Хирургия новорожденных - это, прежде всего лечение врожденных пороков развития и гнойно-воспалительных заболеваний, требующих чаще всего экстренных или отсроченных и реже плановых оперативных вмешательств.

Переход к внеутробному существованию ребенка является достаточно сильным стрессом, требующим определенного периода адаптации. В обычных условиях, для нормально родившегося новорожденного, этот период занимает 7-10 дней.

Почему новорожденные дети попадают в стационар?

Ведущими клиническими синдромами при поступлении новорожденных в хирургический стационар чаще всего являются: сердечно-сосудистая недостаточность с нарушением общей и мозговой гемодинамики, почечная недостаточность, метаболические нарушения. Около трети новорожденных с пороками развития желудочно-кишечного тракта имеют сочетанные пороки развития (сердца, почек и др.) и около половины - нарушения мозгового кровообращения 2-3 степени. Поэтому, новорожденные и, особенно недоношенные дети, являются пациентами с очень высокой степенью операционно-анестезиологического риска, а анестезиологическое пособие у них - самым сложным разделом педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Из выше сказанного становится понятным, почему анестезиологическое пособие новорожденным (клиническая, биохимическая, электрофизиологическая оценка состояния, предоперационная подготовка и проведение анестезии) должен оказывать высококвалифицированный специалист, хорошо знающий основы неонатологии.

Диагностика дыхания у детей

Диагностика органов дыхания перед анестезией

Состояние дыхательных путей ребенка представляет особый интерес для анестезиолога, т.к. именно по ним поступают в организм ингаляционные анестетики, и их функционирование может значительно изменяться как во время общей анестезии, так и после ее окончания. При осмотре необходимо обращать внимание на нарушение проходимости верхних дыхательных путей - аденоиды, искривление носовой перегородки, атрезия хоан, синдром Пьера-Робина (микрогнотия, макроглоссия, расщелина мягкого и твердого неба), хронический тонзиллит. Все это имеет значение для выбора способа обезболивания, особенно у детей младшего возраста.

Диагностика респираторно-вирусной инфекции у ребенка

Очень важно своевременное выявление симптомов острой респираторно-вирусной инфекции: кашель, ринит, повышенная секреция слизистых оболочек верхних дыхательных путей, одышка и ее характер, цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа и др. При наличии у ребенка респираторно-вирусной инфекции плановое оперативное вмешательство необходимо отменить, вплоть до полного его выздоровления. При оказании экстренной хирургической помощи на фоне ОРВИ необходимо провести тщательный туалет трахеобронхиального дерева, ингаляционную и противоотечную терапию, назначить антибиотики и антигистаминные препараты. Иногда целесообразно использовать интубационную трубку на размер меньше возрастной, предварительно смазав ее гормональной мазью или кремом.

При поступлении детей на плановое хирургическое лечение по поводу пороков развития дыхательной системы, опухолей или воспалительных заболеваний легких и средостения, пороков развития грудной клетки, помимо тщательного клинического осмотра, необходимо определить характер и степень выраженности дыхательной недостаточности, компенсаторные возможности внешнего дыхания, механических свойств легких, внутрилегочного газообмена.

Реакция дыхания на физическую нагрузку

Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Особенно это имеет значение для детей, которым предстоит травматичное и длительное оперативное вмешательство и сложное комбинированное анестезиологическое пособие. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, газового состава и кислотно-основного состояния крови, при одновременном расчете энергозатрат.

Важность предоперационной диагностики

Своевременная предоперационная диагностика нарушений функционального состояния легких и соответствующая их коррекция в предоперационном периоде - создание дренажного положения, оксигено- и ингаляционная терапия, санация трахеобронхиального дерева и назначение бронхолитических препаратов, лечебная физкультура и вибрационный массаж, антибактериальная и противоотечная терапия, назначение по показаниям энергетических субстратов и мембраностабилизирующих препаратов является основой для благоприятного течения как оперативного вмешательства и анестезиологического обеспечения, так и профилактики послеоперационных легочных осложнений.

Предоперационная подготовка ребенка

Анестезия детей при операции

Новорожденные и, особенно недоношенные дети, с нарушениями кровообращения, газообмена и метаболизма, для проведения предоперационной подготовки должны поступить в отделение реанимации и интенсивной терапии. Они помещаются в инкубатор, где создается определенный микроклимат с оптимальной температурой, влажностью и концентрацией кислорода. Осмотр и необходимые манипуляции (пункция или катетеризация вены, постановка зонда в желудок или мочевой пузырь и др.) лучше проводить на реанимационном столике, где есть возможность поддерживать адекватный температурный режим.

Минимально необходимое обследование включает определение: группы крови и резус-фактора, общего анализа крови и мочи, КОС и газов крови, Нb, Ht, глюкозы крови, основных электролитов (К+, Na+, Ca2+). В первую очередь осуществляется венозный доступ, предпочтение следует отдать пункции периферической вены.

Правильная оценка тяжести состояния больного, выявление имеющихся нарушений, диагностика сочетанных пороков развития и заболеваний определяют объем и характер предоперационной подготовки, выбор метода обезболивания и в определенной степени прогнозируют тяжесть течения послеоперационного периода и исход заболевания.

Подготовка к проведению общей анестезии ребенка

Для обеспечения безопасного и эффективного наркоза у детей врач-анестезиолог должен составить для себя детальный план предстоящей анестезии. С этой целью необходимо проведение следующих предварительных мероприятий:

  • беседа с родителями;
  • предоперационный осмотр;
  • оценка лабораторных данных.

Как должна вестись подготовка к проведению общей анестезии ребенка?

Беседа с родителями позволит выяснить подробный анамнез жизни ребенка, получить специальную информацию представляющую интерес для анестезиолога и на основании полученных данных, определить тактику и вид анестезии. Кроме этого, желательно ознакомить родителей с возможными видами предстоящего наркоза, предупредить о возможных осложнениях в ходе операции и анестезии, получить их добровольное согласие на определенный вид обезболивания, что является целесообразным как этической, так и с юридической точек зрения.

Например, одним из абсолютных противопоказаний к выполнению эпидуральной блокады у детей, является отказ родителей от данного вида обезболивания.

Наиболее значимые сведения из анамнеза жизни ребенка с точки зрения анестезиолога:

  • Наблюдается ли ребенок у каких-либо специалистов помимо основного заболевания;
  • Подвергался ли ранее оперативным вмешательствам под общей анестезией и были ли осложнения связанные с наркозом;
  • Подвергался ли ранее переливанию препаратов крови и была ли реакция на переливание;
  • Получает ли ребенок какую-либо терапию, в частности, кортикостероиды, противосудорожные или седативные препараты;
  • Имеется ли предрасположенность к развитию аллергических реакций при приеме лекарственных препаратов;
  • Имеются ли в семейном анамнезе эпизоды развития злокачественной гипертермии при проведении оперативных вмешательств под общей анестезией.

Предоперационный осмотр позволит оценить общее состояние ребенка, назначить, при необходимости, дополнительные методы исследования и консультации узких специалистов, провести коррекцию имеющихся нарушений и осуществить подбор препаратов для премедикации и предстоящей анестезии.

При осмотре ребенка необходимо оценить соответствие психо-физического развития его возрасту, состояние костно-мышечной системы, цвет и состояние кожных покровов (влажность, тургор, имеющиеся высыпания, петехии и геморрагии и др.) и слизистых.

Соответствие массы тела и роста ребенка его возрасту, психомоторное развитие, видимые нарушения со стороны костно-мышечной системы, поведенческие реакции сразу позволяют составить общее представление о состоянии больного и указывают врачу на характер возможно имеющейся патологии.

Подготовка ребенка к операции и анестезии

Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

Подготовка детей к проведению операции и анестезии

Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

Желательно, чтобы психологическая подготовка ребенка к операции и анестезии начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается "с рук на руки" врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному "поднимает авторитет". Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.

Проводить операцию на сердце и госпитализировать ребенка, которой морально подготовлен к этому, намного проще. В этом случае момент адаптации к смене обстановки и выздоровление будут проходить оперативнее. Роль психолога в этой ситуации должна быть отведена родителям, которые чувствуют и сопереживают своему чаду.

Как должны себя вести и что должны делать родители для подготовки ребенка к операции на сердце?

Перед тем, как приступать к беседе с ребенком о тонкостях будущего/текущего лечения надо предварительно разузнать у лечащего врача как данный недуг влияет на здоровье малыша, как срочно нужна госпитализация, каким образом будет происходить лечение. Если родители будут в курсе всех этих нюансов, то и с ребенком общаться на эту тему будет проще.

Основные моменты, на которые надо ориентироваться при моральной подготовке ребенка к будущей и госпитализации:

  • следует убедить чадо, что в больнице он никогда не будет один : родня и друзья будут его регулярно навещать; мама/папа постараются оставаться на максимально длительный промежуток времени. Всегда на зов ребенка придет медсестра, врач;
  • с ребенком следует контактировать как можно больше : разговоры, веселые игры, обычный телесный контакт придадут ему уверенность;
  • надо постараться ликвидировать у малыша страх перед больницей . Дети слишком эмоционально относятся к боли, и хуже будет, если этот страх они будут держать внутри себя. Открытые беседы, обоснованность процедуры лечения помогут успокоить ребенка. Совсем маленьким пациентам для этой цели подойдут игрушки, красочные картинки, истории о любимых персонажах;
  • не стоит запрещать ребенку проявлять эмоции . Если начинает плакать, не нужно его стыдить; если слишком агрессивен – пусть побьет подушку, поиграет в войнушку с игрушками;
  • чтобы развлечь малыша в больнице можно предложить ему вести дневник, в котором он будет описывать то, что с ним происходит в рамках палаты. В этом дневнике он может рисовать, делать аппликации;
  • игра в «больничку» подручными куклами, с участием врачей, медсестер, пациентов даст шанс ребенку лучше разобраться с происходящим; поможет снять тревогу;
  • основополагающим моментом в этой ситуации является полное спокойствие родителей . Последние должны быть осведомлены о ходе лечения, роли того или иного препарата. Если родители сами будут нервничать и переживать, то ни о каком спокойствии со стороны их чада не может быть и речи. Возникают вопросы – надо спросить у врача, медработников. Беспокойство не проходит – можно пообщаться с психологом. Не стоит забывать о полноценном отдыхе: на период сна друзья/родня будут полезными для присмотра за маленьким пациентом. Приобретенная уверенность передастся ребенку, а обознанность в актуальной тематике поможет открыто отвечать на возникающие у ребенка вопросы.

Подготовка ребенка до года к операции

Согласно статистике по РФ каждый 7-8-й ребенок рождается с врожденным пороком сердца. Специалисты-кардиологи считают, что хирургическое вмешательство здесь требуется как можно быстрее.

Хотя морально настроить новорожденного на предстоящую операцию кажется нереальным, но определенные методы существуют:

  • эмоциональное спокойствие у мамы – хорошая поддержка для крохи. Обрести такое спокойствие для женщины, не столь давно пережившей роды, будет проблематично, но возможно, — стимул для этого имеется. Для полноценной гармонии мамочка не должна пренебрегать отдыхом: в перерывах между сном несложно будет найти временную подмену для новорожденного;
  • грудное молоко для малыша будет провоцировать эмоциональную близость с мамой, так ему необходимую . Если кормить ребеночка лично не получается, молоко надо сцедить в бутылочку;
  • новорожденному пациенту, которому предстоит операция не сердце, важен контакт с мамой : касания, поглаживания, песенки.

Подготовка к операции ребенка от года до трех лет

Такой возрастной период дает возможность родителям наладить словесный контакт с их чадом. До момента госпитализации (за 1-2 дня) с малышом надо провести беседу о предстоящем отъезде, целесообразности этих перемен. Полезным будет перед госпитализацией:

  • разъяснить будущему пациенту слово «больница» . Не стоит запугивать ребенка страшными рассказами, но можно устроить небольшую ролевую игру, в которой добрый врач будет спасать деток от различных недугов, давая им таблетки, делая уколы. После можно перейти к пояснительному разговору с малышом: «Скоро мы поедим в больничку, и останемся там на несколько дней. Врач сделает тебе укол (будет немножко больно), ты уснешь крепко-крепко. А когда проснешься, твое сердечко будет здоровым»;
  • позволить малышу взять с собой вещи, которые он хочет/ему нужны : игрушки, канцелярию, одежду.

В больнице могут возникнуть следующие страхи у маленького пациента:

  • боязнь быть покинутым . Чтобы избежать этого, не следует уходить из больницы, не предупредив малыша. Надо дать ему понять, что родители будут около него (по возможности) часто. Не будет родителей, — придет бабушка/дедушка, врач;
  • страх перед медоборудованием . Следует объяснить ребенку, зачем нужны данные устройства. Можно использовать игровую форму;
  • фобия наказания за проступки . Дите может думать, что все происходящее с ним: болезнь, болезненные процедуры – результат отрицательного поведения. Надо убедить малыша, что все люди подвержены такому испытанию, но лечение помогает выздороветь.

Как психологически подготовить к операции ребенка от 3 до 6 лет?

При подготовке деток такой возрастной группы к операции на сердце надо осторожно подбирать нужные слова-объяснения, ведь неправильный подход может спровоцировать ряд фобий.

Будущему пациенту следует знать о том, что ожидает его в больнице . Но не надо использовать научные, непонятные термины. Разъяснять надо доступным ребенку языком без неприятных подробностей. Не надо обманывать, что боли не будет: «Будет, однако пройдет так же быстро, как ранка от падения с велосипеда».

Необходимо расспросить у ребенка, беспокоит ли его что-то . Если да, то пусть подробно расскажет о предмете боязни.

Ребенок от 6 до 10 лет — методы психологической подготовки

Актуальный подход в подготовке ребенка данного возрастного периода к операции на сердце – разрешение держать контроль над ситуацией. Пусть он сам определяет, какие вещи из гардероба отложить в больницу, какую литературу он будет там читать, в какие игры играть.

Исходя из боязней, которые могут присутствовать у детей 6-10 лет, нужно подбирать методы их подготовки к операции на сердце:

  • следует объяснить ребенку, что после операции его внешность не поменяется, никаких увечий не будет . Он останется таким же красавчиком, а его сердечко будет работать исправно;
  • если малыш боится боли, надо рассказать о наличии врача, который позаботиться о ликвидации боли во время операции . После хирургического вмешательства будут предоставляться специальные таблеточки, купирующие боль;
  • фобию в аспекте потери связи с друзьями реально побороть, заверив, что из больницы можно будет с ними связываться по телефону, или лично (в часы приема).

Операция на сердце у детей раннего школьного возраста может возобновить тот спектр отрицательных «привычек», который был присущ им ранее: неконтролируемое мочеиспускание, заикание, сосание пальца. Такие реакции – результат пережитого, и они зачастую быстро проходят.

Как подготовить подростка к операции на сердце?

В подростковом периоде подход к методам подготовки предстоящей операции на сердце должен быть иным, нежели для маленьких деток:

  • не стоит «душить» вниманием и заботой пациента-подростка, — это будет только раздражать его. Следует прислушаться к его пожеланиям, и если они адекватные – следовать им;
  • нельзя допускать, чтобы подросток замыкался в себе, храня внутри обиды и недопонимания. Нужно стимулировать ребенка на общение с его врачом, иным персоналом в больнице;
  • полезным будет ведение дневника о днях пребывания в стационаре. Это не только отвлечет пациента, но и скрасит его время провождение в лечебнице.

Операция является одним из наиболее ответственных этапов в лечении больного ребенка. Очень важен вопрос о необходимости и сроках проведения хирургического вмешательства.

Показания к операции у детей

Показания к операции могут быть абсолютные и относительные. К абсолютным показаниям относятся такие заболевания или состояния, при которых без экстренного хирургического вмешательства дети могут погибнуть: деструктивный аппендицит, ущемление грыжи, атрезия каких-либо участков желудочно-кишечного тракта и т. п. Относительными показаниями являются заболевания или состояния, для излечения которых требуется оперативное вмешательство, но операция не должна проводиться в экстренном порядке. К таким заболеваниям относятся неущемлен-ная грыжа, незаращение неба, многопалость и др. Возраст ребенка является важным фактором при решении вопроса о времени проведения операции. По абсолютным показаниям операции проводятся в любом возрасте, новорожденным и даже недоношенным детям. При относительных показаниях различные оперативные вмешательства следует проводить в том возрасте, когда это наиболее целесообразно, учитывая характер заболевания.

Выполнение многих оперативных вмешательств у новорожденных возможно лишь при наличии большого опыта у хирурга в проведении операций и послеоперационного выхаживания больных, необходимого обезболивания, соответствующего инструментария и оснащения. В противном случае все операции, кроме жизненно необходимых, следует отложить.

Противопоказания к операции у детей

Абсолютно противопоказаны операции детям, которые из-за имеющихся у них пороков являются нежизнеспособными. Не следует начинать операцию у ребенка, находящегося в преагональном и атональном состоянии или в состоянии шока III и IV степени, но после выведения из этого состояния, при наличии абсолютных показаний, можно проводить оперативное вмешательство. В тех случаях, когда причина тяжелого состояния может быть устранена только хирургическим путем (кровотечение, пневмоторакс и т. п.), операцию можно начинать и до окончательного выведения пациента из шока на фоне противошоковых мероприятий.

К относительным противопоказаниям относятся заболевания дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения нормального развития ребенка, связанные с недостаточным питанием, поносами и другими причинами, экссудативный диатез, пиодермия, резко выраженные явления рахита, состояние после вакцинации, повышение температуры неясной этиологии.

Развитие анестезиологии и реаниматологии расширило возможности хирургических вмешательств даже у очень тяжело больных. Кроме того, некоторые дети в течение многих месяцев страдают каким-либо заболеванием дыхательных путей, а длительное откладывание операции опасно или способствует респираторным заболеваниям (например, при незаращении неба). В таких случаях проводят вмешательство, как только появился светлый промежуток и стихли катаральные явления.

Оперируют детей только с согласия родителей или людей, которые их заменяют. Письменное согласие вкладывают в историю болезни. В крайнем случае можно обойтись устным согласием, данным при свидетелях. Если имеются абсолютные показания к операции, а родителей не удается известить об этом и их согласие не получено, вопрос об операции решается консилиумом из 2- 3 врачей и об этом ставится в известность главный врач.

Обследование и подготовка ребенка к операции.

В большинстве случаев перед проведением сравнительно небольших и не очень травматичных операций ограничиваются общепринятым клиническим обследованием: осмотр ребенка, аускультация грудной клетки, анализы мочи и крови и др. Перед большими и травматичными операциями на органах грудной клетки и брюшной полости, почках и мочевыводящих путях, некоторыми ортопедическими операциями, помимо специальных диагностических исследований (о которых будет сказано в соответствующих главах), определяют состояние основных жизненно важных функций организма ребенка. В число этих исследований входит определение показателей газообмена и внешнего дыхания, основных параметров гемодинамики (пульс, артериальное, а иногда и венозное давление, ЭКГ, а при необходимости поликардиография, реография). Не менее важное значение имеет определение функции почек (диурез, клиренс по эндогенному креатинину, остаточный азот, мочевина плазмы и мочи); печени (белковообразовательная, пигментная, антитоксическая функция, бромсульфалеиновая проба); объем циркулирующей крови и ее компонентов, уровня основных электролитов в плазме и эритроцитах, азотистого баланса, гормонального профиля. В определенных случаях важно знать состояние свертывающей и антнсвертывающей систем и другие показатели.

Перед операцией ребенка взвешивают и измеряют его рост.

Подготовка я операции занимает важное место в хирургическом лечении ребенка. Она зависит от состояния больного, характера операции и времени, которое остается до операции. Перед большими и травматичными операциями и у детей со значительными нарушениями жизненно важных функций усилия хирурга и анестезиолога направлены на то, чтобы по возможности скорриги-ровать имеющиеся сдвиги дыхания,^ гемодинамики, биохимических констант и других функций.

Перед срочными вмешательствами по поводу перитонита, непроходимости кишечника, кровотечения, когда до начала операции остается очень мало времени, даже без специальных исследований внутривенно переливают раствор Рингера, глюкозу, кровь или плазму. Это способствует дезинтоксикации и восстановлению нарушенного гидроионного равновесия.

Накануне операции ребенок получает обычную для него диету, ему делают очистительную клизму и гигиеническую ванну. В день операции сбривают волосы с операционного поля (если есть необходимость).

Общие особенности хирургической техники и тактики

Необходимым условием техники детского хирурга является стремление к минимальной травматизации тканей. Ткани ребенка, особенно младшего возраста, богаты жидкостью, рыхлые, нежные и тонкие. Они склонны с отеку, разрывам, размозжениям, образованиям гематом. Все это способствует последующему инфицированию, плохому заживлению и возникновению других осложнений. Для уменьшения травматизации необходимо исключительно нежное, бережное обращение с тканями, выбор по возможности наиболее простого метода операции, при необходимости гидравлическая препаровка тканей 0,25% раствором новокаина. Во время операции органы и ткани ребенка лучше брать пальцами, а не применять для этого пинцет. Препаровку тканей у ребенка лучше проводить острым путем. Весьма существенное значение в атравматичном оперировании имеет применение специальных инструментов для детской хирургии. О нежном и бережном отношении к тканям детские хирурги должны постоянно помнить, ибо больные во время операции в большинстве случаев находятся под наркозом и это несколько ослабляет «бдительность» оператора в плане атравматичности своих манипуляций.

Дети весьма чувствительны к кровопотере, поэтому необходимо стремиться к бескровному оперированию, что достигается тщательным гемостазом, применением электрокоагуляции и электроножа, кровоостанавливающих губок, а также педантичным и своевременным возмещением кровопотери.

Лабильность терморегуляции требует по возможности быстрого оперирования, укрывания внутренних органов теплыми влажными салфетками и поддержания адекватного теплового режима. Для этого применяют специально подогреваемые столы, укладывают ребенка на грелки и т. п. Быстрота оперирования ни в коем случае не должна быть за счет торопливых, резких и неосторожных движений.

У детей паренхиматозные органы брюшной полости относительно больше, чем у взрослых, поэтому хирургический доступ, в частности лапаротомию, у маленького ребенка также производят относительно шире, чем у взрослого.

Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.

Диагностические и лечебные мероприятия в у детей имеют цель - обеспечить благополучный исход оперативного вмешательства. В предоперационном периоде определяют степень нарушений, вызванных основным заболеванием, исследуют функцию важнейших органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной). В одних случаях для получения указанных сведений достаточно обычного врачебного осмотра и общепринятых анализов крови, мочи, грудной клетки, например при паховой грыже, крипторхизме (см.), (см.) и пр. При других заболеваниях необходимы дополнительные исследования [ , (см.), контрастное и пр.], например при болезни Гиршспрунга, бронхоэктазах и др.

Предоперационная подготовка в случаях экстренных оперативных вмешательств должна быть краткой и направлена на устранение расстройств, угрожающих жизни и препятствующих выполнению операции.

Во всех случаях необходимо устрашив гипертермию, что достигается применением физических методов охлаждения (вентилятор, пузыри со льдом на области магистральных сосудов, влажные обертывания) и медикаментозных средств (введение внутримышечно 1 % раствора - 0,5 мл на 1 кг веса и 50% раствора анальгина - 0,1 мл на 1 год жизни). При выраженной интоксикации и обезвоживании (например, при , кишечной непроходимости) с целью дезинтоксикации и перед операцией вводят внутривенно капельно плазму, раствор Рингера; для восполнения энергетических ресурсов переливают 10% раствор глюкозы с инсулином (1 ЕД инсулина на 4 г сухой глюкозы). По показаниям назначают сердечные средства, кислород, . В случаях шока, обусловленного механической травмой или ожогом, к операции приступают лишь после выведения больного из состояния шока с помощью гемотрансфузии (переливания крови), введения жидкости, применения обезболивающих и сердечных средств, кислородной терапии.

Перед экстренным оперативным вмешательством, выполняемым под наркозом, во избежание рвоты и аспирации рвотных масс необходимо опорожнить желудок через зонд, аспирировать (отсосать) слизь из верхних дыхательных путей. Непосредственно перед операцией ребенка заставляют помочиться или спускают мочу катетером.

Перед плановыми операциями по поводу заболеваний и предоперационная подготовка включает общеукрепляющие мероприятия: рациональное питание, витаминотерапию, по показаниям проводят , плазмы. Кроме того, проводится, терапия, направленная на максимально возможное уменьшение расстройств, вызванных заболеванием. Например, при болезни Гиршспрунга с помощью повторных сифонных клизм добиваются снижения каловой интоксикации, обусловленной хроническими запорами. При бронхоэктазах перед операцией стремятся к максимальному освобождению бронхов от мокроты и уменьшению воспалительных изменений в бронхах (ЛФК, ингаляции с антибиотиками и щелочными растворами, отхаркивающие средства, лечебные и пр.). При гидронефрозе (см.) в случаях, осложненных (см.), перед операцией проводят курс антибактериальной терапии с применением сульфаниламидов, нитрофурана. В ряде случаев в порядке предоперационной подготовки проводят паллиативные вмешательства, обеспечивающие лучшие условия выполнения радикальной операции (например, гастростомия при рубцовой непроходимости , каловый при тяжелых, не поддающихся консервативному лечению запорах и пр.).

В день операции детей не кормят, накануне - гигиеническая ванна и очистительная клизма.

Подготовка к операции имеет свои особенности, связанные с изменчивостью температурной реакции, низкой , пониженной сопротивляемостью инфекции. Новорожденного помещают в кувез (см.) с температурой 24-26°, где поддерживается высокая влажность и подается кислород. Перед операцией назначают викасол внутримышечно - 0,3% раствор по 0.2 мл 3 раза в день.

Предоперационный период у детей . В целях сокращения пребывания ребенка в стационаре (опасность внутрибольничной инфекции) подготовку и обследование начинают в поликлинике.

При поступлении ребенка в стационар врач тщательно осматривает его кожу и слизистые оболочки в целях раннего выявления различных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, ветряная оспа, гепатит и др.). Особое внимание обращают на хронические очаги инфекции (тонзиллит, кариозные зубы, пиодермия), являющиеся противопоказанием к плановой операции. При обезвоживании, токсикозе, анемии, гипопротеинемии, нарушении свертываемости крови и др. в подготовку включают соответствующие мероприятия. В срочных случаях (например, кровотечение, асфиксия новорожденного при атрезии хоан, диафрагмальной грыже и др.) операцию проводят без подготовки. Подготовка бывает интенсивной, но непродолжительной (например, при перитоните) и длительной (при болезни Гиршспрунга, бронхоэктатической болезни и др.).

Нарушения водно-солевого обмена устраняют посредством капельных или одномоментных вливаний изотонического раствора хлорида натрия. Чем ребенок младше, тем большую опасность представляют одномоментные вливания, которые проводят медленно, не превышая 25% суточной дозы. Для ликвидации анемии производят переливание крови, причем у детей преимущество отдают прямому переливанию или переливанию свежецитратной крови; иногда целесообразно переливать отдельные ингредиенты (эритроцитную массу, тромбоцитную массу, плазму и др.).

Пневмония является временным противопоказанием к операции и требует интенсивного лечения. Температуру свыше 38,5" во избежание тяжелых реакций на наркоз и операционную травму необходимо снизить до операции. Для этого, сочетают методы гипотермии физические (охлаждение тела, промывание желудка и клизмы холодной водой, пузыри со льдом на паховые области) и медикаментозные (внутримышечные инъекции 1% раствора амидопирина, нейроплегических средств).

Шок ликвидируют комплексными мерами с учетом основного фактора шоковой реакции. Обеспечивают адекватную легочную вентиляцию. По показаниям проводят интубацию, трахеостомию и искусственное дыхание. Нормализуют кровяное давление путем гемотрансфузии, вазо- и кардиотоническими средствами. Проводят общее и местное обезболивание (поверхностный наркоз, местная, проводниковая анестезия, блокады - ваго-симпатическая, поясничная, пресакральная). При острой интоксикации, связанной с гнойно-воспалительным очагом или инфекционно-токсическим состоянием, проводят до операции лечение антибиотиками и сульфаниламидами, учитывая необходимость создать высокую концентрацию антибактериального вещества в очаге поражения (их вводят внутриартериально, внутривенно, в костномозговой канал и др.). Перед плановыми «чистыми» операциями применение антибиотиков ограничивают строгими показаниями (перед операцией на толстом кишечнике).

Непосредственная подготовка к операции заключается в очистительной клизме, гигиенической ванне. В день операции ребенка не кормят; грудным детям за 3 часа до вмешательства дают 100-120 мл 5% раствора глюкозы. Перед экстренной операцией обязательно очищение желудка путем введения зонда или промывания во избежание регургитации, рвоты во время наркоза и аспирации пищевых масс.

Новорожденного ребенка готовят к операции в роддоме сразу по установлении диагноза. Прекращают кормление, вводят витамин К в дозе 2,5 мг в сутки, при рвоте вставляют постоянный желудочный зонд. Назначают оксигенотерапию (концентрация кислорода не более 30%). Ребенка укладывают в кювез или обкладывают грелками, предупреждая охлаждение. По показаниям (при атрезии пищевода, диафрагмальной грыже) ребенку придают положение полусидячее или на боку, периодически отсасывают слизь из пищевода, носоглотки и трахеи.

При подготовке к операции детей старшего возраста учитывают их нервно-психический статус, отношение к предстоящему вмешательству. Особо возбудимые, нервные дети нуждаются в психологической и медикаментозной подготовке. Дети, настроенные негативно, остро боящиеся вмешательства и не поддающиеся суггестивной терапии, подлежат выписке на некоторое время домой, если операция назначена в плановом порядке.

Премедикация назначается врачом-анестезиологом. Для премедикации у детей часто используют холинолитики (атропин, метацин) и анальгетики (промедол, омнопон). Морфин у детей применять нецелесообразно из-за выраженных побочных эффектов (тошнота, рвота, угнетение дыхания). Холинолитики и анальгетики вводят за 45 мин. до операции под кожу, за 30 мин.- внутримышечно, за 5 мин. до операции - внутривенно.

Беспокойным, невропатичным детям назначают за 1-3 дня до операции 2 раза в сутки мепротан (андаксин), триоксазин, обливон и др.

По специальным показаниям используют антигистаминные препараты (дипразин, супрастин, димедрол и т. п.), значительно улучшающие течение анестезии благодаря выраженному седативному противошоковому и противоаллергическому действию. Применение их целесообразно при травматических операциях, исследованиях с использованием контрастных веществ, а также у детей, страдающих аллергическими заболеваниями. Антигистаминные препараты вводят внутримышечно за 90 мин. до наркоза. Дозировка - см. таблицу.

Дозировка веществ, используемых для премедикации у детей
Возраст Доза препаратов, в мг
атропин, метацин промедол, омнопон дипразин мепротан
Новорожденные 0,05 0,5 2-3 -
1-6 мес 0,1-0,15 0,5-1,0 5 -
6-12 мес 0,1-0,2 0,7-1,0 10 -
1-3 года 0,1-0,3 1,0-3,0 15-20 25-50
3-6 лет 0,4-0,5 4,0-6,0 25-30 75-100
6-10 лет 0,5-0,7 7,0-9,0 35-40 150-200
11-14 лет 0,7-0,8 10,0-15,0 45-60 250-300

После введения препаратов с целью премедикации, особенно антигистаминных веществ, ребенка укладывают в постель и транспортируют в горизонтальном положении.

Дозировка веществ, используемых в премедикации, не должна быть стандартной. Более крупные, здоровые дети получают увеличенные, а слабые - уменьшенные дозы (примерно на 1/3). Если премедикация оказывается недостаточной (ребенок возбужден, плачет, саливация не уменьшена), в наркозной комнате или операционной ему внутривенно вводят дополнительно половину возрастной дозы атропина и промедола.

(Написано докт. мед. наук А. И. Ленюшкиным. )

Как и у взрослых больных суть дооперационной подготовки детей состоит в создании наилучших условий для хирургического вмешательства, однако возникающие при этом конкретные задачи и методы их решения имеют определенные особенности, которые выражены тем больше, чем младше ребенок. Характер подготовки и ее продолжительность зависят от ряда факторов: возраста ребенка, срока поступления с момента заболевания (рождения), наличия сопутствующих заболеваний и осложнений и т. д. Учитывается также вид патологии и срочность операции (плановая, экстренная). При этом часть мероприятий является общей для всех болезней, другая же часть применима лишь при подготовке к определенным операциям и в определенных ситуациях. Медицинская сестра должна хорошо ориентироваться в возрастных особенностях подготовки и со знанием дела выполнять назначения врача.

Новорожденных и грудных детей оперируют чаще всего по экстренным и неотложным показаниям, обусловленным пороками развития внутренних органов. Основными задачами дооперационной подготовки является профилактика дыхательной недостаточности, переохлаждения, нарушения свертываемости крови и водно-солевого обмена, а также борьба с этими состояниями.

Профилактика дыхательной недостаточности и борьба с ней начинается уже в родильном доме. Причины дыхательной недостаточности многообразны (родовая травма, пороки развития диафрагмы и легких, аспирация рвотных масс, пневмония и др.). До установления диагноза и в дальнейшем по указанию врача сестра сосредотачивает основное внимание на профилактике аспирации ребенком рвотных масс и слизи. Прекращают кормление ребенка через рот. При наличии срыгиваний и рвоты в желудок вводят резиновый катетер, через который отсасывают содержимое. При парезе кишечника вводят в прямую кишку газоотводную трубку. Регулярно удаляют из носоглотки слизь с помощью отсоса или мягких тампончиков.

При наличии аспирационной пневмонии врач осуществляет отсасывание аспирированных масс из верхних дыхательных путей с помощью трахеобронхоскопии или прямой ларингоскопии. Все перечисленные мероприятия сочетаются с назначением ребенку увлажненного кислорода, антибактериальной и противовоспалительной терапии, поддерживанием деятельности сердечно-сосудистой системы. Для профилактики возникновения новых ателектазов и гиповентиляции медицинская сестра должна часто менять положение ребенка в кровати или кувезе.

Профилактика переохлаждения находится в центре внимания медицинской сестры с первых минут поступления ребенка в стационар. Несовершенство терморегуляции у новорожденного ребенка может способствовать значительному охлаждению его во время транспортировки. Снижение температуры тела ниже 34°С вызывает остановку дыхания. Поэтому в хирургическом отделении лучше сразу же поместить ребенка в кувез-инкубатор, температура в котором поддерживается 28-30° С для доношенных и 30-32° С для недоношенных. Непосредственно перед отправлением больного в операционную его конечности укутывают ватой или специально приготовленными ватничками, фланелевыми пеленками. Переохлаждение особенно опасно у недоношенных детей.

Профилактика геморрагического синдрома является весьма важным разделом дооперационной подготовки новорожденных, так как на 2-5-м дне жизни свертываемость крови замедлена. Для нормализации свертываемости крови назначают витамин К (викасол).

Борьба с нарушениями водно-солевого обмена проводится в соответствии с их тяжестью. В зависимости от процента потери массы тела и клинической картины различают 3 степени обезвоженности: I степень - слабая дегидратация, при которой потеря массы достигает 5% от исходной величины; II степень - умеренная дегидратация, при которой потеря массы составляет 5-10%, кожные покровы и слизистые оболочки становятся сухими, диурез уменьшен, может отмечаться умеренный подъем температуры тела; III степень - выраженная дегидратация, при которой потеря массы достигает более 10%, кожа теряет эластичность, тургор низкий, большой родничок втянут, глаза запавшие, количество выделяемой мочи резко уменьшено, наблюдается гипертермия, тахикардия с уменьшением артериального давления. I степень обезвоженности не является противопоказанием для немедленного оперативного вмешательства, II и III - требуют обязательной предоперационной коррекции, ибо опасны развитием шока.

Борьба с нарушениями водно-солевого обмена осуществляется путем внутривенного введения жидкости. Сестра должна строжайшим образом контролировать количество и состав вводимой жидкости и неукоснительно соблюдать указания врача на этот счет, ибо опасно как недостаточное введение жидкости, так и ее избыток.

Детей более старшего возраста оперируют как в плановом порядке, так и по экстренным показаниям. В первом случае проводят тщательное клиническое обследование. Большое внимание должно быть уделено щажению психики маленького ребенка. Дети часто проявляют признаки волнения, спрашивают, когда же будет операция, испытывают страх перед вмешательством. Нервно-психические срывы иногда связаны с манипуляцией, производимой неожиданно, поэтому всегда необходимо кратко разъяснить ребенку характер предстоящей процедуры. Совершенно необходимо избегать устрашающих слов и выражений, действовать больше не окриком, а ласковым и ровным обращением. В противном случае медицинская сестра может свести на нет все усилия врача, стремящегося добиться доверия, спокойствия ребенка, которому назначена сложная операция.

Психическая подготовка имеет большое значение для благоприятного исхода оперативного вмешательства и нормального течения послеоперационного периода. Не следует забывать также, что дефекты со стороны медицинского персонала в психической подготовке маленького пациента обусловливают эмоциональные расстройства, нарушения в формировании характера ребенка.

В процессе дооперационной подготовки при плановом вмешательстве ведущее место приобретает борьба с анемией и хроническими расстройствами питания . В комплекс лечебных мероприятий входят рациональная диета, назначение препаратов железа, витаминов, переливание крови и плазмы. Об эффективности проводимого лечения свидетельствует как повышение цифр гемоглобина, так и нарастание массы тела.

Непосредственно перед операцией , а точнее накануне ее, делают гигиеническую ванну, на ночь назначают успокаивающие средства. Последний прием пищи разрешают в ужин, на ночь ставят очистительную клизму.

За 30-40 мин до операции проводят премедикацию промедолом и атропином. В операционную ребенка доставляют на каталке или на руках.

При экстренных вмешательствах так же, как и у взрослых подготовку ограничивают самыми необходимыми исследованиями и мероприятиями. Частные вопросы подготовки к операции детей . Перед операцией на органах грудной клетки , в частности по поводу хронических неспецифических воспалительных заболеваний легких, подготовка включает ряд мероприятий, целью которых является тренировка аппарата внешнего дыхания, санация бронхиального дерева и борьба с гнойной интоксикацией.

Тренировка аппарата внешнего дыхания осуществляется в форме лечебной гимнастики, массажа, прогулок и игр на свежем воздухе; детей обучают полному глубокому дыханию, упражнениям, усиливающим вентиляцию здоровых отделов легкого. В специализированных лечебных учреждениях это входит в обязанности специально обученного методиста, однако отдельные элементы данного комплекса могут быть выполнены палатной сестрой.

Для санации бронхиального дерева и борьбы с гнойной интоксикацией создают условия для лучшего отхождения мокроты, дают отхаркивающие средства, вводят ферменты, способствующие разжижению мокроты. Периодически проводят бронхоскопию под наркозом с целью отсасывания мокроты и введения антибиотиков, антибиотики вводят в бронхиальное дерево также путем аэрозольной ингаляции, которая особенно удобна у детей младшего возраста. Ингаляция проводится 1-2 раза в день 15-20 мин, ежедневно. Кроме антибиотиков, применяют аэрозоли с ферментами (трипсин, химопсин), 2% раствором соды.

Перед операцией на органах брюшной полости мероприятия дооперационного периода, помимо укрепления общего состояния больного, направлены на профилактику пареза кишечника и осложнений со стороны кишечных анастомозов в послеоперационном периоде. Особо важное значение имеет освобождение желудка при непроходимости пищеварительного тракта (отмена кормления, введение желудочного зонда), а также очищение толстой кишки от каловых масс при операциях на ней. Так, при болезни Гиршпрунга, долихосигме, удвоениях толстой кишки кишечник готовят к операции по 2-3-е. суток. Назначают легкую диету (бульон, кефир, кисель), ежедневно ставят очистительную (а по показаниям - сифонную) клизму. Профилактически внутрь назначают антибиотики для угнетения кишечной флоры.

Перед операцией на органах мочевой системы больным с проявлениями почечной недостаточности нормализуют кислотно-щелочное состояние, электролитный и белковый баланс (трансфузии крови, электролитов, гидрокарбоната натрия, глюкозы и др.), а при активности воспалительного процесса в мочевых путях проводят курс антибактериальной терапии.

Больным с мочевыми свищами и недержанием мочи делают ежедневно гигиенические ванны на ночь или в "тихий час", несколько раз в день подмывают ребенка теплым раствором калия перманганата. При явлениях мочевого дерматита вокруг свища и на промежности кожу облучают кварцевой лампой, обрабатывают цинковой пастой или пастой Лассара.

При подготовке больного к операции, связанной с замещением мочеточника или мочевого пузыря сегментом кишки, а также пересадкой мочеточника в толстую кишку, производят исследование кала на яйца глистов и соскоб кожи вокруг анального отверстия для исследования на яйца остриц. В течение 5-7 дней до операции назначают антибиотики с целью подавления кишечной флоры, а также предотвращения вспышки пиелонефрита.