2 580 0 Здравствуйте! Из статьи вы узнаете, на каких принципах основывается тибетская медицина, в чём её особенности и какие методы лечения она использует, с какими заболеваниями она помогает справляться, какого образа жизни рекомендует придерживаться. В статье вы также найдёте примеры рецептов для здоровья и информацию о типах конституций людей, выделяемых этим направлением медицины.

Что такое тибетское лечение

История возникновения тибетской медицины, несмотря на наличие документальных доказательств, находится под покровом тайн. По легенде наука исцеления берёт своё начало с божественного происхождения. Официально медицина Тибета сформировалась более двух тысяч лет назад с появлением письменности, когда накопленные знания и опыт были внесены в медицинские трактаты.

На Тибете соприкоснулись древние культуры Индии и Китая. Поэтому медицина включила в себя их традиции, дополнив собственным опытом. Так образовалась новая наука врачевания.

До сих пор это уникальное целительство до конца не изучено. Одно достоверно - наука опирается на то, что здоровье человека неразрывно связано с окружающим миром. Причиной болезней являются три виновника: ветер, жёлчь и слизь.

Классический трактат «Чжут-ши» учит тому, что человек - микрокосмос со всеми законами мироздания, а здоровье - не комфортное состояние, а выражение его гармонии и совершенства.

Книга даёт наставления по правильному образу жизни:

  • рассказывает, как приспособиться к смене сезонов;
  • узнать свой конституционный тип;
  • достичь долголетия;
  • предлагает методы диагностики, лечения;
  • даёт советы по изготовлению сборов, в состав которых входит до 60 наименований сырья растительного, животного и минерального происхождения.

Усилия тибетских врачевателей сводятся к выявлению, устранению источника заболевания, который кроется в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Они считают, что все остальные причины вторичны. В этом главное отличие тибетской медицины от западной, где врачи лечат конкретную болезнь и органы, в первую очередь устраняя симптоматику.

Тибетские методы лечения

Перед тем как приступить к лечению, проводится опрос, осмотр пациента. Далее диагностируется пульс. По полученным результатам врач способен определить заболевание даже на начальном бессимптомном этапе. В Тибете существуют тысячи целебных рецептов, более 100 практик нелекарственной терапии.

К методам лечения относятся:

1. Лекарства.

Особенность исцеления препаратами заключается в 100-процентной натуральности. Ошибочно считать их фитосборами, так как состав более обширный. Кроме всех частей растений, они включают минеральную соль, воду, драгоценные камни, металлы. А также смолы, глину, вещества животного происхождения, к которым относятся насекомые, пресмыкающиеся, рога, кости.

В зависимости от того, что является причиной заболевания - ветер, жёлчь или слизь, лекарства имеют определённый вкус. В первом случае препарат остро-солёный. Для жёлчи подойдут сборы, составленные из горьких, вяжущих и сладких ингредиентов. Слизь нормализует комбинация кислых, солёных, острых вкусов.

Большое количество компонентов в составе обусловлено разным влиянием и нивелировкой побочного явления одного средства другим.

Перед сбором сырья целители произносят молитвы, спрашивают разрешения у Бога на заготовку. Выбирается подходящее время суток, направление склона. На протяжении всех этапов приготовления препарата, читаются мантры, благословляются лекарства, их потребители.

Лечение проходит от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом рекомендуется вести правильный образ жизни, соблюдать диету.

2. Травяные ванны.

В воду добавляют настои лечебных тибетских трав.

Ванны оказывают следующее действие:

  • улучшают кровообращение;
  • активизируют работу сальных и потовых желёз;
  • приводят в тонус мышечную ткань.

Основное действие - нормализация циркуляции энергии по каналам.

При процедуре, на которую отводится полчаса, возможно учащение сердцебиения, одышка, онемение конечностей. Вывод токсинов даёт побочные эффекты в виде слабости, головокружения.

Дискомфорт проходит после окончания приёма ванны.

3. Растирание.

Этот метод наложения мазей и кремов на кожные покровы популярен у местного населения. По учению тибетской медицины, процедура способствует успокоению, поднятию настроения. Мягкие движения целителя снимают накопленную усталость, нормализуют сон.

4. Прижигание полынью.

Воздействие происходит на определённые точки при болезнях желудка, эпилепсии, отёках, нервных расстройствах.

5. Бесконтактный массаж.

Особенность методики заключается во взаимодействии с больным посредством энергетических волн, исходящих из рук. Проникая через кожу, импульсы лечат внутренние органы.


— наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению.
Тибетская медицина — наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к среде.
Тибетская медицина — искусство, потому что это использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя.
Тибетская — философия, потому что это охватывает принципы судьбы и этики.

Тибет часто называют «крышей мира». Он расположен на крайнем Юго-Западе Китая, на высочайшем и самом обширном на земле Тибетском нагорье. Тибет находится на высоте приблизительно четырех тысяч метров над уровнем моря, а высота некоторых его гор превышает семь тысяч метров. За это Тибет и получил свое название «Крыша мира», ведь его население живет ближе всех к солнцу.

​Тибет считается сокровищницей несметных богатств Китая, а так же родиной тибетской медицины, одной из самых древних, дошедших до нас медицинских и философских школ. Философские основы тибетской медицины уходят корнями в буддизм, который проник в Тибет в первой половине седьмого века, во время правление короля Сонцен Гампо (627 -649). Считается, что именно он пригласил в Тибет врачей из , Китая, Непала, Византии и Персии для обмена знаниями и перевода медицинских текстов на тибетский язык. Это явилось началом создания сложной медицинской системы и началом многолетнего обмена опытом.

В Индии в шестом веке до нашей эры уже были известны различные оздоровительные практики, согласно преданию, Будда Шакьямуни, которого иногда называют Верховным врачом, стал первым, кто использовал и обучал этим практикам. Считается, что индийская медицина () и послужила неким прообразом тибетской медицины.

С точки зрения буддистской философии, болезнь начинает зарождаться в недрах разума, а затем реализуется на материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно происходят нарушения на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней.

Основополагающим принципом тибетской медицины является принцип материалистического единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи: огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функции физиологических регулирующих систем: «рлунг»-ветер, «мкхрис»-желчь, «бадкан»- слизь, которые определяются как нейрогуморальные механизмы.

Согласно тибетской медицине человеческое тело состоит из семи элементов: плазма — питательная жидкость, кровь — жизненная сила, мышцы — «одежда» для костей, жировая ткань — смазывающая субстанция, кости и хрящи — помогают стоять и ходить, костный мозг, нервы — питание нервной ткани, сперма/яйцеклетки — репродукция. Последовательность, в которой перечислены, элементы соответствует последовательности их формирования в теле. Каждый последующий элемент появляется в процессе метаболического очищения предыдущего.

Следующие элементы в тибетской медицине — это субстанции, которые тело обычно удаляет из себя в процессе формирования и поддержания выше перечисленных семи элементов: кал - удаляет токсины в твердой форме через толстую кишку; моча - удаляет токсины в жидкой форме через почки; пот - удаляет токсины через поры в коже.

Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Самым распространенным и эффективным методом диагностики является пульсодиагностика и анализ мочи. Считается, что слушать пульс больного лучше на заре, после ночного сна.

Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая полную информацию о состоянии его здоровья, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз, языка и другим признакам. Как правило, эффективность лечения зависит от врача и его опыта.

В тибетской медицине, для лечения и профилактики, широко используются лекарства животного и растительного происхождения, практикуются воздействия на организм с помощью массажа, иглоукалывания, беседы с пациентом, так же известны случаи применения шаманских практик.

​Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро- и макромире иерархически связаны с многовековым опытом, знаниями об организации живых систем, которые являются предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.

Изучение источников тибетской медицины, в частности «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», показало, что тибетская традиционная система медицины имеет целостную многоуровневую иерархическую структуру со специфическими блоками теоретических концепций, диагностики, методов и средств лечения.

Согласно тибетской мудрости, формирование души зависит от жизненных сил. Именно жизненные силы питают нас и побуждают к действиям. Причины возникновения болезней в тибетской медицине три энергии - ветер, слизь и желчь, разбалансировка потоков этих энергий и является причиной многих заболеваний. Соотношение этих трех потоков полностью определяет тип тела человека - его индивидуальное строение. Основой действующей системы тибетской медицины является концепция трех темпераментов. Врачи подразделяют людей на три категории по темпераменту: Ветер, Желчь и Флегма. Они рассматривают темпераменты как энергетические силы с различными характеристиками, которые проходят через наше тело и разум и уходят во Вселенную.

  • Ветер - чистый, сверкающий, бесцветный поток энергии, который одновременно может быть быстрым, медленным или совершенно неподвижным.
  • Желчь - темная, красно-коричневая пузырящаяся энергия, похожая на лаву, плотная и вместе с тем упругая и быстро движущаяся.
  • Флегма - глубокая, спокойная сине-зеленая сила, рефлективная и движущаяся очень медленно. Согласно тибетской медицине, три темперамента являются базисом нашего жизненного опыта от момента зачатия до момента физической смерти.

Они взаимодействуют следующим образом: Ветер - это движущая сила и жизненная энергия других темпераментов, но она не может гармонично действовать без них. Ветер усиливает интенсивность воздействия темперамента Желчь. Ветер придает Флегме движение и способность к адаптации, усиливает ее поддерживающие функции в теле; Желчь стимулирует активность Ветра. Желчь несет тепло и активность Флегме. Флегма может расслаблять Желчь. Преимущественно мы относимся к какому-то одному типу темперамента, либо к комбинации двух типов: первый - главный, второй - подчиненный. Однако все три темперамента присутствуют в нас, и наша цель - достичь равновесия, чтобы они работали вместе, создавали здоровье и предотвращали болезни. Хотя люди более сложны, чем предполагает классификация такого рода, разделение их на категории помогает тибетской медицине объяснять, каким образом болезнь проявляет себя в личностях и как они излечиваются.

Всего в тибетской медицине семь типов конституций. Эти типы и определяют склонность к различным типам заболеваний. Например тип «желчь» определяет характер человека как вспыльчивый и склонный к болезням пищеварения, сердечно - сосудистым заболеваниям. Также все болезни в тибетской медицине делятся еще и по принципу «холод» — «жар». Соответственно и лекарства, которыми пользуются тибетские врачи различаются также по принципу проблем, вызванных нарушением баланса этих энергий. Именно поэтому вы не встретите в тибетской диагностике привычных нам названий болезней.

Тибетская медицина, в отличии от европейской, лечит не саму болезнь и ее последствия, а корень возникновения недуга, путем восстановления гармонии жизненных сил организма. Тибетский доктор выявляет даже те недуги, которые только зарождаются, и может дать советы по предотвращению развития того или иного недуга. По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством. Схожие принцыпы используются и в древних медицинских школах Индии (Аюрведа) и Китая. Все рецепты, которые используются тибетскими врачами, уникальны и им не одно столетие. Лечение в тибетской медицине основывается на приеме традиционных лекарств, изготовленных из высокогорных лекарственных растений, животных, минералов. Для изготовления лекарств используется множество растений, части животных, несколько сот минералов. Некоторые тибетские препараты состоят из сотен компонентов. Эти лекарства можно приобрести только в Тибете. Курсы лечения бывают от нескольких месяцев до нескольких лет. Тибетские лекарства нельзя принимать одновременно (за один прием) вместе с европейскими, так как химические составы европейских лекарств убивают живые природные компоненты тибетских лекарств. Между приемом европейских и тибетских лекарств необходимо выдерживать минимум 30 минут. Тибетские лекарства часто выглядят в форме горошин, в которых плотно спресованы травяные, минеральные и другие составы. Тибетские лекарства 100% состоят из натуральных компонентов, не содержат химических синтетических веществ и не вызывают побочных эффектов. Разновидности тибетских лекарств это - пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония. Пилюли и порошки следует принимать разжевывая и запивая теплой водой. Вообще тибетские врачи часто назначают в качестве лечения просто теплую воду, у этого метода кстати есть и европейские последователи.

Кроме приема лекарств, тибетская медицина активно используют и целительные свойства тибетских природных термальных источников, таких, как Ямбаджини, Дэчжун и другие. Часто для лечения используются и такие методы как компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания. Также используется точечный массаж и втирания различных масел. Также часто используется традиционный - растирание Ку - Нье.

Как уже говорилось выше, тибетская медицина неотделима от буддийской духовной практики. В тибетском врачевании часто используются различные мантры и молитвы адресованные буддам и бодхисатвам. Будда медицины считается покровителем тибетских практик направленных именно на оздоровление. Поэтому мантра Будды медицины чаще всего используется при любых методах оздоровления. Изображение этого Будды можно зачастую увидеть на тибетских традиционных танка, он изображается с телом синего цвета, а в руках он держит сосуд с амритой - нектаром долгой жизни.

Наиболее распространенные лекарственные средства тибетской медицины

  • Хуцин . Тромболитическое, успокаивающее и оживляющее средство; улучшает работу сердца, очищает сосуды; повышает тонус сосудов; стимулирует работу сердца; улучшает черепномозговое кровообращение; регулирует центральную нервную систему. Показания: недостаточное черепномозговое кровообращение, осложнения после внутримозгового кровоизлияния и тромбоэмболии черепномозговых сосудов; спасз и атеросклероз черепномозговых сосудов; сотресение мозга; ишемическая болезнь сердца; расстройство вегетативного нерва; паралич лицевого нерва; невралгия тройничного нерва и седалищного нерва; нейрогенная головная боль; старческая деменция; эпилепсия и т.д.
  • Фэнтунтунинь . Улучшает кровообращение; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами. Показания: остеохондроз; ревматический и ревматоидный артрит; отечность, ригидность и деформация суставов; боль в суставах; онемение конечностей; костные шипы; радикулит; подагра; выпадение межпозвоночного диска; периартрит плеча; синовит; бурсит; невралгия седалищного нерва и их осложнения.
  • Цзаншэньцин . Востанавливает нервную систему, обладает успокаивающим эффектом. Показания: общая слабость и утомляемость; снижение памяти и способности мышления; головокружение; шум в ушах; глухота; бессонница; растройство функции вегетативного нерва; постоянное нервное напряжение; неврастения; нервозность; стеснение в груди; одышка; ночная потливость; дрожь; амнезия; синдром климакса.
  • Гуйцзю . Оказывает обезболивающий, противовоспалительный эффекты; сбалансирует уровень гормонов; нормализует менструацию. Показания: нарушение цикла менструации; менорагия; аднексит; киста яичника; эндометрит; эндометриоз; эрозия шейки матки; кольпит; миома матки; непроходимость маточных труб; бесплодие; воспаление малого таза; боль в суставах и пояснице после родов.
  • Фэйбинвань . Очищает легкие; улучшает газообмен легких; обладает противовоспалительным, отхаркивающим и кашельостанавливающим эффектами. Показания: воспаление верхнедыхательных путей; трахеит; острый и хронический бронхит; пневмония; эмфизема легких; абсцесс легких; астма; кашель; боль за грудиной; одышка; хриплость голоса; диспноэ; кровохаркивание; ночная потливость.
  • Цинланьсань . Улучшает пищеварение; способствует всасыванию пищи; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами, защищает пищеварительную систему. Показания: острый и хронический гастрит; атрофический гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; рефлюкс-эзофагит; спазм желудка; расстройство пищеварительной системы; боль в желудке и/или животе; тошнота; рвота; изжога.
  • Сюйюйганьбао . Очищает печень и кровь; способствует выведению токсинов; снижает уровень холестирина и липида в крови. Показания: вирусные гепатиты; алкогольный гепатит; цирроз печени; жировая дистрофия печени; рак печени; гепатомагалия; желтуха; асцит; гиперхолестеринемия; гиперлипемия.
  • Синьминвань . Показания: воспаление мочеполовой системы; простатит; гипертрофия простаты; цистит; уретрит; недержание мочи; поллауиурия; уродиния; боль в пояснице; пузырчатый лишай; гонорея; сифилис; вирусная бородавка.
  • Цзантяньи . Укреляет почки; улучшает функцию почек. Показания: сниженная функция почек; нефрит; холодные руки или ноги; гипотония; недостаточность энергии и крови; боль в пояснице; абсцесс почек; простатит; расстройство половой функции; импотенция; проспермия; поллюция; бесплодие; азооспермия; сниженная активность сперматозоидов; сперматорея; преждевременная эякуляция; повышенная потливость; бессонница; беспокойство; снижение памяти; амнезия; поседение и выпадение волос.
  • Хэйбинпянь . Показания: острый и хронический холецистит; желчекаменная болезнь; холангит; холестаз; желтуха; полип желчного пузыря; растройство пищеварения; почечнокаменная болезнь; остаточные камни после хирургического вмешательства.
  • Линяовань . Мочегонное средство; восстанавливает поджелудочную железу; снижает уровень сахара и липида; улучшает кровообращение; очищает кровь; выводит токсины; профилактика и лечение осложнений сахарного диабета; укрепляет почки. Показания: сахарный диабет и его осложнения; гипертрофия и гиперплазия простаты; простатит; цистит; гемотурия; задержка мочи; недержание мочи; пиелонефрит; болезненность при эякуляции; рак простаты; боль в пояснице; расстройство половой функции; снижение зрения; атрофическая язва.
  • Оуцюйвань . Показания: охлаждает и очищает кровь; обладает антитоксическим свойством; способствует выведению токсинов; лечит кожные заболевания: псориаз, дерматит, нейродерматит, дерматомикоз, экзема, крапивница, угри, кожный зуд и так далее.
  • Кордицепс . Самое богатое целебными свойствами чудесное животное-растение. Произрастает на высоте от 5000 метров над уровнем моря. Сейчас в американских лабораториях научились искусственно выращивать кордицепс и активно добавляют его в БАДы, но он не идет в сравние по лечебному эффекту с настоящим природным кордицепсом, который собирают в экологически чистых высокогорных районах Тибета. Кордицепс укрепляет здоровье, улучшает кровообращение, повышает иммунитет.

— Восстанавливает функцию почек; имеет выраженный эффект при почечной недостаточности, хронических заболеваниях почек; уремии и мочеполовой системы в целом.
— При недостатках и заболеваниях в системе кроветворения, например, при низком гематохроме и недостатке тромбоцитов и лейкоцитов, в том числе при радиотерапии и химиотерапии у больных раковыми заболеваниями.
— При заболеваниях сердечно-сосудистой системы: аритмиях, заболеваниях сердца, атеросклерозе, тромбозах, высоком содержании триглицеридов в крови.
— При бессоннице, нервном истощении и хронической усталости, при стрессах.
Для профилактики преждевременного старения.
— При остром и хроническом гепатите и различных опухолях.
— Необходим для вывода токсинов и ряда радиоактивных веществ - благодаря стумуляции функции почек и печени.
— Для профилактики заболеваний органов дыхания - бронхита, пневмонии, астмы, теберкулеза.
— При заболеваниях головного мозга, склерозе сосудов мозга, доброкачественных опухолях мозга.
— При гипертонии, гипотонии, некоторых видах анемии (при сниженной активности кроветворной системы).
— При обменных заболеваниях, в том числе, сахарный диабет и воспаление поджелудочной железы.
— При снижении сопротивляемости организма - частых респираторных заболеваниях, заболеваниях полости рта.
— При различных видах ферментной недостаточности, в том числе, при аллергиях.
— Воздействует на железы внутренней секреции и улучшает обмен веществ.

  • Шафран . Рыльца шафрана обладают многими целебными достоинствами, так как содержат каротин, 0,34% эфирного масла, которое включает пинен, пинеол, витамины, тиамин и рибофлавин, флавоноиды и др. В народной медицине применяют как болеутоляющее, мочегонное, потогонное, противосудорожное и сердечное средство. Употребляют для укрепления желудка, улучшения аппетита, при болезнях печени, для снятия сильных приступов кашля, лечения коклюша. Шафран используют для приготовления глазных капель.

Примечательно, что шафран не только самое древнее лекарственное растение и пряность, но и самое дорогое. Для получения 1 кг шафрана надо собрать около 100000 цветков и вручную отделить тычинки из бутона. Особенно ценится своими полезными свойствами высокогорный тибетский шафран.

Тибетская медицина — это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убежден, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству, однако в стремлении достичь этого мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в ее собственном контексте, а также на пути объективных исследований .
ДАЛАЙ ЛАМА XIV

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Кровопускание.
"Болезни, при которых назначается кровопускание - распространенный жар, путаный жар, жар от заразы, опухоли и отеки, болезнь "сурья", опоясывающий лишай, болезни лимфы, проказа, а при отсутствии таковых - болезни печени, селезенки, рта, глаз, головы т.п. Короче, кровопускание назначается по большей части при болезнях жара, возникающих [на основе] крови и желчи. Но кровопускание не допускается при неразделенной крови [см. ниже], незрелых заразных заболеваниях, пустом жаре, при неснятой интоксикации, опасном заразном жаре, истощении телесных сил, хотя - суть болезни с генезисом жара. Кроме того, кровопускание не допускается при беременности у женщин, после родов, при болезнях отеков вследствие метаболических расстройств, понижении огненной теплоты желудка, не переваривании пищи, короче, при болезнях, возникающих [на основе] слизи и ветра, [но даже] при отсутствии таковых - у детей до 16 лет и у лиц, достигших старческого возраста".

Временная последовательность. "Разделительное кровопускание необходимо проводить незамедлительно в случаях завихрения крови во внутренних плотных и полых органах, при обширном жаре, заразных заболеваниях, а при отсутствии таковых - при классифицируемых как зрелые болезнях непрерывных кровотечений изо рта, из носа и т.д. ...".

Есть ряд и других показаний и противопоказаний, однако ввиду сложности подготовки к кровопусканию и самой процедуры кровопускания подробно излагать данную тему в этой книге считаю неуместным. Хочу лишь вкратце изложить основные моменты, относящиеся к кровопусканию.

Первое. Для проведения кровопускания использовались специальные инструменты, к материалу изготовления, форме, качеству которых предъявлялись весьма серьезные требования. Секреты изготовления таких инструментов передавались от мастера к мастеру.

Второе. Необходимо научиться четко различать болезни, при которых кровопускание применяется, и те болезни, при которых оно недопустимо. Для этого врач должен в совершенстве владеть искусством постановки диагноза, обладать хорошим знанием нозологии. Эти же требования важны и для третьего пункта - знания временной последовательности развития заболеваний, так как применение кровопускания при несозревшей болезни, как правило, не допускается.

Четвертое. Необходимо правильно подготовить организм больного к кровопусканию. Специальными методами следует довести несозревшую болезнь до созревания, с помощью специальных лекарственных составов отделить в местах кровопускания плохую кровь от хорошей, затем, опять же применении лекарственных средств, разделить кровь и ветер. В результате при кровопускании из рассеченного места вначале выходит немного пузырящейся крови, с большими пузырьками газов, затем выходит немного черной по цвету плохой крови, и затем кровь останавливается. Но это самый простой случай.

Пятое. Необходимо хорошее знание техники кровопускания, прежде всего практическое. Эта техника варьируется в зависимости от того, из какого сосуда производится кровопускание. Отметим, что то, что названо кровопусканием, включает кровопускание из вен, артерий, а также выведение лимфы из лимфатических сосудов.

Шестое. Необходимо хорошее знание топографии точек тела, в которых производится кровопускание при конкретных заболеваниях. Всего насчитывают 77 основных и 13 дополнительных каналов крови, желчи и лимфы, из которых выпускают из организма больную кровь, желчь и лимфу. Имеются также 112 основных и ряд вторичных каналов и мест, кровопускание в которых недопустимо, это "уязвимые структуры каналов тела".

Седьмое. Необходимо знать меру, количество выпускаемой крови или лимфы в каждом конкретном случае.

Восьмое. Необходимы знания и навыки по уходу за больным по окончании процедуры.

Девятое. Следует знать о том, что избыточное, недостаточное и неквалифицированно проведенное кровопускание может нанести вред. Врач должен быть чрезвычайно внимательным, чтобы не допустить ошибки, а при допущении таковой обязан уметь оградить больного от ее последствий.

Десятое. Врачу должны быть известны признаки благоприятного воздействия на организм больного процедуры кровопускания.


Прижигание.

Тема прижигания рассматривается, как правило, по семи пунктам: показания к применению прижигания, противопоказания, конусы для прижигания, места, в которых производится прижигание, методика прижигания, реабилитация, действие прижигания или польза от прижигания.

Показания и противопоказания. Прижигание рекомендуется при наличии "уменьшения теплоты желудка, образования отеков [опухолей, подагры, завихрения лимфы в костях и суставах конечностей, внешних отеков, болей, головокружения вследствие болезней ветра, помрачения сознания, сумасшествия, доводящих до обморока болей, расстройства движений конечностей вследствие болезней каналов, лимфатических сосудов и жил. При отсутствии таких [болезней] оно очень полезно при болезнях классов ветра и холода, которые очень часто возникают после нарывов [язв ], пустого жара и других горячих болезней, а кроме того - при болезнях лимфы. Однако не следует производить прижигание при болезнях горячей желчи, при жаре крови, при [болезнях ] входов органов чувств, канала бытия в промежности у мужчин".

Сбор и обработка эдельвейсов, изготовление конусов. Прижигание производится с помощью специальных конусов разного размера, изготавливаемых из эдельвейсов и определенного количества крапивы. При различных -заболеваниях величина конуса для прижигания варьируется от размера "верхней фаланги большого пальца" и до "размера сухой горошины". Для изготовления конусов используются соцветие эдельвейса обедненного и эдельвейса Палибина.

Места, в которых производится прижигание, по-тибетски называются "санмиг" (gsang dmigs). Они бывают двух видов: "санмиг", в которых ощущается боль, т.е. привязанные к самой болезни, и дополнительно известные врачу "санмиг".

Первые - это места артритных завихрений лимфы в суставах костей, внешние опухоли, отеки; места, в которых при надавливании ощущается болезненность, а при снятии нажима чувствуется облегчение; вокруг отеков, наростов, злокачественных ран.

Вторые - это места, связанные с каналами циркуляции ветра, желчи, слизи, крови, лимфы.

Приведем пример. "Первый позвонок - это "санмиг ветра". При сгибании шеи становятся видны круглые выступы; на первой такой круглой косточке и производится прижигание. [Это VII шейный позвонок. ] Основные показания: вследствие попадания ветра в канал жизни [наблюдаются ] спутанность сознания, сумасшествие, сильная сердечная аритмия, дрожь в теле, причиненная ветром немота, бессонница, глухота, неспособность повернуть шею; [прижигание этого позвонка] полезно также при других болезнях группы [болезней] ветра".

Методика прижигания. Вначале из организма больного следует вывести яд. "Яды - термин для обозначения приносящих вред телу и жизни веществ, попадающих [в организм] с пищей". Затем конус из эдельвейсов помещают на выбранное врачом место "санмиг" спины, предварительно подготовив это место. Разработаны правила по прижиганию одним конусом, несколькими конусами, правила, определяющие длительность прижигания. Причем,"если, например, прижигание производится на "санмиг", тепло должно ощущаться и спереди, и наоборот. Отсутствие боли в месте прижигания после проведения процедуры является признаком того, что прижигание принесло большую пользу".


Реабилитация. После проведения прижигания остатки золы дочиста не счищаются, а смазываются сверху смесью сливочного масла с солью, на ночь не рекомендуется пить холодную воду и вино и т.д.

Польза от прижигания. "Если прижигание производится в соответствии с методом, оно благоприятно сказывается на токе ветра и крови, "закрытии рта" каналов, снятии болей, подавлении ветра, укреплении памяти и ума, порождении теплоты желудка и тела, переваривании пищи, удалении омертвевших тканей при опухолях, нарывах, застарелых ранах, на снятии отеков, вытягивании лимфы, иссушении ее и т.п.".

Компрессы.

Различают компрессы холодные и горячие, однако врачи полагают, что для детей в отдельных случаях необходимы особые компрессы.

Холодные компрессы.

При отеках от ушибов и переломов, распространенном и путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холодный, вытащенный из воды булыжник либо другие холодные предметы. Такой компресс снимает боли, устраняет жар.

При непрерывных кровотечениях из носа рекомендуется прикладывать бутылку с холодной водой, набранной ранним утром, когда еще не погасли звезды, либо же смешанный с водою ил со дна колодца или родника к промежутку между бровей, к впадине на затылке.

При зубных болях вследствие жара крови и к отекающим вследствие расстройств ветра областям также прикладывают холодный ил.

При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза.

При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи под мышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вытащенный из холодной воды булыжник.

Горячие компрессы.

При болях от несварения или вследствие острых заболеваний органов брюшной полости прикладывают горячий компресс из завернутой в ткань прогретой на сковороде или в чугунке соли.

При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне и завернутой в ткань сушеной барды.

При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, поясничной области рекомендуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань земли, откинутой мышью при рытье норки, предварительно разогрев землю на огне в хорошем вине.

При темно-красной слизи, интоксикациях и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, щавеля и мушмулы японской.

При холодных опухолях желудка вследствие несварения рекомендуется накладывать горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного помета.

При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского.

При попадании лимфы в суставные влагалища рекомендуется размолотый голыш или песок в смеси с небольшим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс.

При задержке мочи по причине холода на нижнюю часть живота рекомендуется наложить горячий компресс из осадка топленого масла и голубиного помета.

При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечьего помета, отваренного в вине.

Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков, когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в темно-желтый цвет, при проказе, интоксикациях, водянке, тучности, заразной болезни "бал", оспе, высыпаниях на коже, после еды.

Компрессы, накладываемые на печень у детей, применяются в случаях увеличения печени. Ребенка раздевают и укладывают на спину. Кусочек натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени листья баррингтонии, сверху на нижнюю часть печени накладывают зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусочек шелка водой и помещают его на область печени, привязав ленточками, как бы упаковав в шелк живот. Соответственно степени заболевания - малой, большой, опасной - этот компресс следует носить от 3 до 5 дней.

Ванны.

Различают горячие ванны из вод природных источников и искусственные ванны.
Ванны назначают при подагрическом, ревматоидном, появившемся на почве отеков ног стягивании конечностей вследствие огрубления жил и образования суставных опухолей и отеков; при хромоте, вызванной неправильным функционированием белых каналов; при дряблости мышц; при образовании узлов в каналах вследствие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при болезни "пестроты мяса" и других заболеваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при нагноении ран; при болезни "сурья" плотных и полых органов; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации кожи, огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях.

Ванны противопоказаны при жаре от заразы, путаном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца.

Воды природных источников в Бурятии и в Читинской АССР в свое время ламами были исследованы и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы традиционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом философских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было обследовано большое количество природных источников Бурятии и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит, по характеристикам растущей у источника флоры и т.п. При этом выяснилось, что многие естественные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы глубокие скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства.

В одной и той же местности разные источники, даже находящиеся в непосредственной близости, могли использоваться для лечения болезней совершенно различной этиологии - они проходили через разную почву, обогащаясь разными микроэлементами и, следовательно, силами. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн воды естественных, природных источников и специально приготовленной воды с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться довольно строгих правил, частично варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто и в этой книге описывать правила применения целебных ванн было бы неуместно - при их неверном применении последствия могут быть весьма плачевными.

Массаж.
Под массажем в тибетской медицине понимают применение методов растирания, разминания и постукивания после умащения кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных и лекарственными веществами. Это один из способов лечения болезненных основ.

Умащение жирами.

При сумасшествии, обмороках, потере памяти и других группах болезней ветра сливочное масло годичной давности втирают в область I позвонка (это VII шейный позвонок) и, начиная отсчет от него, VI и VII, а также в точку между сосками на груди. После растирания и разминания эти места вытирают мукой из поджаренного ячменя. Подобная процедура производится и в нижеописываемых случаях.

При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу рекомендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир.

При истощении силы почек, истечении семени рекомендуется в поясничные позвонки втирать бобровый жир [или жир выдры ] и сурочий жир.

Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекомендуют втирание козьего жира в смеси с размолотым красным корнем воробейника или макротомии.

При появлении между веком и глазным яблоком беловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, рекомендуется в подошвы ног втирать ячье масло с тмином.

Втирание микстур.

При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места рекомендуется втирать приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой серы, соли, винной (пивной) закваски, сажи на старом масле и погреться на солнце.

В старые гноящиеся раны и старые раны с трудновыводимым гноем рекомендуется втирать микстуру из золы от сожженных полых стеблей астрагала или остролодочника на кобыльем или ослином молоке.

При подагрических болях следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из-под сыра.

При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая рекомендуется втирание жидкой микстуры из порошка белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и сухих листьев мушмулы японской на коровьей моче.

При коликах на основе болезней крови, кожных болезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде.

При высыпаниях на коже при чесотке рекомендуются втирания микстуры из сажи, корней соссюреи лопуховидной, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, соли, винной [пивной] закваски на прогорклом масле (на масле, собирающемся на стенках сосуда со скисшим молоком) .

При болезнях "пятнистости кожи", лишаях, "слизывании коровой" и других болезнях кожи рекомендуются втирания микстуры из шкуры черной змеи, сожженой в сосуде без выхода дыма, на свином жире.

Противопоказания.

Массаж противопоказан при несварении (непереваривании принятой пищи), при жесткости в бедрах вследствие расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при отравлении ядами, изготовленными из драгоценных камней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т.п.

Итого описано пять основных немедикаментозных методов лечения тибетской медицины.

Что касается дополнительных корригирующих методов, имеющихся в тибетской медицине, изучению их следовало бы посвятить специальное исследование. Назовем некоторые из них.

Иглоукалывание считается завершающей корригирующей процедурой, закрывающей входы каналов после выведения из них болезней с помощью лекарственной и нелекарственной терапии. Проведение процедуры иглоукалывания в самом начале лечения сравнивается с ситуацией, когда, обнаружив в доме воров, закрывают двери, не выгнав их.

Методы йоги. Имеется множество систем йоги, отдельные элементы которых могут служить делу сохранения и восстановления здоровья. В целом можно сказать, что практика йоги включает в себя упражнения по контролю над умом, речью и телом, направленные на достижение равновесия функций систем организма, энергетически обеспечиваемых активностью "лунного" ветра Лаланы, "солнечного" ветра Расаны и "ветра мудрости" Авадхути, а также режимом пульсаций "солнечного", "лунного" и "равного" происхождения.

Справочник восточной медицины Коллектив авторов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Основной принцип лечения в тибетской медицине – аллопатический, а также воздействие противоположным.

Врачу необходимо определить невидимые симптомы (три порока, пораженные органы и ткани), сезон, тип конституции больного, его возраст, проявления болезни, слабость и силу огня желудка, привычки.

Так как в основе всех заболеваний лежат расстройства 3-х регулирующих систем организма: ветра, желчи, слизи – определяют их. Расстройства из системы бывают 3-х разновидностей:

1) истощение;

2) накопление;

3) возбуждение.

В случае если в основе заболевания лежит нарушение системы регуляции типа накопления, в лечении болезни используются средства, угнетающие, подавляющие накопление системы, а при расстройствах системы регуляции типа истощения применяются средства, обладающие способностью стимулировать систему. Если в основе болезни лежит возбуждение, назначаются успокаивающие, а также очищающие средства.

Аллопатический принцип в тибетской медицине использует при лечении горячих болезней холодные лекарства, а при лечении холодных заболеваний – горячие лекарства. Лекарственные составы с нейтральными в плане тепла и холода свойствами применяются при лечении патологии без резкого нарушения тепла и холода.

Тибетская медицина рекомендует «на сильный жар лить четыре воды»: камфара и кровопускание из малого острия – вода лекарств и процедур, назначь подходящую пищу – это вода диеты, пусть больной пребывает в прохладе – это вода образа жизни.

Сильный холод уничтожь четырьмя огнями: составь десять согревающих – это огонь лекарств, прижигания – огонь процедур, огонь диеты – питательная горячая пища, огонь образа жизни – теплый дом и одежда.

Она включает:

1) пробное лечение;

2) при сильных болезнях назначают лекарства, процедуры, диету и режим;

3) при слабых болезнях начинают с диеты и упорядочения режима, затем переходят к лекарствам и процедурам постепенно;

4) при сложных болезнях сначала восстанавливается равновесие между ними, потом назначается лечение.

Болезни ветра

Болезни ветра лечатся:

1) отваром 3-х питательных костей;

2) отваром ферула-3;

3) порошком мускатного ореха и ферулы;

4) маслом вытяжки мяса, чеснока и вина;

5) маслом мускатного ореха, чеснока, костей, борща;

6) отваром 3-х плодов и 5-ти корней. Назначается лечебная клизма из старого масла.

Болезни ветра с сочетанием жара и холода. В качестве лечебной пищи используются:

1) кунжутное масло;

2) патока;

3) сушеная баранина;

Из этого следует, что лечебное действие при болезнях ветра оказывают средства, продукты, которые обладают сладким, кислым и соленым, а также вторичным вкусом: маслянистым и горячим.

1) растирания со старым маслом;

2) маслянистые компрессы на больное место, прижигания точек ветра на темени.

Болезни желчи

Болезни желчи лечатся:

1) смесью камфары, сандала;

2) лекарственными средствами со сладким, горьким и вяжущим вкусом и вторичными холодными свойствами. Кроме этого, назначаются слабительные клизмы с лекарственными средствами, обладающими вкусом.

1) потение;

2) купание;

3) кровопускание из набухших сосудов;

4) прохладные компрессы.

Болезни слизи

Лечебной пищей считается мед, рыба, мясо яка, горячая мука из старого зерна, выдержанный алкоголь, кипяток, вода с имбирем. Пища должна быть легкой и грубой. Ее принимают в небольших количествах.

Используются следующие лечебные средства:

1) сгущенный отвар горячительных лекарств с солью;

2) порошок из плодов гранатника и рододендрона;

3) обладающие жгучим и кислым вкусом, вещества с легким, грубым вторичным вкусом.

При болезнях слизи необходимы проживание в теплом помещении, физический и умственный труд, разрешается пребывать на солнце, у огня, тепло одеваться, ограничивать сон. Из лечебных процедур рекомендуются компрессы из соли, шерсти, прижигания по определенной схеме.

Критериями неэффективного лечения являются следующие симптомы:

1) повышенное слюноотделение;

2) увеличение выделени из носа;

3) появление чувства тяжести в теле;

4) исчезновение аппетита;

5) задержка кала и мочи;

6) уменьшение сил;

Пробное лечение назначается в тех случаях, когда имеется неуверенность в диагнозе. Для выявления болезни ветра используется отвар из лодыжек, для болезней слизи дают три вида соли (селитру, соду, поваренную соль). Часто в качестве пробного лекарства дают небольшую часть того лекарства, которое предполагается использовать для лечения. И если оно оказывает положительный лечебный эффект, считается, что лечение выбрано правильно. Неправильное лечение может быть причиной осложнений.

Из книги Женское счастье. От мечты к реальности за один год автора Елена Михайловна Малышева

Основные принципы лечения дисбактериоза Прежде всего необходимо восстановить нормальную двигательную и физиологическую активность желудочно-кишечного тракта. По возможности пролечиваются все имеющиеся нарушения деятельности органов пищеварения (хронический

Из книги Острые кишечные инфекции. Как с ними бороться автора Татьяна Васильевна Гитун

Основные принципы лечения острых кишечных инфекций Первый и главный принцип любого лечения – «Не навреди», и поэтому при обнаружении острой кишечной инфекции ни в коем случае не следует заниматься самолечением! Применять препараты и процедуры следует исключительно по

Из книги Худеть по-тибетски просто автора Светлана Чойжинимаева

О тибетской медицине Дорогой читатель! Перед вами – плод многолетних размышлений, наблюдения пересечений человеческих судеб, историй болезней и исцеления. Многолетний опыт работы в тибетской медицине позволяет мне утверждать, что восточная методика врачевания в

Из книги Незаменимая книга для диабетика. Всё, что нужно знать о сахарном диабете автора Ирина Станиславовна Пигулевская

Из книги Диабет. Есть – чтобы жить автора Татьяна Леонтьевна Рыжова

Из книги Имбирь. Золотой лекарь. Рецепты народной медицины автора Наталья Ольшевская

ИМБИРЬ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ В тибетской медицине считается, что имбирь проникает в меридианы легких, почек и желудка. Поэтому тибетские монахи издавна используют имбирь не только как овощ или специю, но и в качестве лекарства. На Тибете его применяют для лечения так

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

Основные причины болезней капилляров и принципы их лечения Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда уже второй акт. Рене

Из книги 100 рецептов при диабете. Вкусно, полезно, душевно, целебно автора Ирина Вечерская

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ Все лекарственные средства в тибетской медицине делятся на 8 групп.Металлы: медь, серебро, железо, олово, золото, сталь, ртуть и др. Вещества минерального происхождения: коралл, малахит, жемчуг, раковины, лазурь, различного рода

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Свами Брахмачари

ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ «ТЕПЛЫХ», «ХОЛОДНЫХ» И «ГОРЯЧИХ» БОЛЕЗНЕЙ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ, ИНЬ И ЯН В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ При нарушении теплового баланса всего организма и его органов возникают благоприятные условия для ослабления организма и возникновения различных

Из книги Лечебное питание при хронических заболеваниях автора Борис Самуилович Каганов

Лечение питанием в тибетской медицине

Из книги Секреты людей, которые не болеют диабетом. Нормальная жизнь без инъекций и лекарств автора Светлана Галсановна Чойжинимаева

Из книги автора

О тибетской медицине Известно, что тибетская медицина за тысячелетия своего существования накопила богатый опыт и арсенал лечебных средств для восстановления здоровья. Ей поддаются ожирение и худоба, она снимает пагубную зависимость от курения. Основы ее просты, методы

Из книги автора

Определение диабета в тибетской медицине Мочеизнурение (тиб. гчин-снйи, симптоматический термин Чжуд-Ши для определения этого заболевания), незаметно выдвинувшееся в число самых распространенных недугов цивилизованного человечества, с точки зрения тибетской медицины

Из книги автора

Фитотерапия в тибетской медицине Цитата из «Чжуд-Ши»: «Когда наступят последние 500 лет, придется использовать то, что есть перед глазами», то есть составы из трав. Сила трав велика и нет на земле места, где бы они не росли. Лекарственные травы должны отвечать определенным

Из книги автора

Лекарства растительного происхождения в тибетской медицине Деятельностью растений была создана атмосфера Земли, их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным

Тибетская медицина лечение. Рецепты

4 (80%) 16 vote[s]

Тибетская медицина лечение и диагностика на основе традиционной медицины. В балансе стихий: проверенные наукой и временем рецепты бурятского лекаря Ленхобоева.

в конце статьи — раскрываю секреты рецептов тибетской медицины

♦♦♦♦♦♦♦♦

Знаниями по тибетской медицине делится Галдан Ленхобоев удивительный лекарь «бурято-тибетской» традиции медицины.

Разносторонне развитого и одаренного, выдающегося человека, сумевшего помочь множеству людей своими рекомендациями по исцелению самых разных недугов.

Публикую его советы и рецепты по поддержанию и сохранению здоровья ради долгой и счастливой жизни, основанные на канонах тибетской и народной бурятской медицины, которые могут пригодиться каждому.

Эффективность и одновременно безопасность этих рекомендаций проверена не только традициями тибетской монастырской и народной медицины, но и годами изысканий «бурятского Леонардо да Винчи».

При этом нужно помнить, что продиктованные практическим опытом лекаря, они наиболее оптимальным образом приспособлены к условиям проживания и климатическим особенностям регионов подобных Бурятии и Монголии.

То есть адаптировано для нашего климата и с учетом холодной зимы и недолгого лета

Будда Медицины. Основу тибетской медицины составляют четыре Медицинские Тантры (Чжуд-ши), которые, как считается, были переданы людям Буддой Медицины.

В особых случаях лучше обращаться к своему лечащему врачу или эмчи для корректного лечения или сочетания с этими методами.

Тибетская медицина лечение. Быть здоровым – обязанность человека

Яркий пример синтеза бурятской народной и тибетской медицины – творческое наследие лекаря Галдана Ленхобоева, сотрудника Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На протяжении всей своей жизни он проповедовал идею духовного и физического развития человека в гармонии с окружающим миром.

Галдан Ленхобоев не только изучал тибетскую медицину, но и успешно занимался пульсодиагностикой и траволечением – методом диагностики тибетских врачевателей.

Свои знания он получал у эмчи-лам, у которых учился различать множество растений, минералов, а также животное сырье, входящее в состав лекарственных препаратов.

При этом ламы не разрешали делать записи, надо было только запоминать. От учеников требовалось запоминать такие детали, как например, в какой лунный день, по росе или после захода солнца срезать или срывать цветы, листья, плоды растений, заготавливать корни и т.д.

Он написал ряд оригинальных работ, в которых на основе теории тибетской медицины представил свои собственные наблюдения. Ему принадлежат такие работы, как «Причины внутренних болезней», «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств», «Некоторые сведения о пульсовой диагностике». Диагноз врачей и данные его пульсовой диагностики практически всегда совпадали.

Следите за своим поведением

Галдан Ленхобоев считал, что состояние здоровья человека во многом зависит от условий окружающей среды, а также от его поведения.

Он писал:

«Тот, кто стремится прожить без труда, легкой жизнью, никогда не будет здоровым ни телом, ни духом.

Не испытавший лишения, страдания, становится черствым, бессердечным, и напротив, человек, перенесший лишения, болезнь и горе, умеет сострадать, оказать помощь сиротам, больным.

Есть люди злые и черствые от природы. Они безразличны к чужому несчастью, преследуют всегда и во всем только свои корыстные цели.

Когда же их настигает горе, болезни, они впадают в панику, теряют самообладание.

Поведение таких людей восточная медицина рассматривает как легкомысленное, недальновидное».

Основы тибетской медицины – Четыре тантры (”Чжуд-ши”), по преданию данные людям Буддой Медицины, в диаграммах, выполненных в виде деревьев. Здесь – иллюстрация 17 в. к базовой книге “Чжуд-ши” 8 в.

Исцеление от недугов, сопротивление болезням, по мысли целителя, зависело и от внутреннего настроя человека, от его образа жизни. Галдан Ленхобоев считал, что непосильно тяжелая работа или, наоборот, слишком легкая, чрезмерно бережное отношение к себе, так же как и небрежное, для здорового организма противопоказаны.

По его убеждению, с малых лет необходимо развивать в себе проворство, подвижность, больше ходить пешком, бегать, приучать себя к физическому и умственному труду.

«Лень, распущенность, чрезмерно бережное отношение к себе являются основными врагами здоровья, – писал народный лекарь.

Считается полезным время от времени жить в горах, пить воду из горных ручьев, дышать ароматным воздухом степей и долин.

Тибетская медицина лечение питанием

Особое внимание Галдан Ленхобоев уделял системе питания.

В древности лекари определяли холодные и теплые свойства тех или иных продуктов.

Рецепты лечебного чая

Из разновидностей чая тибетолог наиболее полезным для организма человека считает зеленый чай.

Хорошо приготовленный зеленый чай является великолепным тонизирующим средством, полезным в любом возрасте – он разжижает кровь, улучшает ее циркуляцию.

Существует довольно много способов его приготовления.

  • Чай варят слабым, крепким, с молоком, с топленым маслом, с солью, с солонцами.
  • Чай с молоком, топленым маслом и солью дезинфицирует желудочнокишечный тракт, разгоняет скопившиеся газы.
  • Чай с сахаром лекарь считал бесполезным.
  • При некоторых заболеваниях Галдан Ленхобоев рекомендовал чай с лекарственными травами.
  • Так, например, чай с солодкой уральской улучшает зрение, бодрит.
  • Чай с изюмом полезен при жаре кишечника – запорах, жажде, если появился налет на языке.

Молочные продукты польза и лечение

Из молочных продуктов целитель выделяет кумыс , обладающий теплыми свойствами. Его он считает лучшим средством для согревания и улучшения циркуляции крови.

Овечье молоко и кисломолочный тарак, приготовленный на его основе, будучи теплого свойства, разжижают кровь и благотворно действуют, особенно в летнее время, на сосуды ощущения – нервы, протоки желез, мочеточник, меридианальные каналы и т.д.

Эти продукты также нормализуют сон и аппетит.

Галдан Ленхобоев пишет:

«В настоящее время все чаще встречаются заболевания, вызванные уменьшением внутренней теплоты организма на почве постоянного употребления пищи холодного свойства.

Каждый человек должен привести свою систему питания в соответствие с состоянием своего организма».

Выбор мяса

При выборе соответствующей сбалансированной по теплым и холодным свойствам пищи особую роль играют мясные продукты.

Считается, что теплыми свойствами обладает мясо таких животных и птиц, как архар, баран, лошадь, кошка, осел, рысь, собака, тарбаган, белка.

При этом конина, будучи исключительно теплой, может спровоцировать жар почек, жар внутренностей, горячий хии и горячий шара.

Тем не менее, конина считается великолепным средством, предотвращающим общее охлаждение организма человека, так как способствует быстрому росту его внутренней теплоты.

Обладая холодными свойствами, они могут спровоцировать хии почек и многие другие холодные болезни. Холодными свойствами обладает мясо косули, кролика, коровы, гуся, курицы.

По утверждению лекаря, мясо хищников обладает преимущественно теплыми свойствами, способно уничтожать бактерии и вирусы, проникающие вместе с пищей.

Бульон против всех болезней

Исключительно действенным средством против всех болезней хии Галдан Ленхобоев считает бульон из бараньих лыток.

Рецепт бульона

Готовят бульон очень просто: бараньи лытки заливают водой (один стакан воды на одну пару костей) так, чтобы они полностью были покрыты, затем их варят в течение 10-15 минут, соль добавляют по вкусу.

Одни и те же лытки можно варить до трех раз.

Способ приготовления лечебного супа хорхог

«Из самых глубин веков у бурят есть обычай варить 1-2 раза в год так называемый суп хорхог в профилактических целях и для восстановления сил после тяжелых заболеваний. Это эффективное средство для поддержания внутренней теплоты организма на должном уровне, а также защиты его от проникновения различных заболеваний», – пишет целитель.

В деревянную посуду опускают по куску мяса от всех разновидностей костей барана, а также по куску от всех внутренних органов, заливают водой, солят, после этого опускают туда девять раскаленных докрасна на костре маленьких камней, плотно закрывают посуду крышкой и, время от времени меняя раскаленные камни, доводят до кипения содержимое.

Такой суп – одно из многих народных средств лечения у бурят.

О сахаре и болезнях

Галдан Ленхобоев не очень одобрительно отзывался о сахаре. При его регулярном употреблении кровь постепенно охлаждается, организм человека ослабевает, что создает прекрасные условия для возникновения заболеваний.

Поэтому продукты, для приготовления которых используется много сахара, желательно употреблять в очень умеренных количествах, а лучше вообще избегать их употребления.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён».

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Тот факт, что широкое распространение получили раковые заболевания, целитель объясняет катастрофическим уменьшением внутренней теплоты в организме современного человека.

А это, в свою очередь, является следствием некоторых особенностей образа жизни, характера работы, жилищных условий, системы питания и лекарственных средств наших современников.

Он утверждал, что в последние годы все больше в системе питания и лечения занимают пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие холодными свойствами.

Возможно, вам пригодятся мудрые советы народного целителя, которые он вывел на основе глубокого знания бурятской народной медицины.


Из тибетских анатомических рисунков, собранных и раскрашенных непальским художником Ромио Срестой и его студентами в Катманду в 1980-1990 г.г.

Общие правила здоровья

Бережное отношение к своему здоровью является обязанностью каждого человека.

Состояние здоровья человека во многом зависит от его образа жизни, от его поведения, и болезни его находятся в тесной связи с «тремя пороками»: невежеством, похотливостью и злостью. Человек, стремящийся прожить без труда, лёгкой жизнью, никогда не будет духовно и физически здоровым.

Необходимо воспитывать в себе проворство, подвижность, приучаться к посильной физической работе.

Слишком тяжёлая работа, и, наоборот, слишком лёгкая работа, чрезмерно бережливое отношение к себе, так же как и небрежное, при здоровом организме – несовместимые обстоятельства.

Полезно лазать по высоким горам, пить воду из горных ручьёв, собирать полевые цветы, дышать свежим воздухом.

Нельзя допускать быстрого, внезапного перегревания или переохлаждения тела. Этому могут способствовать ходьба по горячей земле или песку, долгое загорание под жарким солнцем, купание в холодной воде в жаркий день, сидение на холодной влажной земле или камнях на сквозняке.

Рекомендуется следить за погодой и одеваться в соответствии с ней. Хронические, скрытые болезни обостряются весной и осенью, но они появляются не из-за суровых морозов, а от «перегревания» организма, а затем внезапного его «охлаждения».

Большое значение в бурятской народной медицине придавалось лечебному питанию. Г.Ленхобоев в препринте 220 так кратко классифицировал продукты питания по содержанию «холодных», «тёплых», и «средних» элементов:

— вода содержит «холодные» элементы;

— пища минерального содержания (поваренная соль, красная соль (царская), солонцы) содержит «тёплые» элементы;

— пища растительного происхождения (пшеница, овёс, чёрный ячмень, красный и чёрный перец, мак, кориандр, горчица, имбирь, бадьян, укроп, чеснок, лук репчатый и зелёный, корица, редька) содержат «тёплые элементы»;

Голубая ярица, горох, картофель, морковь, помидоры, огурцы, арбуз, тыква, редиска содержат «средние» элементы.

К винам, содержащим «тёплые» элементы, относятся пшеничная водка, молочное вино (особенно из овечьего молока), анисовая и перцовая настойки.

Эти вина и настойки успокаивают ХИИ, а водка из овечьего молока является лечебным средством от ХИИ, появившегося на почве «охлаждения» крови.

Одежда должна соответствовать климату, погоде, временам года. За последние годы люди стали чаще страдать ревматизмом, воспалением почек и болезнями сердца.

Одной из причин является «переохлаждение» ног и поясницы из-за короткой одежды, капроновых чулок, обуви на высоких каблуках.

Абсолютно безвредна одежда из овечьей шерсти. Шерсть передаёт организму «тёплые» элементы, впитывает влагу. Мясо, кровь, кожа, волосы, шерсть животных содержат элементы соответствующего животного и способны передавать (возбуждать) у других те же элементы.

Если положить под голову шкуру из лося или из оленя, то будет болеть голова, т. к. шкура содержит «холодные» элементы.

Если выработать указанные навыки в поведении, то можно прожить до глубокой старости, не испытывая недугов и болезней.

Однако в современных условиях, считает Ленхобоев, люди редко доживают до глубокой старости по причине всё увеличивающегося травматизма, бытовых неурядиц, людского коварства и элементарного невежества.

Таким образом, чтобы достичь долголетия, необходимо поддерживать в организме «тёплые» элементы, правильно подбирая пищу, одежду, физически совершенствоваться, содержать в чистоте не только свой дом, окружающую среду, но и свою душу.

Тибетская медицина лечение. Справка

Интересна трактовка Г.Ленхобоевым некоторых основополагающих терминов тибетской медицины:

ветра (рлунг – по-тибетски),

желчи (мкхрис),

слизи (бад–ган).

Названия рлунг и мкхрис Г. Ленхобоев даёт в переводе на бурятский язык.

По его мнению, рлунг – это «хии» (в переводе «газ»), мхкрис – «шара» (желчь). Термин «бад–ган» он пишет в бурятской транскрипции – «бадаган». «Хии», «шара», «бадаган» находятся между собой в сложных отношениях: расстройства «шара» или «бадаган» вызывает расстройство «хии», а расстройство «хии» порождает болезни как «шара», так и «бадаган».

Если ни один из них не расстроен или расстройство одного не вызывает расстройства другого, то нет никаких оснований для лечебных вмешательств, поскольку организм по существу здоров.

Заболевание имеет место только тогда, когда «хии», «шара», «бадаган» совмещены друг с другом: «хии» с «шара», «шара» с «бадаган», «хии» с «бадаган» или все три вместе. Далее «хии», «шара» и «бадаган» подразделяются на «холодные» и «тёплые» виды. Ветер, Желчь и Слизь – это три вида энергии, наполняющие тело человека жизнью.

Здоровье трактуется как гармоничное равновесие Трех жизненных начал. Для тибетского врача они вполне конкретны.

Он знает, что есть болезни Ветра, болезни Желчи, болезни Слизи.

Методы диагностики тибетской медицины позволяют определить избыток или недостаток одного из видов Жизненных энергий.

Методы лечения в тибетской медицине позволяют восстановить баланс Жизненных энергий, тем самым, победив болезнь или другие жизненные проблемы.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён»

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.