Согласно имеющейся статистике, боязнь летать на самолетах присуща более чем половине всех авиапассажиров. Разумеется, проявляется такая боязнь в различной степени, однако сам факт того, что страхи относительно полета испытывает каждый второй пассажир, заставили меня начать поиск информации о том, как побороть аэрофобию — боязнь летать на самолетах — и получать от этого удовольствие, а не стресс. Сразу отмечу, что сам я летать не боюсь, но легкое волнение при каждом взлете и каждой посадке все равно чувствую, хотя приведенные ниже советы действительно помогают избавиться от большинства фобий.

Как правило, страх летать возникает и увеличивается сразу после того, как человек узнает о произошедшей авиакатастрофе из выпуска новостей или прочитав о случившемся в интернете. И несмотря на то, что самолеты являются самым быстрым и удобным транспортом для преодоления средних и дальних дистанций, люди начинают задумываться о том, что возможно лучше будет поехать на поезде или вообще отказаться от ранее запланированной поездки, ведь именно авиатранспорт является основным способом доставки туристов на популярные курорты. Ниже приведены основные рекомендации, помогающие избавиться от большинства фобий относительно самолетов и позволяющие расслабиться в полете, не думая о плохом. Ведь всегда приятно, но удовольствие должен доставлять и сам авиаперелет.

Вспомните статистику полетов

Один из самых эффективных способов избавиться от боязни летать на самолетах. Можно по разному относиться к статистике, но в данном случае она весьма красноречива и свидетельствует о том, что самолеты на протяжении многих лет остаются самым безопасным видом транспорта. Только вдумайтесь в цифры: ежедневно число авиапассажиров превышает количество 3-х миллионов человек, и это число постоянно растет. А вот вероятность попасть в авиакатастрофу оценивается как один шанс из 500 000. Если сравнить с автомобильным транспортом, которым все активно пользуются и особо не задумываются об опасности, то вероятность погибнуть в автокатастрофе в 30 раз выше, чем при совершении авиаперелета.

Доверяйте профессионалам

Опять же сравнение с автотранспортом. Вспомните, боитесь ли вы ездить на автомобиле, когда за рулем находится другой человек? Думаю, не особо, если только это не получивший пару дней назад человек, который начинает опасно лихачить. А ведь в большинстве случаев за рулем автомобиля находятся любители, а не профессионалы. Так почему присутствует боязнь летать на самолетах, если за штурвалом пассажирских лайнеров всегда сидят опытные профессионалы, прошедшие многолетнее теоретическое и практическое обучение, что позволяет им быть готовым к различного рода случайностям и непредвиденным обстоятельствам? К тому же современные авиалайнеры снабжены интеллектуальными электронными системами, которые в некотором роде контролируют действия пилотов и сводят к минимуму возможность «человеческого фактора».

Поговорите с соседями по самолету

Если боязнь летать на самолетах существует, это стоит признать. Поделитесь своими страхами с близкими вам людьми, которые летят вместе с вами, или просто с соседями по креслам в самолете. Все психологи утверждают, что «выпущенный наружу» страх позволит вам почувствовать себя гораздо свободнее и придаст уверенности в благополучном исходе полета. Кроме того, окружающие могут дать вам несколько полезных советов насчет того, как эффективнее избавиться от боязни летать. А возможно вам станет немного спокойнее, если узнаете, что некоторый страх присутствует и у других пассажиров.

Узнайте принцип работы самолета

Часто боязнь летать на самолетах возникает в случае, когда человек впервые оказывается рядом с этим транспортом или занимает место в пассажирском авиалайнере и замечает, какой он огромный. В этот момент может возникнуть мысль: «Как же эта металлическая многотонная громадина поднимется в воздух и полетит?». Советую почитать в интернете или поговорить с человеком, который сможет доступно объяснить вам о принципах аэродинамики, расскажет доступным языком о том, каким образом осуществляется механизм подъёма самолета в воздух, как крылья удерживают самолет в процессе полета и т.д. Вполне возможно, что знание этих деталей значительно сократит количество ваших страхов.

Воздушные ямы и зоны турбулентности – обычное явление

Примите как данность то, что возможное попадание в воздушные ямы и зоны турбулентности в процессе полета не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Вы же не паникуете, когда автомобиль трясет на неровных дорогах или транспортное средство слегка раскачивается при преодолении препятствия. Заранее беспокоиться об этом также не стоит, ведь вполне возможно, что в процессе полета вы не столкнетесь ни с одним из указанных явлений.

Выбирайте места в самолете заранее

Не забывайте, что сегодня существует заранее выбрать в самолете место, полет на котором для вас будет наиболее комфортным. Например, если вы боитесь укачивания, то выбирайте места в передней части салона самолета, а боязнь летать на самолетах дополняется страхом высоты, не занимайте места возле иллюминатора. Подробнее о преимуществах и недостатках тех или иных мест в салоне авиалайнера можно прочитать на странице .

Приезжайте в аэропорт вовремя

По мере собственных возможностей приезжайте в аэропорт как раз к началу регистрации пассажиров на ваш рейс. Время, которое предназначено для этого процесса, зависит от конкретного аэропорта (его размера, количества рейсов, страны и города), однако обычно составляет 3 часа. Задерживаться на регистрацию не стоит, так как существует возможность опоздать на рейс. Приезжать же в аэропорт заранее чревато тем, что у вас будет слишком много свободного времени для того, чтобы в голову лезли мысли о том, что может случиться в полете.

Алкоголь и кофе – не лучшие напитки в полете

Несмотря на распространенное мнение о том, что приём алкоголя позволяет эффективнее преодолеть боязнь летать на самолетах, это далеко не так. Из-за ограниченного объёма воздуха в салоне самолета приём алкоголя, кофе и других тонизирующих напитков способен привести к ухудшению общего состояния организма: из-за дегидратации организма во рту может возникнуть сухость, закружиться голова, появиться легкая тошнота. Поэтому во время полета для утоления жажды лучше остановить свой выбор на обычных соках, безалкогольных напитках и простой питьевой воде.

Найдите себе интересное занятие в полете

Большинство современных авиалайнеров, которые перевозят пассажиров на большие дистанции, снабжены индивидуальными экранами, встроенными в подголовники кресел впереди сидящих пассажиров. Эти экраны подключены к мультимедийной система самолета и позволяют найти немало интересных занятий во время полета: можно выбрать из обширного списка и посмотреть фильм, послушать музыку из фонотеки, поиграть в электронные игры, просто понаблюдать за картой полета, ознакомится с информацией о скорости самолета, высоте полета, температуре в салоне и за бортом, ожидаемому времени прилета в аэропорт назначения и т.д.

Если вы выбрали чартерный авиарейс, позволяющий (или любую другую страну), индивидуальных экранов может и не быть, поэтому рекомендую заранее закачать на телефон или планшет интересную книгу или фильм, купить в дорогу классическую книгу или любимый журнал. Многие занимаются в процессе полета разгадыванием кроссвордов или сканвордов, слушают плейер, вяжут носки и т.д. Главное, чтобы выбранное занятие действительно было интересным для вас и отвлекало от плохих мыслей, помогая эффективно избавиться от боязни летать на самолетах и позволяя времени полета пролететь более незаметно. Желаю вам приятных полетов и всегда мягких посадок!

P.S. А боитесь ли вы летать на самолетах и что помогает вам побороть свой страх перед полетом? Можете рассказать в комментариях, ваш личный опыт может оказаться полезен многим туристам!

— аренда квартир и вилл на сутки в 190 стран мира! Используйте для оплаты бонус $25 за регистрацию и купоны на €10 и $50.

— сравнивает предложения всех сайтов бронирования отелей и показывает лучшие цены на ваши даты. Скидки до 50%.

— ведущий агрегатор отелей в странах Азии, включая Таиланд. Возможность отмены бронирования и оплаты через Paypal.

— поиск и сравнение стоимости туристических страховок от 13 ведущих страховых компаний + онлайн оформление.

— гипермаркет горящих туров. Лучшие предложения от 120 надежных туроператоров. Оформление и оплата путевки онлайн.

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Рассмотренный нами в этой статье метод хотя и старое, но довольно эффективное средство. Притом оно годится для самостоятельного применения! Справедливости ради отметим: это не единственный способ справиться с аэрофобией. И далеко не самый комфортный. Есть

Сейчас сложно представить заграничные путешествия без авиаперелетов. Этот способ перемещения позволяет сэкономить массу времени и попасть к месту назначения с максимальным комфортом. Да и по стоимости билет на самолет часто обходится дешевле, чем наземная поездка, с многочисленными остановками, пересадками и другими неудобствами. Вот только не все чувствуют себя безопасно в воздухе, и этот страх заставляет людей переживать не самые приятные моменты во время полета, а то и вовсе отказываться от путешествия. Что делать в таких случаях, как преодолеть страх полета на самолете и навсегда избавиться от дискомфорта?

Фобия или простое беспокойство?

Страх полета может возникнуть у любого, даже у того, кто не раз совершал авиаперелеты. Этому способствует множество различных факторов: погодные условия, неосведомленность о работе воздушного судна, эмоциональные переживания, бездействие в полете, болезни сердца или нервной системы. Ощущения, которые вызывает боязнь полетов, тоже имеют разную степень выраженности. У одних это легкое беспокойство, у других – тревожные мысли, нервное напряжение и гнетущее чувство до конца полета, третьи ощущают настоящую панику вплоть до потери контроля над собой.

По данным статистики, боязнью полетов, или аэрофобией, страдает около 25% населения Земли. Но не стоит любое проявление страха считать болезнью: у фобии есть вполне определенные признаки, отличающиеся от обычного беспокойства и волнения, которое склонны испытывать большинство авиапассажиров. Если человек в состоянии контролировать негативные мысли и эмоции, не позволяет себе паниковать и может хоть немного чем-нибудь отвлечься, то это не болезнь. Дискомфорт, который появляется у многих людей в самолете, вполне обычное явление, и справиться с ним не так и сложно.

Другое дело, если страх перед полетом настолько силен, что человек с трудом заставляет себя подняться на борт самолета, а в воздухе ощущает панику и утрачивает способность к самоконтролю. Обычно такие люди любыми способами избегают авиаперелетов и выбирают поездки на автотранспорте или поездах. И все же, преодолеть аэрофобию можно, главное – иметь желание и немного терпения.

Читайте также полезную информацию с подробной инструкцией, в новой статье на нашем портале.

Видео — Аэрофобия — как перестать бояться летать на самолете

Как бороться со страхом

Чтобы эффективно справиться с проблемой, сначала нужно выяснить, что именно вас пугает больше всего. Многие боятся поломки самолета в воздухе, отказа двигателей, и даже воздушных ям, из-за которых в салоне ощущаются периодические встряски и вибрации. На самом деле поломки случаются очень редко, ведь каждый самолет проходит регулярные проверки перед полетами. Обслуживают их опытные специалисты, так что риск поломки минимален.

Еще одной распространенной причиной страха является опасение доверить свою жизнь пилотам, пусть даже самым опытным. Невозможность контролировать ситуацию в случае аварии или хоть как-то влиять на ее исход, заставляет многих пассажиров нервничать и волноваться. Но и здесь опасность преувеличена, ведь и экипаж, и диспетчеры отлично знают свое дело и ответственно относятся к работе.

Вообще, самолеты не зря считаются одним из самых безопасных видов транспорта. Согласно многолетней статистике, из 8 миллионов человек, совершающих авиаперелеты, погибает только один пассажир. В то же время, в одной только Москве в автомобильных авариях ежегодно гибнет около 30 тысяч человек. Немало аварий приходится на железную дорогу и морской транспорт.

Итак, для начала необходимо определить причину боязни, а затем попробовать ее проанализировать. Важно помнить, что авиаперевозчики несут ответственность за пассажиров, да и самому экипажу своя жизнь дорога, а значит, они максимально заинтересованы в благополучном полете. Если страх очень сильный, лучше всего будет обратиться к психологу: сейчас в России несложно найти квалифицированного специалиста, оказывающего услуги такого рода. Профессиональные психологи за несколько сеансов помогают людям научиться контролировать эмоции и преодолевать страхи, вплоть до полного избавления от фобии.

Наиболее действенным методом являются компьютерные программы виртуальных полетов. Благодаря использованию специального оборудования, человек может попробовать ощутить себя в качестве пилота авиалайнера и контролировать взлеты и посадки. Все ощущения очень реалистичны, и поначалу может вновь появиться страх, но постепенно мозг привыкает к тому, что все это лишь иллюзия и опасности для жизни нет ни малейшей. Это способствует выработке рефлекса, и полет уже будет ассоциироваться с приятными эмоциями, а не с паникой.

Большим недостатком подобной терапии является ее высокая стоимость, которая не каждому по карману. Если страх перед полетами у вас не настолько силен, чтобы вызывать потерю самоконтроля, можно справиться с проблемой и менее затратным способом, с помощью нескольких простых приемов.

Безопасные места в самолёте:

Безопасные места Расположение Процент на выживание
Передняя секция салона 48% на выживание
Эконом класс перед крылом 56% на выживание
Эконом класс над крылом 56% на выживание
Хвостовая секция салона 69% на выживание

Методы борьбы со страхом полетов

Существует целый ряд различных приемов, которые позволяют снизить нервное напряжение и легче перенести полет на самолете. Эти методы могут отличаться по эффективности, и то, что хорошо помогает одним, может не действовать на других, поэтому оптимальный вариант каждый должен подбирать сам.

Способ борьбы со страхом Описание

Если сосредоточиться только на приятных моментах, например, предвкушении от заграничного отпуска или встречи с родными (друзьями), сила боязни значительно ослабнет. Нужно начать еще до начала поездки: настраивайте себя на позитив, приведите мысли в порядок, постоянно повторяйте, что полет пройдет хорошо. В самолете мысленно представляйте себя уже в конечной точке полета, составляйте планы на ближайшие дни.

Многие люди знакомятся в полете с попутчиками и общаются с ними большую часть времени. Интересная беседа поможет отвлечься от негативных мыслей и переживаний, время пролетит быстрее. Но даже если ваш собеседник вам не очень нравится, все равно лучше поддержать разговор, чем зацикливаться на своих страхах.

Если общаться в пути вы не любите, возьмите с собой книгу. Чем увлекательнее сюжет, тем меньшее вы будете обращать внимание на происходящее вокруг. Также можно использовать планшет или ноутбук и прогуляться по просторам интернета, ведь сейчас на борту каждого самолете есть Wi-Fi.

Тоже отличный способ отвлечься – слушать в полете любимую музыку. Разумеется, делать это нужно только в наушниках, чтобы не мешать остальным. Музыку желательно включить погромче – так вы заглушите шумы и гул в салоне, которые могут вызвать неприятные ассоциации.

Если вы верите в силу оберегов, талисманов, счастливых чисел, то обязательно возьмите с собой в дорогу какой-нибудь предмет на удачу. Некоторые специально бронируют места в салоне под определенным номером или заказывают билеты на такое же число. Это позволяет психологически настроится на благополучный полет и снизить эмоциональное напряжение

Сладкие продукты действуют успокаивающее на нервную систему, поэтому стоит взять с собой то, что вам нравится больше всего, например, шоколад, конфеты, засахаренные фрукты. Есть их нужно понемногу, растягивая удовольствие и наслаждаясь вкусом.

Если вы сильно нервничаете, можно принять перед полетом успокоительное средство, но не превышая допустимую дозу. В случае длительного перелета подойдет и легкое снотворное, главное – не переусердствовать и не смешивать снотворное с успокоительным.

Психологи рекомендуют людям с боязнью полетов приезжать в заранее, чтобы избежать волнений, связанных с регистрацией и посадкой. Прибыв заблаговременно, вы сможете спокойно пройти все процедуры и психологически настроиться на перелет, а заодно познакомиться с другими пассажирами.

Видео — 10 приемов, как побороть страх перед полётом

Чего не стоит делать

Большое количество из тех, кто боится летать на самолетах, сами усугубляют свое состояние определенными действиями. Чтобы этого избежать, нужно заранее узнать, чего в полетах делать не стоит:


Читайте, также подробную и интересную информацию для путешественников, в новой статье —

Видео — Как преодолеть страх полета на самолете

admin

Страх для человека — стандартная психологическая реакция, которая предназначена для полной мобилизации ресурсов во время опасных ситуаций. Нормой считается эмоция, которая появляется, если человек или ему грозит конкретная опасность.

Распространённым тревожно-фобическим расстройством называется аэрофобия. Как избавиться от страха летать на самолете и с легкостью переносить воздушные путешествия? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, что боязнь перелетов выражается в двух видах:

естественное состояние, когда у человека проявляется здоровый инстинкт сохранения;
болезненная тревожность, когда страх переходит рубежи нормальной психологической реакции и не подконтролен человеку.

При аэрофобии индивидуум не способен адекватно реагировать на ситуацию и контролировать. Одни отказываются от перелетов на самолете. Вторые во время полета испытывают ужасные ощущения, которые проходят только после приземления.

Насколько страшно летать на самолете?

Боязнь перед полетами или аэрофобия расстройство распространённое. Только в России, согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения, 80% людей считают воздушный транспорт опасным. Такое же мнение озвучивают жители бывших стран СНГ.

В каждом из этих случаев чувство опасности уже имеет вид фобии или грозит в нее перерасти. Согласно статистике попасть в авиакатастрофу со смертельным исходом шансы пассажира 1:45 000 000. Если говорить о конкретных цифрах, летая ежедневно, человек попадет в авиааварию не ранее, чем через 120 000 лет.

Конструкция самолета надёжная, в ней предусмотрены дублирующие системы, которые вступают в работу при выходе из строя основного состава. Для случаев поломки предусмотрены способы ремонта неисправностей во время полета.

Как проявляется страх перед воздушным полетом?

Проявление авиафобии не зависит от пола и возраста. В каждом случае (за редким исключением) боязнь происходит по одному сценарию: за 2-4 дня до полета человека настигают тревожные симптомы. Они выражаются в болях в желудке вплоть до появления рвоты или расстройств живота.

Непосредственно в аэропорту у человека начинают холодеть руки и ноги, усиливается потоотделение, «слабеют и подкашиваются» ноги. Во время полета сердце начинает учащенно стучать, в голове ощущается пустота. Могут начаться удушающие приступы.

Вот симптомы, которые проявляется чаще:

тахикардия или учащенное сердцебиение;
боли в районе грудной клетки;
сильное выделение пота;
появление рвоты, головокружение и тошнота;
частые позывы к мочеиспусканию и кишечные расстройства;
покраснение или бледность и головная боль вследствие сильного перенапряжения;
тремор рук или ног.

Изо всех симптомом аэрофобию чаще сопровождают:

мышечная слабость;
ощущение усталости даже после отдыха;
проблемы с ;
, нервные срывы;
отсутствие или , кошмары.

Вследствие сильного нервного перенапряжения из-за страха полета в самолете человек ощущает «пустоту» в сознании.

С каждым разом симптомы становятся сильнее. Если ничего не предпринимать, страх появляется только при одном разговоре о предстоящем полёте. В результате, человек теряет или меняет работу, только бы не избежать неотвратимого полета на самолёте.

Аэрофобия — страх, противоречащий логике!

Психиатры относят аэрофобию к чувствам, которые не является частью инстинкта самосохранения. Они не связаны с настоящим, а направленны на предстоящие действия. Тревога противоречит логике и находится за гранью разумного.

Фобия крепко поселяется в сознании, нанося вред собственному владельцу. В подтверждении своих выводов психологи провели опрос среди мужчин и женщин. Они выяснили, что женщины больше боятся полетов из-за вероятности попасть в авиакатастрофу. Мужчины испытывают сильный страх именно из-за высоты и отсутствия возможности повлиять на будущую катастрофу. Эмоциональный фон страха у представителей мужского и женского пола также отличается

Женщины выражаются эмоционально — плач, тремор, истерики.
Мужчины держат тревогу внутри, вследствие чего появляются головные и загрудинные боли.

Отмечено, что аэрофобия чаще встречается среди людей пожилого возраста. Это позволяет сделать вывод, что страхи усугубляются страхом смерти.

Почему появляется страх летать на самолетах?

Проведя исследования, психологи установили, что чаще аэрофобия проявляется при другом психологическом расстройстве. Страх перед воздушными полетами усиливается, если человек недавно перенес сильный стресс или депрессию, расстройства обсессивного или астенического типа. С большой вероятностью эта фобия преследует людей с клаустрофобией.

На проявление аэрофобии влияют и другие факторы.

Генетическая предрасположенность. Фобия чаще появляется у индивидуумов с наследственными особенностями нервной системы. По сравнению с общей численностью, боязнь воздушных полетов, как фобия, проявляется в пять раз чаще у людей, имеющих родственников с тревожными расстройствами.
Влияние социальных аспектов. Усиливают боязнь отрицательные высказывания в СМИ, где любят акцентировать внимание на плохих ситуациях — случаях авиакатастроф и количестве жертв.
Окружающая среда. Воспитание, условия роста, и характера в раннем возрасте становится фундаментом для появления страхов.

Как летать без страха?

Перед полетом мысленно нарисуйте страх в виде легкого предмета (одуванчик, воздушный шар). Представьте, как его уносит, старайтесь сместить его от себя как можно дальше.
Вспомните, в какой области тела локализуется страх. Это может быть рука, голова, нога, грудина. Представьте, что воздух проходит через эту часть тела. Упражнение направлено на расслабление и избавление от чувства страха.

Некоторые принимают спиртное, но увлекаться не стоит. Достаточно 100 грамм. Лучше принять непосредственно перед полетом, чтобы избавиться от симптомов аэрофобии.

Как только чувство страха начинает осиливать сознание, вспомните, что самолет поддерживается в воздушном пространстве по тому же принципу, что и корабль в воде. Конструкция рассчитана на преодоление нагрузок значительно выше тех, что предусмотрены перевозками.

Вспоминайте во время полета удачное воздушное перемещение и вскоре вы будете реагировать спокойно. Помните, что до вас на самолетах летали тысячи таких же пассажиров и завершили полет благополучно.

Каждый прошедший полет на самолете будет придавать уверенность, что будущее перемещение закончится благополучно. Еще совет: покупайте билет той авиакомпании, которая вызывает ваше доверие. Не думайте о стоимости, а сконцентрируйтесь на своем спокойствии.

2 марта 2014, 15:59

Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать - разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.

Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы - области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?

«Самолёт - самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например ) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.

К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах - в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.

Узнайте больше об авиации

Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы , что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья - это нормально и даже хорошо , потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.

Алексей Герваш

Узнать как можно больше об объекте своего страха - это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины - это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.

Перестаньте думать, что вы контролируете всё

«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить - нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали - полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.

Попытайтесь понять свой организм

Помните о том, что полёт для вашего организма - это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.

Или сильное сердцебиение и дрожь в ногах. Вам может показаться, что с вами что-то не так, может накрыть паника. Здесь тоже лучше отдавать себе отчёт в том, что дрожь в коленях и сердцебиение - это реакция организма на выброс адреналина. Организм реагирует на угрозу (причём неважно, реальная это угроза или придуманная вами) и считает, что с угрозой нужно драться или убегать от неё, поэтому дыхание учащается. Чтобы облегчить это состояние или, по крайней мере, не ухудшить его, нужно закрыть глаза, откинуться на спинку кресла и сделать простое дыхательное упражнение. Вдох на четыре счёта, задержка дыхания на четыре счёта и выдох - тоже на четыре счёта. Справиться с аэрофобией это не поможет. Но поможет снять приступ паники здесь и сейчас.

Не совершайте этих ошибок

Не делайте тех вещей, которые, кажется, могут помочь, но на самом деле только усиливают вашу аэрофобию.

  • не пытайтесь спастись от страха с помощью алкоголя или снотворного;
  • не просиживайте часы в Интернете в поисках информации о катастрофах;
  • не придумывайте себе приметы.

Алексей Герваш

пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха»

На первых этапах человек, в принципе, может справиться с аэрофобией самостоятельно. Книги почитать, узнать, как летают самолёты. Научиться правильно дышать и не концентрироваться на негативных мыслях. Но очень часто люди совершают все мыслимые и немыслимые ошибки и только ухудшают ситуацию. Чем, например, плох алкоголь. Выпивая (или принимая какие-то снотворные препараты), вы как будто устраняете себя из той среды, в которой находитесь. К следующему разу в вашем мозгу уже формируется определённая картина: раз вам нужны были методы, чтобы устраниться из этого места, значит, это место плохое. И аэрофобия усиливается. Ещё одна ошибка - постоянно искать информацию о катастрофах, расследованиях этих катастроф и примерять всё это на себя. Наш мозг устроен так, что он будет фильтровать информацию, и вы будете концентрироваться только на негативе. А дальше аэрофобы постепенно обрастают приметами – например, ездят в аэропорт только на определённой машине (мол, ездили раньше на ней, и это принесло удачу - не разбились). Всё это в конечном счёте только усугубляет ситуацию.

  • скачайте специальные приложения для аэрофобов.
  • Если вы уже в самолёте и начинаете паниковать

    • не давайте своему телу напрягаться, закройте глаза и сознательно расслабьте мышцы (как при медитации);
    • нормализуйте дыхание с помощью простых дыхательных упражнений;
    • сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях и попробуйте прекратить попытки узнать о ситуации в салоне по лицам стюардесс, а также позвольте себе не следить за звуками, которые издаёт самолёт;
    • мысленно представьте шкалу своей тревожности. Она может быть похожа на термометр или цифры на табло с градацией от одного до десяти. Представляйте, как снижается уровень вашей тревожности на шкале;
    • как только с первые признаки паники удалось ослабить, переключитесь на что-то, что будет занимать ваше внимание - книга, работа, фильм, разговор с соседом или даже просто завтрак.