Зрительный анализатор позволяет человеку не только опознавать предметы, но и определять их местоположения в пространстве или замечать его изменения. Удивительный факт - около 95% всей информации человек воспринимает с помощью зрения.

Строение зрительного анализатора

Глазное яблоко располагается в глазницах, парных впадинках черепа. У основания глазницы заметна небольшая щель, с помощью которой нервы и сосуды соединяются с глазом. Помимо этого, к глазному яблоку подходят еще и мышцы, благодаря которым происходит движение глаз по сторонам. Веки, брови и ресницы - это своеобразная защита глаза снаружи. Ресницы - защита от чрезмерного солнца, попадания песка, пыли в глаза. Брови не позволяют поту со лба стекать на органы зрения. Веки считаются универсальным глазным "чехлом". Со стороны щеки в верхнем углу глаза располагается слезная железа, которая выделяет слезы при опускании верхнего века. Они своевременно увлажняют и промывают глазные яблоки. Выделившаяся слеза течет в угол глаза, расположенный близко к носу, где расположен слезный канал, способствующий выделению излишков слезы. Именно это и является причиной всхлипывания носом плачущего человека.

Снаружи глазное яблоко покрыто белковой оболочкой, так называемой склерой. В передней части склера переходит в роговицу. Сразу за ней находится сосудистая оболочка. Она имеет черный цвет, поэтому свет изнутри зрительный анализатор не рассеивает. Как было упомянуто выше, склера переходит в радужку, или радужную оболочку. Цвет глаз - это и есть цвет радужной оболочки. В середине радужки расположен круглый зрачок. Он может сужаться и расширяться благодаря гладким мышцам. Таким образом зрительный анализатор человека регулирует количество свет, пропускаемого в глаз, которое необходимо для рассмотрения объекта. Сзади зрачка расположен хрусталик. Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может становиться более выпуклой или плоской благодаря все тем же гладким мышцам. Чтобы рассмотреть предмет, расположенный вдали, зрительный анализатор вынуждает хрусталик стать плоским, а вблизи - выпуклым. Вся внутренняя полость глаза наполнена стекловидным телом. Оно не имеет никакого цвета, что позволяет свету проходить без помех. Позади глазного яблока расположена сетчатка.

Строение сетчатки

Сетчатка имеет рецепторы (клетки в виде колбочек и палочек), примыкающие к сосудистой оболочке, волоконца которой защищают со всех сторон, образуя черный футляр. Колбочки имеют светочувствительность гораздо меньшую, чем палочки. Они располагаются преимущественно в центре сетчатки, в желтом пятне. Следовательно, в периферии глаза преобладают палочки. Они способны передавать на зрительный анализатор лишь черно-белое изображение, зато действуют и при слабом освещении благодаря своей высокой светочувствительности. Перед палочками и колбочками расположены нервные клетки, принимающие и обрабатывающие информацию, поступающую на сетчатку.

Понятие об анализаторе

Представлен воспринимающим отделом - рецепторами сетчатой оболочки глаза, зрительными нервами, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга.

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.

Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.

Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Строение глаза

Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Основные функции глаза:

· оптическая система, проецирующая изображение;

· система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга;

· "обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.

Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.

Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв - при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.



Оборудование: разборная модель глаза, таблица «Зрительный анализатор», объемные предметы, репродукции картин. Раздаточный материал на парты: рисунки «Строение глаза», карточки для закрепления по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся

1. Термины (на доске): органы чувств; анализатор; строение анализатора; виды анализаторов; рецепторы; нервные пути; мозговой центр; модальность; зоны коры большого мозга; галлюцинации; иллюзии.

2. Дополнительная информация по домашнему заданию (сообщения учащихся):

– впервые термин «анализатор» мы встречаем в работах И.М. Сеченова;
– на 1 см кожи от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн;
– на внутренних органах располагается около 1 млрд рецепторов;
– И.М. Сеченов и И.П. Павлов считали, что деятельность анализатора сводится к анализу воздействий на организм внешней и внутренней среды.

III. изучение нового материала

(Сообщение темы урока, цели, задачи и мотивации учебной деятельности учащихся.)

1. Значение зрения

Каково значение зрения? Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Да, действительно, орган зрения является одним из важнейших органов чувств. Окружающий нас мир мы воспринимаем и познаем прежде всего с помощью зрения. Так мы получаем представление о форме, размерах предмета, его окраске, вовремя замечаем опасность, любуемся красотой природы.

Благодаря зрению перед нами открываются голубое небо, молодая весенняя листва, яркие краски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей. Чудесны осенние краски. Мы можем долго любоваться звездным небом. Окружающий нас мир прекрасен и удивителен, любуйтесь этой красотой и берегите ее.

Трудно переоценить роль зрения в жизни человека. Тысячелетний опыт человечества передается из поколения в поколение через книги, картины, скульптуры, памятники архитектуры, которые мы воспринимаем с помощью зрения.

Итак, орган зрения нам жизненно необходим, с помощью него человек получает 95% информации.

2. Положение глаза

Рассмотрите рисунок в учебнике и установите, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы. (Лобной, скуловой, верхнечелюстной. )

Какова роль глазниц?

А что помогает поворачивать глазное яблоко в разные стороны?

Опыт № 1. Опыт проводят учащиеся, сидящие за одной партой. Одному надо проследить за движением ручки на расстоянии 20 см от глаза. Второй перемещает ручку вверх–вниз, вправо–влево, описывает ей окружность.

Сколько же мышц приводит в движение глазное яблоко? (Не менее 4, всего же их – 6: четыре прямые и две косые. Благодаря сокращению этих мышц глазное яблоко может поворачиваться в глазнице. )

3. Защитные приспособления глаза

Опыт № 2. Пронаблюдайте за миганием век соседа и ответьте на вопрос: какую функцию выполняют веки? (Защита от световых раздражений, защита глаз от попадания посторонних частиц .)

Брови задерживают стекающий со лба пот.

Слезы оказывают смазывающее и дезинфицирующее действие на глазное яблоко. Слезные железы – своеобразная «фабрика слез» – открываются под верхним веком 10–12 протоками. Слезная жидкость на 99% состоит из воды и лишь 1% приходится на соль. Это прекрасный очиститель глазного яблока. Установлена и другая функция слез – с ними выводятся из организма опасные яды (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. В 1909 г. томский ученый П.Н. Лащенков открыл в слезной жидкости особое вещество лизоцим, способное убивать многие микробы.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис". Компания предлагает Вам услуги мастера по ремонту дверей и замков, взлому дверей, вскрытию и замене замков, замене личинок , установке задвижек и замков в металлическую дверь, а также обивка дверей дерматином и реставрация дверей. Большой выбор замков для входных и бронированных дверей от лучших производителей. Гарантия качества и Вашей безопасности, выезд мастера в течение часа в Москве. Узнать подробнее о компании, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.zamki-c.ru/.

4. Строение зрительного анализатора

Мы видим только при наличии света. Последовательность прохождения лучей через прозрачную среду глаза такова:

луч света → роговица → передняя камера глаза → зрачок → задняя камера глаза → хрусталик → стекловидное тело → сетчатка.

Изображение на сетчатке получается уменьшенным и перевернутым. Однако мы видим предметы в естественном виде. Это объясняется жизненным опытом человека, а также взаимодействием сигналов, поступающих от всех органов чувств.

Зрительный анализатор имеет следующее строение:

1-е звено – рецепторы (палочки и колбочки на сетчатке глаза);
2-е звено – зрительный нерв;
3-е звено – мозговой центр (затылочная доля большого мозга).

Глаз – самонастраивающийся прибор, он позволяет видеть близкие и удаленные предметы. Еще Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера, объектив – это прозрачные преломляющие среды глаза. Глаз связан с мозгом через зрительный нерв. Зрение – это корковый процесс, и он зависит от качества информации, поступающей от глаза в центры мозга.

Информация от левой части полей зрения от обоих глаз передается в правое полушарие, а от правой части полей зрения обоих глаз – в левое.

Если изображение от правого и левого глаза попадает в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами – позволяет воспринимать объемное изображение и помогает определять расстояние до предмета.

Таблица. Строение глаза

Компоненты глаза

Особенности строения

Роль

Белочная оболочка (склера)

Наружная, плотная, непрозрачная

Защищает внутренние структуры глаза, поддерживает форму

Роговица

Тонкая, прозрачная

Сильная «линза» глаза

Конъюнктива

Прозрачная, слизистая

Покрывает переднюю часть глазного яблока до роговицы и внутреннюю поверхность века

Сосудистая оболочка

Средняя оболочка, черная, пронизана сетью кровеносных сосудов

Питающая глаз, свет, проходя сквозь нее, не рассеивается

Ресничное тело

Гладкие мышцы

Поддерживает хрусталик и изменяет его кривизну

Радужная оболочка (радужка)

Содержит пигмент меланин

Светонепроницаема. Ограничивает количество света, попадающего в глаз на сетчатку. Определяет цвет глаз

Отверстие в радужной оболочке, окруженное радиальными и кольцевыми мышцами

Регулирует количество света, попадающего на сетчатку

Хрусталик

Двояковыпуклая линза, прозрачное, эластичное образование

За счет изменения кривизны фокусирует изображение

Стекловидное тело

Прозрачная желеобразная масса

Заполняет внутреннюю часть глаза, поддерживает сетчатку

Передняя камера

Пространство между роговицей и радужкой, заполненное прозрачной жидкостьюводянистой влагой

Задняя камера

Пространство внутри глазного яблока, ограниченное радужкой, хрусталиком и держащей его связкой, заполнено водянистой влагой

Участие в иммунной системе глаза

Сетчатая оболочка (сетчатка)

Внутренняя оболочка глаза, тонкий слой клеток зрительных рецепторов: палочки (130 млн) колбочки (7 млн)

Зрительные рецепторы формируют изображение; колбочки ответственны за цветопередачу

Желтое пятно

Скопление колбочек в центральной части сетчатки

Область наибольшей остроты зрения

Слепое пятно

Место выхода зрительного нерва

Месторасположение канала для передачи зрительной информации в мозг

5. Выводы

1. Свет человек воспринимает с помощью органа зрения.

2. Световые лучи преломляются в оптической системе глаза. На сетчатке формируется уменьшенное обратное изображение.

3. Зрительный анализатор включает:

– рецепторы (палочки и колбочки);
– нервные пути (зрительный нерв);
– мозговой центр (затылочная зона коры большого мозга).

IV. Закрепление. Работа с раздаточным материалом

Задание 1. Установите соответствие.

1. Хрусталик. 2. Сетчатка. 3. Рецептор. 4. Зрачок. 5. Стекловидное тело. 6. Зрительный нерв. 7. Белочная оболочка и роговица. 8. Свет. 9. Сосудистая оболочка. 10. Зрительная зона коры большого мозга. 11. Желтое пятно. 12. Слепое пятно.

A. Три части зрительного анализатора.
Б. Заполняет внутреннюю часть глаза.
B. Скопление колбочек в центре сетчатки.
Г. Меняет кривизну.
Д. Осуществляет различные зрительные раздражения.
Е. Защитные оболочки глаза.
Ж. Место выхода зрительного нерва.
З. Место формирования изображения.
И. Отверстие в радужке.
К. Черный питающий слой глазного яблока.

(Ответ: А – 3, 6, 10; Б – 5; В – 11; Г – 1; Д – 8; Е – 7; Ж –12; З – 2; И – 4; К – 9.)

Задание 2. Ответьте на вопросы.

Как вы понимаете выражение «Глаз смотрит, а мозг видит»? (В глазу происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение тогда, когда нервные импульсы достигнут зоны коры большого мозга. )

Глаза не чувствуют ни жары, ни холода. Почему? (В роговице нет рецепторов тепла и холода. )

Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой – удаленных предметов. Кто из них прав? (Глаза утомляются сильнее при рассматривании предметов, расположенных близко, так как при этом сильно напрягаются мышцы, обеспечивающие работу (увеличение кривизны) хрусталика. Рассматривание удаленных предметов – отдых для глаз. )

Задание 3. Подписать обозначенные цифрами элементы строения глаза.

Литература

Вадченко Н.Л. Проверьте свои знания. Энциклопедия в 10 т. Т. 2. – Донецк, ИКФ «Сталкер», 1996.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Учебник для 8 кл. – М.: Дрофа, 2000.
Хрипкова А.Г. Естествознание. – М.: Просвещение, 1997.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология человека. – М.: Дрофа, 2005.

Фото с сайта http://beauty.wild-mistress.ru

Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств
М.А. ОСТРОВСКИЙ

Цель урока : изучение зрительного анализатора.

Задачи : определение понятия «анализатор», изучение работы анализатора, развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления, развитие творческой активности учащихся.

Тип урока : изложение нового материала с элементами экспериментальной деятельности и интеграции.

Методы и приемы : поисковый, исследовательский.

Оборудование : муляжи глаза; таблица «Строение глаза»; самодельные таблицы «Направление лучей», «Палочки и колбочки»; раздаточный материал: карточки с изображением строения глаза, нарушений зрения.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Степного неба свод желанный.
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Е.Баратынский

Ветер принес издалёка
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

Какие образы создали поэты! Что позволило их сформировать? Оказывается, в этом помогают анализаторы. О них и пойдет сегодня речь. Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Как возникают и где анализируются раздражения? Приемники внешних воздействий – рецепторы. Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе? (Учащиеся высказывают свои мнения .)

II. Изучение нового материала

Раздражение преобразуется в нервный импульс и по нервному пути попадает в головной мозг, где и анализируется. (Одновременно с беседой составляем опорную схему, затем обсуждаем ее с учащимися. )

Какова роль зрения в жизни человека? Зрение необходимо для трудовой деятельности, для обучения, для эстетического развития, для передачи социального опыта. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения. Глаз – это окно в окружающий мир. Этот орган часто сравнивают с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик. (Демонстрация муляжей, таблиц .) Диафрагма объектива – зрачок, его диаметр изменяется в зависимости от освещенности. Как на фотопленке или светочувствительной матрице фотоаппарата, на сетчатке глаза появляется изображение. Однако система зрения более совершенна, чем обычный фотоаппарат: сама сетчатка и мозг исправляют изображение, делают его более четким, объемным, цветным и, наконец, осмысленным.

Ознакомьтесь со строением глаза более детально. Посмотрите на таблицы и муляжи, воспользуйтесь иллюстрациями в учебнике.

Давайте изобразим схему «Строение глаза».

Фиброзная оболочка

Задняя – непрозрачная – склера
Передняя – прозрачная – роговица

Сосудистая оболочка

Передняя – радужка, содержит пигмент
В центре радужки – зрачок

Хрусталик
Сетчатка
Брови
Веки
Ресницы
Слезный проток
Слезная железа
Глазодвигательные мышцы

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» – так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сетчатка – именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света. Она напоминает слоеный пирог толщиной в 0,15–0,4 мм, каждый слой – это множество клеток, отростки которых сплетаются и образуют ажурную сеть. От клеток последнего слоя отходят длинные отростки, которые, собираясь в пучок, образуют зрительный нерв .

Более миллиона волокон зрительного нерва несут в мозг информацию, закодированную сетчаткой в виде слабых биоэлектрических импульсов. Место на сетчатке, где волокна сходятся в пучок, называют слепым пятном .

Слой сетчатки, образованный светочувствительными клетками – палочками и колбочками, поглощает свет. Именно в них происходит превращение света в зрительную информацию.

Мы с вами познакомились с первым звеном зрительного анализатора – рецепторами. Посмотрите на изображение рецепторов света, они по форме напоминают палочки и колбочки. Палочки обеспечивают черно-белое зрение. Они примерно в 100 раз чувствительнее к свету, чем колбочки, и расположены так, что их плотность возрастает от центра к краям сетчатки. Зрительный пигмент палочек хорошо поглощает сине-голубые лучи, а красные, зеленые и фиолетовые плохо. Цветное зрение обеспечивают колбочки трех типов, которые чувствительны соответственно к фиолетовому, зеленому и красному цветам. Напротив зрачка на сетчатке размещается наибольшее скопление колбочек. Это место называют желтым пятном .

Вспомните красный мак и голубой василек. Днем они ярко окрашены, а в сумерках мак почти черный, а василек – белесо-синий. Почему? (Учащиеся высказывают мнения. ) Днем при хорошем освещении работают и колбочки, и палочки, а ночью, когда света для колбочек недостаточно, только палочки. Впервые этот факт описал чешский физиолог Пуркинье в 1823 г.

Эксперимент «Палочковое зрение». Возьмите небольшой предмет, например карандаш, окрашенный в красный цвет, и, глядя прямо перед собой, попробуйте увидеть его боковым зрением. Предмет надо непрерывно двигать, тогда удастся найти положение, при котором красный цвет будет восприниматься как черный. Объясните, почему при этом карандаш расположен так, что его изображение проецируется на край сетчатки. (На краю сетчатки почти отсутствуют колбочки, а палочки цвета не различают, поэтому изображение и кажется почти черным. )

Мы с вами уже знаем, что зрительная зона коры больших полушарий головного мозга расположена в затылочной части. Давайте составим опорную схему «Зрительный анализатор».

Таким образом, зрительный анализатор – это сложная система восприятия и обработки информации о внешнем мире. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза содержится 5–6 млн колбочек и около 110 млн палочек, а в зрительной зоне коры больших полушарий – примерно 500 млн нейронов. Несмотря на высокую надежность зрительного анализатора, его функции могут нарушаться под действием различных факторов. Отчего это происходит и к каким изменениям приводит? (Учащиеся высказывают свое мнение .)

Обратите внимание, что при хорошем зрении изображение предметов, находящихся на расстоянии наилучшего зрения (25 см), формируется точно на сетчатке. На рисунке в учебнике вы можете видеть, как изображение формируется у близорукого и дальнозоркого человека.

Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм – это частые нарушения зрения. Они могут иметь наследственный характер, но могут быть и приобретенными в течение жизни из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего стола, несоблюдения правил техники безопасности при работе на ПК, в мастерских и лабораториях, при долгом просмотре телевизора и т.д.

Исследования показали, что через 60 мин непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память и ослабевает внимание. В последние годы зарегистрирована особая форма нарушений функции нервной системы – фотоэпилепсия, сопровождающаяся судорожными припадками и даже потерей сознания. В Японии 17 декабря 1997 г. был зарегистрирован массовый приступ такой болезни. Как выяснилось, причиной стало быстрее мелькания изображений в одной из сцен мультфильма «Маленькие монстры».

III. Закрепление пройденного, подведение итогов, выставление оценок

Глаза - орган зрения - можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др. Зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам и экранам компьютеров изучать опыт, накопленный человечеством.

Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Вспомогательный аппарат - это брови, веки и ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды

Брови и ресницы защищают глаза от пыли. Кроме того, брови отводят стекающий со лба пот. Все знают, что человек постоянно моргает (2-5 движений веками в 1 мин). Но знают ли зачем? Оказывается, поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, заодно при этом очищаясь от пыли. Слезную жидкость вырабатывает слезная железа. Она содержит 99% воды и 1 % соли. В сутки выделяется до I г слезной жидкости, она собирается во внутреннем углу глаза, а затем попадает в слезные канальцы, которые выводят ее в носовую полость. Если человек плачет, слезная жидкость не успевает уйти по канальцам в носовую полость. Тогда слезы перетекают через нижнее веко и каплями стекают по лицу.

Глазное яблоко располагается в углублении черепа - глазнице. Оно имеет шаровидную форму и состоит из внутреннего ядра, покрытого тремя оболочками: наружной - фиброзной, средней - сосудистой и внутренней - сетчатой. Фиброзная оболочка подразделяется на заднюю непрозрачную часть - белочную оболочку, или склеру, и переднюю прозрачную - роговицу. Роговица представляет собой выпукло-вогнутую линзу, через которую свет проникает внутрь глаза. Сосудистая оболочка расположена под склерой. Ее передняя часть называется радужкой, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз. В центре радужной оболочки находится небольшое отверстие - зрачок, который рефлекторно с помощью гладких мышц может расширяться или сужаться, пропуская в глаз необходимое количество света.

Собственно сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Изнутри к сосудистой оболочке прилежит слой пигментных клеток, поглощающих свет, поэтому внутри глазного яблока свет не рассеивается, не отражается.

Непосредственно за зрачком находится двояковыпуклый прозрачный хрусталик. Он может рефлекторно менять свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на сетчатке - внутренней оболочке глаза. В сетчатке располагаются рецепторы: палочки (рецепторы сумеречного света, которые отличают светлое от темного) и колбочки (они обладают меньшей светочувствительностью, но различают цвета). Большинство колбочек размещается на сетчатке напротив зрачка, в желтом пятне. Рядом с этим пятном находится место выхода зрительного нерва, здесь нет рецепторов, поэтому его называют слепым пятном.

Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Восприятие зрительных раздражений . Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Шесть глазодвигательных мышц обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно.

В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг через ядра среднего мозга (верхние бугры четверохолмия) и промежуточного мозга (зрительные ядра таламуса) - в зрительную зону коры больших полушарий, расположенную в затылочной области. Начавшееся в сетчатке восприятие цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается анализом в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.

Нарушения зрения. Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается - развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения - близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы; она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения. Близорукость часто возникает у детей школьного возраста из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего места. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости - позади сетчатки и поэтому воспринимается как расплывчатое. Причиной этих дефектов зрения могут быть и врожденные изменения глазного яблока.

Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.

  • Зрительный анализатор человека обладает потрясающей чувствительностью. Так, мы можем различить освещенное изнутри отверстие в стене диаметром всего 0,003 мм. Тренированный человек (причем у женщин это получается гораздо лучше) может различать сотни тысяч цветовых оттенков. Зрительному анализатору достаточно всего 0,05 секунды для распознавания объекта, который попал в поле зрения.

Проверьте свои знания

  1. Что такое анализатор?
  2. Как устроен анализатор?
  3. Назовите функции вспомогательного аппарата глаза.
  4. Как устроено глазное яблоко?
  5. Какие функции выполняют зрачок и хрусталик?
  6. Где располагаются палочки и колбочки, в чем заключаются их функции?
  7. Как работает зрительный анализатор?
  8. Что такое слепое пятно?
  9. Как возникают близорукость и дальнозоркость?
  10. Каковы причины нарушения зрения?

Подумайте

Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Орган зрения образован глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко может двигаться благодаря шести глазодвигательным мышцам. Зрачок- небольшое отверстие, через которое в глаз попадает свет. Роговица и хрусталик являются преломляющим аппаратом глаза. Рецепторы (светочувствительные клетки - палочки, колбочки) находятся в сетчатке.