2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак

В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.

Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные раздражители применяют при дрессировке собак, знать характерные особенности этих раздражителей и порядок их применения (рис. 97).

Безусловным раздражителем называется раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный и другие). Условными раздражителями называются такие раздражители, на которые дрессировщик воспитывает у собаки условный рефлекс: команды "сидеть", "лежать" жесты и другие сигналы.

Безусловные раздражители. Для получения у собаки первоначального действия, желательного для дрессировщика, необходимо подобрать такой безусловный раздражитель, который бы вызвал у собаки соответствующий безусловный рефлекс. Так, например, чтобы заставить собаку совершить посадку, следует нажимать рукой на круп собаки в направлении к земле. Рука дрессировщика в этом случае будет служить безусловным раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс посадки.

Проявление этого безусловного рефлекса под воздействием руки подобно аналогичному безусловному рефлексу отдергивания ноги, если ущемить или случайно наступить на ногу собаки. То и другое действие собаки является проявлением защитно-оборонительного рефлекса в пассивной форме.

Если дрессировщик будет нажимать рукой сверху вниз не в области крупа собаки, а в области спины, то собака не сядет, так как каждый рефлекс ее строго обусловлен. Для каждого раздражения в пределах центральной нервной системы собаки имеется как бы заранее проторенная дорога (рефлекторная дуга), по которой раздражение с определенных чувствительных нервов легче всего перебрасывается на строго определенные двигательные нервы, идущие к определенным группам мышц, сокращение которых проявляется в определенных действиях собаки. Такие части поверхности тела собаки, раздражение которых определенными раздражителями сопровождается определенными двигательными безусловными рефлексами, называются рецептивными полями (рецептор - восприниматель).

Безусловные рефлексы в дрессировке являются первоначальными действиями собаки, на основе которых дрессировщик воспитывает условные рефлексы.

Для дрессировки собаки особенно важны: мышечные рефлексы (или просто - кожные рефлексы), мышечно-сухожильные рефлексы, возникающие при искусственной придаче собаке той или иной позы, например при укладке, "рефлексы положения", возникающие в результате изменения напряжения (тонуса) в определенных группах мышц. Характерным примером рефлекса положения является посадка при показе кусочка мяса, постепенно подымаемого над головой собаки. Глядя на мясо, собака постепенно поднимает голову и садится.

В качестве основных безусловных раздражителей при дрессировке собак по общим приемам дрессировки используют раздражители механического и пищевого порядка.

В качестве механических безусловных раздражителей (физическое воздействие), вызывающих различные виды кожной чувствительности, - сухожильно-мышечные раздражения и раздражения глубокого мышечного порядка, применяют поглалшвание, давление, рывки поводком, воздействие строгим ошейником и, как исключение, удар хлыстом.

Следовательно, качество, виды и сила воздействия механического раздражителя в различных случаях будут неодинаковы, и дрессировщик должен уметь применить соответствующий раздражитель в каждом отдельном случае.

При дрессировке следует использовать механические раздражители средней силы в виде рывка поводком, давления рукой на различные части тела собаки и т. д. Однако при этом необходимо учитывать и индивидуальные особенности собак. Одни собаки имеют повышенную кожно-мышечную чувствительность и сильнее реагируют на воздействие такого порядка, чем другие собаки, у которых кожно-мышечная чувствительность понижена.

Для собак с повышенной кожно-мышечной чувствительностью сила механического раздражителя должна быть значительно слабее, чем для собак, у которых она понижена.

Частое применение при дрессировке механических раздражений большей силы может вызвать у собак явление запредельного торможения, проявляющегося в угнетенном состоянии, которое у некоторых собак сопровождается проявлением пассивно-оборонительной реакции - "боязнью" своего дрессировщика. Поэтому в процессе дрессировки, не следует злоупотреблять механическими раздражителями большой силы воздействия, а удары хлыстом следует применять только как исключение.

Механические раздражители, употребляемые при дрессировке собак для специального назначения (розыскной, караульной, сторожевой и другим службам), используются для вызова у собаки оборонительной реакции в активной форме (развитие злобы). Для этой цели лучше всего иметь обшитый материей соломенный жгут или гибкий прут, которым удобно наносить собаке удары без чрезмерно сильных раздражений, наличие которых может вызвать у нее пассивно-оборонительную реакцию и явления торможения.

Большое значение при дрессировке имеет пищевой раздражитель. В качестве пищевого безусловного раздражителя - лакомства - при дрессировке используют мелко нарезанное вареное мясо, хлеб, хлебные сухари, специально изготовленные галеты и т. п.

Лакомство может действовать на собаку, как безусловный и как условный раздражитель. Безусловным раздражителем лакомство будет в том случае, если оно непосредственно действует на слизистую ротовой полости собаки, раздражает окончания чувствительных вкусовых нервов и вызывает проявление секреторных (выделение слюны) и двигательных (жевание, захватывание пищи) безусловных рефлексов. Действуя на собаку с расстояния своим, видом и запахом, лакомство является условным пищевым раздражителем, так как к виду и запаху лакомства собаку приучают постепенно; у нее на вид и запах лакомства устанавливается натуральный условный рефлекс.

Дачу лакомства собаке должны проводить так, чтобы собака была "заинтересована" в получении его, т. е. чтобы на лакомство у собаки проявлялось пищевое возбуждение. Этого достигают двумя способами: во-первых, необходимая пищевая возбудимость собаки при дрессировке обеспечивается тем, что практическое занятие с собакой проводят до кормления или же через 4 часа после кормления собаки; во-вторых, заинтересованности собаки в получении лакомства достигают тем, что лакомство дают собаке небольшими кусочками, показывая его и не сразу отдавая, а как бы поддразнивая собаку видом лакомства.

В результате этого пищевая возбудимость ("заинтересованность") у собаки еще более повышается и сила воздействия лакомства на собаку возрастает.

Давать лакомство собаке следует лишь в том случае, если она выполнила требуемое действие.

Условные раздражители. Основными условными раздражителями, на которые в процессе дрессировки воспитывают определенные условные рефлексы, служат команды и жесты.

Команды, как определенные словесные звуковые раздражители, должны быть строго однообразны и постоянны (см. рис. 98). Совершенно недопустимо какую-либо команду, например команду "рядом", заменять словами "равняйсь", "иди рядом", "к ноге", и т. п. Этого нельзя делать потому, что каждая команда является комплексным звуковым раздражителем, состоящим из определенного сочетания звуков, на который в процессе дрессировки устанавливается определенный условный рефлекс.

Кроме того, при использовании команд большое значение имеет интонация.

В дрессировке различают три вида интонации: приказания^ или обычную интонацию, ласки, или поощрения, и угрозы.

Команду в обычной или приказной интонации произносят достаточно громко, с оттенком требовательности. Команду в угрожающей интонации произносят резко, строго и в повышенном тоне.

Значение интонации в дрессировке весьма велико и определяется следующим: собаки имеют тонко развитый слуховой анализатор, благодаря которому они могут различать малейшие изменения в звуковых раздражителях и соответственно этому образовывать условные рефлексы на различные интонации голоса в одной и той же команде. Это обеспечивает дрессировщику возможность качественно изменять значение команды для собаки, как определенного условного раздражителя. Для этого надо приучить собаку хорошо различать, диференцировать различные интонации следующим методом: для выработки условного рефлекса на команду "рядом", подаваемую в приказной интонации, дрессировщик произносит команду в обычном тоне и подкрепляет ее рывком поводка средней силы.

В результате повторения подобного сочетания у собаки устанавливается двигательный условный рефлекс - по команде "рядом" - итти у ноги дрессировщика. Но если после установления условного рефлекса на команду "рядом" собака действия не выполняет, то команду "рядом" следует произносить в угрожающей интонации, сопровождая действием более сильного рывка. В результате подобного подкрепления одной и той же команды, но произносимой в разной интонации, собака приучается четко различать значение интонации. Ласковая, ободряющая интонация, в которой всегда следует произносить восклицание "хорошо", закрепляется на основе пищевого и тактильно-кожного раздражителей (оглаживания).

Постоянство и однообразие в произношении команд имеет большое значение при передаче подготовленной собаки от одного дрессировщика к другому. В этом случае от нового дрессировщика требуется только приучить собаку к себе и затем правильно использовать команды, к которым собака уже была ранее приучена. Каждую команду надо произносить точно, четко, достаточно громким голосом, с правильным ударением.

Специально проведенные опыты в лаборатории акад. И. П. Павлова показали, что если разбить словесный условный раздражитель (команду) на отдельные слоги, то только тот слог вызывает действие собаки, который наиболее отчетливо слышен при произношении слова. Так, слог "ту" вызывает такое же действие у собаки, как и слова "на стул" (собака вскакивает на стул). Слог "жи" вызывал такое же действие у собаки, как слово "ложись" (собака ложилась). Следовательно, значение ударного слога при образовании у собаки условного рефлекса на определенную команду имеет всегда большое значение, и дрессировщик должен это правильно использовать путем четкого произношения соответствующих слогов команды.

Если собака команду не выполняет, команду следует повторить в интонации "угрожающей", а вторичное повторение команды с угрожающей интонацией должно сопровождаться действием безусловного механического раздражителя (принуждения).

Многократное повторение одной и той же команды (если собака ее не выполняет) без подкрепления соответствующим безусловным раздражителем ведет к угашению условного рефлекса на эту команду.

Каждое действие собаки, выполненное по команде своего дрессировщика, должно быть закреплено посредством лакомства, оглаживания или восклицаний "хорошо".

В качестве звуковых условных раздражителей, кроме словесных команд, могут быть использованы разные звуковые сигналы, например свистки, и проч. Подобные сигналы обычно с успехом можно применять для управления действиями собаки на расстоянии, напрршер подзыв собаки к дрессировщику по свистку, остановка в движении и т. п.

В качестве зрительных условных раздражителей при дрессировке собак используют жесты.

Жест есть определенное движение руки дрессировщика, и так же как и звуковая команда, закрепляется за каждым определенным действием собаки, например опускание вытянутой вперед руки означает жест укладки; сгибание поднятой на уровне плеча руки в локтевом суставе означает жест посадки и т. д.

Жесты могут быть использованы для управления собакой на расстоянии; в большинстве это условные раздражители 2-го порядка (см. рис. 99).

Значение соотношения сил раздражителей. Большое практическое значение при дрессировке имеет вопрос о соотношении силы условных и безусловных раздражителей. При выработке условного рефлекса на тот или иной условный раздражитель сила действия безусловного раздражителя должна быть больше, чем сила действия условного. В этом случае условные рефлексы образуются более легко и быстро. Когда сила условного раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса в большинстве случаев затрудняется. Например, подача команды при первоначальной дрессировке чрезмерно громким, резким и крикливым голосом может вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в пассивной форме или явления последовательного торможения, что затрудняет выработку необходимых условных рефлексов.

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?



2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…




3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?



В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко

9.



В. Не меняется вовсе

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь

12. Первая сигнальная система



13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций

14.

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками
Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни
20. От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип

Условным раздражителем может стать любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, достигшее определенной интенсивности и воспринятое корой больших полушарии.

Звуки (тоны и шумы), интенсивность света, контуры освещенных предметов, цвета, запахи, вкусовые средства, прикосновение к коже, давление, тепловые и холодовыс воздействия, степень напряжения мышц, их сокращение и расслабление, положение тела в пространств.-, состояние внутренних органов, воздействия на их слизистую оболочку, а также изменения обмена веществ и энергии в организме - все эти разнородные по своей природе воздействия делаются при их сочетании с безусловными раздражениями сигналами условных рефлексов . Таким образом, ими могут стать все экстеро-, висцеро- и проприорецептивные раздражения.

Условными раздражителями могут быть не только индифферентные вначале раздражения, но и те, которые вызывают обычно какие-либо реакции организма, в том числе и безусловные рефлексы. Раздражитель, вызывающий какой-либо безусловный рефлекс, становится иногда при сочетании с другим безусловным раздражением условным сигналом второго, иного по своей природе, безусловного, рефлекса.

В произведенных в лаборатории Павлова опытах раздражения, возбуждающие сильный безусловный оборонительный рефлекс, были превращены в условные раздражители пищевого рефлекса. Для этого удары электрического тока, пропускаемого через лапу, сочетались с кормлением животного пищей. В результате ряда подобных опытов раздражение лапы электрическим током вызывало условные пищевые рефлексы, в том числе слюноотделение. Безусловный же оборонительным рефлекс - сгибание лапы - постепенно ослабевал и к моменту упрочения образовавшегося условного пищевого рефлекса целиком исчезал, затормаживался.

В этом случае происходило переключение нервного процесса с центра одного безусловного рефлекса на другие нервные центры; путем образования временной связи между нервными центрами безусловное оборонительное раздражение превращалось В сигнал условного пищевого рефлекса.

Условные следовые рефлексы . Не только действие различных внешних сигналов, но и прекращение их действия, например затемнение освещенной комнаты, прекращение звучания тона или шума может сделаться сигналом так называемого следового условного рефлекса.

Для образования следового условного рефлекса (например, пищевого) необходимо применять безусловный рефлекс не во время действия сигнального агента, а лишь через определенный промежуток времени (через 1-8 минуты) после его окончания. В этом случае сам по себе сигнал не будет вызывать условного рефлекса, но после того, как он прекратится, возникает условнорефлекторное слюноотделение. Это означает, что именно след условного агента в коре больших полушарий приобрел дли животного сигнальное значение.

Условные рефлексы на время. И. П. Павлов доказал, что существуют особые условные рефлексы на время. Если многократно кормить собаку каждые 10 минут, то вырабатывается условный рефлекс, выражающийся в том, что к концу 10-й минуты после предыдущего кормления у животного начинает выделяться слюна и возникает двигательная реакция по направлению к кормушке. Подобным же образом можно выработать у собак условный оборонительный рефлекс сгибания лапы на определенный отрезок времени. Для этого необходимо во время опытов через постоянно одинаковые промежутки времени, например через каждые 5 минут, производить электрическое раздражение лапы.

Могут быть получены условные рефлексы и на гораздо более длительные периоды времени. Так, если ежедневно в определенный час кормить собаку, то к этому часу у нее еще до кормления начинается секреция желудочного сока.

При постоянном режиме труда и быта-при точно определенных часах работы, приеме пищи в одно и то же время, одних и тех же часах сна - различные условные рефлексы на время наблюдаются и у человека.

Механизмы образования условных рефлексов на длинный или короткий отрезок времени различны. При коротком отрезке времени, измеряемом минутами, условные рефлексы образуются на состояние самих нервных центров, на изменение и определенный уровень их позбудпмости, на след от предыдущего раздражения. Условные рефлексы на длительные промежутки времени могут быть поняты как реакции на состояние организма в целом, в частности на состояние и интенсивность обмена веществ и деятельности органов пищеварения.

Зависимость величины условного рефлекса от силы безусловного и условного раздражителей

Величина условного рефлекса у животного при прочих равных условиях зависит как от силы безусловного рефлекса, на базе которого он вырабатывается, так и от силы условного раздражителя . Если, например, сочетать действие звукового агента с очень слабым электрокожным раздражением конечности собаки, то вырабатываемый условный рефлекс оказывается слабым, неустойчивым. Если же силу безусловного раздражения увеличить, то это приводит к возникновению более сильного и стойкого оборонительного рефлекса.

При исследовании зависимости величины условного рефлекса от силы безусловного обнаружилось, что решающее значение имеет не абсолютная сила безусловного стимула, а интенсивность вызываемого им возбуждения. Так, у собаки, накормленной перед опытом, безусловные пищевые реакции ослаблены и соответственно ослабляется величина условного рефлекса.

При постоянной силе безусловного раздражения величина условною рефлекса зависит от физической силы сигнального раздражителя. Чем она больше, тем условный рефлекс сильнее.

Эти данные позволили И. П. Павлову сформулировать закон силовых соотношений, указывающий на существование прямой зависимости величины условного рефлекса от силы условного раздражителя.

«Закон силы», однако, действителен только в определенных пределах - для всякого условного агента существует предел силы, за которым дальнейшее усиление раздражителя ведет к ослаблению условной реакции.

Без твердых знаний теоретических основ дрессировки не может быть хорошего дрессировщика. Однако многие дрессировщики ограничиваются практическим освоением техники дрессировки, игнорируя при этом теорию. Отсюда - многочисленные ошибки, главные из которых - неумение анализировать поведение собак, бесплановость при работе с ними.

Известно, что для выработки у собаки того или иного навыка необходим комплекс целенаправленных воздействий на нее раздражителями. По мере того как в процессе дрессировки вырабатываются первоначальные навыки, задачей дрессировки является их закрепление и усовершенствование. Обычно для полной выработки навыка требуется две недели. Одновременно можно отрабатывать и другие приемы. При правильном планировании и проведении занятий опытный, теоретически и практически хорошо подготовленный дрессировщик затрачивает на отработку приемов общего курса дрессировки (ОКД) 2,5-3 месяца (в зависимости от типа высшей нервной деятельности собаки и интенсивности занятий).

Опыт придет к дрессировщику со временем, а знание теории дрессировки можно получить в сравнительно короткий срок. При этом условии опыт будет приобретаться не за длительный срок путем проб и ошибок, а гораздо быстрее, что поможет избежать в дальнейшем многих просчетов и ошибок в дрессировке.

Бывает, что и без основательного знания теории спортсмены-дрессировщики успешно выступают на соревнованиях со служебными собаками. Действительно, по ОКД и летнему многоборью, т. е. там, где от собаки требуется выполнение сравнительно несложных действий, иногда можно справиться с программой. Но этого нельзя сказать о специальных службах: защитно-караульной (ЗКС), выборке вещи. Ясно, что подчинить себе животное, вступить с ним в хороший контакт легче, чем научить его работать по запаховому следу, где от собаки требуется активный самостоятельный поиск. Практикой доказано, что чем более "порабощена" собака, тем тяжелее ее подготовить по специальной службе.

Дрессировщик должен активно и напряженно работать: вовремя подмечать и поощрять нужные, полезные поведенческие реакции у собаки и заглушать (но без потери собакой активности) в самом начале нежелательные действия. Нужно уметь мгновенно реагировать на соответствующее поведение животного, преследуя при этом главную цель - научить собаку в возможно корот кий срок работать четко, заинтересованно.

Чтобы предугадывать результаты воздействия на собаку различных раздражителей, необходимо знать npoцессы, происходящие при этом в нервной системе животного. Только тогда можно понять, почему собака отказывается от работы, суметь вовремя и правильно заставить ее работать.

Известно, что у собаки имеется пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус). Воздействие на любой из этих органов вызывает возбуждение соответствующих рецепторов, а сами действующие начала (агенты) по отношению к органам чувств являются раздражителями. Например, свет действует на органы зрения, запахи - на органы обоняния, звука на органы слуха. Раздражитель может быть сильным и слабым.) Сильные раздражители приводят нервную систему в повышенное возбуждение или торможение, слабые - мало возбуждают или тормозят ее. Например, если собаке предлагать хлеб и мясо, то на мясо у нее возникает более сильное возбуждение, чем на хлеб.

Все раздражители делятся на безусловные, условные и индифферентные.

Безусловным называется такой раздражитель, первое же воздействие которого приводит к адекватной (соответствующей данному раздражителю) ответной реакции без предварительного научения. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот (пищевая реакция), отдергивание конечности в ответ на укол иглой (оборонительная реакция) и т. д. К безусловным раздражителям, применяемым при дрессировке, можно отнести те, которые вызывают ориентировочную, оборонительную и пищевую реакцию.

Условным называют такой раздражитель, действие которого вызывает неадекватную (несоответствующую данному раздражителю) реакцию, появляющуюся в процессе научения. Чтобы четко разграничить понятия "условный" и "безусловный раздражитель", мы приведем следующий пример.

Если воздействовать на конечность собаки слабым электрическим током, то естественно, что ответная реакция будет адекватна: собака отдернет ногу (оборонительная реакция в ответ на болевой раздражитель). Значит, электрический ток - безусловный раздражитель.

Однако на электрический ток можно выработать и неадекватную, например, пищевую реакцию. Для этого в начале опыта на собаку воздействуют очень слабым, не вызывающим оборонительной реакции электрическим током; подкрепляя это действие лакомством. Впоследствии силу тока увеличивают, не забывая при этом каждый раз удар током подкреплять лакомством. В результате в ответ на воздействие электрическим током определенной силы собака вместо отдергивания лапы будет выделять слюну. Здесь электрический ток будет уже условным раздражителем, так как он вызывает неадекватную реакцию (пищевая реакция на болевой раздражитель) .

Вполне понятно, что сила тока не должна превышать определенного порога, а именно: не грозить организму разрушением, так как в ответ на этот сильный раздражитель у собаки вместо пищевой снова появится оборонительная реакция. При этом ранее выработанный рефлекс может полностью угаснуть и его придется снова вырабатывать, но уже с большим трудом.

К аналогичным результатам приводит неумелая дозировка подкрепления (применения безусловного раздражителя) при выработке навыков у собак в процессе дрессировки, особенно в начальных стадиях. Сильный безусловный раздражитель вызывает сильную адекватную реакцию, но в то же время индуктивно тормозит все более слабые процессы в нервной системе, что, в свою очередь, значительно затрудняет образование временных связей (условных рефлексов), либо приводит к угасанию уже имеющихся условных рефлексов.

Особенно опасно избыточное подкрепление при отработке сложных приемов, требующих тонкой диффереицировки раздражителей (выборка вещи и человека, работа по запаховому следу и др.). В связи с этим нецелесообразно, вырабатывая сложные навыки, использовать подкрепление по доминирующей безусловной реакции (например, игровое подкрепление для излишне возбудимых собак, пищевое - для животных с преобладающей пищевой реакцией). При ослабленном типе высшей нервной деятельности (ВНД) не рекомендуется применять любые механические воздействия. Это правило (вариационного оптимума мотивации) в то же время предусматривает использование по возможности более сильных раздражителей при выработке простых навыков, как, например, запрещения нежелательных действий (команда "фу"); хождения собаки рядом с дрессировщиком и др. Подобные навыки при их выполнении не требуют сложной аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга и образуются тем успешнее, чем больше сила безусловных и условных раздражителей. Но, разумеется, не чрезмерных, вызывающих у собак запредельное торможение и не приводящих к нарушению контакта между дрессировщиком и собакой.

Условные раздражители, применяемые при дрессировке, делятся в основном на звуковые и зрительные.

Индифферентными называются раздражители, которые не вызывают у собак никакой реакции. Практически таких не существует, так как любой, даже самый слабый раздражитель вызывает ответную реакцию: принюхивание, прислушивание, изменение электрической активности мозга. Здесь можно говорить лишь о привыкании собаки к какому-то раздражителю. Например, если на собаку действует определенный раздражитель, не вызывая никаких последствий для нее, то через некоторое время ориентировочная реакция на него исчезает, и он будет для животного совершенно безразличным (индифферентным), т. е. на данный раздражитель собака не будет обращать никакого внимания.

Здесь уместно будет заметить, что часто произносимые команды без подкрепления их воздействием на собаку (лакомство, механическое воздействие, игра, восклицание "хорошо") в конце концов становятся для нее индифферентными или, проще говоря, "пустым звуком".

В процессе общения с собакой человек подает ей звуковые команды (сигналы), производит жесты, передвигается, меняет одежду и др. При этом слова и жесты вначале для собаки являются индифферентными раздражителями, не вызывающими какой-либо специфической реакции. Задача дрессировщика состоит в том, чтобы индифферентный раздражитель (слово, жест) превратить для собаки в условный, используя при этом безусловные раздражители.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что любое слово или жест при первом предъявлении (новый раздражитель) вызывает ориентировочный безусловный рефлекс, который подготавливает организм к возможным соответствующим реакциям на эти раздражители и облегчает образование условного рефлекса. На новые раздражители условнее рефлексы (связи) образуются значительно быстрее, чем на привычные, не имевшие в прошлом для животного биологического значения.

Условный рефлекс можно выработать на простой (одиночный) и сложный (комплексный) раздражители. Чаще всего это сочетание звуковых и зрительных раздражителей.

Практически невозможно создать такие условия, при которых на собаку действует лишь один, простой раздражитель. Ведь у собаки пять органов чувств. Даже при полной изоляции животного от всех воздействий внешней среды (звуки, запахи, свет и т. п.) остается ее внутренняя среда - чувство голода, сытости, наполненности мочевого пузыря и т. п.

В зависимости от особенностей нервной системы одни собаки достаточно легко, без особых усилий дрессировщиков выделяют из всего комплекса основной (ключевой) раздражитель и реагируют на него, другие, напротив, очень быстро связывают весь комплекс раздражителей в одно целое с образованием ситуационного рефлекса, в котором отдельные компоненты не имеют столь существенного значения (в том числе и команда). Наиболее характерным примером ситуационного рефлекса может служить преодоление препятствий. После посадки собаки перед препятствием, она выполнит навык по любому громко произнесенному слову, иногда даже по запрещающей команде.

Зачастую неопытный, начинающий дрессировщик воздействует на собаку недостаточно продумано. Например, при отработке приема "сидеть" дрессировщик на виду у собаки лезет в карман за лакомством, подбирает поводок, останавливается, произносит команду (зачастую вместе с жестом воздействуя поводком и лакомством). Если такие действия повторяются изо дня в день, то у собаки вырабатывается условный рефлекс не на одну команду "сидеть", а на целый комплекс раздражителей (образуется нежелательная связь). Здесь рефлекс может появиться на: 1) одновременное действие раздражителей (жест - команда); 2) цепь раздражителей.

Первый елучай пояснений не требует. Из практики известно, что если условный рефлекс выработан на жест - голос, то на один голос или на один жест собака не работает. Это понятно: одна звуковая команда без жеста или жест без команды воспринимаются животными совершенно раздельно, хотя и знакомо.

При отработке приема "задержание нарушителя" неопытные дрессировщики иногда вырабатывают у собак следующую нежелательную связь: момент наивысшей злобы у животного с выстрелом. При неоднократном таком сочетании у собаки вырабатывается четкая связь: выстрел (очень сильный звуковой раздражитель) - возбуждение. В результате команда "фас" собакой игнорируется, она ждет более сильного звукового раздражителя - выстрела. В то время как к выстрелу собака должна относиться спокойно, он для нее должен быть индифферентным раздражителем. Поэтому на занятиях нельзя сочетать выстрел ни с возбуждением (дачей лакомства сразу после выстрела, посыл вперед, игра), ни с торможением (болевое воздействие). Следует всячески отвлекать внимание собаки от выстрела.

Во втором случае имеются в виду подготовительные действия дрессировщика "на глазах" у собаки. К ним относятся остановка, подбор поводка, извлечение лакомства, наклон к собаке и др. Если эта цепь раздражителей будет неизменной на каждом занятии, у животного возникает нежелательная связь с подготовкой дрессировщика, и если знакомых действий не производится, собака не будет выполнять команды или будет работать вяло.

Одни животные при подготовительных действиях дрессировщика приходят в рабочее состояние, они стимулируют собаку перед следовой работой, буксировкой лыжника и др. У других эти действия приводят к оборонительной реакции, выражающейся в различных формах. Это бывает у неопытных дрессировщиков.

Подготовка к механическому воздействию на собаку должна производиться незаметно от нее, чтобы ощущение, например, боли связывалось с моментом нарушения требований дрессировщика (команды, жесты), а не с предварительными действиями дрессировщика.

Условный рефлекс с самого начала нужно вырабатывать не на комплексный, а на простой раздражитель. Тогда собака будет работать четко. Однако практически невозможно исключить влияние посторонних раздражителей. Поэтому при дрессировке рекомендуем соблюдать следующие условия.

1. Комплекс раздражителей, применяемый дрессировщиком, должен быть все время различным, но в нем постоянно необходимо присутствие одного раздражителя, а именно - команды (жеста). Для этого нужно избегать стандартных построений приемов: посадил - отошел - начал подавать команду. Применять команды следует в различных ситуациях.

2. Надо обязательно подкреплять раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, оставляя другие раздражители без всякого подкрепления. Сильные отвлекающие раздражители нужно перебивать другими, более сильными.

Особое значение имеет быстрота подкрепления команды. Чем скорее вы заставите выполнить команду (подкрепив ее действием), тем четче собака будет работать в дальнейшем.

3. Работая с собакой, необходимо помнить, что команда должна быть стандартной. Здесь имеется в виду постоянная интонация, ударение и длительность слогов.

Собака не понимает смысла слов и поэтому команды "лежать" и "л-е-е-жать" будут восприниматься ею как две разные. Конечно, можно добиться того, что собака будет выполнять обе команды, но для этого понадобится много времени, а четкости в работе не будет.

по вопросу размещения статей обращаться по: [email protected]

Все, что воздействует на органы чувств (рецепторы) собаки и вызывает ощущения, называется раздражителями .

Условия внешней среды действуют на организм собаки прежде всего как раздражители. Изменение внешних условий (новая освещенность, влажность и температура воздуха, новая обстановка и т. п.) вызывают внутри организма определенные и членения, которые, в свою очередь, приводят к изменению внешнего поведения животного.

Действием условных раздражителей можно повлиять не только на внешнее поведение, ню и состояние внутренних органов, например, на команду «Фас!» собака возбуждается, у нее усиливается работа сердца, легких, мускулатуры и т. п.

На поведение собаки сильное влияние оказывают и внутренние раздражители: недостаток питательных веществ и морды вызывает у собаки рефлексы поиска пищи, воды. Половое возбуждение делает ее суетливой, беспокойной.

Сильные или необычные новые раздражители, вызывающие изменение поведения собаки и отвлекающие ее от работы по сигналам дрессировщика, называются отвлекающими раздражителями. Например, собака, идущая по запаховому следу человека, увидя зайца, может броситься за ним, оставляя работу по следу. Это отвлечение (торможение) произошло в силу возникновения более сильного нового рефлекса.

Внешние отвлекающие раздражители - это прежде всего животные, птицы, шум и грохот транспорта, посторонние для собаки люди и др. Необходимо приучать собаку не реагировать на них. Чем лучше выработаны у собаки навыки, тем меньше она отвлекается на внешние раздражители. К внутренним отвлекающим раздражителям относятся болевые ощущения в результате заболевания, резкое утомление, переполнение мочевого пузыря и прямой кишки и др. Эти раздражители всегда будут тормозить (негаснущее торможение) обычную работу собаки. Поэтому дрессировщику необходимо помнить об их влиянии и вовремя принимать меры по их устранению.

При дрессировке на собаку воздействуют следующими внешними раздражителями:

1) звуковыми (словесные команды, свист, звук выстрела и др.);

2) световыми или зрительными (жесты рукой, поза дрессировщика, форма и размер предметов, форма одежды и т.п.);

3) пищевыми (мясо, сахар, хлеб, сыр и др.);

4) механическими (рывок поводка, давление рукой, удар прутом и т. п.);

5) обонятельными (индивидуальный запах человека, запах пищи и т. п.).

Наряду с этим комплексными раздражителями для собаки являются дрессировщик и его помощник. В процессе дрессировки на собаку также воздействуют раздражители той обстановки, в которой дрессировщик работает с собакой: различные шумы, предметы, движение других животных, транспортных средств и т. п.

Раздражители, применяемые при дрессировке, могут быть условными и безусловными.

Безусловные раздражители:

Безусловными называются раздражители, которые вызывают проявление безусловного рефлекса. При дрессировке собак из безусловных чаще всего применяют раздражители пищевые и механические.

Пищевые раздражители . Ими могут быть кусочки мяса, иногда сахар, хлеб, сыр. Применяют пищевой раздражитель для подкрепления действия условного. Например, произносят кличку собаки и сразу же дают ей кусочек мяса или произносят команду «Сидеть!», нажимают рукой в области поясницы и, как только собака сядет, дают ей кусочек мяса. Таким же образом пищу используют для приучения собак преодолевать препятствия, подходить к дрессировщику, для вызова голосовой реакции (для) и т. п.

Чтобы пищевой раздражитель действовал достаточно сильно, дрессировать собаку необходимо до кормления, либо через 3 4 часа после него. Кусочки мяса (лакомство) должны быть “одинаковых размеров, средней величины. Мелкие кусочки являются слабым раздражителем, а большие куски быстро насыщают собаку, и она начинает вяло работать. Обычно дача лакомства сочетается с восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием собаки, что приводит к образованию условного рефлекса на эти раздражители. Когда навыки у собаки выработались, лакомство дается реже и заменяется поощрением «Хорошо!» и поглаживанием.

Механические раздражители . Механические воздействия на кожу собаки дрессировщик осуществляет различным путем: наносит удары прутом, хлыстом; нажимает рукой на определенные части тела (поясницу, холку и др.) либо, поглаживает собаку; воздействует строгим.ошейником; воздействует поводком (рывок, подтягивание).

Дрессировщик , применяя механические раздражители, вызывает у собаки нужные движения, чем подчиняет ее поведение своим целям. Но следует учитывать силу раздражителя и особенности собаки, чтобы она не боялась дрессировщика и не пыталась кусать его.

Если механические раздражители применяет помощник дрессировщика, то он должен стремиться вызвать у собаки только активно-оборонительную реакцию. Во всех случаях собака должна наступать, а помощник дрессировщика отступать. Только при этих условиях у нее выработается злоба, смелость и недоверчивое отношение к постороннему человеку. Полезен при дрессировке такой механический раздражитель, как поглаживание собаки в сочетании с дачей лакомства, т. к. он не только приводит к образованию пищевого условного рефлекса, но и укрепляет привязанность собаки к дрессировщику.

Механические оборонительные раздражители следует применять реже, чем пищевые.

Условные раздражители:

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. При дрессировке собак в качестве условных применяют раздражители звуковые (команды), зрительные (жесты), запаховые и др.

Условным раздражителем может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т. п. Например, если постоянно приучать собаку работать по запаховым следам рано утром, то в дневное время она будет работать хуже. Другой пример. Если дрессировщик в начале занятий подкрепляет команды и жесты лакомством, а к концу занятий перестает это делать, то образуется условная связь на время. В начале занятий собака будет работать активно, а как только дрессировщик перестанет давать лакомство, активность в работе резко снизится. Еще один пример. Обычно собаку приучают лаять на команду «Голос!» в позе сидя. В последующем, когда такой рефлекс выработан, собака, услышав команду «Голос!», сначала садится, а затем уже лает. Для нее поза, наряду с командой, тоже стала условным раздражителем. Если же навык подачи голоса вырабатывать только в одном каком-то помещении или месте, то собака не будет выполнять эту команду в другом помещении. В данном случае и обстановка стала условным раздражителем. Наряду с этим условными раздражителями могут стать мимика лица, интонация голоса, поза и темп движений дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, т. к. эти сигналы связаны у нее с болевыми
воздействиями.

Команды. Применяются в качестве условных раздражителей. Команда - это комплекс звуков; одну команду от другой собака отличает по различному сочетанию звуков и разному их количеству. Измененные или искаженные команды не вызывают у собаки ответных действий. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на команду «Иди сюда!» она не подойдет. Если дрессировщик при обучении собаки искажает команды, пустословит, уговаривает собаку, то это только отвлекает собаку и мешает дрессировке.

Команда не простой, а комплексный раздражитель, т. к. собака способна различать не только сочетание звуков, но и интонации команды. Если команду в обычном тоне не подкреплять лакомством, а в приказном подкреплять, то рефлекс будет проявляться только на приказной тон.

Дрессировщик в зависимости от цели и условий работы применяет команды в приказной, угрожающей и обычной интонации:

Команда - сложный звуковой раздражитель (условный)

Интонация (приказная, уверенная, угрожающая)

1. Настойчиво-уверенная.

2. Ласковая, одобряющая.

3. Принуждающая, запрещающая.

Приказная интонация применяется при выработке у собаки самых различных навыков. Команда произносится настойчиво, уверенно и подкрепляется безусловным раздражителем (пищей, рывком поводка). Громкость команды - средняя.

Угрожающая интонация применяется для усиления действия команды, в случаях принуждения и запрещения, а также в тех случаях, если собака не реагирует на команду, произнесенную в приказной интонации и на которую уже выработан условный рефлекс. Команда произносится резко, в повышенном тоне, и подкрепляется более сильным болевым воздействием, чем при приказной интонации (резкий рывок, сильный нажим и т. п.). Основой для выработки условного рефлекса на команду в угрожающей интонации является болевой раздражитель.

В угрожающей интонации применяется запрещающая команда «Фу!» Она подается громко, резко и подкрепляется ударом хлыста, резким рывком, нажимом и т. п. Этой командой прекращается всякое нежелательное для дрессировщика действие собаки. Но нельзя злоупотреблять угрожающими интонациями, т. к. часто это приводит к развитию трусости у собаки и затрудняет ее дрессировку.

Обычная интонация применяется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения ее действий. В одобрительной интонации произносится поощрение «Хорошо!» Слово произносится тихо, ласково.

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Изменять их нельзя («Апорт!» но не «Принеси предмет!») Следует учитывать и особенности поведения собаки на различные интонации. Например, у некоторых собак угрожающая интонация вызывает пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов. В таких случаях чуть повышенный тон приказной интонации будет выполнять роль угрожающей интонации.

Жесты. Применяются для выработки навыков в целях бесшумного управления собакой при использовании ее на службе. Жестами дрессировщик воздействует на собаку на расстоянии, указывает ей направление движения при розыске и подноске предметов, при обыске помещений, местности и т. п. Навыки на жест (зрительный сигнал) вырабатывают обычно после прочного усвоения этого навыка на словесную команду.

Жесты, как и команды, следует подавать стандартно и четко.

Запаховые раздражители. Обоняние у собаки играет исключительно важную роль. С его помощью собака узнает хозяина, разыскивает пищу, выслеживает дичь, спасается от врагов. Обоняние играет важную роль в половых инстинктах, в оценке качества пищи. Высокая чувствительность обоняния позволяет использовать дрессированную собаку для розыска человека по запаховым невидимым следам большой давности, в сложных условиях и на большие расстояния. Это свойство обусловлено способностью животного сохранять в памяти воспринятый конкретный запах и в случае потери находить его путем сопоставления непосредственного ощущения с запомнившимся запахом. Каждый человек обладает индивидуальным запахом, по которому собака без особого труда отличит его от другого. Запах пота, кожного сала и эпидермиса образует комплекс, носящий название индивидуального запаха человека. Помимо индивидуального, человек является источником и других запахов: обуви, мыла, табака, парфюмерных средств, жилья, запахов, связанных с профессией и др. Но в этом сложном комплексе наиболее стойким является индивидуальный запах. Передвигаясь, человек рассеивает запаховые частицы, которые оставляет запаховый след. К нему присоединяются запахи почвенного покрова, растений, раздавленных мелких насекомых и др.

Запах , заданный собаке для поиска, является для нее сигналом к отысканию источника запаха. Поэтому во время дрессировки собака должна завершить поиск по следу нападением и борьбой с разыскиваемым.

Степень чувствительности обоняния у собаки может изменяться в зависимости от ряда причин (утомление, болезнь, длительное воздействие запахов и т. п.).

Розыск преступников по запаховым следам, обыск помещений и участков местности, выборка человека по заданному запаху и другие задачи могут успешно выполняться собакой только с хорошо натренированным обонянием в процессе выращивания и дрессировки.

Воздействие дрессировщика и его помощника на собаку

Самым важным раздражителем для собаки является дрессировщик. Дрессировщик - раздражитель комплексный. Он воздействует на собаку своим индивидуальным запахом, голосом, жестами, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движения и т.п. (рис. 29). Сильнее всего на собаку воздействует его голос, движения, индивидуальный запах. Собака хорошо отличает особенности его голоса (высоту, силу, тембр, интонацию), четко реагирует на подаваемые им команды и не реагирует на команды, исходящие от другого лица. Собака без особого труда находит хозяина по его запаховым следам.

Наиболее сильное воздействие оказывает на собаку тот человек, который выращивает ее, воспитывает, а затем дрессирует. Систематический уход и кормление собаки укрепляют контакт. Но дрессировщик должен быть сдержанным и строгим в обращении с собакой. Чрезмерная ласка, частая игра оказывают отрицательное влияние на дисциплинированность собаки.

При обучении собаки часто необходимо участие помощника дрессировщика (постороннего для собаки человека), а иногда и нескольких помощников. Особенно важную роль играет помощник при выработке у собаки специальных навыков, таких как задержание убегающего человека, выборка человека по запаху вещи, обыск помещений и участков местности, поиск человека по запаховым следам.

Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, также является комплексным раздражителем для собаки (он воздействует на собаку своим внешним видом, запахом, наносит удары собаке и т.п.). От действий помощника во многом зависит качество дрессировки, выработки у собаки нужных действий. Поэтому его действия должны быть заранее продуманы с учетом характера поведения дрессируемой собаки. Дрессировщик должен поставить помощнику конкретную задачу и указать последовательность и порядок действий. Помощник должен действовать четко, проявляя ловкость и находчивость. Помощник должен не бояться собак. Лучше всего с обязанностями помощника справляется человек, знающий правила дрессировки.