Прежде чем мы приступим к советам о том, как сбалансировать уровень сахара в крови, мне бы хотелось рассмотреть некоторые основные понятия, касающиеся сахара в крови, которые я буду использовать в данной статье.

Сахар в крови/глюкоза в крови – глюкоза – это разновидность сахара, находящегося в нашем кровотоке. Глюкоза – это предпочтительный источник энергии для организма.

Инсулин – поджелудочная железа выделяет инсулин – гормон, который перемещает глюкозу из крови в клетки тела. Он стучит в клетку и говорит: «Открывайте, у меня есть глюкоза, которую мне нужно убрать из кровотока, поэтому берите ее и используйте как источник энергии».

Инсулиновая резистентность – когда мы потребляем большое количество рафинированных углеводов с небольшим количество жиров и белков, уровень сахара у нас в крови резко повышается, и поджелудочная железа лихорадочно пытается компенсировать секрецию инсулина. Эта гиперкомпенсация инсулина в конечном итоге вызывает инсулиновую резистентность, которая приводит к сахарному диабету 2 типа, если продолжает сохраняться нездоровый рацион. Однако есть положительный момент – это можно повернуть вспять с помощью здорового питания, которое сбалансирует уровень сахара у Вас в крови.

Гликоген – глюкоза, которая не попадает в клетки тела, переносится в печень, где превращается в гликоген. Это разновидность накапливаемого сахара, которая расщепляется, чтобы стабилизировать низкий уровень содержания сахара в крови между приемами пищи и ночью. Организму полезно накапливать гликоген, но стрессы и гормональная дисфункция исчерпывают нашу способность накапливать гликоген, и это может способствовать дисбалансу уровня сахара в крови.

Гипергликемия – гипергликемия – это термин для высокого уровня содержания сахара в крови . Нормально, когда после приема пищи происходит подъем уровня сахара, но хронически высокий уровень сахара в крови вызывает серьезные проблемы со здоровьем.

Гипогликемия – гипогликемия – это низкий уровень сахара в крови . Гликоген – сахар, накапливаемый в печени – отвечает за подъем уровня сахара в крови между приемами пищи и должен предотвращать гипогликемию. Однако стресс и гормональный дисбаланс снижают способность организма хранить гликоген. Гипогликемия также может возникнуть после приема пищи с высоким содержанием углеводом и низким содержанием жиров, когда излишний инсулин поставляет слишком много сахара в клетки.

Сбалансируйте уровень сахара в крови, станьте здоровыми!

У большинства людей дисбаланс уровня сахара в крови может быть легко устранен, но они даже не подозревают, что это – существенный фактор, способствующий возникновению у них проблем со здоровьем и отсутствию энергии. Если Вы постоянно чувствуете усталость, то высока вероятность, что к этому имеет отношение уровень сахара у Вас в крови. Со временем дисбаланс уровня сахара в крови может привести к таким серьезным заболеваниям, как сахарный диабет 2 типа.

Симптомы дисбаланса уровня сахара в крови включают в себя:

Чувство усталости

Тягу к определенному виду пищи

Головные боли

Переменчивость настроения

И тревожность

Причины дисбаланса уровня сахара в крови:

Нездоровое питание (обработанные продукты, добавленный сахар и простые углеводы)

Сахарный диабет I и II типа

Дисфункция поджелудочной железы

Грибок кандида

Уровень сахара в крови становится несбалансированным, когда в Вашем рационе слишком велико содержание различных видов сахара, который быстро попадает в кровь и может вызывать резкие смены настроения из-за экстремального повышения уровня глюкозы в крови. Сладкие продукты, особенно обработанные, которые содержат огромное количество добавленного сахара, вызывают у Вас прилив энергии из-за сахара, за которым следует спад также благодаря сахару.

Вот сценарий, к которому мы стремимся, когда принимаем меры, чтобы естественным образом сбалансировать уровень сахара в крови:

Когда мы употребляем полезные источники углеводов с большим содержанием полезных жиров и белков, глюкоза из этой еды попадает в кровь медленно, и поджелудочная железа реагирует выделением дозированного количества инсулина .

Инсулин переносит надлежащее количество глюкозы в клетки, и она используется для энергии. Отсутствует избыточный инсулин, движущийся по кровотоку и вызывающий раздражение .

Мы избегаем «всплесков энергии из-за сахара» и «падений уровня энергии из-за сахара» в течение дня. Мы спокойно можем провести 3 часа или больше между приемами пищи, не ощущая тяги к сладкому и не чувствуя слабости, раздражительности или усталости.

Дисбаланс уровня сахара в крови может вызвать раздражение и колебания настроения, устойчивый уровень сахара в крови уменьшает раздражение и помогает сбалансировать гормоны.

Поскольку устойчивый уровень сахара в крови означает отсутствие тяги к сладкому или углеводам, даже неподатливый вес начинает таять благодаря сбалансированному уровню сахара в крови.

Готовы естественным образом сбалансировать уровень сахара в крови? Давайте начнем!

1. Сбалансируйте уровень сахара в крови с помощью большого количества полезных жиров

Каждый раз, когда мы съедаем что-то, являющееся источником углеводов, это должно сопровождаться качественным источником жиров. Жиры замедляют всасывание глюкозы в кровь и предотвращают приливы и спады энергии из-за сахара. От этого мы дольше чувствуем сытость, потому можем добиться здорового веса или сохранить его.

Что происходит, когда мы пытаемся придерживаться диеты с низким содержанием жиров? Во-первых, мы заменяем жиры в нашей еде сахаром и рафинированными углеводами, поскольку удаление жиров из питания также удаляет приятный вкус и влагу. Во-вторых, мы испытываем тягу к сладкому и постоянный голод. Это обусловлено тем, что жиры дают чувство сытости и удовлетворения после приема пищи, в то время как углеводы сами по себе не оказывают такого воздействия.

Когда дело касается выбора жиров, игнорируйте то, что производится на заводах. Кукурузное масло, соевое масло, сафлоровое масло, подсолнечное масло и маргарин являются в высшей степени обработанными и могут вызвать воспалительные процессы в организме. Как показывает опыт, лучше использовать те жиры, которые позволяли Вашим предкам 10,000 (и даже 100,000 лет назад!) процветать. Это включает в себя жиры от травоядных животных, такие как сливочное масло, гхи, яичные желтки, и животный жир. Кокосовое масло и оливковое масло тоже являются прекрасным вариантом.

2. Не ешьте постоянно /не перекусывайте, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови

Как часто Вы слышали «Лучше всего есть небольшие порции, но часто, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови»? Это спорный вопрос. Многие исследователи питания, которых я очень уважаю, включая Сару Бэллентайн, написавшую книгу The Paleo Approach (Палео-подход) , считают, что лучше перейти к бо льшим порциям и реже принимать пищу, чтобы помочь регулировать гормоны голода. Собственно говоря, у нас нет доказательств на основе научных исследований, чтобы утверждать, что частый прием небольших порций еды улучшает здоровье.

Принимая во внимание вышесказанное, я полагаю, что, возможно, необходимо медленно переходить к менее частым приемам пищи, если Вы страдаете от надпочечниковой недостаточности, хронического утомления, аутоиммунных болезней, воспалений и/или нарушений пищеварения. Хорошая отправная точка – это 3-4 плотных приема пищи в день, если Вы привыкли перекусывать на протяжении дня. Периодическое голодание может быть полезным, но по моему опыту, не тогда, когда баланс уровня сахара в крови серьезно нарушен. Tем не менее между ужином и завтраком лучше выдержать минимум 12 часов.

3. Всегда завтракайте для достижения сбалансированного уровня сахара в крови

На основании вышесказанного можно понять, обычно завтрак – это важная часть дня для баланса уровня сахара в крови. Если Вы не голодны во время завтрака, но позже в течение дня испытываете сильный голод и в конце концов переедаете, то Вам необходимо приучить свой организм «заправляться» по утрам. Если Вы не голодны во время завтрака, имеете нормальный вес и нормальный аппетит на протяжении остального дня и не переедаете, то не заставляйте себя съедать завтрак. Завтрак весьма важен, только если Вам необходимо сбалансировать уровень сахара в крови и гормоны стресса.

Завтрак должен включать в себя здоровый источник белка, источник жира и источник углеводов (например, целый фрукт или половинка сладкого картофеля).

Завтрак с белками, по мнению эксперта Криса Крессера, высказанному в книге Your Personal Paleo Code (Ваш личный палео-код) , оказывает стабилизирующее влияние на уровень сахара в крови на протяжении всего оставшегося дня.

4. Белок необходим для баланса уровня сахара в крови

Качественные жиры замедляют всасывание глюкозы в кровь, давая чувство сытости и удовлетворения. Белки помогают клеткам поглощать сахар, чтобы Ваше тело использовало его для энергии. И, конечно, углеводы обеспечивают Ваш организм предпочтительным источником «топлива» – глюкозой.

Видите, как эти три макроэлемента – жиры, белки и углеводы – замечательно работают вместе?

Мы сталкиваемся с трудностями, когда употребляем макроэлементы низкого качества и/или употребляем их несоразмерно. Слишком много белков без полезных жиров, например, могут уменьшить усвоение растворимых в жире витаминов A и D. Употребляйте здоровые источники белков, углеводов и жиров при каждом приеме пищи, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

5. Попытайтесь на несколько недель отказаться от зерновых, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови

Безглютеновая – это новая диета, но ее не всегда достаточно. Я глубоко уверена, что безглютеновая диета – это всегда хороший вариант, по крайней мере на некоторое время по причине генетического состава современной пшеницы и методов обработки пшеницы. Однако безглютеновая диета не становится автоматически здоровой диетой, поскольку в нее часто входят ингредиенты, вызывающие раздражение, такие как растительные масла, соя, рафинированный сахар и другие зерновые.

Эти продукты подрывают Ваш баланс уровня сахара в крови двумя способами: во-первых, они вызывают раздражение, поддерживающее высокий уровень сахара в крови. Во-вторых, зерновые и рафинированный сахар резко повышают у Вас уровень сахара в крови до опасных пределов. Термин «полезные цельные злаки» – это оксюморон. Хотя зерновые завтраки похваляются «низким содержанием жиров!» и «высоким содержанием клетчатки!», все равно они наносят ущерб уровню сахара в крови и способствуют появлению дисбаланса. Предполагается, что зерновые продукты должны быть «сложными углеводами», следовательно, должны выделять глюкозу медленно, но многие зерновые продукты быстро вызывают всплеск сахара в крови и многим причиняют больше вреда, чем пользы.

Кроме того, употребление зерновых закрепляет мальабсорбцию углеводов. Это происходит потому, что крахмал из зерновых повреждает ворсинки и микроворсинки в тонком кишечнике – пальцевидные выросты, ответственные за всасывание питательных веществ. Как сказано в книге The Gut and Psychology Syndrome (Синдром кишечника и психологии) , это создает проницаемую слизистую оболочку кишечника и способствует чрезмерному росту болезнетворных бактерий. Оба этих фактора вредят Вашему балансу уровня сахара в крови, провоцируя тягу к сладкомy. Попробуйте получать углеводы из корнеплодов и фруктов в течение 2 недель и посмотрите, как улучшится ситуация с уровнем сахара в крови и симптомами нарушения пищеварения. Через 2 недели Вы можете вновь ввести некоторые цельные злаки, такие как гречка и киноа, но все же сведите к минимуму выпечку (включая безглютеновую).

6. Оказывайте предпочтение корнеплодам, бобовым и фруктам в качестве углеводов, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

Вместо того, чтобы получать углеводы из зерновых, выбирайте полезные углеводы из свежих цельных фруктов, бобовых и корнеплодов. Эти углеводы не поддерживают раздражение или кишечные поражения, как это делают зерновые. Наслаждайтесь свежими фруктами по сезону, а также различными замороженными фруктами. Сладкий картофель, морковь, сельдерей, свекла и прочие корнеплоды дают богатый питательными веществами источник полезных углеводов. Помните, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови, наслаждайтесь фруктами и корнеплодами вместе с полезными жирами и белками.

8. Придавайте особое значение качеству сна

Недосыпание наносит серьезный ущерб уровню сахара в крови. Однако хорошо то, что улучшение привычек, связанных со сном, имеет большое значение для обеспечения здорового уровня сахара в крови. Недосыпание влияет на уровень сахара в крови многочисленными способами. В одном исследовании страдающие недосыпанием участники испытывают уменьшение концентрации кортизола, которое в 6 раз ниже обычного. Повышенные вечерние уровни кортизола связаны с инсулиновой резистентностью.

Ненормальный сон также радикально снижает толерантность к глюкозе (усложняя для клеток поглощение глюкозы, создавая более высокий уровень сахара в крови). Это открытие настолько значительно, что исследователи сделали вывод, что «ограничение сна в течение менее 1 недели может привести к состоянию, предшествующему диабету, у молодых здоровых испытуемых» .

10. Используйте глюкометр, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

Мы можем получать подсказки об уровне сахара в крови от своего организма. Например, если Вы чувствуете слабость или раздражительность между приемами пищи, это указывает на гипогликемию (низкий уровень сахара в крови). Если Вы перевозбуждены после приема пищи или перекуса с большим количеством углеводов и низким содержанием жиров, это указывает на гипергликемию. Принимая во внимание вышесказанное, единственный способ правильно понять уровень сахара у себя в крови – это использовать глюкометр. Этот прибор довольно доступен и прост, а повторные траты распространяются только на тест-полоски. Весь смысл в том, чтобы компенсации при приеме пище способствовали балансу уровня сахара в крови. Если уровень сахара у Вас в крови слишком высок, увеличьте количество полезных жиров в своей пище и сократите количество углеводов (помните, фрукты, бобовые и корнеплоды – лучшие углеводы!). Если уровень сахара у Вас в крови слишком низок между приемами пищи, рассмотрите возможность увеличения количества углеводов в рационе и, пожалуй, добавьте перекус.

Несколько недель назад я и девушки из

Издавна сложилась традиция употреблять выражение повышенный уровень сахара в крови, хотя на самом деле это немного неверно. Под понятием сахар в крови подразумевается единственный и главный источник питания для органов и тканей организма – глюкоза. Сахара же при поступлении в организм расщепляются до глюкозы под воздействием специальных веществ в кишечнике, и в кровь она поступает в чистом виде. Часть ее используется для энергетических нужд организма, а часть запасается в виде глюкагона, который при малейшей необходимости расщепляется, превращаясь в глюкозу.

Таким образом, повышенной в крови бывает именно глюкоза, но суть от этого не меняется. Это признак если не серьезного заболевания, такого, как сахарный диабет, то предпосылка для его возникновения.

Для чего в крови глюкоза

Как выше было сказано, глюкоза – главный питательный субстрат для нашего организма. Она представляет собой моносахарид – конечный продукт расщепления в пищеварительном тракте сложных сахаров. Именно глюкоза участвует во всех энергообменных процессах в нашем организме.

Процессы усвоения глюкозы, ее запасания в виде гликогена и обратного превращения находятся в гармоничном равновесии. Поддерживается постоянное количество ее в периферической крови. Отклонение от нормы – сбой системы регулирования в результате заболевания.

Как регулируется

Повышают глюкозу:

  • адреналин и норадреналин – вырабатывается при стрессах и физической активности в надпочечниках;
  • глюкагон – синтезируется в поджелудочной железе, чувствителен к снижению содержания глюкозы;
  • глюкокортикоиды – также вырабатываются в надпочечниках
  • тиреоидные гормоны;
  • гормоны гипофиза и гипоталамуса, увеличивающие выработку гормонов щитовидки и надпочечников, тем самым повышая сахар в крови.

Снижает сахар в крови всего один гормон – инсулин, вырабатываемый клетками поджелудочной железы.

Так должно быть в норме

Кроме гормонов, нормальный уровень сахара в крови регулируется вегетативной нервной системой, повышающей уровень глюкозы симпатической частью, снижая - парасимсимпатической.

Физиологические и патологические причины гипергликемии

Разберемся, когда же повышенный показатель может быть нормой. Это происходит в следующих случаях:

Кратковременное повышение может быть при:

  • интенсивной боли;
  • ожогах;
  • инфаркте миокарда или стенокардитическом приступе;
  • после эпилептического припадка.

Длительный прием лекарственных средств может увеличить содержание сахара в крови. Значимые препараты причины этого – глюкокортикоиды, гормональные контрацептивы, определенные гипотензивные и психотропные лекарства, тиазидные диуретики.

Стойкое повышение глюкозы наблюдается при серьезном заболевании обмена веществ – сахарном диабете. Рассмотрим этот пункт немного подробнее.

Сахарный диабет, причины его развития

Собственно, диабет может быть первичным и вторичным. Первичным диабетом являются два самостоятельных заболевания – диабет тип 1 и тип 2. Вторичный диабет развивается при наличии патологии в ключевых органах, прежде всего в поджелудочной железе (онкология, панкреатит, киста). Это приводит к частичной или полной остановке образования инсулина поврежденным органом. Также существуют заболевания, приводящие к нарушению углеводного обмена путем увеличения выработки гормонов, увеличивающих уровень сахара в крови. Характерно при феохромацитоме, акромегалии, синдроме Ицеко-Кушинга. Отдельно стоит гестационный диабет во время беременности.

Сахарный диабет первого типа – наследственное заболевание аутоиммунной природы. При нем происходит самоуничтожение клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, и сахар прекращает усваиваться. Кроме этого усиленно расщепляются белки и жиры, отравляя организм продуктами обмена.


Люди, страдающие диабетом первого типа, вынуждены постоянно колоть себе инсулин в качестве терапии

Сахарный диабет второго типа развивается несколько по другому сценарию. Он также является наследственно-предрасположенным заболеванием. Клетки поджелудочной железы секретируют инсулин, однако, в силу определенных факторов и заболеваний, снижается чувствительность клеток-мишеней к нему. Таким образом, в крови уровень сахара повышен и наблюдается большое количество инсулина.

Важно выявить болезнь на ранних стадиях. Хотя изначально уровень сахара в крови натощак может быть довольно долго в пределах нормы.

Факторы риска для развития сахарного диабета:

  • ожирение;
  • злоупотребление алкоголем, особенно некачественным и в больших количествах;
  • нерациональное питание с употреблением большого количества быстро усваиваемых углеводов;
  • курение, как непосредственно, так и вызывая сопутствующие заболевания;
  • сидячая работа и отказ от спорта;
  • постоянные стрессы, как на работе, так и дома;
  • атеросклеротическая и гипертоническая болезни.


Употребление так называемого «фастфуда» увеличивает риск диабета в десятки раз

Анализ на сахар в подробностях

Для диагностики сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе проводят измерение сахара в крови. При подготовке к сдаче анализа необходимо выполнить следующие условия:

  • Натощак, причем исключается даже употребление воды;
  • Накануне необходимо питаться как обычно, употребляя все те продукты и режим приема пищи, что и всегда;
  • Стараться избегать стрессов и повышенных физических нагрузок накануне, так как и то и другое расходует глюкозу повышенными темпами и анализ может оказаться необъективным;
  • Желательно избегать планового анализа в период острого инфекционного заболевания, так как результаты могут быть недостоверны.

Нормальные показатели глюкозы в крови составляют

  • из пальца натощак 3.5 – 5.5 ммоль/литр
  • из вены 4 – 6.0 ммоль/литр

Существуют и другие единицы измерения. Исходя из этого, норма сахара – от 60 до 100 мг/дл. Для перевода анализа из моль/литр в миллиграмм/миллилитр нужно умножить результат на 18.

Уровень сахара является константой. Он одинаков как у мужчин, так и у женщин.
В течение дня сахар может несколько меняться. Для примера, после еды допустимый сахар может быть до 7.8 ммоль/литр. И это будет тоже норма. Вот почему изначально необходимо сдавать кровь на сахар натощак.

Интерпретация результатов

Итак, вы сдали кровь на сахар и видите свой результат. Если сахар менее 5.5 ммоль/литр, все хорошо. Если сахар от 5.5 до 6.5 ммоль/литр – есть проблема, которую срочно надо решать. Такие состояния, когда сахар повышен, а диабет еще не развился, называются нарушением толерантности к глюкозе. Кроме этого, требуют повышенного внимания к себе с целью предотвращения дальнейшего прогрессирования и развития диабета.

Если показатели превышают 6.5 ммоль/литр, то, вероятнее всего, у вас уже имеется сахарный диабет. Нужно срочно обследоваться и начать комплексное лечение.
Кроме этого, при подозрении на диабет и нарушение толерантности необходимо выполнить анализ крови на сахар с нагрузкой глюкозой и измерить гликированный гемоглобин.

Анализы на сахар для подтверждения сахарного диабета

Чтобы подтвердить диагноз, используют следующие анализы:

  1. Повторно кровь на сахар натощак.
  2. Кровь на толерантность к глюкозе – вам дают выпить растворенный в воде сахар, через два часа проводят измерение. При этом необходимо не двигаться, не есть и не пить до анализа. Результат ниже 7.8 ммоль/литр считают нормой, от 7.8 до 11.1 ммоль/литр – нарушение толерантности. При диабете этот показатель выше, чем 11.1 ммоль/литр.
  3. Гликированный гемоглобин – показатель крови, характеризующийся тем, что показывает длительное повышение сахара в крови. Измеряется в процентах. Как правило, входит в комплекс с биохимическим анализом крови, но, что интересно, не принципиально сдавать анализ натощак. Результат 5.7 и менее считается хорошим. Если же гликированный гемоглобин более 6.5%, вероятнее всего, имеет место диабет. Также по результату данного анализа у диабетиков можно судить о том, компенсировано заболевание или нет.

Беременность, дети и гликемия

В организме беременной женщины происходят значительные трансформации для обеспечения питания и развития плода. Изменяется и обмен веществ. Сахар в крови при беременности несколько выше и составляет от 3.8 до 5.8 ммоль/литр. Должно настораживать превышения показателя выше 6.0 ммоль/литр. Также существует гестационный диабет, как правило, с 26 по 28 неделю беременности.

У детей в возрасте до года показатель нормы – 2.8-4.4 ммоль/литр, до пяти лет – 3.3-5.0 ммоль/литр. В более позднем возрасте – столько же, сколько и у взрослых.

Самостоятельный контроль

Диабетикам и людям с нарушением толерантности необходимо контролировать показатели постоянно, вплоть до нескольких раз в день. Для этого используются портативные приборы, называемые глюкометрами.


Глюкометры разных производителей могут иметь внешние различия, но принцип работы с ними один, как и комплектация (скарификатор для прокола, тест полоски, сам прибор и инструкция)

Чтобы произвести измерение сахара в крови глюкометром, необходимо:

  • брать анализ натощак;
  • вымыть руки с мылом;
  • обработать место прокола антисептиком, желательно; спиртом;
  • прокол делать лучше не по центру кончика подушечки пальца, а несколько сбоку;
  • первую каплю вытереть стерильным материалом (бинт или вата);
  • вторую каплю нанести на тест-полоску, предварительно включив глюкометр, следуя инструкции;
  • посмотреть результат после окончания подсчета прибором.

По каким симптомам заподозрить


Диабетическая стопа характерна для диабета и развивается в результате нарушения питания тканей с образованием язв

Классически повышенный сахар проявляет себя следующими основными признаками:

  • жажда;
  • учащенное мочеотделение (полиурия);
  • повышенный аппетит;
  • слабость и повышенная утомляемость;
  • зуд кожных покровов;
  • судороги в ногах, чаще ночью;
  • частые, плохо поддающиеся лечению инфекционно-воспалительные заболевания;
  • признаки нарушения липидного обмена в виде желтоватых бляшек под кожей, гиперемия лица и ушей;
  • трофические язвы нижних конечностей.

Чем опасен высокий сахар и его последствия

Длительное повышение уровня сахара в крови крайне негативно сказывается на состоянии как сердечно сосудистой, нервной, так и на других системах организма. Ведет к снижению памяти, интеллекта, развитию и прогрессированию атеросклероза сосудов. Как следствие, приводит к инфаркту и инсульту. Поражаются также и сосуды почек, развивается хроническая почечная недостаточность на фоне диабетической нефропатии.
Развивается диабетическая полинейропатия, нарушается трофика тканей с образованием язв, а позже и гангрены.

У больных с высоким сахаром в крови может развиться угнетение сознания, вплоть до комы.

Как снизить сахар и предотвратить развитие диабета

Основные постулаты в лечении диабета любого типа:

  • борьба с ожирением;
  • рациональное питание с полным исключением продуктов, являющихся источниками легкоусваиваемых углеводов;
  • категорический отказ от алкоголя и сигарет;
  • безупречное соблюдение всех рекомендаций врача.


Нормализовать сахар – хорошая мотивация сбросить вес

Однако, если сахар повышен в результате заболевания, придется принимать медицинские препараты, предназначенные для его снижения (Диабетон, Метформин). При инсулинозависимом диабете пожизненно назначают заместительную терапию препаратами инсулина. Относительно гестанционного диабета, в большинстве случаев достаточно диетотерапии.

Существуют также проверенные народные средства, способствующие снижению сахара. Например, хорошим эффектом обладает топинамбур, чеснок. Полезны все овощи, кроме картофеля.

Хороший рецепт для нормализации сахара – настой из заваренных семян овса. Для этого их надо залить кипятком и настоять в течение часа. Употреблять настой в течение дня несколько раз в неделю.

Главное – вовремя выявить нарушение в организме, чтобы предотвратить развитие диабета. А если диабет развился, начать лечение и заместительную инсулинотерапию как можно раньше, пока не возникли серьезные осложнения.

Статья

Загадка сахарного диабета (размышления непрофессионала)

Есть заболевания, которые эффективно «лечат». Существуют способы, технологии, возвращающие здоровье. И человек снова благополучен. Сахарный же диабет остаётся грозным заболеванием. Его «лечение» становится образом жизни. Это не может устроить больных, врачей и учёных. Не прекращается поиск способов борьбы с этим заболеванием. Имеющиеся объяснения причин заболевания сахарным диабетом (подразумевается первичный диабет) не раскрывают его загадку, способы «лечения» дают лишь компенсацию, «излечение» не наступает, болезнь остаётся. В своей книге «Диабет» Ю.А. Захаров и В.Ф. Корсун высказали мысль о том, что лучше работать и искать, чем заниматься доказательством неизлечимости сахарного диабета. С этим трудно не согласиться. Эта статья - отклик на приглашение к поиску.

Позволим себе предложить свой взгляд на это заболевание, т.е. подругому осмыслить имеющиеся научные данные и практический опыт для решения проблемы сахарного диабета. Возможно, взгляд психолога подвигнет специалистов к новым идеям и решениям. О диабете известно, что это хроническое заболевание, приводящее к нарушениям углеводного белкового и жирового обмена в результате недостатка гормона инсулина или неправильного его действия. Сахарный диабет - многостороннее явление. Есть первичный диабет I и II типов. I тип – инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД). II тип – инсулинонезависимый сахарный диабет (ИНСД). Мы знаем, что первичный диабет неизлечим. Есть вторичный диабет, не обусловленный заболеванием поджелудочной железы, а связанный с иными и довольно многочисленными болезнями. В этом случае имеет место повышение содержания глюкозы в крови. Вторичный диабет излечим, если излечимо то заболевание, которое привело к повышению уровня глюкозы в крови. При вторичном диабете уровень сахара в крови снижают теми же средствами, что и при первичном – с помощью экзогенного инсулина, таблеток и диет. Встречается также повышение сахара в крови у женщин в период беременности, но обычно это происходит после родов.

О причинах заболевания сахарным диабетом I и II типов специалисты пишут следующее:

1. «К сожалению, до сих пор эти причины не ясны и относительно них остаётся лишь строить гипотезы. Возможно, болезнь носит вирусный характер, возможно, связана с генетическими дефектами или чем-то иным». (Х.Астамирова, М.Ахманов, «Настольная книга диабетика»).

2. «У больных сахарным диабетом вырабатывается недостаточное количество инсулина, или он по каким-то причинам теряет свою функциональную полноценность, или же он не вырабатывается совсем, поэтому сахар плохо усваивается клетками и накапливается в крови». (В.Онипко, «Книга для больных сахарным диабетом. Профессионально о важном»).

3. «Стресс – едва ли не основной виновник заболевания диабетом». (Н.Любимова, «Вестник ЗОЖ», №8, 2002г.).

4. «Хочу оговориться, что я указываю как причины, так и некоторые провоцирующие факторы, которые наиболее часто встречаются в клинических условиях. Первый тип – сильный стресс, испуг, вирусные инфекции, прививки в детском возрасте, редко травмы (ушибы) эпигастральной области. Второй тип – ожирение, некоторые хронические заболевания пищеварительного тракта, гиподинамия». (Ю.Захаров, В.Корсун, «Диабет»).

Таким образом, имеются противоречивые оценки и взгляды на природу болезни, на причины её образования.

ГЛАВНОЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ – ПОНИМАНИЕ ПРИЧИНЫ.

Понимание причины определяет способ лечения, способ возвращения здоровья. При этом постоянно следует иметь в виду, что эффективность лечения служит критерием правильности представлений о болезни. Болезнь определяется как нарушение равновесия сахара и инсулина в крови. Отсюда и принцип лечения – восстановить равновесие с помощью инсулина, диеты и таблеток. Поскольку причина возникновения диабета до конца не понята, то и лечение малоэффективно. Оно направлено на устранения следствия, а не причины.

Лечение симптоматично. Загадочность диабета в том, что не удается его объяснить и до конца понять механизмы его образования современным научным медицинским понятийным аппаратом. Мысль исследователя такова. Если человек страдает – это болезнь. А если это болезнь, то должны быть место локализации этой болезни и её материальный носитель. С этим объяснительным принципом подступаются к познанию болезни и лечению. Но оказывается, что поджелудочная железа, которая считается объектом болезни, сама не болит! Болят ноги, очки, глаза, сосуды… боль локализована в разных местах. Материальный носитель - сахар? Инсулин? Или нечто другое, то, что прекращает выработку инсулина? Что именно? Материальный носитель болезни, например, вирус, возбудитель или ядовитое вещество, – не выявляется. Мысль исследователя ограничивается изучением функционирования поджелудочной железы как источника болезни. За эти пределы в поисках причины диабета учёные не выходят. Болезнь при таком способе её объяснения кажется неосязаемой и неуловимой. В любом случае причина болезни в самом организме. Но где? Что собой эта причина представляет? Организм целостен. Целостность в единстве психического и соматического. Многие болезни удалось познать и успешно лечить через познание органических причин, как, например, туберкулёз. Но в случае сахарного диабета органическую причину вычленить не удаётся. Об этом свидетельствуют результаты лечения.

А может быть, причина болезни находится в более высокой сфере организации целого, а именно в личности, и потому не материальна? Посмотрим. Живой организм целостно реагирует на окружающую обстановку и изменения внутренней среды, т.е. реагирует психически и соматически одновременно. Например: бежим – поднимается кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, частота дыхания; в момент опасности – останавливается перистальтика, или начинается мочеиспускание или освобождение кишечника, происходит отток энергии от органов, не участвующих в борьбе с опасностью, к органам, непосредственно в этом задействованным; падаем в прорубь – включается терморегуляция и повышается температура тела, появляются выделения из носа, ушей. Организм отвечает на внешние и внутренние изменения тем способом, каким он располагает, делает то, что умеет.

Ответ организма не есть болезнь, это симптом болезни. Изменяются внешние и внутренние условия, вызвавшие болезнь – исчезает симптом, организм возвращается в норму. И так постоянно. И так всю жизнь.

Человек считается больным, если симптомы устойчивы, постоянны, и они ощущаются и осязаются.

На изменения внешней и внутренней среды организм может ответить повышением уровня глюкозы в крови выше нормы. Это реакция, которую организм умеет выполнять. Именно этот затянувшийся, устойчивый во времени ответ и принято считать в медицине сахарным диабетом. Симптом болезни – постоянный уровень сахара выше 7,8 м/моль. В ответ на неблагоприятное органическое состояние, т.е. болезнь, организм отвечает повышением уровня сахара в крови – диагностируется вторичный сахарный диабет. Излечивается болезнь – организму не на что отвечать. Сахар нормализуется, и человек признается здоровым!

Диагноз не снимается в случае первичного диабета, когда имеется ответ организма в виде повышения уровня сахара выше границы, принятой за норму, эта реакция устойчива во времени, а условия внешней или внутренней среды, при которых наступила такая реакция, не обнаруживаются. В случае вторичного диабета видна взаимосвязь между наличием болезни и повышением сахара, в случае первичного диабета такая связь неочевидна. Не ясно, на что организм постоянно отвечает повышением уровня сахара или поддерживает его выше нормы. Видимо, в этом загадка диабета I и II типов.

При вторичном диабете, подчеркиваем, таких загадок нет. При этом следует постоянно иметь в виду, что симптом первичного сахарного диабета ничем не отличается от симптома вторичного сахарного диабета, так как это в обоих случаях просто повышение уровня сахара в крови выше нормы.

Природа болезней, предшественников вторичного сахарного диабета, изучена. Предшественник первичного диабета неизвестен.

Как уже отмечалось выше, организм на изменения внешних и внутренних условий реагирует целостно: психически и органически одновременно. Современные медицинские исследователи же не изучают взаимосвязь между психикой и повышением сахара как реакцией на её неблагоприятное состояние. Ограничиваются изучением функций органа, осуществляющего эту реакцию – поджелудочной железы. Вследствие этого не могут определить объект, непосредственно вызывающий повышение сахара. Он находится вне поля зрения, так как сама поджелудочная железа лишь осуществляет реакцию, но не порождает её. Вместе с тем специалисты признают влияние психики на образование и течение диабета I и II типов, о чем свидетельствуют приведенные выше цитаты. Среди высказываний есть предположение о том, что источником заболевания является пережитый страх, испуг или, говоря словами психологов, эмоциональный стресс.

Попробуем рассмотреть стресс в качестве предшественника, источника первичного диабета. При этом уточним – эмоциональный стресс, который является порождением нашей психики в ответ на изменения внешней среды и внутренней среды организма.

Эмоциональный стресс – продукт нашего ума, нашего мышления. Это ответ ума на социальную ситуацию, когда психика обнаруживает, что средств для преодоления этой ситуации у организма недостаточно. Пережитый эмоциональный стресс от страха, испуга есть тоже ответ - ответ психики, мышления на сложившуюся социальную ситуацию. Одновременно с ответом психики организм отвечает повышением уровня сахаров крови. Таким образом, организм преодолевает эмоциональный стресс. Возникает последовательность реакций организма во времени, возникает связь между стрессом и повышением уровня сахара в крови. Эту связь между стрессом и сахарным диабетом медицина признаёт.

Сама жизнь – есть повторение социальных ситуаций. Повторяется и ответ ума, психики, повторяются и реакции организма. Ход мыслей закрепляется, образует привычку. Воспроизводится вновь и вновь связь между стрессом и реакцией на него. Это значит, что вслед за привычным ходом мысли привычно последует ответ организма, и уровень сахара превысит норму.

Мышление, таким образом, становится причиной ответа организма в виде повышения сахара, т.е. вызывает и поддерживает диабет. Можно сделать вывод – мышление регулирует состояние организма, регулирует уровень сахара в крови.

Мышление вызывает и прекращает работу функциональных систем или изменяет их поведение. Этот процесс принято называть управлением. Проще говоря, от душевного состояния человека зависит его болезнь.

Любой больной сахарным диабетом I или II типа знает, что когда он понервничает, сахар в крови растёт, а когда успокоится - снижается. На отдыхе, в отпуске, когда не думается о делах, сахар снижается иногда и до нормы. Если человек душевно благополучен, болезнь отступает. Вспышки гнева, частое переживание обиды, вины, стыда, прокручивание в голове неприятных событий, душевный дискомфорт, особенно страх, возвращают болезнь. Начинается не только сахарный диабет, вместе с ним и гипертония, аритмия, глаукома и многое другое.

Приходится признать, что источник диабета находится в личности, что мышление управляет процессом. Управление правильное – здоровье, управление с изъяном – болезнь.

Тогда каким можно представить механизм сахарного диабета I и II типа?

Поджелудочная железа иннервируется симпатическими и парасимпатическими нервами, терминальные волокна которых контактируют клеточной мембраной островковых клеток. Другими словами, поджелудочная железа имеет выделенную систему управления от центральной нервной системы (ЦНС). Через сигналы от ЦНС железа может активироваться, либо тормозить свою активность. Это означает, что когда проходит команда от ЦНС к активности, выделяется секрет, а когда поступает команда прекратить активность, секрет не выделяется. Других команд поджелудочная железа не знает и не умеет выполнять. На угрозу, опасность, стресс организм реагирует прекращением процесса пищеварения для перераспределения энергии от органов пищеварения, не участвующих в борьбе с опасностью, к мышцам, непосредственно задействованным в этом. А поджелудочная железа участвует в процессе пищеварения. В результате реакции на стресс её секреторная функция может полностью прекратиться или значительно снизиться. От поступившей команды зависит объём выделяемого секрета или его отсутствие. Таким образом, поджелудочная полностью выполняет свою функцию в соответствии с тем управлением, которое осуществляет личность. Личность, управляющая этим процессом, управляет плохо, с ошибкой. Этим можно объяснить тот факт, что только около 5% населения заболевает сахарным диабетом. Стрессы переживают все, но реакция на стресс неодинакова. Один болеет, другой нет. Это обусловлено способом управления.

Команды в ЦНС подаются мышлением. Так устроено управление поведением в организме. Они подаются как ответ психики на социальную ситуацию и включают в процесс реагирования функциональные системы организма. Ситуации повторяются – повторяется ответ на них, т.е. повторяются действия ума и действия функциональных систем. При повторении организм привыкает, научается реагировать сложившимся способом. При дальнейшем повторении контроль сознания за реакциями снимается, процесс переходит на подпороговый, бессознательный уровень, автоматизируется. Осознаётся начало действия и результат. В нашем случае осознаётся переживание, стресс, и результат – высокий уровень сахара в крови, т.е. осознаётся симптом. Оттого и не видно, не понятно, где берет начало болезнь. То же самое происходит при повышении артериального давления, тахикардии. Переживается и осознаётся эмоция (например, страх) и частота сердечных сокращений или высокое кровяное давление.

Реакция поджелудочной железы на стресс целостна, т.е. сокращается количество не только инсулина, но и поджелудочного сока. И здесь правомерно поставить вопрос: прекращение выделения поджелудочного сока приведёт к изменениям белкового и жирового обмена? А может быть, сначала прекращение выделения поджелудочного сока, а потом лишний вес и вместе с ним рост уровня сахара, как это бывает при II типе диабета?

Во всяком случае, изменение веса при сахарном диабете не проходит без участия поджелудочной железы.

Если признать, что поджелудочная железа честно выполняет свою функцию, т.е. вырабатывает инсулин или прекращает его выработку, то можно по-другому объяснить такое явление, как гипогликемия. Гипогликемия как раз и свидетельствует о том, что функция выполняется. Гипогликемия настигает человека тогда, когда он более спокоен, расслаблен, и в тот момент, когда есть мышечная активность, когда идёт расход энергии и для её выделения организм сам вырабатывает инсулин. А больной по назначению врача привычно вводит дополнительный. Поджелудочная железа начинает выполнять свою функцию. Инсулин вырабатывается. Количество его растёт. Уровень сахара снижается ниже нормы.

Если бы функция не выполнялась, то гипокликемии не было бы совсем.

Может показаться противоречивым утверждение о том, что при первичном диабете мышление поддерживает высокий уровень сахара, а при вторичном различного рода заболевания. Но это на первый взгляд. Реакция организма целостна и одинакова как при первичном, так и при вторичном диабете – это реакция на стресс. А стрессором (явлением, которое вызывает стресс) может быть и психическое состояние и соматическое состояние организма, т. е. болезнь. К примеру, резкое и длительное охлаждение организма – температурный стресс. Если учесть, что все больные сахарным диабетом обладают личностным свойством, а именно гиперактивностью, то болезнь и вынужденное ограничение активности становиться для них стрессом.

Итак, различного рода стресс – предвестник грозной болезни. Происхождение стресса разное, но реакция личности на него одна. Если болезнь как стрессор устраняется, то и ответ организма и личности устраняется, сахар нормализуется.

Стрессором может быть не только болезнь, но и травмы, отравления, воздействия окружающей среды (стужа вызывает переохлаждение, жара – перегрев), неприятные переживания. Именно неприятные переживания являются источником эмоционального стресса.

Неудержимый гнев, жгучий стыд, смертельная обида, невыносимая вина, непреодолимый страх переживаются всем телом как хронический эмоциональный стресс. Эти переживания и составляют суть самого мышления, отражают его. Длительность этих переживаний показывает качество управления человека своим состоянием, другими словами самим собой. Чем дольше переживается неприятное состояние, эмоция как бы «застревает», тем очевиднее, что осуществляемое управление неэффективно. Именно это неэффективное управление, неспособность изжить травмирующую эмоцию, неумение прекратить неприятное переживание стыда или страха, обиды или вины порождает эмоциональный стресс, так как человек обнаруживает отсутствие навыков по преодолению привычек своего мышления, обнаруживает, что этот стиль мышления не просто не приспосабливает его к ситуации, а усиливает душевные страдания. Эти страдания как раз и отражаются нашим телом в виде болей, спазмов, сердцебиения, изменения функций внутренних органов.

Функция поджелудочной железы состоит в энергообеспечении организма. В результате сложившегося неэффективного управления эта функция изменяется на оборонительную, защитную от стресса. Изменение функции органа обнаруживается как заболевание, именуемое сахарным диабетом. Отсюда следует, что принципом лечения будет восстановление естественной функции путём изменения стиля мышления.

Если устранить хроническое переживание обиды, вины, стыда, страха, гнева, т.е. хроническое переживание эмоционального стресса? Если изменить стиль мышления, будет болезнь? Нет!

Природа мышления человека изучена доктором психологических наук, профессором Ю.М. Орловым и представлена в виде «Теории и метода саногенного мышления», обучаясь которому человек приобретает навыки оздоравливающего мышления и управления собой, что и приводит его к исцелению.

На сегодняшний день, обучая больных сахарным диабетом I или II типа управлению эмоциональным состоянием, можно добиться устойчивого снижения сахара ниже 10 м/моль, т.е. в пределах 8 м/моль утром и вечером. Нормогликемия не достигнута. Но уже можно говорить о том, что уровень сахара можно снизить и сделать устойчивым психологическими средствами. Можно обучить больного этим несложным приёмам, и он сам сможет поддерживать уровень сахара ниже 10 м/моль.

Таково ещё одно представление о сахарном диабете.

В.А.Иванов

P.S. Встретиться с Ивановым В.А. можно каждый вторник в 18 часов в помещении нашего центра "Образ Здоровья" на занятиях по саногенному мышлению семинара-тренинга "Искусство переработки переживаний"

Нередко причиной СД является вирусная инфекция. Ее можно обнаружить с помощью ВРТ, а устранить с помощью ДЕТА-АП, что делает результат еще более надежным и долговечным.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие: способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.


Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Пользуясь учебником (с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»


8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.


9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

Вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

Вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

Вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

Сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

Познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

Всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение 1

Информационный лист №1.

Сахарное равновесие в крови.

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продуты очень ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.

Как же вернуть его к норме? Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Информационный лист №2.

Гормон активных действий.

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.

При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Информационный лист №3.

В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, иногда его узнают не сразу, проходят многие месяцы.

При нарушении функций щитовидной железы развивается базедова болезнь. Увеличивается щитовидная железа а, следовательно, количество вырабатываемого ее гормона. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, наступает похудание, дрожание рук, пучеглазие, нервозность, нарушается работа сердца. Лечит больного хирург, удаляя разросшиеся ткани щитовидной железы.

Что происходит, если в кровь поступает мало гормона щитовидной железы? Возникает микседема. Признаки болезни: вялость, слабость, апатия, расход энергии резко падает, понижается иммунитет, развивается слабоумие.

При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм. Отмечается торможение ребенка в развитии, малый рост, слабоумие.

Для лечения микседемы и кретинизма врач назначает препараты, содержащие гормон щитовидной железы.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Информационный лист №4.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см, и с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м. 48 см.

Поему наблюдается такая разница в росте? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз.

Избыточное выделение гипофизом гормона роста может усилить рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см.. Чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Информационный лист №5.

В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение2

Вариант 1.

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

  1. надпочечников
  2. поджелудочной железы
  3. щитовидной железы

2. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

2) пищеварительных

3) внутренней секреции

3. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

1) щитовидной железы

2) печени

3) поджелудочной железы

4. При повреждении клеток поджелудочной железы, в которых образуются гормоны, человек заболевает

1) язвой желудка

2) микседемой

3) сахарным диабетом

5. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

1) пищеварительная и нервная

2) кровеносная и эндокринная

3) нервная и эндокринная

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 2.

1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

1) поджелудочная железа 3) гипофиз

2) надпочечники 4) щитовидная железа

2. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

1) инсулин 3) норадреналин

2) адреналин 4) ацетилхолин

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством:

1) ферментов 3) гормонов

2) пигментов 4) витаминов

6. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Недостаток, какого гормона вызывает такое явление?

  1. гормона роста
  2. инсулина
  3. тироксина
  4. адреналина

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 3.

1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

3. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.

Запишите ответ в виде последовательности букв

Человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного

Аппарата и гуморальной регуляции, с мерами

Предупреждения заболеваний и поддержания нормальной

Жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

Гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели

И добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

Отношения к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

III . Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи урока:

  1. Разноуровневые тестовые задания.
  2. Частично-групповая работа.
  3. Самостоятельное выполнение тестовой работы.
  4. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
  5. Вопросно-ответное общение.
  6. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  7. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»
  8. Решение нестандартных творческих задач
  9. Разноуровневые домашние задания.
  10. Урок проведен с использованием элементов технологии ЛОУ, проблемного обучения, использования ИКТ, традицоннных объяснительно - иллюстративных.

Главная проблема, над которой работали на уроке - это формирование личной значимости изучаемого материала для учащихся.

IV. Урок комбинированного типа способствовал:

  1. Формированию знаний о роли гормонов в обменных процессах организма
  2. Формированию и совершенствованию умений отбирать и оценивать информацию, применять полученные знания в новой ситуации
  3. Закреплению знаний полученных на уроке и по теме, путем решения разноуровневых тестовых заданий, нестандартных творческих задач.
  4. Систематизации знаний , работа с таблицей.

V. Урок непосредственно связан с предыдущими уроком; на предыдущем уроке была изучена тема «Эндокринный аппарат и его особенности», при актуализации на поверхность были подняты знания, необходимые для изучения новой темы. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

VI. Содержание урока определилось необходимостью больше внимания развитию информационной грамотности т.к. необходимо целенаправленно готовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ:

1) развивая их уровень коммуникативной компетенции,

2) развивать способность к построению рассуждений на заданную тему.

3) развивать умения решать тестовые задания и нестандартные творческие задачи.

VII . Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний – воспроизведение знаний учащихся по теме «Эндокринный аппарат, его особенности», необходимых для овладения новым материалом. Посредством деятельности учителя формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учебной проблемы. . Формирование целей и задач урока посредством деятельности детей.
  4. Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала: работа по отбору и оцениванию информации с использованием учебника и информационных листов. Публичное выступление по теме и трансформация полученных знаний в форме заполнения таблицы.
  5. Первичное закрепление знаний. Решение нестандартных задач в ходе ролевой игры «На приеме у эндокринолога». Работа в группах.
  6. Вторичное закрепление материала. Выполнение тестового задания различного уровня сложности, что необходимо для создания ситуации успеха. Ученики сами определяют выбор: тест на проверку знаний полученных на уроке – задания с выбором одного ответа из трех; тест с заданиями с выбором одного ответа из четырех, или тест повышенной сложности. По окончанию работы с тестом проводится взаимопроверка, оцениваются результаты работы. Проводится рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Устанавливается соответствие между заданиями урока и его результатами.

Проводится рефлексия.

Результат: объективный – отметки

Субъективный – осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов. Дидактической задачей этого этапа явилась мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.

8. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание состоит из 2 частей:

  1. обязательной страницы учебника и вопросы к тексту учебника.
  2. задание по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить) работе с ИНТЕРНЕТом.

VIII. Для того, чтобы стимулировать проявление обучающимися инициативы и самостоятельности, были использованы следующие приёмы:

  1. Разноуровневые задания (тесты)
  2. Проведение ролевой игры.

Это позволило на уроке учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.

IX. Урок способствовал проявлению индивидуальности обучающихся т.к. преобладал поисковый и творческий характер зданий. На уроке использовались наглядности и дидактический материал, которые соответствовали этапам урока (информационные листы, нестандартные творческие ситуации, тесты, электронная презентация, материал для самоанализа).

X . С целью развивать у обучающихся способности к рефлексии и обеспечить принципы саморегуляции и сотрудничества, на различных этапах урока поведена рациональная рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Достиг ли я цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы)

На уроке старалась разумно сочетать коллективные и индивидуальные виды заданий, применять полилоговые формы общения, создавать ситуацию успеха для обучающихся.


Чтобы увеличить производство допамина и серотонина в мозге, необходимо много углеводов. И одновременно нужно следить затем, чтобы не нарушалось равновесие сахара в крови. Если уровень сахара слишком высок, в кровь поступает инсулин, чтобы его снизить. Снижение уровня сахара в крови влечет за собой уменьшение производства необходимых мозгу химических соединений. Для поддержания уровня сахара в равновесии нужно есть поменьше моносахаридов и побольше полисахаридов.

Полисахариды способствуют стабильному поступлению триптофана в мозг и увеличению производства серотонина. А при нормальном содержании протеина в пище мозг мужчины синтезирует достаточно допамина.

Например, печенье влияет на содержание сахара в крови намного сильнее, чем мороженое.

Причина в том, что содержащийся в мороженом жир замедляет поступление сахара в кровь. Если вы съедите немного пищи, содержащей много моносахаридов, это меньше повлияет на уровень сахара в крови, чем если вы съедите много пищи, содержащей полисахариды. Для большинства людей одно пирожное -не проблема. Однако, если вы съедите целую коробку пирожных, уровень сахара в крови резко повысится Ниже я привожу список углеводов в порядке убывания содержания моносахаридов. Не забывайте, что, уравновешивая углеводы протеинами и жирами, вы ослабляете возможное неблагоприятное воздействие.

Очень высокое содержание моносахаридов

Белый хлеб и другие продукты из пшеничной муки.

Кондитерские изделия и сдобные булочки.

Пюре обычное и пюре быстрого приготовления.

Конфеты, шоколад, пряники.

Переработанный фруктовый сахар.

Белый рис и рис быстрого приготовления.

Кукурузные чипсы.

Воздушный рис и рисовые лепешки.

Кукурузные хлопья и другие переработанные злаки для быстрых завтраков.

Изюм и другие сухофрукты.

Печеный, вареный и жареный картофель.

Бананы, манго, абрикосы, ананасы, арбузы.

Приготовленная морковь.

Макаронные изделия.

Хлеб из непросеянной пшеницы и другие продукты из непросеянных зерновых.

Коричневый рис.

Каши из непросеянных зерновых без сахара.

Яблочное пюре.

Апельсиновый и грейпфрутовый сок.

Макаронные изделия из непросеянных зерновых.

Кукуруза.

Сладкий картофель, ямс, батат.

Зеленый горошек.

Виноград, апельсины, персики, черника.

Гороховый и чечевичный суп.

Вермишель быстрого приготовления.

Попкорн, картофельные чипсы.

Сладкий яично-молочный крем.

Йогурт (нежирный, неподслащенный).

Фасоль, черные и коричневые бобы.

Дробленый горох.

Чечевица.

Яблоки, груши, сливы, вишни, грейпфрут.

Соевые бобы.

Помидоры.

Мороженое (да, это так - благодаря высокому содержанию жира содержание моносахаридов снижается).

Фруктоза.

Неснятое молоко и снятое молоко.

Очень низкое содержание моносахаридов

Соевые бобы. Арахис.



Статьи по теме

Где размещаются крайние точки евразии

Где размещаются крайние точки евразии

Монетарная политика Денежно кредитная политика простыми словами

Монетарная политика Денежно кредитная политика простыми словами

Посредники - это кто? Торговые посредники. Финансовые посредники. Кто такой посредник? Зачем нужен посредник? И что он вам даст Как называется посредник

Посредники - это кто? Торговые посредники. Финансовые посредники. Кто такой посредник? Зачем нужен посредник? И что он вам даст Как называется посредник

Самый сильный действующий заговор на работу

Самый сильный действующий заговор на работу

Сильные молитвы, которые читаются один раз в год в день рождения

Сильные молитвы, которые читаются один раз в год в день рождения

Значение синайский кодекс в православной энциклопедии древо

Значение синайский кодекс в православной энциклопедии древо