Все мы, так или иначе, слышали о тибетской медицине. Но знания наши разрозненные, хотя даже та информация, которой мы обладаем, дает нам повод внимательно относиться к возможностям врачей из далекого Тибета, которые своими веками накапливаемыми знаниями и умениями способны лечить целый ряд серьезных заболеваний. Только отдались ли бы мы сами в руки такого «врача»? Вопрос неоднозначный. Какие-то коренья, снадобья, необходимость придерживаться странной диеты и т.п. отпугивает нас, делая посещение обычных, таких привычных врачей из поликлиники более надежными. А, может быть, зря? Ведь недаром знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились под покровом тайны в тибетских монастырях. Интерес к восточной медицине постепенно возрастает во всем мире. Причина этому – реальные положительные результаты в лечении целого ряда заболеваний.

Основные принципы традиционной тибетской медицины:

Вера в то, что есть всего черты причины заболеваний: питание, поведение, провокации (по-нашему, порча) и карма.

Вера в существование трех конституционных типов человека, на формирование которых влияет питание и поведение матери во время беременности:

  • Ветер (худощавые, подвижные, разговорчивые люди с достаточно неустойчивым пищеварением)
  • Желчь (крепкие, точные, вспыльчивые люди с хорошим пищеварением)

В каждом человеке одновременно присутствуют два типа, третий находится в зачаточном состоянии.

Смысл жизни в еде: при переваривании пищи происходит отделение «чистой» составляющей от «нечистой». В дальнейшем «чистая» часть, пройдя многочисленные этапы дополнительного очищения в различных органах, образует кровь, мышцы, кости, хрящи, костный, головной и спинной мозг и, наконец, нематериальной субстанцией, основой жизненной силы, красоты и долголетия. «Нечистая» же часть, преодолев различные метаморфозы в организме, в конце концов участвует в образовании спермы.

Принципы питания в тибетской медицине:

  • Не есть сырые овощи и фрукты. Желательно питаться той пищей, с которой вы знакомы с детства. Если все же есть желание съесть морковку или яблоко, то лучше всего это делать днем, когда пищеварение особенно активно.
  • Зимой важно отдавать предпочтение теплым согревающим напиткам, сдобренными специями – имбирем или кардамоном.
  • Потребление большого количества сладкого ослабляет иммунитет, будете часто болеть.
  • Есть несовместимые продукты – яйца и рыба, а также яйца с любыми молочными продуктами, сахар и чечевица.
  • Натощак необходимо пить стакан свежевскипяченой воды.
  • Утром лучше есть теплую еду (например, кашу), на обед – мясо, на ужин – немного тушеных овощей. И уж, конечно, не ложиться спать на полный желудок. Ну, если уж это и произошло, то лучше всего спать на правом боку – это помогает лучше усваиваться пище.
  • Сначала необходимо есть пищу, которая переваривается быстрее, затем – более тяжелую пищу. Именно поэтому фрукты идеально потреблять за полчаса до плотной еды, в противном случае в желудке могут начаться процессы гниения, будут вырабатываться газы и токсины.
  • В тибетской медицине не приветствуют голодание, вегетарианство и биодобавки. Все необходимые организму витамины и аминокислоты лучше получать в натуральном виде.

Успешность тибеткой медицины успела доказать себя во многих странах мира. Уже даже и в нашей стране открываются клиники и центры тибетской медицины, где успешно лечат такие заболевания как сахарный диабет, различные заболевания позвоночника и желудка.

Но если вы даже с опаской относитесь к тибетским целителям, присмотритесь к предложенной ими системе питания. В ней, на первый взгляд, нет ничего особенного, но при этом, как показывает практика, она дает удивительные результаты.

Каждый хозяин своего питомца хотел бы лечить его болезни самыми комфортными методами для животного. Я уже публиковал небольшие статьи на эту тему. Их вы можете найти по тегу .

Что касается лечения животных методами акупунктуры, то в средневековом Китае существовала специальная обширная и разнообразная традиционная литература, посвящённая различным аспектам ветеринарного искусства, в том числе и лечению животных способами иглоукалывания и прижигания.

В ней речь шла, конечно, главным образом не о кошках, а о лечении тех животных, которые были наиболее полезны китайцам в их домашнем хозяйстве - лошадей, коров, верблюдов.

Создателем этой старинной науки акупунктурного лечебного воздействия на домашних животных сами китайцы считают прославленного древнего врачевателя и знатока коней Бо Лэ (7 в. до н. э.), жившего при дворе циньского князя Му-гуна.

В средневековых китайских рукописях сохранился трактат о ветеринарном лечении коней, авторство которого приписывается этому полулегендарному человеку древности, он называется "Канон об иглоукалывании Бо Лэ" ("Бо Лэ чжэнь цзин").

Однако современные учёные считают, что самым древним из подлинных сохранившихся до нашего времени китайских текстов, описывающих традиционную ветеринарную акупунктуру, является трактат эпохи Тан "Свод наставлений об уходе за лошадьми и их лечении" ("Сыму ань цзи цзи"), написанный средневековым китайским ветеринаром Ли Ши в 833-м году. В этом сочинении говорится о системе "каналов и коллатералей" (цзин-ло) у лошади, по которым циркулирует Ци, и описываются 77 лошадиных акупунктурных лечебных точек.

В последующие столетия, особенно в эпохи Мин и Цин, эта наука в Китае получила большое развитие, и там было написано значительное количество различных специальных ветеринарных сочинений.

Среди наиболее известных и крупных книг по этой тематике можно назвать, например, такие тексты как "Собрание наставлений Юаня и Хэна о лечении коней" ("Юань Хэн ляо ма цзи"), изданное братьями Юй Бэньюанем и Юй Бэньхэном в 1608-м году, "Заново написанный и откомментированный большой свод канонов о лошадях, коровах и верблюдах" ("Синькэ чжуши ма ню то цзин да цюаньцзи"), изданный в 1785-м году Го Хуайси и Сюй Чанлэ.

В современных же китайских книгах по ветеринарной акупунктуре описываются методы лечения иглоукалыванием и прижиганием для самых разнообразных видов животных и птиц - собак, кошек, кроликов, куриц и многих других.

Тибетская медицина – это целостная система знаний о теле и душе. Она воплощает в себя богатый опыт и практические методики целительства. Основано данное направление медицины на учении аюрведы, которое, взяв лучшее из традиционной индийской медицины, органично впитало в себя знания многих культур, в том числе древнегреческой и китайской. Тибетская медицина включает в себя три аюрведические типа конституции человека. В аюрведе они называются Вата(Воздух), Пита(Огонь) и Капха(Вода), а в тибетской традиции – Лунг, Три и Бадкан.

Холистическое здравоохранение основано на знании о потребностях орган изма, на осознании его внутренних сил и возможностей и, что самое главное, на планировании действительно полезных и реально выполнимых действий по поддержанию хорошего самочувствия.

Для осуществления этой цели надо брать в расчет не только физические параметры, но и состояние души и ума. Ментальные факторы определяют наше отношение к жизни, способы взаимодействия с внешней средой, социальным окружением и в значительной степени влияют на здоровье. Депрессивные состояния могут быть прямым результатом неудовлетворения духовных потребностей, сопротивлением психосоциальным установкам или недостаточному питанию.

Тибетские буддисты-целители предлагают специальный тест, с помощью которого можно определить тип конституции собственного тела. В основу теста заложены реакция организма на изменения психофизиологических потребностей и взаимосвязь организма с окружающей средой. Изучив предпочтения и возможности собственного организма, можно определить его сильные и слабые места. В принципе, первичная диагностика и определение собственного конституционного типа могут проводиться самим пациентом. Проведение тибетского конституционно-типологического теста(или иной методики самотестирования) имеет несомненные достоинства и аналогичен тесту, проводимому в аюрведе.

Человек многое узнает об особенностях собственного организма и на основе этих знаний составляет индивидуальный оздоровительный план. Критический самоанализ необходим потому, что здоровье нельзя рассматривать как кратковременный результат. Напротив, оно является делом всей жизни и формируется в процессе постоянной работы.

2. КАК CАМОМУ ОЦЕНИТЬ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ?

Подобно уровню жизни, состояние здоровья является индивидуальной категорией. Сама по себе забота о собственном организме не может являться залогом отменного здоровья. Существует немало иных факторов, определяющих состояние здоровья, которые не подчиняются воле человека. Среди них можно выделить экономическое положение региона, уровень грамотности самого человека, социальные и культурные привычки и наличие в обществе специально подготовленного персонала. Человек может предпринимать все возможные меры для поддержания хорошей физической формы – правильно питаться, заниматься физкультурой и даже думать и действовать в позитивном направлении. И все же на его здоровье будут воздействовать окружающая среда, санитарное состояние местности, здоровье соседей, коллег по работе и т.д. Более того, не имея возможности регулярно проходить медицинское обследование, человек не может объективно судить о состоянии собственного здоровья.

Прекрасное самочувствие сегодня не гарантирует от болезни уже на следующей неделе. Ни один врач и никакие профилактические меры не могут полностью застраховать человека от болезни. Следует помнить, что лучше ожидать жизненные невзгоды и воспрепятствовать им, чем бояться их и сдаваться. При этом многие жизненные проблемы вовсе не обязательно преодолевать. Способность к анализу жизненных невзгод, т.е. к тому, что буддисты называют «мышлением позитивной отстраненности», значительно упрощает существование. Следовательно, столкнувшись с неудачей и оценив ее в конструктивном ключе, нужно на некоторое время абстрагироваться от грустных мыслей по поводу этой неудачи.

Здоровье и благополучие не следует определять как устранение физических и психологических недугов и неприятностей с помощью лечебных процедур, прописанных врачом. В фундаментальном трактате по тибетской медицине, «Четырех тантрах», здоровье и благополучие определяются следующими факторами:
- отсутствием серьезных психофизиологичсеских паталогий;
- приверженностью оздоровительной программе, основанной на качествах личности, конституционном типе, потребностях тела и способности удовлетворять эти потребности;
- пониманием переменчивой и преходящей природы бытия и осознанием жизненной цели в рамках этого понимания;
- адекватным восприятием перемен и напряженности во взаимоотношениях с другими людьми и окружающей средой, климатом, умением принять как данность процесса старения;
- чувством моральной ответственности, стремлением к знанию и самосовершенствованию;
- чувством удовлетворенности достигнутым, признательностью за воплощенье в человеческом облике.

Хорошее самочувствие - это результат процесса, длящегося всю жизнь. И все же сознательное отношение к собственному организму не означает, будто человек должен постоянно следить за тем, что он ест, о чем думает и что делает. Программа личного оздоровления должна быть построена таким образом, чтобы правила и рекомендации соблюдались, но не определяли жизнь человека.

Факторы жизни, влияющие на здоровый образ жизни человека:

Конституциональный тип тела и его функции

Познайте особенности собственного тела – его структуру и функции. Изучите системы пищеварения и кровообращения, узнайте о слабых местах своего организма и его защитных механизмах.

Окружающая среда и жилище

Изучите особенности места Вашего проживания: высоту над уровнем моря, температурный режим, атмосферное давление и влажность воздуха. Заведите дневник о сезонных переменах и, что более важно, для записей о реакции Вашего организма на эти перемены.

Сезонные влияния

Изучите влияние различных времен года на Ваше физическое и эмоциональное состояние. Является ли холодная влажная и сухая зима причиной депрессивных состояний, болей в суставах, плохого пищеварения и т.д.? Становится ли сухое жаркое лето причиной высыпаний на коже, появления чувства дискомфорта и др.?

Конституциональный тип человека

Проведите конституциональный типологический тест и, в соответствии с его результатами, составьте индивидуальную оздоровительную программу.

Ваш возраст

Возраст представляет собой один из аспектов конституционального развития. Определенные возрастные рамки можно соотнести с тем или иным конституциональным типом. Физический этап развития осуществляется в период младенчества и до восьми лет. Этот период роста и формирования организма соответствует конституциональному типу, называемому «Водой»(Бейгэн). Между восемью и сорока пятью годами происходит экстравертный этап развития, называемый «Огнем»(Трипа). И наконец, после сорока пяти лет следует интровертный этап, именуемый «Воздухом»(Лунь).

Конституциональная ущербность, или ослабленные органы и неустойчивая эмоциональная сфера

Определите органы, наиболее подверженные заболеваниям или травмам. Например, Вы можете обнаружить, что самым слабым звеном Вашего организма являются почки и мочеполовая система. Точно так же можно определить, что у Вас есть склонность предаваться унынию. В данном случае следует отнестись с особым вниманием не только к мочеполовым органам, но и к родственным системам, в частности, к селезенке и лимфатической системе.

Пищеварение и усвояемость

Внимательное отношение к процессам пищеварения и выделения поможет Вам выбрать оптимальный режим питания. Вы станете более благоразумны в выборе продуктов питания и способа их приготовления.

Вес тела и сила

Определите, каким весом и силой должно обладать тело в соответствии с конкретным возрастом и ростом.

В течение двух недель делайте записки обо всех продуктах, которые Вы потребляли, и при этом отмечайте их влияние на Ваш организм. Например, обратите внимание на продукты, вызвавшие несварение желудка или повышенное газообразование, и т.д. При этом следует иметь в виду, что эти продукты могут не вызывать негативных последствий, если будут правильно приготовлены.

Поведение

В течение дня отмечайте и анализируйте свои мысли, чувства и поступки. Постарайтесь понять, как окружающая среда и смена времен года влияют на Ваше поведение.

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

I. Тибетская диагностическая процедура

Процедуры, которым подвергается пациент, пришедший на прием к тибетскому целителю:

1. Прощупывание пульса на лучевых артериях обоих запястий.
2. Изучение мочи в лучах яркого cвета.
3. Физическое исследование:
Осмотр пяти органов чувств:
- языка;
- глаз;
- ушей;
- носа и губ;
- кожи.

Изучение функционального взаимодействия между пятью чувствами и объектами:
- восприятия вкуса;
- восприятия формы и цвета;
- восприятия звука;
- восприятия запаха;
- восприятия осязания.

Анализ пяти чувств:
- слюны;
- рвотных масс;
- мочи;
- состава крови;
- фекалий.

Ощупывание живота и акупрессурных точек:
- пальпация живота;
- ощупывание акупрессурных точек.

2. Опрос и история болезни:
Вопросы о режиме питания.
Вопросы о поведении, психологических и эмоциональных переживаниях.
Вопросы о реакции организма на медикаментозное воздействие.

II.Тибетский конституционально-типологический тест

Четыре основных этапа составления индивидуальной оздоровительной программы

На первом этапе человек должен узнать о себе как можно больше. Следует припомнить все проблемы со своим здоровьем – как в прошлом, так и в настоящем – и определить собственный конституционный тип.

На втором этапе предстоит выяснить оптимальную поведенческую модель(мышления, физической активности и способа взаимоотношений с другими людьми) в рамках конкретной конституциональной типологии, изменяющаяся согласно возрасту.

На третьем этапе определяется оптимальный режим питания.

На четвертом этапе следует определить реальные цели своей программы. Наряду с общими для всех людей оздоровительными целями нужно учитывать индивидуальную специфику конкретного человека. Наиболее важной целью можно назвать всеобщее стремление к продолжительной, не обремененной болезнями жизни, то есть к увеличению срока жизни и неизменно хорошему самочувствию. Индивидуальные цели специфичны и зависят от особенностей каждого организма, например, избавление от лишнего веса, необходимость излечить недуги, вызванные увеличением щитовидной железы в результате плохого обмена веществ или нарушения гормонального обмена.

Для многих людей подобные цели имеют смысл лишь в сочетании с психологическими и духовными устремлениями. В самом деле, какой смысл лишь в здоровом и крепком теле? Достаточно ли удовлетворить свои физические и психологические потребности и поставить на этом точку или человек должен стремиться к иным ценностям и осознавать всю меру ответственности, возложенную на него как на уникальную индивидуальность?

Типы телосложения

Тибетский конституционально-типологический тест включает в себя определение характерных физических и психологических качеств.

Прежде чем оценить личный конституциональный тип, необходимо определить «среднестатистического» представителя конкретной группы. Существует семь физических типов, которые часто определяют по первым трем, представленным Ветром(Лунг), Огнем(Три) и Водой(Бадкан), соотносимым с астеническим телосложением(эктоморфность), переходным(мезоморфность) и пикническим(эндоморфность). Остальные четыре типа телосложения представляют комбинацию первых трех(сайт Аюрведа).

III. Питание

Правильное отношение к приему пищи означает знание собственной оптимальной диеты, т.е. ее соответствие индивидуальному конституциональному типу, особенностям обмена веществ и состоянию здоровья в данный момент. Однако кроме свойств и состава потребляемой пищи следует иметь представление о ее оптимальном для конституционального типа количестве, времени приема и влиянии сезонных колебаний.

При выполнении любого психологического или физического действия в нашем теле осуществляются извечный взаимообмен стабилизация пяти первоэлементов. Их баланс в значительной степени поддерживается за счет приема или голодания.

Неспособность удовлетворить потребности тела в питательных веществах приводит к заболеванию. При этом проблему может породить дефицит одного питательного вещества даже в том случае, когда остальные потребляются в достаточном количестве.

К счастью, существует множество продуктов комплексное потребление которых может удовлетворить все нужды нашего тела. Описанные ниже принципы рационального питания подобраны таким образом, что зная свой конституциональный тип(воздушный, огненный или водный), можно выбрать продукты, которые содержат питательные вещества, скорее всего, отсутствующие в Вашем рационе.

IV. Фундаментальные принципы

Тибетская система целительства необычайно богата и сложна, но ее принципы вполне доступны для понимания:

«пять великих проявлений, или пять махабхут»(пять элементов, стихий);
«двадцать свойств»;
«три ньепа, или три виновника»;
«семь тканей» или «семь составляющих тела».

Пять элементов

Необходимым условием нормальной жизнедеятельности организма является взаимодействие сердца, кровеносной, мышечной, костной системы и клеточных структур. Это взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами «пяти элементов», или «махабхут».

В теле человека каждому из пяти элементов – Земле, Воде, Огню, Ветру и Пространству – отведена своя роль. Так, элемент Земля обеспечивает стабильность и структурную общность, а элемент Вода – текучесть и плавность. Рост, развитие и усвоение пищи являются прерогативой элемента Огонь. Подвижность суставов, мускулов, циркуляция крови и иных жидкостей обеспечиваются элементом Ветер. Элемент Пространство способствует сосуществованию и взаимодействию между другими четырьмя элементами.

Двадцать свойств

Даная система целительства выделяет десять пар свойств, которыми характеризуются все органические и неорганические процессы:

холодный - горячий;
влажный – сухой;
тяжелый – легкий;
грубый – нежный;
густой – текучий;
неподвижный – подвижный;
тупой – острый;
мягкий – твердый;
гладкий – шероховатый;
чистый – мутный.

Три Ньепа

Медицина Тибета основана на учении о ньепа, трех принципах, управляющих взаимодействием и функциями пяти элементов. Три ньепа можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. В «зону их ответственности» входят физиология, психология и психопатология. Когда они уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.

В рассматриваемой традиции эти принципы называются «Лунг»(Ветер), «Три»(Огонь) и «Бадкан»(Вода). Данные термины соответствуют названиям аюрведических конституциональных типов: «Вата»(Ветер), «Пита»(Огонь) и «Капха»(Вода).

Ветер(Лунг)

Ветер представляет энергетический принцип и физиологические процессы, изначально связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами.

Воздух обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств и равновесие между двумя другими непами. Таким образом, Лунг считается очень сильной непой.

Огонь(Три)

Огонь связан с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секретной систем.

Огонь обеспечивает пищеварение и тепловую функцию тела. Эта непа также отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.

Вода(Бадкан)

Вода отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности, желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек.

Вода отвечает за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Эта ньепа также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, Вода умаляет жар Огня и замедляет перемещение Ветра.

Семь тканей

Существует семь главных «посредников», с помощью которых организм получает питание. При отсутствии преград и потерь тонкой энергии обеспечиваются рост и здоровье; в противном случае появляются предпосылки для патологических изменений. «Проводниками» питательных веществ являются «семь тканей»: плазма, кровь, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань, костный мозг и семенная жидкость. Пропорциональное участие каждой из семи тканей в структуре организма определяет состояние здоровья. Так, избыток жировой ткани может стать причиной ожирения, повышенной утомляемости, полового бессилия или апатии. Однако ее недостаток может сделать ногти и зубы ломкими, суставы хрупкими и привести к истощению организма.

4. Как продлить срок собственной жизни?

Основным условием продолжительного срока жизни является равновесие между умом, телом и духом. Для того чтобы поддерживать этот баланс на протяжении длительного времени, необходимо знать способы гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Подобные навыки можно приобрести за счет сознательного стремления к достижению равновесия между органами и системами организма, между эмоциями и осознанными мотивировками.

Сделайте все возможное, чтобы защитить себя от очевидной опасности. Живите в безопасном месте.
Сообразуйте свои жизненные привычки, рацион питания и манеру поведения с индивидуальным конституциональным типом.
Высыпайтесь. Не пытайтесь компенсировать недостаток ночного сна отдыхом во внеурочное время; вместо этого постарайтесь выспаться на следующий день.

Ответственно относитесь к половой жизни. Воздерживайтесь от сексуальных контактов с партнером, который болен или страдает сильным эмоциональным расстройством. Воздержитесь от сношений в период беременности или во время менструаций. Имейте в виду, что нарушение супружеской верности наносит непоправимый вред здоровью.

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

Соблюдайте правила личной гигиены; регулярно выполняйте водные процедуры.

Делайте самомассаж.

Старайтесь придерживаться высоких этических норм. В частности, всегда выполняйте свои обещания и храните в тайне секреты, доверенные Вам другими людьми. Будьте честны при любых обстоятельствах и не полагайтесь на советы людей, добропорядочность которых вызывает сомнение.

Будьте справедливы, терпеливы и уважительны к другим людям. Делайте все возможное для разрешения спорных вопросов и устранения разногласий. Оказывайте особые знаки внимания тем, кто помог Вам, родителям и старикам.

Думайте позитивно. Самые тяжелые депрессивные состояния являются результатом наших мыслей. Такое случается, когда мы подгоняем жизненный опыт под известные стереотипы, но не смотрим правде в глаз; когда мы сдерживаем чувства вместо того, чтобы свободно проявлять их.

ОМОЛОЖЕНИЕ

На протяжении многих столетий людей пленяла перспектива обрести вечную молодость и замедлить процесс старения. Тысячи современников используют любую возможность для достижения этой цели – начиная от древних ритуальных способов и кончая траволечением, новейшими косметическими разработками и хирургическими операциями. Можно ли оставаться молодым, замедляя процесс старения? На этот вопрос тибетские источники отвечают утвердительно, но при условии, что методика омоложения организма не ограничивается косметическими процедурами или интенсивным траволечением.

Согласно теории тибетской медицины, омоложение – это процесс, в котором участвуют тело, разум и душа. Человек должен пройти три этапа и использовать при этом специфические техники. Для омоложения тела применяются специальный травяной массаж, травяная гидротерапия и травяное очищение организма. Для восстановления сил и развития психических и духовных качеств личности используются медитация, янтра-йога и уникальные буддийские методики. При соблюдении особых условий и по прошествии требуемого времени комплекс подобных оздоровительных мер дает невероятные результаты.

На протяжении столетий эта программа была частью процесса духовного роста и развития тибетских йогов, которые отдавали себе отчет в том, что для успешного осуществления практики построения мысленных образов и процесса энергетической трансформации нужно находиться в прекрасно психофизической форме. Даже современные тибетские учителя участвуют в этой программе, и многие ламы, которые давно перешагнули восьмидесятилетний рубеж, выглядят здоровыми и молодыми, что совсем не характерно для Тибета, где средняя продолжительность жизни равна сорока пяти годам.

Программа омоложения составляется в расчете на разные сроки реализации, с непременным учетом индивидуальных особенностей пациента и его пожеланий. Так, существуют программы, рассчитанные на три месяца, и на год. Пытаясь применять их, важно помнить, что на Западе очень сложно выполнить все условия, поставленные классиками тибетской медицины, так как во время лечения человек не должен испытывать стрессы и напряжение. Таким образом, если целиком исходить из требований тибетских врачей, все время, посвященное омоложению, современному человеку пришлось бы находиться вдали от городских стен, где-нибудь в тихом, идиллическом местечке.

Данная программа состоит из двух этапов, первым их которых является период очищения организма. За ним следует комплекс омолаживающих процедур, в значительной степени рассчитанный на употребление препаратов из трав.

I ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

Очистительные процедуры проводятся в течение восьми дней. Все это время человек живет в живописном и тихом месте, где ему обеспечены покой и уют. Очищение является обязательным для всех пациентов в силу того, что на этом этапе не только предпринимаются меры по детоксикации организма, но и разрабатывается индивидуальная программа рационального питания, корректного поведения, специальных упражнений, медитации и духовного роста. В то же время пациентов знакомят с принципами омолаживающей методики.

Внешнее очищение

В течение первых трех дней пациент проходит сеансы гидротерапии, в ходе которых очищается кожа, усиливается кровообращение, улучшается деятельность эндокринной и секреторной систем.

Пациенту рекомендуют принимать ванны с применением травяного настоя, приготовленного по рецепту «пяти нектаров». Этот препарат весьма эффективен и может готовиться специально или применяться в консервированном виде. Для усиления действия травяных экстрактов применяется легкий массаж.

В течение восьмидневнего периода состояние пациента должно быть стабильным и врач должен предпринять все меры, чтобы обеспечить такое состояние.

Внутреннее очищение завершает процесс очищения организма.

Восьмой день посвящается обучению пациентов способам поведения на последующие девяносто дней, в течение которых они будут проводить лечение самостоятельно. Кроме того, им подробно рассказывают о методах медитации и построения мысленных образов. После этого пациентам раздают омолаживающие таблетки с инструкцией по применению этого лекарства.

II ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

На втором этапе, который длится три месяца, пациент живет и работает как обычно, но при этом регулярно употребляет омолаживающие снадобья из трав.

Питание и поведение также отличны в период проведения омолаживающих процедур и согласуются с лечащим доктором.

В течение 98 дней пациент будет ощущать прилив жизненной энергии, его кожа и мышцы станут эластичными, улучшатся цвет лица и кровообращение, повысится активность пищеварительной и нервной систем. В целом программу можно обозначить как комплекс целебных и образовательных мер в сочетании с духовной практикой.

5. ОРИГИНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Поющие чаши, появившиеся в Гималаях и также известные под именем тибетских чаш, приобретают все большую известность на Западе. Однако происхождение и первоначальное назначение этих металлических чаш, издающих такие красивые, неземные звуки и оказывающих безусловное влияние на тело, разум и душу, до настоящего времени окутаны покровом тайны.

Воздействие звука – звуковой массаж - это процесс, идущий в первую очередь, глубоко внутри человека, побуждающий его прислушаться к себе и позволяющий ему обрести внутреннюю веру в себя. Он помогает человеку обрести утраченное чувство собственной значимости, способствует процессу физического выздоровления. Если мы допускаем, что в жизни много проблем и вопросов, мы также должны допустить, что ответы можно найти в себе. Каждый обладает способностью достигать состояния умиротворения, погружаться в молчание и познавать, что является поистине оазисом покоя в наш век, перегруженный жесткими графиками, теориями вероятностей, прогнозами, ожиданиями, оценками и так далее. Великая польза от того, что человек прислушивается к биению сердца, и своей душе, своему внутреннему «Я» заключается в том, что Вы получаете знания, не прибегая ни к каким объяснениям или доказательствам. Вы обретаете мудрость, а не информацию, которая обычно сопряжена с сомнительными интересами или закамуфлирована и задрапирована так, чтобы не обнаруживались ее скрытые дефекты.

Вы подобны музыкальному инструменту: звук хорошо настроенного инструмента ласкает слух, так и звуковой массаж ласкает тело, ум и душу.
Человек, исцеляющийся благодаря поющим чашам, восстанавливает энергетический баланс своего организма за счет удивительных звуков, издаваемых чашами, внутренне изменяя себя и свое отношение к жизни(«Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии.» Аннеке Хойзер.).

ТРИ АСПЕКТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Раздел 1. Основы теории

Для того чтобы освоить возможности тибетской медицины, ученику следует изучать этот предмет не один год. Если у кого-то возникает желание следовать таким путем, углубить и расширить свои познания в области духовных методик целительства, то можно обратиться к более системным материалам или изучать этот предмет в специальных учреждениях. Однако, если говорить коротко об основах теории тибетской медицины, следует отметить следующее: в основе этой древней тибетской методики лежит утверждение, что в организме человека доминируют три основные доши (три жизненных начала) - бедкен (слизь), трипа* (желчь), рлунг (ветер). Эти доши в своей сути есть комбинации первоэлементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство) и являются базовыми предпосылками как в диагностике, так и в методах терапии.

При нарушении гармонии первоэлементов и сбалансированности дош в организме возникают различного рода расстройства, которые можно называть более привычным словом - болезни. В тибетской медицине различают два основных вида болезней - болезни холода и болезни жара, но они начинаются на уровне ума: омрачение страстью провоцирует расстройство рлунг (ветер), гнев вызывает дисбаланс доши трипа (желчь), а неведение нарушает дошу бедкен (слизь). Каждая из дош делится на пять основных составляющих:

1. Ветер (рлунг):
- поддерживающий жизнь;
- восходящий; - всепроникающий;
- сопровождающий огонь; - очищающий вниз.

2. Желчь (трипа):
- пищеварительная; - изменяющая цвет;
- творящая (характер); - зрительная;
- очищающая цвет лица.

3. Слизь (бедкен):
- поддерживающая;
- смешивающая (еду и питье);
- ощущающая (вкус);
- удовлетворяющая;
- соединяющая (суставы).


Различные причины и условия жизни провоцируют расстройство вышеописанных составляющих и могут влиять, как в сторону увеличения силы доши, так и в сторону понижения ее функции, что приводит в целом к дисбалансу самих дош и составляющих их элементов. Каждая доша имеет свою основную функцию и приоритеты в теле человека.

1. Действие доши ветра (рлунг) обеспечивает вдох и выдох, дает силу, приводящую тело в движение, руководит перемещением телесных сил внутри тела, дает ясность органам чувств и ведет за собой тело. Ветер опирается на крестец, поясницу и находится в нижней части тела человека.

2. Действие желчи (трипа) обеспечивает чувство голода, жажды, влияет на процесс питания и переваривание; желчь порождает телесное тепло, проявляет или очищает цвет лица, дает человеку храбрость и разум. Желчь опирается на диафрагму и находится в середине тела.

3. Действие слизи (бедкен) укрепляет тело и разум, прочность суставов, обеспечивает мягкость и маслянистость тела. Слизь опирается на головной мозг и находится в верхней части тела человека. «Дорогами передвижения» ветра, слизи и желчи в организме человека являются: - силы тела (прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя); - нечистоты (кал, моча, пот, ногти, волосы, ушная сера, смазка и выделения отверстий тела); - органы чувств; - плотные органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки); - полые органы (желудок, желчный пузырь, тонкая кишка, мочевой пузырь, семенник).

Если проследить систему формирования расстройств дош, то можно сказать следующее.

1. Болезни ветра накапливаются весной и приходят в движение летом, вечерами (с 14 до 18 час.), на рассвете (с 2 до 6 час.).

2. Болезни желчи накапливаются летом и активизируются осенью, в полдень (с 10 до 14 час.), в полночь (с 22 до 2 час.).

3. Болезни слизи накапливаются зимой, а весной проявляются наружу, также активны в вечерних сумерках (с 18 до 22 час.) и утром (с 6 до 10 час.).

Ветер, желчь и слизь бывают спокойными и возбужденными. Если уметь распознать данные состояния дош, то можно узнать все об основах болезни. Выше упоминалось, что в тибетской медицине выделяют две основные категории болезней - это болезни холода и болезни жара. Болезни холода в широтах Европы случаются намного чаше, чем болезни жара, климат здесь сырой и холодный, что провоцирует расстройства рлунг и бедкен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения их функций.

В рамках доктрины тибетской медицины существуют четыре основных условия, способствующих накоплению или истощению той или иной доши, т.е. виновники болезней: - климатические провокации; - хронические болезни; - провокации вредоносных духов; - кармические болезни. Кроме того, болезни могут провоцироваться неправильным питанием и образом жизни. Под климатическими провокациями также подразумевается переохлаждение от низкой температуры и перегрев, например, на солнце. Кроме всего прочего, провокацией может быть и доминирующая в данный сезон энергия, приводящая к расстройству одной из дош или к комплексным проблемам. Например, в зимний период доминирует доша слизь (бедкен), а весной, независимо от температуры, влажности и места на планете, всегда доминирует рлунг, приводя в дисбаланс дошу ветра. Дисбаланс дош бедкен и рлунг (холодных дош) может привести к обострениям хронических (холодных) расстройств. В тибетской медицине основными средствами лечения являются: - питание; - образ жизни; - процедуры; - лекарства. Под питанием подразумевается и питье в том числе.

Индусы говорят: «что мы едим, тем мы и являемся», это утверждение также принято и в тибетской традиции лечения. Питание в методике исцеления вообще является очень важным фактором, а в тибетской медицине оно стоит на первом месте по силе воздействия на доши и на организм человека в целом. Все продукты питания в своей основе также делятся на три доши и, соответственно, обладают свойствами слизи, желчи и ветра. Кроме того, у каждого продукта питания есть свои особенности. Продукты могут быть горячими или холодными как по температуре, так и по действию на тело и доши. Например, действием ветра (холодным действием) обладают сырые овоши и фрукты, фруктовые соки, чай, кофе, вино, пиво и т.д. Включая бесконтрольно эти продукты и напитки в свой рацион питания, можно привести в дисбаланс доши и функции внутренних органов. Дошу слизь (бедкен) усиливают молочнокислые продукты, а также пиво, жирные продукты, которые тяжело перевариваются (например, злаковые - пшеница и т.д.), недоваренная и холодная (сырая) пиша и т.д. Слизь также возбуждают продукты питания холодного свойства по температуре и по действию. К продуктам, усиливающим дошу желчь (трипа), можно отнести мясо (баранину, говядину), рыбу, пищу с острым вкусом, специи со жгучими свойствами, например, перец, соль, куркума и т.д. Это продукты теплого или горячего свойства и по температуре, и по действию.

Масла также бывают разными по действию. Топленое масло гхи считается теплым или горячим. Также горячим считается кунжутное или сезамовое масло, оливковое - более теплое, а подсолнечное провоцирует слизь и считается холодным по действию. Кипяток - горячего действия, холодная вода - холодного действия, такое же действие и у молока. Чай и кофе при любой температуре всегда холодного свойства. Сахар имеет крайне холодные свойства, а мед, напротив, горячего действия.

Свойства продукта можно определять по вкусу. В зависимости от того, какой вкус или группа вкусов преобладают в продукте, можно узнать, какие элементы (огонь, вода, земля, ветер) доминируют в нем. Ниже указаны элементы, которые в сочетании образуют вкусы.

Элементы Вкусы

ЗЕМЛЯ + ВОДА = СЛАДКИЙ
ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ = КИСЛЫЙ
ВОДА + ОГОНЬ = СОЛЕНЫЙ
ВОДА + ВЕТЕР = ГОРЬКИЙ
ВЕТЕР + ОГОНЬ = ЖГУЧИЙ
ЗЕМЛЯ + ВЕТЕР = ВЯЖУЩИЙ


Если известно, какими свойствами обладают элементы и их сочетания, то, определив вкус продукта, можно судить и об его свойствах. Например, ЗЕМЛЯ + ВОДА - это тяжесть и холод, именно такими свойствами обладает доша бедкен (слизь). Молочнокислые продукты имеют свойства слизи, ведь они выглядят как слизь и такие на вкус (имеют сладкую основу). ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ - более горячее сочетание, поскольку здесь присутствует элемент огня. Таким образом, можно определять свойства продуктов и балансировать доши человека, включая полезные для организма или исключая нежелательные продукты из рациона.

В мире нет абсолютно вредных или абсолютно полезных продуктов питания. Диета, как правило, подбирается под конкретные доши человека и в зависимости от их расстройств, учитывая возраст пациента, пол, время года и т.д. Вопрос: Правда ли, что в Китае лечат голодом, а в Тибете - усиленным питанием? При болезнях слизи голод полезен, а при истощении рлунг (ветра) - вреден. Какая-либо диета или голод рекомендуется только в конкретных случаях и при точном определении расстройств.

В тибетской медицине нет общих рекомендаций: унифицированные системы питания или бесполезны, или вредны. Например, при истощении рлунг надо человеку много спать, нельзя переохлаждаться, вредно много говорить или общаться с неприятными людьми, не следует перевозбуждаться алкоголем, кофе, чаем и т.д. Не рекомендуется посещать увеселительные заведения, где много шума, гае провоцируются сильные эмоции. Наркотики и всякие стимуляторы, даже легкие, вообще никому не полезны, а истощенным людям - тем более. Часто современные врачи при истощении рлунг прописывают антидепрессанты или другие препараты, так называемые «иммуномодуляторы», тем самым еще больше усугубляют это истощение.

Все стимуляторы по своей сути наркотики, они только открывают доступ в резерв энергии рлунг (ветра), но ничего туда не добавляют, отчего истошение ресурсов тела и психики только усугубляется. С повышенным бедкен (слизь) все наоборот: людям, склонным к полноте и с расстройствами слизи, полезно больше двигаться (активизировать рлунг), надо мало есть, можно пить горячий алкоголь (водку, коньяк, но в меру), следует меньше спать и больше работать физически, например, тренироваться. Целитель должен в своих рекомендациях следовать принципу, но не штампу и четко понимать смысл любой проблемы пациента. С повышенной желчью (трипа) нельзя употреблять горячую пищу как по температуре, так и по действию, также не показаны крепкие алкогольные напитки, острая, соленая и слишком кислая еда. С подъемом желчи можно пить пиво, хотя для людей с расстройствами рлунг и бедкен пиво очень вредно. Что касается образа жизни, то при повышенной желчи нельзя возбуждать ум и участвовать в разных соревнованиях, не рекомендуется жаркий климат и перенапряжение в работе. При повышенной концентрации желчи в крови кровеносные сосуды спазмируются, что может привести или к инфаркту или к инсульту. Желчь имеет свойство стягивать мышцы и сосуды, а если при этом усилен и рлунг (такое сочетание называют «горячий ветер»), может начаться цепная реакция, и некоторые внутренние органы (например, сердце) могут отказаться функционировать ввиду сильнейшего давления рлунг и жара, это надо знать и всегда помнить.

Этот «горячий ветер» также провоцируется наркотиками, отсюда очень частые летальные исходы в среде наркоманов при передозировках. Если провести аналогию, то соревновательный экстаз у спортсменов очень похож на экстаз, вызванный стимуляторами или наркотиками, потому бурные эмоции могут быть причиной сильного расстройства ума или рлунг (ветра). Гиперэмоции разрушают ваджрное тело (энергетику личности) и приводят доши в дисбаланс. В современном обществе уже стало нормой в течение недели испытывать депрессию, а в выходные дни компенсировать это избыточными эмоциями, разрушая личность алкоголем, разного рода развлечениями, наркотиками или избыточным сексом и т.д. Такой «рваный» образ жизни ведет к быстрому истощению и расстройствам тела, энергии и ума.

На втором месте после питания в практике тибетской медицины стоит образ жизни, им также можно регулировать очень многие условия и избавляться от причин, вызывающих различные расстройства. На третьем месте стоит мокса и другие процедуры, а лечение лекарствами - на четвертом. Исхода из сказанного, можно сделать вывод: самые доступные средства терапии для балансировки дош и элементов тела и энергии у нас всегда есть в наличии, к тому же это очень эффективные средства и совершенно безвредные. Если существует понимание этого аспекта, то у целителя и пациента есть возможность достаточно легко воздействовать на причины расстройств посредством регулировки питания, образа жизни, процедурами, а также другими доступными средствами терапии.


Тибетская медицина – важная часть традиционной медицины Китая, которая получила распространение в Непале, Индии и других районах проживания тибетцев. Основной текст тибетцев – это «Чжудши» (или «Четыре основы»). Тибетская медицина имеет 2000-летнюю историю, имеющую никогда не прерывавшиеся письменные подтверждения. Медицина Тибета воспринимает человеческий организм как замкнутую энергетическую систему. Когда энергия циркулирует по организму сбалансировано, человек здоров. Заболевания появляются, если энергетический баланс нарушается. Причем болезнь, по мнению тибетцев, — это локальное проявление нарушений потока энергии. Основное отличие тибетского врачевания от традиционной медицины состоит в том, что амчи (доктора тибетской медицины) не лечат в традиционном смысле слова. Они гармонизируют энергию человека. Поэтому излечение затрагивает весь организм, а не только те органы, проблемы с которыми привели пациента к монаху. Медицина Тибета придерживается принципа, что лечить нужно не заболевание, а человека.

Тибетские методы лечения

Тибетское лечение базируется на знании о том, что тело человека состоит из:

  • трех факторов: «лун», «чиба», «пейгень»,
  • семи материальных веществ: мышц, крови, кости, костного мозга, жира и т.д.,
  • трех видов выделений – мочи, испражнений и пота.

При нормальном физическом состоянии эти понятия находятся в равновесии. Фактор «лун» влияет на физическое состояние организма, «чиба» поддерживает температуру тела, укрепляет нормальную функцию желудка. Кроме того, он стабилизирует дыхание, прибавляет храбрости и преумножает умственные способности человека. «Пейгень» влияет на функционирование жидкостей в организме человека. Успешное лечение в медицине Тибета напрямую зависит от точной диагностики, для чего используются 4 метода: опрос, внешний осмотр, диагностирование по меридианам и пульсу человека.

Установив причину болезни, амчи может использовать следующие тибетские методы лечения:

  1. Врачевание лекарственными препаратами, изготовленными из растительного (корни, стебли, ветки, листы, цветы, плоды, кора) и минерального (драгоценные камни, минералы, металлы, соль, минеральные воды) сырья. Эти лекарства продлевают жизнь, имеют антитоксический, нейтрализующий и обеззараживающий эффекты. При этом они составляются индивидуально для каждого пациента и так, чтобы побочные эффекты одной составляющей нейтрализовались другой. Поэтому лекарства с Тибета почти не приводят к аллергии, имеют мягкое действие и легкоусваиваемы.
  2. Лечение посредством рвотного рефлекса используется для избавления от диспепсии и других желудочных заболеваний.
  3. Растирание – смазывание кожи специально изготовленной мазью. Оно тонизирует, оказывает благотворное влияние при нервных расстройствах, недомоганиях, хронической усталости, бессоннице.
  4. Целебные ванны, в приготовлении которых используются вода из серных и теплых источников, а также лекарственные мази. Ванны полезны для лечения разнообразных болезней мышц и костей.
  5. Особый массаж Ку-Нье, имеющий расслабляющее действие на физическое и энергетическое тело человека.
  6. Моксотерапия заключается в прогревании специальных точек моксами, составленными из разных трав (полынь, тмин, крапива, эдельвейс, мята, можжевельник и т.д.). Наиболее эффективно применение моксотерапии при простуде, гриппе, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических заболеваниях кишечника, кожи (псориаз, экземы, дерматиты) и дыхательных органов.
  7. Тибетский звуковой массаж проводится с помощью чаш из металла, создающих вибрацию, проникающую в каждую клеточку тела, заставляя их соединиться в один гармоничный звук, вследствие чего тело максимально расслабляется.
  8. Лечение мантрами. Каждая мантра соответствует разным аспектам энергии человека и вызывает в нем отклик или резонанс, вследствие чего нормализуется энергетический поток и ликвидируется причина болезни.
  9. Тибетская ритуальная медицина – это очистительные практики с целью очищения тела, речи и разума от негативных мыслей и недугов.

Доктора тибетской медицины – монахи (амчи), которые проходят строгое спартанское обучение для приобретения нужной квалификации. Амчи обязан ставить диагноз по пульсу человека. Для этого врач должен обладать опытом врачевания и хорошо владеть искусством лечения, а также медицинскими знаниями. Как правило, амчи достаточно 15 минут, чтобы поставить диагноз, дать рекомендации по налаживанию образа жизни, питания и назначить лечение.

Тайны тибетской медицины

Вся медицина Тибета берет за основу выражение: «Любая болезнь человека порождена его разумом и отрицательными мыслями». Неведение, по мнению тибетцев, разрушительно влияет на эндокринную систему, приводя к развитию сахарного диабета и избыточному весу, а гнев и ненависть разрушают нервную и пищеварительную системы. Поэтому амчи, прежде всего, пытается изучить разум и мысли человека, а потом уже назначает лечение с помощью тибетских методов. Одна из тайн эффективного лечения в Тибете – это отказ от современных лекарственных препаратов, так как задачей амчи считается не облегчение страданий больного и симптомов, а лечение причины болезни. Кроме того, тибетские лекарства прошли проверку именно на людях в течение многих столетий, поэтому обладают почти стопроцентной эффективностью и не дают осложнений.

Еще один секрет тибетского лечения — это питье горячей воды. Горячая вода уничтожает микробов и «гасит элемент огня в желудке». По мнению амчи, чашка горячей воды, которую человек пьет ежедневно каждое утро, продлевает жизнь на 10 – 15 лет. Однако тибетская медицина бессильна перед запущенными болезнями, поэтому важно посещать врача хотя бы раз в полгода, чтобы обнаружить болезнь на ранней стадии.

Это, конечно, не все тайны тибетской медицины, а лишь небольшая их часть. Медицина Тибета обладает рядом преимуществ, среди которых:

Безвредность из-за того, что в приготовлении медикаментов используется только натуральное сырье.

  • Продолжительный эффект лечения (4 – 5 лет).
  • Универсальность характера лечения, поскольку улучшение затрагивает весь организм в целом.
  • Хорошая совместимость с европейскими методами лечения.
  • Тысячелетняя практика врачевания.

Однако есть небольшой недостаток – это медленное действие из-за применения травяных лекарств, нужная концентрация которых в организме появляется к 21 – 24 суткам. Поэтому при острых заболеваниях медицина Тибета бессильна.

Тибетская медицина является нетрадиционной практикой, получившей распространение во всем мире, основное достижение которой заключается в том, что она направлена на восстановление гармонии отношений человека с внешним миром. Как сказал Далай-Лама XIV: «Медицина Тибета – это всеобъемлющая система лечения, которая служила тибетскому народу на протяжении веков. Я убежден, что и сегодня она может принести пользу человечеству, однако в желании достичь этого мы сталкиваемся с трудностями, поскольку тибетскую медицину еще необходимо постичь».