, описывающих основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждение болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.

2. Шарира-стхана - 6 глав, описывающих эмбриологию, анатомию, физиологию, физиогномику, психическую и психологическую конституции, сны, предзнаменования и признаки приближающейся смерти.

3. Нидана-стхана - 16 глав, описывающих причины, предварительные симптомы, характерные особенности, патогенез и прогноз важнейших хронических заболеваний, входящих в Кайа-чикитсу (профилактика и лечение внутренних болезней).

4. Чикитса-стхана - 22 главы, описывающих методы лечения наиболее значительных органических заболеваний, включая эффективные рецепты, диеты и уход за пациентом.

5. Калпа-сиддхи-стхана - 6 глав, в которых излагаются правила приготовления лекарств, назначение очистительных процедур, контроль над осложнениями, а также правила фармакопеи.

6. Уттара-стхана - 40 глав, описывающих направления Аюрведы. Этот раздел поделен следующим образом:

3 главы посвящены бала чикитса (педиатрии);

4 посвящены граха чикитса (психиатрии и проблемам одержимости);

17 - урдхваига чикитса (заболеваниям органов головы);

9 глав посвящены нетра чикитса (офтальмологии);

2 - карна чикитса (болезням уха);

2 - наса чикитса (болезням носа);

2 - мукха чикитса (болезням ротовой полости, зубов и горла);

2 - широрога (болезням головы).

Шалья чикитса (хирургия) состоит из 10 глав, дамиштра (токсикология) содержит 4 главы. Джара чикитса (причины старения и методы омоложения - расаяны) и вриша чикитса (ваджикарана - коррекция сексуальных расстройств) посвящено по одной главе.