27.04.2016 2360 368 Нурмаганбетова Дина Владимировна

КГУ «Школа-гимназия им. Батыр Баяна»

Классный час:

«Беседа о здоровом образе жизни»

Выполнила: кл. руководитель:
Нурмаганбетова Д.В.7 «Б» класса

Цели:
- дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни;
- сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред;
- развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
- стимулировать общению детей, прививать любовь к спорту.
Оформление:
Плакаты:
- «Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения» /Цицерон/;
- «Здоровье – это единственная драгоценность» /Монтень/;
-«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» /Геродот/.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я все вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено, пожелание друг другу здоровья? Наверное потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги. Поэтому девизом сегодняшнего мероприятия мы взяли народную поговорку «Береги здоровье смолоду».
Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться только люди среднего и старшего возраста. И в молодости человек должен беречь свое здоровье. Иначе старость он встретит далеко не в лучшей форме. Гармонично развитый человек должен быть спортивным, подтянутым. Не случайно древние говорили: « В здоровом теле – здоровый дух». Как вы относитесь к своему здоровью, узнать поможет тест.
Инструкция. Прочтите внимательно выражение, затем выберите тот вариант ответа, который подходит вам.
Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим у вас?
А) именно такой, к тому же вы едите много овощей и фруктов;
Б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
В) вы вообще не придерживаетесь никакого режима.
2. Курите ли вы?
А) нет; Б) да, но лишь 1-2 сигареты в день;
В) курите по целой пачке в день.
3. Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?
А) нет; Б) иногда выпиваете с приятелями или дома;
В) часто.
4. Пьете ли вы кофе?
А) очень редко; Б) пьете, но не больше 1-2 чашек в день;
В) не можете обойтись без кофе, пьете его очень много.
5. Регулярно ли вы делаете зарядку?
А) да, для вас это необходимо;
Б) хотели бы делать, но не всегда удается себя заставить;
В) нет, не делаете.
6. Вам доставляет удовольствие ваша учеба?
А) да, вы идете в школу обычно с удовольствием;
Б) учеба вас, в общем то, устраивает;
В) вы учитесь без особой охоты.
7. Принимаете ли вы какие – то лекарства?
А) нет; Б) только при острой необходимости;
В) да, принимаете почти каждый день.
8. Страдаете ли вы от какого – хронического заболевания?
А) нет; Б) затрудняюсь ответить; В) да.
9. Используете ли вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятия спортом?
А) да, а иногда и два дня;
Б) да, но только когда есть возможность;
В) нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.
10. Хорошие ли у вас отношения с родителями, братьями и сестрами:
А) да; Б) не особенно; В) нет.
11. Как вы предпочитаете проводить свои школьные каникулы?
А) активно занимаясь спортом, интересным делом;
Б) в приятной, веселой компании;
В) для меня это проблема.
12. Есть ли что – то, что постоянно раздражает вас в школе или дома?
А) нет; Б) да, но вы стараетесь избежать этого; В) да.
13. Есть ли у вас чувство юмора?
А) ваши близкие и друзья говорят, что есть;
Б) вы цените людей, у которых оно есть, и вам приятно их общество; В) нет.
14. Умеете ли вы налаживать дружеские отношения?
А) да; Б) только с теми людьми, кого выбираете сами; В) нет.
Обработка. За каждый ответ «а» вы получаете 4 балла, «б» - 2, «в» - 0.
Ответы:
От 38 до 56 баллов. У вас есть шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем – то другим, у вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность, активность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц. Не забывайте испытывать радость от самой жизни, так как радость укрепляет здоровье.
От 19 до 37 баллов. У вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразной. Но подумайте. Не будут ли некоторые ваши привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья? Пересмотрите ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли вы занимаетесь спортом, не слишком ли вы увлекаетесь пивом и сигаретами. И согласитесь, приятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компании, но и в походе……
От 0 до 18 баллов. Ваше здоровье зависит, прежде всего от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье, не слишком надейтесь на лекарства.
Посмотрим сценку «На приеме у врача».
(на сцену выходит старая больная бабка, садится на стул у кабинета врача:
- Ходила на базар, купила картошки, морковки, лучку…
(выходит еще одна бабка, глухая и слепая, на ощупь находит стул, садится. Первая бабка обращается ко второй:
- Ходила на базар, купила картошки, морковки, лучку….
(из кабинета врача в этот момент выходит юноша, весь перебинтованный, бабки испуганно смотрят ему вслед. Из кабинета доносится голос:
- Следующий….
(бабки сначала замирают, а затем вскакивают и убегают).
Из сценки вы поняли, что, потеряв здоровье, люди идут к врачу. А когда вроде бы ничего не болит, то и к врачам обращаться не стоит. До 1949 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней, это полное физическое, психическое и социальное благополучие; это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Скажите, от чего зависит здоровье?
Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим.
Факторы, ухудшающие состояние здоровья, - употребление алкоголя, курение, наркомания.
Эти слова известны каждому взрослому, подростку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к ним прибегают очень много молодые люди. Подростки, которые порой еще и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью. Давайте остановимся на этих составляющих более подробно.
Чем опасен никотин?
Никотин относится к ядам. В малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. А в больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток нервной системы. Курильщик постепенно глупеет, память ослабевает. А в результате понижается трудоспособность. Появляется хроническое воспаление голосовых связок. Голос у курильщика хриплый и неприятный. В табачном дыму обнаружено 6000 различных компонентов, 30 из них – натуральные яды.. Получается, что в течение 30 лет средний курильщик выкуривает около 20 тысяч сигарет или 160 килограммов табака.
К счастью, многие, даже длительное время курившие люди, сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить.
Лев Николаевич Толстой бросил курить и гордо сообщал: «…Стал другим человеком. Просиживаю по пять часов кряду над работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, тошноту, головокружение».
Птицы погибают, если к их клювам всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.
А что представляет собой алкоголь?
Это этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом. Он вызывает сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы. Если человек пьет регулярно, то возникает язва желудка, рак. Страдают головной мозг, что может привести к инсульту, и печень. Часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, драки – ужасный удел таких семей. Человек в пьяном виде не может контролировать свои поступки, что приводит к ужасным последствиям: самоубийствам, дорожно – транспортным происшествиям.
А что же говорить о наркотиках?
Это сильнейший яд для организма. К наркотикам привыкают очень быстро, а это ведет к сложнейшим нарушениям в организме и возникновению социальных, нравственных проблем, к конфликтам. Согласно статистике, человек, пристрастившийся к наркотикам, после этого не живет дольше пяти лет.
Какой же вред обществу несут все эти пагубные привычки?
-Болезни, смерть, горе.
-Нарушение развития, снижение трудоспособности.
-Проблемы на работе.
-Снижение спортивных достижений.
-Загрязнение атмосферы, пожары.
А сейчас проведем небольшую викторину.
1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (да)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
5. Отказаться от курения легко? (нет)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
7. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)
8. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? (да)
Молодцы, а сейчас сделайте прыжок вперед. Подравняйте носочки, ладонями достаньте пол. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз.
Как это можно назвать, то что мы с вами делаем сейчас?
Разминка, зарядка, одним словом – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет? (да).
Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болел один раз в году? А кто болеет два и более раз? Мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А нельзя ли, что - то изменить? Ученые доказывают, что человек должен жить 150 – 200 лет. Как же этого можно добиться?
Проведем небольшое спортивное соревнование.
Обычный бег.
Бег задом – наперед.
Бег с мячом между колен.
Зрительная память – 1 человек.
Забросить мяч в указанный «эпицентр».
Сбить фигуры.
Надуть шарик – лопнуть, и собрать выражение « Мы за здоровый образ жизни».
«Сказочные эстафеты»
«Конек – горбунок». Участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет его на спину. Чтобы мяч не упал, его надо придерживать руками, оставаясь в полусогнутом положении.
«Лиса Алиса и Кот Базилио». Эстафета парная: один в паре – «лиса», другой – «кот». Тот, кто изображает Лису Алису, сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь, таким образом на одной ноге. Тому, кто изображает Кота Базилио, завязывают глаза. Лиса кладет свободную руку на плечо коту.
«Змей Горыныч». Трое участников встают рядом и кладут руки на пояс или на плечи. Ноги участника, стоящего в центре, связывают с ногами партнеров, стоящих по бокам. Участники, стоящие по бокам. Должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев.
«Красивей всех котов!» первый рисует – мордочку, второй – уши, третий – туловище и ноги, четвертый - хвост.
Тест «здоровы ли вы физически?»
Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями?
А) 4 раза в неделю; Б) 1-2 раза в неделю; В) раз в неделю;
Г) менее одного раза в неделю.
2. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?
А) более 4 км; Б) около 4 км; В) менее 1,5 км;
Г) менее 700 метров.
3. Отправляясь в школу или по магазинам, вы:
А) как правило, идете пешком или едите на велосипеде;
Б) часть пути идете пешком или едете на велосипеде;
В) иногда идете пешком или едете на велосипеде;
Г) всегда добираетесь на общественном транспорте или автомобиле.
4. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, то вы:
А) всегда поднимаетесь по лестнице;
Б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести;
В) иногда пользуетесь лифтом;
Г) всегда пользуетесь лифтом.
5. По выходным дням вы:
А) по нескольку часов работаете по дому или в саду;
Б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение этого дня не занимаетесь никаким физическим трудом;
В) совершаете несколько коротких прогулок;
Г) большую часть субботы и воскресенья читаете и смотрите телевизор.
Обработка. Поставьте за каждый ответ «а» - 4 балла, «б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл.
18 баллов и больше. Вы очень активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.
8-12 баллов. Вам стоит больше заниматься физическими упражнениями.
8 баллов и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.
Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс, родители ругают, с друзьями поссорился…. И так далее.
Как можно снять стресс?
Сосчитать до 10; громко крикнуть; залезть под душ.
Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и, если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.
(Растирание ладошек).
Есть еще одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь.
Русские люди испокон веков были здоровыми, крепкими, сильными.
Древние греки считали: если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай. Спорт – это кусочек жизни, спрессованный во времени и пространстве, со своими горестями и радостями, слезами поражения и триумфом победы, красотой движений и веселой игрой мышщ.
О спорт! Для нас ты – наслажденье!
Всем щедро даришь радость бытия.
А если заниматься им с рождения
Здоровой будет каждая семья!
Тогда забудут в школе дети про недуги
И множество открытий совершат,
А те, чьи мышцы крепки и упруги
К далеким звездам полетят!
Конкурс «Известные спортсмены».
Карточки с заданием. На карточках даны имена спортсменов и виды спорта. Найти соответствие между спортсменом и видом спорта.
Анна Курникова – теннис; Алексей Ягудин – фигурное катание; Алина Кабаева – художественная гимнастика; Елена Исинбаева – прыжки с шестом; Наталья Садова – метание диска; Владимир Крамник – шахматы; Евгений Дементьев – лыжные гонки.
Конкурс «виды спорта»
Летний вариант коньков – ролики.
Спортивный поход или экскурсия по определенному маршруту – туризм.
Умение кидать диск, копье, молот – это …. (метание).
Игра с мячом, в которой необходимо перебросить мяч через сетку на сторону противника так, чтобы он коснулся земли – волейбол.
Брасс, баттерфляй, кроль – плавание.
Единоборство двух спортсменов, которое проходит по определенным правилам – борьба.
В этой игре используют кий и двадцать один шар – бильярд.
Какой вид спорта был единственным номером программы первых Олимпийских игр древней Греции – бег.
В этой игре используются тридцать две фигуры черного и белого цветов, которые располагаются на доске, состоящей из шестидесяти четырех клеток – шахматы.
соревнование в этом виде спорта проводятся на рапирах, шпагах и саблях - фехтование
Конкурс «Спортивный инвентарь и снаряжение»
Он может быть сделан из резины или пробки, обшит кожей – мяч.
Они помогают спортсмену плыть быстрее – ласты.
Прибор, с помощью которого человек может дышать под водой – акваланг.
Стальной стержень, с двух сторон которого надеваются стальные диски – штанга.
Через нее кидают мяч в волейболе – сетка.
Их защищает вратарь – ворота.
Толстая палка, которой отбивают мячики – бита.
Этот спортивный снаряд используют в метании – диск.
Мягкие матрасы, на которые падают спортсмены после выполнения прыжка – маты.
Она защищает глаза спортсмена от воды – маска.
Деревянная палка с загнутым концом, которой бьют по шайбе – клюшка.
Они служат для обозначения трассы спуска – флажки
Мы сегодня еще ничего не сказали о питании, а ведь, как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь.Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». Все ли продукты, которые мы употребляем в пищу полезны?
Задание: полезные и вредные продукты.
Вредные – газированная вода, мороженное, гамбургер, торт.
Полезные – яблоко, ягоды, морковь, огурцы, лук, молочные продукты.
Заканчивая нашу встречу, я хочу обратить внимание на слова: «Каждый – кузнец собственного здоровья». Мы должны сделать все для своего счастья и здоровья, чтобы не болеть и не огорчать своих родителей.
Преимущества некурящего человека:
- ваша жизнь будет длиннее на 10 – 20 лет, годы будут без отдышки, без сердечных болей и невзгод.
- ваши близкие не будут задыхаться в дыму.
Я думаю, что после наших встреч и бесед про здоровый образ жизни, вы выберете для себя верный путь. А наркотики, сигареты и спиртные напитки никогда не смогут стать вашими друзьями.
Вредным привычкам – нет!
Здоровому образу жизни – да!
Мы выбираем здоровье!
Скажи наркотикам – нет!
Скажи никотину – нет!
Скажи здоровью – да!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Беседа на тему "Здоровье - это жизнь. Берегите его"

Цели:

Привлечь внимание детей к проблеме своего здоровья;

Обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни

Ход беседы

1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей беседы.

2. Основная часть беседы.

Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь - взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете,– сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.

Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14лет. (После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

1. Проблема здорового питания.

Интересные факты :

по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90%настаивают на этом праве;

66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;

мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

2. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

3. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

4. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

Вредные привычки .

Тревожные факты:

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15лет и 25% девочек. А в возрасте 16 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови –гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путейхронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

6. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сн

а. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет– 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Заключительная часть.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего здоровье. Берегите его!

ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида

Беседа для подростков

«Как беречь свое здоровье»

Учитель ОБЖ Сухомлина Е.В.

Все мы знаем, что здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья. Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья.

Основная часть

Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то и успехи не те.

Тем не менее, эта заключительная фраза поздравительного письма стала уже дежурной и мы не всегда вдумываемся в ее смысл.

Но, ответьте себе сейчас, что такое, по-вашему, здоровье?

Мы можем обратиться к энциклопедиям, пролистать труды классиков медицины, и найти самые различные определения этого понятия. Поэтому возьмем за основу то, в чем выразился опыт многих поколений людей, нашли отражение мысли многих сотен ученых, многих тысяч врачей.

За последние 100 лет взгляды на здоровье претерпели серьезную эволюцию. Тогда здоровьем считалось лечение: главным было «реставрировать» организм, восстановить потерянное здоровье хотя бы до исходного уровня. Но чуть больше полувека назад пришло понимание того, что гораздо важнее сохранить исходный уровень здоровья, который дан человеку и попытаться предотвратить заболевания. Так, главным стало не лечение, а профилактика.

Для каждого разумного человека целью сегодня является развитие, улучшение всех своих качеств, полная реализация во всех сферах жизни. Хотя, конечно, это включает и профилактику заболеваний и, конечно, не исключает лечения заболеваний, когда они возникают.

Особенно учитывая, что за последние 100 лет медицина шагнула далеко вперед.

Впрочем, как раз медики являются основными пропагандистами здорового образа жизни. И именно по данным ВОЗ, здоровье лишь на 10% зависит от состояния системы здравоохранения, только на 20% – от внешней среды или природных условий, лишь на 20% мы заложники наследственности и генетики. Половина шансов на здоровье зависит от нас, от того, насколько мы сами заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми.

Режим дня, труда и отдыха

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению уровня жизни. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

Режим питания
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Пища обеспечивает человека: Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.



Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека.

Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда дети бегают, прыгают и им становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать. Каждое утро все должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

Воздержание от токсинов .

Человек – это единственное существо, которое по собственному желанию отравляет и разрушает свое здоровье, путем употребления различных токсических веществ. Вред, который наносят кофе, алкогольные напитки, курение и опасные наркотики, было продемонстрировано уже не раз. Если мы хотим, чтобы наш ум оставался живым и здоровым, мы должны избегать употребление любых веществ, которые могут нарушить работу деликатного механизма нашего мозга

«Что имеем не храним, потерявши - плачем». Эта народная пословица, имеющая широкое значение, подмечает и наше отношение к здоровью. Пока оно есть, мы попросту о нем не задумываемся, а когда его нет, тратим много времени, сил и средств на его восстановление, которое, увы, не всегда достигается.

Заключение

Здоровье – это состояние равновесия, это гармония тела и души, это возможность меняться вместе с окружающей средой, подстраиваться под жизненные реалии, и не просто выживать, а постоянно улучшать уровень своей жизни. Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.

А теперь мы вам расскажем и покажем наши советы « как быть здоровым»

    Больше чая - меньше алкоголя

    Больше овощей -меньше мяса

    Больше уксуса - меньше соли

    Больше фруктов- меньше сахара

    Больше жевать - меньше еды

    Больше дел -меньше слов

    Больше давать-меньше страдать

    Больше спать-меньше переживать

    Больше пешком – меньше за рулем

    Больше смеха – меньше злости

Беседа на тему «Здоровый образ жизни»

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Шопенгауэр А.

Цель: формирование личности психически здорового и физически развитого обучающегося.

Задачи:

Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Повышение мотивации на сохранение здоровья воспитанников

Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

Помочь воспитанникам в формировании привычек здорового образа жизни, закреплению культурно - гигиенических навыков.

Расширение знаний воспитанников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Оборудование: плакаты и рисунки воспитанников, на доске написаны пословицы и поговорки.

.Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи. Почему со школьной скамьи? Давайте разберёмся. Как только ребёнок попадает в школу, начинается его постепенное взросление, появляются карманные деньги и то, что совсем недавно было полностью запрещено или покупалось по великим праздникам, становится доступным. Жевательные резинки, чипсы, сухарики, кола. Добавим сюда телевизор и компьютер,

И сегодня мы попробуем разобраться, как в современном мире не потерять, сохранить и приумножить своё здоровье. Какие факторы влияют на здоровье современного человека Итак, для начала, давайте продолжим суждение ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО… .

Примерные ответы воспитанников:

· «оно является основой жизни»,

· «быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,

· «для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,

· «здоровые родители - здоровые дети»,

· «здоровый организм - залог жизни»,

· «оно самое ценное, что есть у меня»,

· «от здоровья зависит будущее».

Воспитатель: Итак, те, кто считают, что от образа жизни зависит здоровье человека, сегодня получат несколько важных советов, как остаться здоровым на долгие годы. А те, кто уверен, что для этого ничего не надо делать и человеческому организму в современном мире ничего не угрожает, убедятся, я надеюсь, в обратном. Какие компоненты, на ваш взгляд включает в себя понятие «здоровый образ жизни»?

(ответы воспитанников)

Совершенно верно, это:

Правильное питание;

Занятие физическими упражнениями;

Соблюдение режима дня;

Отказ от вредных привычек;

- ограничение времени.,проводимого за компьютером

Давайте немного поговорим о том, что мы пьем? Наблюдения показывают, что компоты в столовой не пользуются популярностью, все конечно хотели бы видеть на своих столах разного рода газировку. Однако, важно знать, что именно в газированными напитками можно нанести реальный вред своему организму. Во-первых, в них содержится огромное количество углеводов. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

v Народные американские рецепты по использованию КОКА-КОЛЫ в быту:
Чтобы почистить раковину, вылейте в неё банку Колы и не смывайте в течение часа. Эффект удивительный – раковина засверкает как новая!

v Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока- коле.

v Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока- колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

v Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока- колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Теперь поговорим о беде нашего класса: это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатаны и раздаются детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.Провоцирующие появление сыпи – Е311,Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, заправленных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые, кисломолочные продукты и т. д.

Компьютер – наш друг или враг?

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Сидячее положение в течение длительного времени;

Перегрузка суставов кистей;

Сидячее положение.

Воздействие на зрение.
Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения.

Перегрузка суставов кистей рук.
Стресс. Влияние компьютера на психику.. Для того чтобы современные технологии не причинили вреда здоровью и психике, необходимо соблюдать несколько нехитрых правил: не играть в компьютерные игры перед сном, через каждые 20 – 30 минут работы на компьютере нобходимо делать перерыв; продолжительность работы на компьютере не должна превышать 1,5 – 2 часов в день. Работайте на компьютере и будьте здоровы!

Воспитатель: Следующий фактор, влияющий на наше здоровье, но влияющий положительно - это занятие спортом и физическая активность.

Физическая активность Как известно основное время учебных занятий школьники сидят, т.е. их организм обездвижен (4-6 часов школьных занятий и еще до 2-3 часов домашних заданий). Если к этому прибавить время, затрачиваемое на дополнительное чтение, настольные игры, просмотр телевизора и работа и/или игра на компьютере, то получится, что большую часть времени дети не двигаются.

Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.п. Конечно, уроков физической культуры в школе недостаточно для того, чтобы поддерживать себя в форме. Поэтому обязательно необходимо начинать свой день с утренней зарядки, тем более тем, кто не занимается в спортивных секциях.

Продолжительность зарядки от 10 до 30 минут.

Это важно запомнить:

Физическая активность улучшает работоспособность;

Физическая активность улучшает настроение и помогает снизить стресс;

Физическая активность помогает достигать и поддерживать идеальный вес;

Физическая активность увеличивает физические возможности, это делает жизнь приятной;

Воспитатель: Немаловажную роль в здоровье человека играет то, как правильно он может распорядиться своим временем и своими силами.

Режим дня - это разумное распределение времени на учёбу, прогулки, занятия любимым делом, встречи с друзьями, своевременный приём пищи и отдых. Во всём должна быть мера и всему должно быть своё время.

При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха.

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном.
Подросток должен спать 10-11 часов.

О привычках полезных и вредных

Привычки-это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил:

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой

личности, вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки

чрезвычайно устойчивы.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению

знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным

формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино,

прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных

рамках времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее,

способствуют самосовершенствованию.

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним

можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям.

Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными

напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный

испортить жизнь человека.

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…» В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) влюбом его виде (водка, вино, пиво и т. д)

К сожалению, человек находит для себя всё новые и новые способы подорвать в своё здоровье. К ним относятся употребление наркотиков, которое сопровождается психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. В течение последних 6 лет смертность подростков от наркомании увеличилась в 10 раз.

В заключение воспитанникам предлагаю нарисовать рисунок, которому соответствовала бы надпись: Я - здоровая личность. Готовые рисунки размещаются на доске.

Подведение итогов беседы.