Ни для кого не секрет, что привлекательным человека делает множество черт, к числу которых можно отнести открытую белоснежную улыбку. С человеком, который искренне улыбается, демонстрируя здоровые зубы, приятно вести беседу.

Но здоровые зубы не только позволяют нам красиво выглядеть. Вдобавок к этому они приносят немалую пользу и нашему организму. Следует знать, что зубы являются частью зубного органа в теле человека, и в случае, если они начинают болеть, начинают хуже выглядеть, то это сказывается и на состоянии организма человека.

Если же обеспечить регулярный уход за полостью рта, то мы сохраним свои зубы здоровыми и сумеем избежать большинства болезней, что поможет нам прожить значительно дольше.

Немного прописных истин

На протяжении всей жизни зубы показывают, каким здоровьем обладает человек. И это истинная правда, так как наш организм немало предпринимает усилий для того, чтобы сохранить наши зубы ровными, белоснежными, с ровным цветом и прочной эмалью, чтобы мы могли демонстрировать окружающим свою улыбку.

Если в полости рта возникают проблемы, то это явный признак того, что у вас развиты болезни сердца, анемия, имеются трудности с почками, пищеварением либо дыханием.

Сердце и зубы – в чем связь

Если вы будете регулярно чистить зубы и ухаживать за всей полостью рта, то сможете избавиться от большинства проблем со здоровьем. В первую очередь это касается профилактики сердечных заболеваний.

Рот и зубы — место обитания бесчисленного множества разных микробов, среди которых достаточно имеется таких, которые приносят не пользу, а вред нашему организму.

Если недостаточно регулярно ухаживать за полостью рта, то это позволит перебраться микробам в сосуды десен, через которые они смогут проникнуть и в общую систему кровообращения. Все это приводит к поражению стенок артерий, развитию воспалительных процессов и их утолщению, в результате происходит нарушение кровообращения, тем более, если речь идет о коронарных артериях.


Возникают благоприятные условия для проявления инфаркта миокарда. В случае если вы ограничиваетесь чисткой зубов раз в день, то тем самым на 70% повышаете вероятность развития у вас болезней сердца.

Серьезную угрозу для сердца представляют зубы, где имеются признаки развития кариеса: без лечения они обеспечат проникновение в полость рта хронической инфекции. Нередки случаи, когда люди с подобными проблемами заболевают ангиной: это происходит вследствие распространения микробов из кариозных полостей на миндалины.

Одним из возможных негативных последствий ангины может выступать нарушение работы сердца и возникновение проблем с суставами. Если человек часто болеет ангиной, то это может привести к развитию ревматизма, повреждению суставов (артрит), а помимо этого микробно-аллергическому поражению сердца (порок).


Гастрит и улыбка

В случае, если вы не можете похвастаться идеальной улыбкой, у вас присутствуют разрушающиеся зубы либо вам приходилось обращаться к врачу за их удалением — вы рискуете столкнуться с проблемами пищеварения. Это приведет к тому, что вам придется лечить гастриты, колиты, а также дискомфорт в животе.

Основной причиной этого является нарушение пережевывания пищи, тем самым зубы не могут правильно выполнять свою функцию. Если в желудок и кишечник поступает не до конца пережеванная пища, то это приводит к раздражению и напряжению данных органов, а также нарушению деятельности ферментов. Не решить данную проблему и с помощью имплантантов, которые не в состоянии стать адекватной альтернативой зубам: во время пережевывания пищи зубы создают давление, сила которого составляет порядка 100-120 кг на 1 кв. см площади. Сила, создаваемая больным зубом либо коронкой, куда меньше и равна около 20-50 килограммов.

Зубы и простуда


Нередки случаи, когда в полость рта проникают болезнетворные вирусы и микробы. Создать невыносимые условия для их существования можно лишь, проводя регулярную чистку зубов и языка, полоская их специальными растворами и применяя зубную нить — в этом случае выделяемые слюна и секрет здоровой слизистой будут оказывать на них негативное воздействие, вызывая их гибель.

Если не уделять должного внимания зубам, то это может выразиться в ослаблении иммунитета, что приведет к учащению случаев заболевания простудой и проявления гнойных инфекций. Наряду с этим человека часто будут беспокоить бронхиты и пневмонии, а также хронические формы тонзиллита и синусита.


Диабет и улыбка

В результате наблюдений стоматологи пришли к выводу, что люди с нездоровыми зубами более подвержены диабету, поскольку наличие инфекции в зоне десен и зубов спустя время вызывает поражение поджелудочной железы, а также нарушение обмена углеводов.

Естественно, о работе данного механизма имеется недостаточно сведений, однако можно быть уверенным, что здоровье полости рта непосредственным образом отражается на предрасположенности к диабету.

Зубы и беременность

Помимо этого врачи смогли установить и следующую зависимость: здоровье зубов непосредственным образом отражается на протекании беременности. Наличие очага хронической инфекции, представленного кариозными полостями, всегда приводило к негативным последствиям. На состоянии беременных это проявляется куда сильнее.

В период беременности наблюдается физиологическое ослабление иммунитета, нарушение обмена минералов. Помимо разрушения зубов это может негативным образом сказаться на здоровье малыша. Наихудший вариант — проникновение инфекции из полости рта через кровь к ребенку, что приводит к поражению плаценты и выкидышу.


Как сохранить зубы здоровыми

Увы, но, по словам стоматологов, сегодня даже многие взрослые плохо себе представляют, как правильно ухаживать за зубами. Что уж тогда говорить про детей. Отнюдь не многие обладают достаточным терпением, чтобы каждый день утром и вечером находить 3-5 минут на чистку зубов.

Если вы хотите обеспечить здоровье своим зубам, чтобы они радовали своей белизной на протяжении многих лет, то вам необходимо следовать следующим правилам:

  • Приучите себя завершать каждую трапезу и перекус полосканием рта водой, также полезно пожевать кусочек сыра либо жвачку, причем выполнять данные процедуры следует в течение нескольких минут;
  • Каждое утро и каждый вечер регулярно чистите зубы, выделяя на это не менее 3 минут, удаляйте весь скопившийся налет со щек, десен и языка;
  • Непременно используйте зубные флоссы — нити, с помощью которых удаляют остатки пищи между зубами;
  • Не следует отказываться от использования ополаскивателей для рта, в первую очередь они необходимы тем, у кого имеются проблемы с деснами;
  • Регулярно посещайте стоматолога — это необходимо делать 2 раза в год вне зависимости от того, беспокоят вас зубы или нет.

Помимо этого следует помнить о том, что правильная гигиена начинается с правильной зубной щетки. Подойдите с большой ответственностью к ее выбору, старайтесь как можно чаще их менять. Только при соблюдении этих условий вы сможете сохранить свои зубы целыми и невредимыми, обеспечить им привлекательный вид и здоровье и, таким образом, сохранить свое здоровье на протяжении многих лет.

СВЕТЛАНА ПАНТЕЛЕЕВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Здоровые зубы - залог здоровья»

«Здоровые зубы – здоровый организм »

Программное содержание : познакомить детей с правилами ухода за зубами; дать представление о факторах, способствующих возникновению и развитию кариеса; объяснить необходимость постоянного ухода за ними; научить детей технике правильной чистки зубов; расширить представления детей о профессии – стоматолог. Развивать связную речь, внимание, память, общую и мелкую моторику. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы .

Предварительная работа : познавательная деятельность с оздоровительной направленностью , дыхательные и двигательные упражнения, дидактические игры, знакомство с внешним и внутренним строением тела человека, с возможностями его организма, чтение художественной литературы.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова : эмаль, кариес, стоматолог, зубная щётка.

Методы и приёмы : беседа, рассказ воспитателя, чтение, поощрение, загадки, воспитание навыков ухода за собственным телом, использование наглядности, показ действий.

Оборудование : схема стадии разрушения зубов, макет зубов, зеркала и теннисные шарики на каждого ребёнка, предметные картинки для дидактической игры, средства ТСО, ополаскиватель для дёсен, детская зубная щётка, зубная паста, стаканчик, алгоритм чистки зубов на каждого ребёнка.

Интеграция областей : ОО «Познание» , ОО «Коммуникация» , ОО «Чтение художественной литературы» , ОО «Здоровье » , ОО «Социализация» , ОО «Безопасность» .

Дети заходят в группу за воспитателем и встают произвольно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся .

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, а давайте ещё раз скажем это чудесное слово «Здравствуйте!» (дети ещё раз здороваются с гостями ) . Вы почувствовали, как поднялось настроение у всех нас. Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное, когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья . Это слово обладает оздоровительной силой . Ребята, я хочу вам загадать загадки, послушайте :

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (ЧЕЛОВЕК) .

Горшочек учён,

Семь дырочек в нём. (ГОЛОВА) .

Красные двери в моей пещере,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

Как вы думаете, о чём эта загадка? (ответы детей) .

Умницы! Правильно! Вот сегодня мы с вами и поговорим о зубах. А сейчас давайте присядем на ковёр и я вам расскажу одну сказку, а потом вы мне расскажите, о чём же эта сказка. Слушаем внимательно.

Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые . Только очень недолго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.

Мы слышали, - сказали передние зубы , - что если хозяин зубы не чистит , то они могут обидеться и уйти от него совсем.

Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!

И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.

Бабуля, - спросил Ванечка, - а, правда, что зубки могут обидеться и уйти?

Конечно правда, - сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.

Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?

- А так : выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.

Задумался Ванечка, а потом и спрашивает :

Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!

Тогда тебе надо с ними помириться.

Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим, мыться утром и вечером.

Хорошо, - обрадовался Ванечка .

С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Так о чём же, эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель показывает гипсовые челюсти или картинку зубов.

Так выглядят здоровые зубы . Давайте рассмотрим свои зубки в зеркало (воспитатель приглашает пройти детям к столам, рассматривают) .

Воспитатель : Сколько зубов у человека? (ответы детей) .

У взрослого человека 32 зуба. Сначала у маленьких вырастают молочные зубы . У них нет корней, и поэтому они легко выпадают. Но на их месте вырастают постоянные зубы . Для чего зубы нужны ? (ответы детей) . Замечательно! Зубы выполняют очень важную работу, они пережёвывают пищу.

А теперь давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Наши детки рано встали, (рот приоткрыт в улыбке,

Чистить зубки побежали «почистить» языком за нижними

Вправо – влево, вправо – влево и верхними зубами 4 – 5 раз)

Чистим зубки мы умело.

Пополощем с вами ротик. (имитация полоскание рта)

Как чистюля котик.

Котик наш расчёску взял (слегка закусить язык зубами)

И причёсываться стал. (движения языком вперёд-назад)

Мы за ним не отстаём

Вместе делаем зарядку (выгнуть «спинку» и удержать под счёт до 5).

Молодцы! Возьмите салфетку и вытрите рот, отложите зеркало в сторону. А теперь поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Плывёт зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда - обратно .

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.

Посмотрите, у вас на подносе лежат теннисные шарики, возьмите по одному шарику в руки. Попробуйте его на прочность : сожмите его, постучите им по столу. Вот такие же прочные у нас и зубы . Зубы покрыты эмалью . Она очень твёрдая. Но если за зубами плохо ухаживать, они начинают болеть. Больными они становятся, если ими грызть семечки и твёрдые орехи, перекусывать нитки, ковырять вилочкой в зубах, есть много конфет и шоколада, долго жевать жевательную резинку. А если долго не чистить зубы , на них появляется налёт. Из-за налёта меняется белый цвет зубов, они становятся жёлтыми. А это выглядит некрасиво. Потом может образоваться чёрный камень , который делает зубы хрупкими и больными . Налёт и чёрный камень – друзья кариеса. В зубе появляется трещинки, туда попадают микробы, зубик станет чернеть и разрушаться. (Воспитатель показывает детям плакат «Стадии разрушения зубов» ).

Такие зубы лечит специальный врач – стоматолог. Как называют врача, который лечит зубы ? (ответы детей) . Повтори, Вероника. Замечательно! Повтори, Катя. Умница! Повтори, Саша. Молодец! Он ставит на повреждённые зубы пломбу , это специальная смесь, которой он замажет отверстие в зубике, чтобы он больше не болел.

Ребята, а у нас никто не болен? (ответы детей) . Расскажите мне, что вы делаете, чтобы не заболеть? (ответы детей) . Какие вы молодцы, сколько всего делаете, чтобы не заболеть. А у меня есть друг и он заболел, а когда болеешь, то у тебя плохое настроение и нет сил.

А вы хотите быть весёлыми, бодрыми и сильными? Тогда давайте вместе сделаем зарядку. Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается .

Физкультминутка.

Рано утром на полянку друг за другом мы идём (ходьба с высоко поднятыми коленями)

И все дружно по порядку упражнения начнём (принять исходное положение : ноги вместе, руки вдоль туловища) .

У меня есть голова повороты головы

Направо-налево, направо-налево,

раз-два. наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее, круговые повороты шеей.

Повертели-повертели.

Затем туловище идёт, руки на поясе,

Наклон назад, наклоны,

Наклон вперёд,

Поворот-поворот. повороты.

Умелые ручки есть у всех, рывки руками

Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

Ноги нам нужны, бег на месте,

чтоб бегать,

Прыгать, приседать, подскоки, приседания.

Вот какое наше тело!

С ним всё сделаешь на «пять» !

Слышится чей-то плач.

Воспитатель : Я слышу чей-то плач. Присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю кто там. Ой, а вот и сам Дракоша к нам в гости пришёл. Здравствуй, что с тобой случилось? Зубы болят ? Разреши посмотреть? Всё понятно, у тебя кариес. Ты, наверное, не заботился о своих зубах?

Дракоша : Заботился. Я их конфетами и шоколадом кормил каждый день, семечками угощал, орехи щёлкал зубами. Нитки перегрызал зубами : раз – и готово! А если что-нибудь застряло в зубах, так я вилочкой поковыряю и всё в порядке. А ещё карандаши и чупа - чупс грызу и жвачку по 2 часа жую. Ой – ой – ой! Как зуб болит!

Воспитатель : Но ведь это вредно для зубов. А зубы ты чистишь ?

Дракоша : Зубки чистить не люблю,

Витамины я не пью,

Ем одни конфеты.

Очень вкусно это.

Я не умею чистить зубы .

Воспитатель : Ну, хорошо, сейчас тебя отведу к врачу, а когда вернешься, ребята тебе расскажут, как надо следить за своими зубами. Дракоша уходит.

Воспитатель : А чтобы зубки не болели, мы будем дружить с зубной щёткой и зубной пастой. Длина головки щётки равняется ширине двух - трёх ваших зубов. Она должна иметь мягкую щетину и хранить её надо в специальном стаканчике или в футляре. Щётку меняют каждые 2 - 3 месяца.

И сейчас я вам покажу, как правильно чистить зубы .

(Показ с объяснением производится на макете) .

Практическая часть.

Кто покажет на макете, как правильно надо чистить зубы ? (показ ребёнком)

Отлично! Сейчас послушайте совет от «Здоровых зубиков » :

Есть сладкое один раз в день. После того, как вы поели сладкое, прополощите рот, или пожуйте 10 минут жевательную резинку.

Поласкайте рот после еды тёплой водой.

Полезно после завтрака, обеда и ужина съедать яблоко или морковь. Они помогают очистить зубы от мелких остатков пищи (зубного налёта) .

Вредно для зубов есть горячую или очень холодную пищу. Эмаль зубов разрушается сильнее.

Нельзя грызть твёрдые предметы, ковырять в зубах острыми предметами.

Нельзя грызть зубами орехи, открывать крышки бутылок.

Полезно для зубов есть творог, молоко, овсяную кашу, есть овощи и фрукты.

Обязательно ходить к стоматологу 2 раза в год (даже если не болят зубы )

Зубы чистить утром и вечером. Менять щётку каждые 2-3 месяца, и никому не давать пользоваться ею.

Хранить щётку в специальном стаканчике, щетинкой вверх. Тогда щетка быстро подсохнет, а это очень важно, так как микробы долго сохраняются на влажной щетке.

(можно выставить мнемотаблички)

Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза – вред» .

На полу размещены предметные картинки. Участники делятся на две команды и распределяют картинки на две группы : в одну – что полезно для сохранения зубов здоровыми , а в другую – что вредит зубам. Потом каждая команда обосновывает свой выбор.

Итог занятия. Появляется Дракоша.

Дракоша : Вот здорово ! Зуб совсем не болит. Этот доктор просто волшебник.

Воспитатель : Знаю, знаю, он снял налёт и чёрный камень с твоего зуба и положил пломбу. А чтобы такого больше не случилось, ты должен выполнять правила. Тогда тебе никакой кариес буде не страшен.

Дракоша : А какие это правила?

Воспитатель : Сейчас тебе дети расскажут. (Дети с помощью мнемотаблиц рассказывают правила ухода за зубами) .

Дракоша : Это совсем не трудные правила, их легко запомнить и выполнять.

Воспитатель : А чтобы ты и другие дети не забывали, что надо заботиться о своих зубах, послушайте стихотворение :

Дети читают стихи.

Поспеши себя избавить

От налёта на зубах.

Это так легко исправить,

Если щетка есть в руках.

Три минуты ровным счётом

Чисти сверху и с боков,

Изнутри борись с налётом,

Со злым врагом твоих зубов.

А закончена работа -

Полощи водой ты тёплой, и тогда

От противного налёта

Не останется следа.

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб!

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое :

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет! (все вместе)

Дракоша : Спасибо, вам друзья. Мне пора возвращаться к себе домой. (Прощается, уходит)

Воспитатель : Молодцы, дети, теперь мы будем с вами здоровыми и крепкими . Ведь если зубы будут всегда здоровыми , то и настроение будет хорошим. Вы всегда будете весёлыми и радостными. Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно , то и боли при лечении не будете совсем чувствовать. Вылечить зуб необходимо, а то можно совсем потерять его. А без зубов скверно : пищу пережёвывать плохо, и разговаривать трудно, да и улыбка малопривлекательная. И я хочу вам подарить схему «Как правильно чистить зубы » .

Но сначала, давайте скажем нашим гостям «До свидания!» .

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 c. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

Образовательная область «Физическое развитие»

Раздел «Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни»

Тема: «Здоровые зубы - залог здоровья»

возрастная группа: средняя

Выполнил:

Воспитатель

Хабибуллина Л.А.

Стаж в данной должности 23 года

г.Туймазы – 2016

Педагогический проект «Здоровые зубы – залог здоровья».

«Сто болезней входит

через рот».

(Китайская пословица)

Место события:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Вид проекта: информационно - исследовательский

Длительность: долгосрочный (с II группы раннего возраста до подготовительной к школе группы) сентябрь 2013 г. – май 2018 г.

Участники проекта:

Дети (II группа раннего возраста, младший возраст, средний возраст);

Воспитатель;

Родители воспитанников.

Направление: образовательная область «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей :

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема:

Имеющиеся стоматологические проблемы с зубами у 6 (33%) детей в группе, в том числе и кариес (результаты медосмотра);

Нежелание детей регулярно чистить зубы (результаты анкетирования родителей);

Недостаток знаний у детей о зубах и правилах ухода за ними.

Актуальность.

В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей остается крайне высоким (Корчагина В.В., 2008; Беленова И. А., Шабанов Р. А., 2010; Кузьмина Д. А. с соавт., 2010; Резниченко А. В. с соавт., 2011). Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения (Калининская А. А., 2009; Терехова Т. Н. с соавт., 2010; Slade G. D. et al., 2011; Barnett S. W. et al., 2011). В основе любой санитарно-просветительной работы лежат, агитация населения за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения; пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний (Атанасова А. С., 2008; Кузьмина Э. М. с соавт., 2009; Чернявцева Е. В. с соавт., 2011).

По данным ряда авторов, основным технологическим подходом к организации и проведению гигиенического воспитания среди дошкольников является игровая деятельность. При этом, разобщение родителей и детей для проведения занятий является очень важным: чрезмерное беспокойство родителей значительно влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка (Райт Дж. с соавт., 2008; Ильин Е. П., 2009; Павлова Т. В., 2010; Ким М. Г., 2012), что способствует повышению эффективности усвоения информации, полученной на «Уроках здоровья» (Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н„ 2006).

Вопросами организации профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения в разное время занимались отечественные и зарубежные исследователи (Тушин Б. Г., 1995; Тумшевиц О. Н., 2002; Гарифуллина А. Ж., 2006; Кузьмина Э. М., 2009; Хощевская И. А., 2009 и др.).

Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний дошкольного возраста в России. Проблема сохранения зубов у детей не может быть без целенаправленного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полостью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. Учеными доказано, что здоровье всего организма зависит от состояния зубов и десен. Здоровье зубов влияет на красоту улыбки и лица, дикцию и выразительность речи, желание общаться, защиту организма от инфекций, работу желудочно-кишечного тракта и т.д.

Новизна проекта заключается в широком использовании разнообразных методов и приёмов формирования у детей бережного отношения к своему здоровью.

Цель: способствовать формированию у детей навыка ухода за полостью рта.

Задачи:

  1. Образовательные :

Учить детей правилам ухода за полостью рта;

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

Знакомить детей с зубами, их назначением и функциями;

Формировать представления о причинах повреждения зубов;

Формировать представления о полезной и вредной пище.

2. Развивающие:

Развивать умение заботиться о своем здоровье, устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкими и здоровыми»).

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к здоровью через представления о правилах ухода за полостью рта;

Воспитывать положительное отношение к посещению врача стоматолога;

Воспитывать потребность у детей и родителей употреблять в пищу полезные продукты.

Гипотеза :

Если мы будем соблюдать правила гигиены ротовой полости и питания, то сохраним зубы здоровыми, а здоровые зубы – залог долголетия.

Предполагаемый результат:

Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;

Собранная информация по проблеме;

Сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними;

Снижение процента заболеваемости у детей кариесом;

Бережное и внимательное отношение родителей к здоровью своего ребенка.

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный;

II этап: основной;

III этап: заключительный.

Моя задача довести до родителей смысл китайской пословицы «Сто болезней входит через рот».

На подготовительном этапе реализации проекта подобрала информацию по теме, составила план работы (Приложение 1), изучила законодательную базу, методическую литературу:

Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы - М., 2015;

Ф.Н.Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;

Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;

С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» - М.,1991;

М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997г.;

Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - Волгоград, 2009;

Журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.

Приобрела художественную литературу.

Свою работу начала во II группе раннего возраста, продолжаю в средней группе, буду работать над этой темой до выпуска детей в школу. Методом анкетирования родителей выявила: различное отношение к стоматологическому здоровью своих детей, недостаточный уровень знаний о гигиене полости рта и профилактике кариеса. Готовность к сотрудничеству с ДОУ оказалась высокой.

Детей было 18, из них у 6 (что составляет 33%), был кариес у Карины, Ильнара, Раиля, Азаля, Таисии, Виктории. Регулярные медосмотры являются нормой, но я заметила, врач написал в справке кариес и все забыли.

на начальном этапе проекта

Подготовила информацию для родителей: «Что такое кариес?», «Профилактика кариеса». Заметила интерес родителей. На родительском собрании обсудили с врачом-стоматологом «Что такое кариес, его последствия?».

II этап: основной.

У моих маленьких воспитанников, конечно же, не было в этом возрасте никаких потребностей в здоровом образе жизни. Но в игровой форме начала работать над профилактикой кариеса. Показала, например, какие зубки у крокодиленка и как правильно их чистить. Приняли приглашение Гузель Гайсиновны, нашей медсестры и она каждой подгруппе детей рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта. В игровой форме организовала чистку зубов зубной щеткой персонажам (умывальнику из стихов К.Чуковского «Мойдодыр», Шарику-солнышко, который у нас остался после праздника, кукле Маше). Применяла пальчиковые игры: «У того кто кашу ест, вырастут все зубки», «Зубик раз. Зубик два» и другие.

В помощь родителям подготовила консультации: «Как научить ребенка чистить зубы», «Двенадцать мифов о чистке зубов» (Приложение 2,3).

Также дала домашнее задание для семей «Учимся чистить зубы» (июль, август, сентябрь 2014года).

Каждая семья завели блокнотики и отмечали число, месяц, утро, вечер.

Если утром ребенок почистил зубы, рисовали - солнышко.

Если вечером ребенок чистил зубы, рисовали - луну.

Совместно с папами, мамами, провели фотовыставку: «Как мы чистим зубы дома».

Родители Коадэ Максима и Зариповой Азалии связали (атрибуты для дидактических игр: «Грустный и веселый зуб», «Полезно - вредно») фрукты, овощи и неполезные продукты.

Мама Никишиной Софьи изготовила из фанеры дидактическую игру: «Зубо-неболейка». Дети с удовольствием играют с ними.

Своими руками родители воспитанников изготовили «Книжки – малышки».

Провели развлечение совместно с музыкальным руководителем Абдурашитовой Н.А. «Праздник здоровых зубов», где персонажи Зубок (педагог - психолог Алиса Ануровна) и Кариес (воспитатель Марина Александровна) воспитывали желание у детей заботиться о своем здоровье, а у родителей повышали роль и ответственность в формировании здоровьесберегающей компетентности воспитанников. В конце развлечения были подарены каждому ребенку по зубной щетке.

В младшей группе научила детей после еды полоскать рот теплой водой, это стало нормой для детей.

В средней группе моя профилактическая работа идет под девизом: «Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими, здоровыми».

Работа проводится во время организационной образовательной деятельности. 2 ноября 2015 г. на открытое занятие пригласила детского зубного врача - стоматолога из города Москвы Бельман Виталину Маратовну. Она с удовольствием познакомила детей с зубами, их назначением и функциями. Рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.

В следующей ООД присутствовала Никишина Дилара Рузилевна, мама воспитанницы Софьи. Она вызвалась показать детям фотоальбом о том, как в их семье заботятся о здоровье зубов.

Ежедневное выполнение гигиенических процедур в одно и то же время, чтение художественной литературы (Мойдодыр» К.Чуковский, «Королева зубная щетка» Н.Коростылев, «Зубки заболели» А. Ангилова, «Крепкие, крепкие зубки» Г.Зайцева и др.), проведение дидактических игр («Вредно - полезно», «Овощи и фрукты» и др.), лепки, аппликации, рисования («Залечу зуб», «Веселый и грустный зуб») способствуют формированию навыков личной гигиены.

Интересно было наблюдать как дети, полученные знания применяют в сюжетно - ролевых играх («У зубного врача», «На прием к детскому стоматологу»).

С детьми было проведено экспериментирование:

Опыт с яйцом и гуашью «От чего появляются трещины в зубах».

Задача: показать причины появления трещин в зубах.

Вывод: эмаль хоть и крепкая, но ее надо беречь от ударов и повреждений;

Опыт с яйцом, зубной пастой и уксусной кислотой.

Задача: Способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов, если яйцо погрузить в кислоту.

Вывод: Кислоты разрушают эмаль. Зубная паста укрепляет зубную эмаль

Провела экскурсию в стоматологическую поликлинику. От посещения ее у детей остались положительные эмоции, а это значит, что визит к врачу не вызовет страха, и у ребенка останутся только приятные воспоминания.

Заключительный третий этап.

В нашем детском саду прошла фотовыставка: «Спортивный фотоальбом моей семьи». Родители нашей группы приняли активное участие, к этой выставке приложили альбомы о здоровье:

- «Здоровые зубы – залог здоровья» (семья Багашевых);

- «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» (семья Арсланова Аслана);

- «Зубки сладкоежки» (семья Арслановой Карины);

- «Чтоб кусался наш зубок, улыбался наш роток» (семья Ахмадиевых);

- «Мама, мама посмотри, зубки чистые мои» (семья Хазиевых);

- «Что такое стоматология» (семья Николаевых).

Совместно с родителями детей оформили в фойе детского сада стенд «Чтобы быть здоровыми».

Также провела праздник «Здоровая улыбка», где воспитанники учили Кощея Бессмертного как сберечь зубы, здоровые зубы - залог здоровья.

В апреле 2016 года организовала в нашем детском саду благотворительную акцию «Помоги детям». Родители, педагоги и сотрудники детского сада принесли детям сиротам гигиенические средства (зубные пасты, зубные щетки, мыло, влажные салфетки, памперсы), игрушки, одежду и т.д. Все собранные вещи были переданы 20.04.2016г. центру защиты семьи материнства и детства "Ковчег" г.Туймазы.

Опыт работы образовательной области «Физическое развитие» раздела «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» на тему «Здоровые зубы - залог здоровья» распространила в РМО малокомплектных сельских ДОУ, проходившем в МБДОУ детском саду с. Кандры - Кутуй.

Результат.

Работа с детьми и родителями по данной теме дает положительный результат. Стоматологические проблемы из 6 детей, остались только у Карины, у других детей нет кариеса.

Результаты стоматологических заболеваний детей

на заключительном этапе проекта

Работать над данной темой очень интересно, увлекательно. Мы узнали вместе с детьми много нового. А самое главное, ухаживая за зубами, мы продлеваем жизнь.

Наши дети хорошо знают, что включает профилактика полости рта:

- покупать надо зубную пасту с зеленой полоской. Полоски означают процентное содержание химии в зубной пасте (черная - 100% химии; синяя - 80% химии, 20% природного продукта; красная - 50% химии, 50% природного продукта; зеленая - 100% природного продукта);

Не забывать дважды в день чистить зубы;

Вовремя менять зубную щётку;

Посещать стоматолога 2 раза в год;

Кушать полезные для здоровья зубов продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты;

Не чередовать горячую и холодную пищу: зубная эмаль может потрескаться;

Кушать меньше сладкого;

Не грызть орехи, леденцы и другие твёрдые продукты.

В старшей группе, дети принесут зубную щетку, зубную пасту и моя задача формировать потребность в ЗОЖ, то есть в умении ежедневно чистить зубы. В подготовительной группе выпустить в школу детей с здоровыми зубами и средства познания (знания и умения) превратить в навык.

Литература

  1. Журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы - М., 2015;
  3. Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;
  4. Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009 г.
  5. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» М. «Просвещение» 1991
  6. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Москва 1997.
  7. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» - М.,1991;
  8. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997;
  9. Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;
  10. Ф.Н. Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

Приложение 1

План работы

Этапы

1-й этап

подготовительный

Выбор темы, обозначение проблемы;

Определение цели и задач проекта, его мотивация;

Выбор информации по теме, анкетирование родителей;

Консультации для родителей;

Родительское собрание;

2-й этап

основной

Осуществление взаимодействия между участниками проекта (консультации, пакеты домашних заданий для семей, изготовление «Книжек-малышек»);

Изготовление продуктов проекта;

Фотовыставка «Как мы чистим зубы дома»;

Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;

Проведение развлечения «Праздник здоровых зубов»;

Экскурсия в стоматологическую поликлинику.

3-й этап

заключительный

Фотовыставка «Спортивный фотоальбом моей семьи»;

Оформление стенда «Чтобы быть здоровыми»;

Проведение праздника «Здоровая улыбка»;

Проведение благотворительной акции «Помоги детям»;

Подготовка к защите проекта и презентация проекта.


Дата создания: 2015/02/11

Здоровье человека зависит от сложной работы всех органов. Значительная роль принадлежит и зубам. Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. И заболевание зубов может отразиться на работе пищеварительного тракта. Являясь очагом инфекции в организме, разрушенные зубы могут стать причиной заболевания и других жизненно важных органов: сердца, суставов и почек.

Во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. С медицинской же точки зрения, гигиена полости рта является огромным эстетическим фактором и показателем культурности человека.

Запах выдыхаемого человеком воздуха определяется состоянием его зубов. Если зубы нездоровы, выдыхаемый запах будет неприятным, что, в свою очередь, делает общение собеседника с обладателем таких зубов тоже неприятным. Кроме того, микробы полости рта, приобретая особую вирусность, при разговоре, кашле или чихании могут передаться другому человеку. Источником микроорганизмов и причиной многих заболеваний могут стать больные зубы, не говоря уже о том, что вид больных, особенно передних, зубов - зрелище далеко не эстетичное.

Что же происходит при недостаточном уходе за полостью рта и чем может грозить полное игнорирование «чистки зубов»? А вот чем: на зубах может образоваться и скопиться налет, который и является источником этих самых зловредных организмов и определяет собой целый комплекс различных видов микробов. Чем значительнее налет на зубах, тем больше микроорганизмов и разнообразнее их виды.

Сначала у ребенка мало зубов, и они называются молочными. Пройдет немного времени и их сменят более крепкие коренные зубы, их будет 32.

Зубы отличаются друг от друга. Одни, острые, служат для того, чтобы резать пищу, - это резцы. Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки еды, - это клыки, а третьи, толстенькие крепыши, помогают пережевывать пищу и называются коренными зубами.

Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами неправильно ухаживать, даже этот материал не выдержит. В зубах тогда появляются дырки (кариес).

Кариес - это размягчение, разрушение твёрдой ткани зуба. Если его не лечить, наступает повреждение пульпы (рыхлой ткани зуба) - воспаление, загноение, омертвление зуба (пульпит).

Очень важно залечить первые образовавшиеся дырочки. Если не запускать кариес, лечение не будет болезненным. Но не думайте, что лечить молочные зубы не нужно, так как они всё равно выпадут. Зуб, пораженный кариесом, - очаг инфекции во рту ребёнка. Незалеченный кариозный молочный зуб может отрицательно повлиять на формирование постоянного зуба.

Кариес - настоящая беда всего нашего общества. В развитых странах от него страдает 80 % детей. Конфеты и сладости - основная причина кариеса.

Возраст до 12 лет - критический для зубов. Если вы хотите на всю жизнь сохранить крепкие зубы ребенка - позаботьтесь о рациональном питании.

Самое важное - наличие кальция и витамина Д, который образуется в организме самого ребенка. Основные источники кальция - молоко, молочные продукты, яйца, сырые овощи.

По мнению французских диетологов, для того чтобы зубы были красивыми и крепкими ребенку 6-12 лет в день необходимо - 500г молока, 25-30г масла, 30г сыра. Необходимы ребёнку сырые и варёные овощи, только не забудьте тщательно мыть фрукты и овощи перед тем, как давать их ребёнку.

Никогда не давайте ребёнку конфеты, пирожные и другие сладости перед сном. Ночью рот ребёнка закрыт, слюна не выделяется, и сахар превращается в кислоту, которая поражает зубную эмаль и «грызёт» её в течение всей ночи. Лучше дать ребёнку яблоко, его мякоть очистит зубы и одновременно помассирует дёсны, которые от этого только укрепятся (яблоко в качестве средства против кариеса запатентованное изобретение!).

Поводить щёткой по зубам недостаточно! Зубы чистят так: на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней - снизу вверх. Внутреннюю поверхность зубов чистят в тех же направлениях. Чистка зубов внутри препятствует образованию зубного камня. Необходимо одновременно массировать десны, так как от их состояния зависит здоровье зубов.

Все мы знаем, что один из символов привлекательности – это открытая белозубая улыбка. Искренне улыбающийся человек со здоровыми зубами располагает к общению. Однако здоровые зубы – это и огромная польза для здоровья всего организма. Ведь зубы – это часть зубного органа в теле человека, и проблемы с ними немедленно отражаются на состоянии всего организма.

Регулярная забота о гигиене полости рта и здоровье зубов поможет вам предотвратить многие болезни и сохранить здоровье на долгие годы.

Немного прописных истин

Здоровые зубы от рождения и до старости – это внешний показатель крепкого здоровья человека. И это нисколько не преувеличение, ведь все тело работает на то, чтобы ваши зубы были ровными, белоснежными, с ровным цветом и прочной эмалью, позволяя вам улыбаться широко и без стеснения. При «плачевном» состоянии полости рта начинайте смело искать у себя болезни сердца, сосудов, анемию, проблемы с почками, пищеварением или дыханием.

Сердце и зубы – в чем связь?

Чистка зубов и уход за всей полостью рта поможет вам решить многие проблемы со здоровьем. Прежде всего, это профилактика сердечных заболеваний. Во рту и на зубах живет масса разных микробов, и не все они дружелюбны к нашему организму.

При плохой гигиене полости рта микробы легко могут проникнуть в сосуды десен, а оттуда – в общую систему кровообращения. В результате происходит поражение стенок артерий, их воспаление и утолщение, что нарушает кровообращение, особенно если это коронарные артерии. Резко повышается риск инфаркта миокарда. Если вы чистите зубы один раз в день, вы на 70% увеличиваете риск получить болезни сердца.

Пораженные кариесом зубы также опасны для сердца, так как это источник хронической инфекции полости рта. Зачастую у таких людей бывают ангины, микробы переходят из кариозных полостей на миндалины. А ангина имеет способность сказываться на сердце и суставах. При частых ангинах может развиваться ревматизм, повреждение суставов (артрит), а также микробно-аллергическое поражение сердца (порок).

Гастрит и улыбка

Если ваша улыбка далека от совершенства, есть разрушающиеся зубы или вам их удаляли – вы в одном шаге от проблем с пищеварением: вашими друзьями вскоре станут гастриты , колиты и дискомфорт в животе.

Это происходит из-за нарушения пережевывания пищи, а это основная роль здоровых зубов. Неполноценно пережеванная пища, попадая в желудок и кишечник, раздражает и напрягает их, нарушает работу ферментов. И даже если вы поставите импланты или коронки, они не смогут полноценно заменить зубы: сила давления зубов при жевании равна 100-120 кг на квадратный сантиметр площади - при том, что больной зуб или коронка могут осуществить силу давления от 20 до 50 килограммов.

Зубы и простуды

Зачастую в полость рта попадают болезнетворные вирусы и микробы. Если регулярно чистить зубы и язык, полоскать их специальными растворами и пользоваться зубной нитью, вирусам и микробам придется несладко – слюна и секрет здоровой слизистой для них губительны.

Те, кто плохо следит за зубами, имеют сниженный иммунитет и чаще болеют простудами и гнойными инфекциями. Их верными друзьями могут стать бронхиты и пневмонии, хронические тонзиллит и синусит.

Диабет и улыбка

Почему здоровые зубы - залог здоровья?

Стоматологи заметили, что люди с проблемами зубов чаще заболевают диабетом, так как инфекции в зоне десен и зубов приводят к постепенному поражению поджелудочной железы и нарушению обмена углеводов. Конечно, механизм все еще изучается, но зависимость между здоровьем полости рта и диабетом уже не вызывает сомнений.

Зубы у беременной

Еще одно важное явление: здоровье зубов влияет на течение беременности. Очаг хронической инфекции в виде кариозных полостей еще никому не шел на пользу. А беременным – тем более. При беременности иммунитет физиологически снижается, нарушается обмен минералов. Зубы могут не только разрушаться, но и навредить своим нездоровьем малышу. В крайних случаях инфекции из полости рта через кровь попадают к ребенку, поражают плаценту и вызывают выкидыш.

Как сохранить зубы здоровыми

К сожалению, стоматологи утверждают, что даже взрослые люди в большинстве своем не умеют ухаживать за зубами, а дети и подавно. Мало у кого хватает терпения утром и вечером чистить зубы по 3-5 минут. Однако чтобы ваши зубы служили вам исправно многие годы, старайтесь соблюдать ряд правил.