Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Хореографическое искусство» разработана в соответствии с Законами РФ и РТ «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12 2006 № 06 – 1844.

Программа «Хореографическое искусство» является комплексной адаптированной программой. При её составлении частично использованы Программа образования детей школы русского танца (2006 год) и авторская программа по танцам Гласовой М.С. «Азбука танца» (2010 год).

Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста. Программа предполагает широкое ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и общей культуры, содействует нравственному и физическому развитию обучающихся, укрепляют их организм и положительно сказывается на осанке и культуре движений, дает на каждой ступени их возрастного развития доступные знания и навыки. Уроки в хореографических классах подводят учащихся к пониманию искусства танца, к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса, воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями народов Татарстана, России и мира.
Цель - воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Задачи:

В этой заключительной работе мы решили записать наши достижения и показать сообщество, где мы остановились, и где наше образование сегодня. И это то, что мы намерены представить в этой публикации. На следующих страницах представлены отчеты, свидетельства и опыт, которые демонстрируют, что было сделано в образовании, что работало и что еще может продвинуться. В каждом тексте вы найдете штамп, указывающий, к какой оси относится эта работа: «Демократическое управление»; Доступ и постоянство; качество; Молодежь и образование взрослых.

Однако есть действия, которые относятся к более чем одной оси, потому что на самом деле они дополняют друг друга. Мы уверены, что читатель встретит много интересных историй, которые перенесут их в свои воспоминания. За эти восемь лет, будь то в школе, в классе, в административных секторах секретариата или во многих других местах, где образование и мыслилось в этом городе, было вовлечено людей, которые дышат и живут этим идеалом.

Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.

Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков в понимании и овладении искусством танца.

Развитие фантазии и образного мышления учащихся в области хореографии, обогащение их представлений об искусстве вообще.

Все те профессионалы и сотрудники, которые посвящают большую часть своей жизни непрерывным стремлениям к качественному образованию для нашего муниципалитета, могут быть признаны в некоторых сценариях, представленных в этом издании. Путь был надлежащим образом подготовлен для тех, кто прибыл, и хорошее семя брошено, так что в ближайшем будущем плоды этой работы могут быть собраны следующими поколениями. Поддержка в публикации этого Мемориала.

Предложение о разработке мемориала управления муниципальным образованием происходит не случайно в последний год административного периода на муниципальном уровне. Воспоминания, отчеты, планы, среди прочего, - это способы записи реальности, которая всегда находится в движении, процесс, который всегда богат и неисчерпаем из-за множества аспектов, которые его составляют. Мемориал - это документ, который изображает определенный момент и записывает существенные аспекты, жил в определенный промежуток времени.

Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).

Образовательная программа «Хореографическое искусство» рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. Продолжительность обучения 7 лет. Состав класса: 10 - 12 человек. Возраст учащихся 6-16 лет. Форма занятий классно-урочная, количество учебных недель – 34.

В этом смысле практика этой практики позволяет менеджеру определять и отслеживать события, оценивать их воздействие и рекомендовать изменения во время курса. Поэтому предполагается внести вклад в предложение о разработке Мемориала для перехода между муниципальными органами власти в республиканской перспективе. Между понятием государственного управления и республиканским государством существует тесная связь. На самом деле историческое происхождение концепции общественных репрессий, как формы управления обществом, связано с понятием светского, конституционного, демократического государства, утверждения прав человека и гражданина и демократического сосуществования властей.

Учащиеся показывают свои достижения через такие формы, как экзамен, встречи, выступления, концерты, фестивали, конкурсы, показательные уроки. Следуя принципу индивидуального подхода к особо одаренным детям, предполагается переход в следующие классы экстерном, минуя первоначальную подготовку.

Классификация образовательной программы

Поэтому власть в республике отходит от идеи создания суверенных правительств и мастеров государственных институтов. Он основан на четкой концепции, в которой общественное благо принадлежит всем, а то, что принадлежит всем, должно решаться всеми и никогда не принадлежит кому-либо.

В этой перспективе государство имеет два динамических измерения: одно и то же: чередующиеся правительства и постоянные учреждения. Французская пост-революция, эта новая концепция государства возникает и начинает влиять на политические события в мире, включая преобразования, которые произошли в Латинской Америке. Институционально, только в контексте сосуществования властей. Институциональное укрепление секретариата образования, поддержание его работоспособности до последнего дня правления и обеспечение условий для хорошего перехода между правителями - это республиканское отношение.

Данная программа представляет собой комплексное обучение детей танцевальному искусству и включает в себя следующие направления хореографии:

Классический танец. Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение урока идет соответственно программе по классическому танцу - от простого к сложному. Занятия классическим танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов классического танца и его комбинаций на середине зала, а также постановку танцевальных номеров.

Это еще один вклад Министерства образования в муниципальные образовательные руководители в целях консолидации общественного образования социального качества для всех граждан. Это преобразующие достижения, такие как образование на полный рабочий день, что расширило возможности обучения; доставка 15 новых и современных школ в разных регионах города и конец списка ожидания для мест в детских садах. Оценка не менее 88% муниципальных школ соответствовала или превышала цели, установленные Министерством образования.

За последние восемь лет инвестиции муниципалитета в образование имели реальный рост на 66, 8%, исключая инфляцию за этот период. Объединены с новым Планом и Уставом Магистерства. В дополнение к усовершенствованиям Плана должностей, карьеры и заработной платы на сервере, преподаватели и технические специалисты в области образования стали получать другие конкретные преимущества. Добавление эксклюзивного посвящения прибавило 20% к зарплате учителя, который решил работать в одном подразделении, а бонусы за ночную работу и сложность увеличились на 10-20%.

В начале обучения курсу классического танца следует ограничиться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение и корректировка правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Эти упражнения разучиваются на середине зала. В занятиях с младшими детьми станок почти не используется. Дети младшего возраста показывают свои достижения только на отчетных занятиях, в концертах не участвуют. В среднем возрасте дети могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно усложняются. Вводится классический экзерсис. Комбинации строятся с учетом уже имеющейся танцевальной техники и возрастных интересов ребят. Увеличивается количество движений, входящих в комбинацию, ускоряется темп исполнения, увеличивается физическая нагрузка, усложняется координация движений.

У адъюнкт-профессоров, бывших номинантов, был минимальный сдвиг от 25 до 105 часов в месяц, что привело к значительному увеличению вознаграждения. Академическая лицензия была предоставлена: те, кто учится у магистров или докторантов, имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 месяцев. Следует помнить, что всем педагогам в сети рекомендуется улучшать. Конкурс «Педагог Сантиста» - еще одна инициатива, которая вознаграждает инновационные проекты учителей и менеджеров, направленные на совершенствование преподавания, предлагаемого в нашей сети.

Упражнения классического танца способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений.

Народно-сценический танец . Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.

Общее количество студентов увеличилось с 38 тысяч до 40 тысяч в период, в том числе тех, которые участвовали в контрактах. Поэтому мы абсолютно уверены, что наш город очень хорошо структурирован в образовании, что, несомненно, является абсолютным приоритетом, самым важным компонентом в строительстве города, подготовленного для новых задач и более справедливого и сбалансированного общества. Мы очень благодарны преподавателям и другим специалистам, которые работают в сфере образования, основным агентам бесчисленных достижений и выразительных результатов, полученных в Сантосе за последние восемь лет.

Занятия народным танцем способствуют воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право - и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы. Знакомство учащихся с народным танцем начинается с четвертого года обучения: поклоны в разных характерах, танцевальные движения, народно-сценический экзерсис, который составляет основу для более успешного и правильного стилевого усвоения народного танца. Дети любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству различных образов. Народные танцы можно интерпретировать, приближая их детской тематике, обогащая элементы танца темами, заимствованными из сюжетов сказочного и бытового характера, из детских игр, чтобы материал танца был доступен и интересен самому ребенку. Итогом обучения народному танцу является умение детей красиво и выразительно исполнять народные танцы, культура общения между партнерами, наличие представления о характере национальных танцев.

Образование как обоснование правительства. В целях повышения эффективности работы входящей команды считается плодотворным лучшее знание, с их стороны, подпрограмм и, особенно, ситуации, в которой находятся различные текущие проекты. Поэтому мемориал, хотя и имеет это имя, предназначен не только для того, чтобы отозвать дела, мотивы, даты и вовлеченные лица. Хотя, все это тоже очень важно. Ничто не приходит из ничего, как молния не падает с голубого неба. Все, что было и было сделано, имеет свои предшественники, его мотивации, вовлеченные и совершенные люди, противоречия или расхождения, борьбу, усилия, бессонные ночи, эмоции и слезы.

Историко-бытовой и бальный танец играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно - физического, этического и художественно-эстетического развития и образования, развивают танцевальность, музыкальность, чувство позы, знакомят учащихся со стилями и манерами разных эпох. За время обучения учащиеся должны овладеть техникой исполнения движений историко-бытового танца, характером и манерой исполнения танцев определенной исторической эпохи, навыками применения танцевального костюма, его деталей и аксессуаров.

Только подросткам разрешено предположить, что ящики организованы сами по себе и что посуда и столовые приборы идут прямо со стола на полки, независимо от чьей-то работы. Конечно же, ошибки были сделаны. Результаты, которые могут быть собраны сегодня, являются плодами правительственной цели претворения в жизнь определенных политических целей. В нашей части, чтобы быть правительством, ориентированным на формирование наших будущих граждан, предлагая всем без различия какого-либо происхождения все, что мы могли бы сделать, что наше общество может наилучшим образом предложить в образовании.

Ритмика и танец включают ритмическую гимнастику и музыкальные игры, тренаж современной пластики, прослушивание и разбор танцев музыки для средних и младших школьников. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении. Задача педагога - научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Выполнение образного содержания музыкального произведения достигается через точную выразительную передачу посредством движений характера музыки. Упражнения уроков ритмики совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, приобретению технического мастерства, культуры движений, воспитывают правильную осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить основные правила хореографии.

В самом широком смысле и в соответствии с самыми передовыми достижениями психопедагогики. Правительство, как говорит сам мэр, сосредоточилось на ребенке. Правительство, которое имеет образование как основание для бытия. Что мы сделали, и даже если все было только результатом нашей работы. Соответствующая, инновационная и заслуживающая, как мы полагаем, некоторая преемственность, исправляющая любые недостатки или стремление к их улучшению. Здесь, в этом «Мемориале», мы стараемся показать, в основном, какие проекты были осуществлены или ведутся в каждой из этих больших областей, которые мы демаркируем для наших действий.

Сценическая практика. На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотворчеству. Не следует увлекаться технической сложностью, нужно брать темы близкие и понятные исполнителям, добиваться осознанного и выразительного исполнения. При постановке танцев нужно учитывать возрастные особенности исполнителей. Наряду с танцами основного репертуара нужно ставить более простые танцы для ощущения детьми их полезной значимости и для растанцованности. Подготовка концертных номеров - особый, трудоемкий процесс. Здесь и прослушивание музыки, и беседы об особенностях танцевального образа, о костюме, о красоте танца, о совершенстве человеческого тела, выразительности, грации, т.е. о том, как богат язык танца, и что можно достичь им.

Мы всегда стараемся продемонстрировать антецеденты, но при этом у нас нет никакого значения намерений в отношении предыдущего руководства. Мы просто хотим установить отправные точки. Наша главная цель - прояснить цели, как мы действовали для их достижения и того, что мы делали перед лицом каждой трудности, когда мы пересматривали первоначально установленные пути. Каждый проект требовал много творчества и высокой приверженности, особенно потому, что ресурсов всегда было мало, а рисков было много.

Еще раз хочу выразить благодарность мэру Жоау Паулу Таваресу Папе за его поддержку и приверженность образованию и моим коллаборационистам, которые с их мудростью и способностью смогли скомпрометировать муниципальную образовательную сеть Сантоса, надзорных органов, директоров, учителей и школьных команд с необходимостью также выполнять те же обязательства. Мы можем остановиться. Вы даете эту оценку в интервью ниже. Первая ось «Доступ и пребывание» направлена ​​на удовлетворение потребностей учащихся и предоставление социальных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий.

Творческое лицо коллектива определяет репертуар. Правильность выбора его определяется органическим соединением формы и содержания, художественной полноценностью, подготовкой исполнителей как технически, так и внутренне.

Беседы о хореографическом искусстве. Программа рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

Да, начиная с спроса на детские сады. Партнерство с контрактными организациями вместе с обязательствами правительства и наших техников позволило нам исключить списки очередности наших подразделений. Когда нет возможности посещать ближайший к резиденции объект, гражданин получает ваучер на перевозку для перехода на оборудование с вакансией. В рамках программы «Средняя школа» и «Расширенный день» учащиеся продолжают работать в школах. Родители могут работать спокойно, уверенно, что их дети получают достаточное питание и хорошее образование.

Предмет знакомит учащихся с основными понятиями курса: хореография, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль и т.д.

Программа охватывает длительный по времени период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений, расцвет отечественной хореографии, исполнительское мастерство блистательных балерин и танцовщиков. Программой предусмотрено знакомство с творчеством композиторов.

И этот процесс не заканчивается во время школьных каникул. В течение этого периода дети остаются в центрах по уходу за детьми на полюсах. Все это без упоминания о бесконечности спортивных, культурных и художественных проектов, разработанных департаментами, и привлечении третьих лиц к другим специалистам. Мы обслуживаем стопроцентный спрос. Чтобы мотивировать наших учеников, мы также работаем над вопросом школьных советов и советов. Те, кто несет ответственность, сообщают об отсутствии их детей в режиме реального времени и вызваны в школу, чтобы оправдать отсутствие.

Гимнастика в хореографии включает гимнастические, силовые и акробатические упражнения. Упражнения укрепляют мышечно-связочный аппарат, внутренние органы, а также стимулируют развитие координационных способностей обучающихся, воспитывают ориентировку в пространстве, способствуют всестороннему и эстетическому воспитанию, развитию творческого воображения,
Принципы обучения

Наши дети имеют право на школьные принадлежности, форму, продукты питания. Для студентов, которые остаются на полный рабочий день, предлагается пять блюд. Все это, не говоря уже о расширении сетевого оборудования. Какой прогресс может быть достигнут? Вопрос о безвыходной подготовке был очень хорошо разработан. Наши дети преуспели в различных конкурсах и мероприятиях, получая награды в регионе и отсюда. В этом году у нас будет четвертый. издание Премии Сантисты. Какова была ваша цель в создании этой награды?

Эту инициативу можно понять как признание работы преподавателей и техников в наших школах, и по этой причине эта награда была настолько успешной. В качестве основной цели он представляет народу, проекты, которые разрабатываются в школах преподавателями и менеджерами. И все они стремятся учить наших детей. Способ оценки наших профессионалов, прозрачность кредитования в отношении того, что хорошо в школах. В этом году мы боремся за инициативу стать законом, чтобы это достижение сохранилось в следующих правительствах.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализации дидактических принципов:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Принцип доступности необходимо соблюдать при формировании репертуара. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать возрастные, исполнительские, художественные возможности хореографического коллектива.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Основные методы обучения

В курсе обучения хореографии применяются следующие методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
Результативность освоения программы

К концу первого года обучения учащийся должен:


  • сохранять правильную осанку;

  • передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка;

  • согласовывать движения с музыкой;

  • переходить из одного движения в другое.
На втором году обучения учащийся должен:

  • усвоить основы правильной постановки корпуса (при этом педагогу следует обратить внимание на природные особенности сложения учеников);

  • научиться постепенно, укреплять мышечный аппарат (особенно поясницы и брюшного пресса);

  • уметь владеть центром тяжести тела;

  • ориентироваться в пространстве;

  • чувствовать ракурс и позу;

  • научиться развивать различные группы мышц;

  • знать музыкальный размер;

  • развивать чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки;

  • усвоить позиции рук, ног.
К концу третьего года обучения ребенок должен овладеть рядом знаний и навыков:

  • правильно двигаться в так музыке, сохраняя красивую осанку;

  • чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;

  • освоить простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала;

  • справляться с несложными танцевальными комбинациями;

  • приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).
В среднем возрасте ребята могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно удлиняются, а задания усложняются. В программу входят учебные занятия по различным предметам, постановочная и репетиционная работа. Основная нагрузка на уроке приходится на экзерсис классический, вводится экзерсис по народно-сценическому и русскому танцам, большое внимание уделяется прыжкам.

Дополнительно выдвигаются следующие требования:


  • знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;

  • уметь исполнять препарасъон;

  • знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;

  • освоить положение: стоя боком к станку в движениях из пяти позиций;

  • приобрести навык выворотного положения 5 “пятка к пятке”;

  • уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;

  • уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец;

  • знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, “ключ” простой и дробный, простейшие дроби;

  • уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.
К концу обучения учащиеся должны уметь исполнять национальный танец, польку, русскую пляску на основе пройденного материала. Свои достижения демонстрируют на открытых уроках, зачетах и экзаменах, принимают участие в концертах.

Требования к выпускникам:

Владеть основными навыками, требуемыми образовательной программой;

Профессионально исполнять движения, сохранять танцевальную осанку и манеру, владеть движениями стопы;

Уметь правильно и методически верно исполнить экзерсис у станка;

Знать положения стопы, колена, бедра;

Знать позы экзерсиса;

Исполнять движения в характере музыки;

Исполнять танцы народов России;

Знать закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

Виды и формы контроля


  1. Входной контроль осуществляется при приеме детей на отделение хореографического искусства школы. Детей просматривают по следующим критериям: внешние данные, физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание, такт. К мальчикам предъявляются минимальные требования, так как они менее охотно, чем девочки, идут в танцевальный коллектив.

  2. Текущий контроль практически действует на протяжении всего учебного года. В конце каждой учебной четверти проводится контрольный урок, в конце полугодия – открытый урок (показ), в конце года – зачеты.

  3. Итоговый контроль выполняется по результатам каждого года обучения (зачеты в конце каждого года обучения при переходе из класса в класс). Выпускной класс сдает экзамены.
4. По выполнению учащимся учебной программы по истечении семи лет обучения ему вручается свидетельство об окончании школы с прилагающимся оценочным листом.

Материально-техническое обеспечение программы

Условия для проведения учебных и репетиционных занятий:


  1. Наличие учебного хореографического класса.

  2. Оборудование класса: станки, зеркала, палубный пол, раздевалка, гимнастические коврики, маты, комната для педагогов.

  3. Техническое оснащение: магнитофоны, аккордеон, фортепиано, музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамера, фотоаппарат.

  4. Оформление концертных номеров:

  • изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;

  • обувь для сцены (каблучная) и для занятий;

  • бутафория;

  • оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

  1. Формирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке.
6. Музыкальное оформление номеров:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОТДЕЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО ПРЕДМЕТАМ


НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1. Классический танец

476

56

420

2.Народно-сценический танец

340

55

285

3. Сценическая практика

102

-

102

4. Историко-бытовой танец

272

45

227

5. Ритмика и танец

272

34

238

  1. Беседы о хореографическом искусстве

34

34

-

  1. Гимнастика в хореографии

68

8

60

ИТОГО:

1564

230

1334

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей.

Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

Изменялось общество - изменял ось и танцевальное искусство.21 век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству.

В настоящее время Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. Т анец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним.

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Направленность общеобразовательной программы «Мир танца» – художественная. Уровень программы – средний.

Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающей самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющей выразить свой замысел в творческой деятельности.

Через изучение хореографического искусства и приобщение к занятиям танцами, происходит развитие эстетического вкуса и эмоционального мира старшеклассников, раскрываются такие стороны личностного потенциала как воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций, формируется определенная модель поведения, оказывается существенное положительное влияние на физическое и психическое здоровье. Методичные занятия хореографией приводят к общему закреплению воли и повышению жизненной энергии. Характер старшеклассника становится более определенным и активным, четким в действиях и настойчивым в стремлении к намеченной цели; развивается способность к сосредоточению внимания, воспитывается самообладание, дисциплина.

Благодаря танцам происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственно искренность эмоционального порыва, что очень важно при современном отчуждении людей друг от друга.

Программа "Мир танца" сочетает в себе системы развития эстетического, нравственного, эмоционального, коммуникативного потенциала личности старшеклассника.

Данная программа позволяет решить некоторы е социально значимые цели разви тия личности:

    раскрепощение ребенка: с нятие природных зажимов, преодоление внутреннего напряжения;

    раскрытия природных способностей, творческого потенциала ребенка и его познавательного развития путем создания условий для их реализации;

    социализация ребенка ка к индивидуума в социуме, включая опыт межличностного взаимодействия;

    реализация досуга ребенка в определенной направленности;

    допрофессиональная ори ентация и подготовка к самостоятельной взрослой жизни.

Цель программы - формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей старшеклассников посредством хореографии, оказание помощи в творческой и профессиональной ориентации , посредством прохождения серии проектно-аналитических и игровых ситуаций.

Задачи программы

ОБУЧАЮЩИЕ

    расширить знания и умения в области хореографического искусства;

    обучить навыкам выражения собственных ощущений, используя искусство хореографии;

РАЗВИВАЮЩИЕ

    с тимулировать и развивать творческий и интеллектуальный потенциал личности через работу над проектами и различные игровые ситуации;

    развивать чувство гармонии, чувство ритма и импровизации;

    развивать физические способности, укреплять физическое и психологическое здоровье;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

    воспитывать целеустремленную, волевую, активную, самост оятельную личность обучающегося;

    осуществлять профессиональную ориентацию обучающихся.

Отличительные особенности программы

В программу кроме традиционных занятий по хореографии включены импровизационные занятия «Фэнтази - Данс», которые способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация - один из главных элементов данного занятия.

В данную программу входит образовательный модуль « Мир творчества» , который нацелен на формирование представления о современных культурных процессах, творческих профессиях, на формирование личных профессиональных перспектив.

Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности на следующих принципах:

Принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному).

Принцип актуальности;

Принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

Принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников.

Обучающиеся по программе

Участники программы - учащиеся старшего школьного возраста (15-17 лет) творческого объединения хореографического направления.

Учащиеся должны пройти обучение в танцевальном коллективе в течение нескольких лет; иметь навык владения своим телом и правильную постановку корпуса; знать основные правила и законы исполнения танцев; правильно и грамотно исполнять движения, комбинации.

Так как программа «Мир танца» рассчитана на детей старшего школьного возраста, то необходимо отметить основные образовательные процессы, которые им необходимы: формирование картины мира; культурной и социальной идентичности; ориентация в мире ценностей, жизненных стратегий, профессий; освоение статуса и самоощущения взрослого человека.

Срок реализации программы – 1 год .

Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.

Формы и режим занятий

Формы обучения

    практические занятия по хореографии;

    лекция, беседа;

    проектная работа;

    уроки актерского мастерства;

    импровизационные занятия;

    выступления и показы концертных номеров;

    создание игровых и проектно-аналитических пространств (в рамках реализации Модуля).

Режим занятий

Из расчета 216 часов в год

    2 раза в неделю по 3 часа

    3 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметными результатами по программе «Мир танца» является - владение основами танцевального искусства, навыками в ыражения собственных ощущений, через искусство хореографии.

Обучающиеся приобретут знания, умения и навыки, соответствующие высокому уровню танцевального мастерства.

Дети получат большую танцевальную практику сценических выступлений.

Метапредметными результатами по программе «Мир танца» являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

Использование своего творческого и интеллектуального потенциала в различных ситуациях , умение импровизировать;

Умение работать над созданием танцевального проекта;

Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;

- стремление здоровому образу жизни.

Личностными результатами являются:

    целеустремленная, волевая, активная личность обучающегося; оценка и самооценка свои возможностей;

    нацеленность на будущую профессию.

Воспитанники осознают св ою роль и место в культуре вообще в современной танцевальной культуре и окружающем их социуме.

Критерии и показатели оценки учащихся

Результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий низкий

Предметные

Хорошо знает и умеет исполнять классический экзерсис, композиции танца модерн. Умеет применять знания на практике.

Хорошо исполняет танцы.

Знает и умеет исполнять классический экзерсис, композиции танца модерн. Старается применять знания на практике

Слабо знает и исполняет классический экзерсис, композиции танца модерн. Не может применять знания на практике.

Метапредметные

Обладает высоким техническим уровнем исполнения танцевальных композиций. Различает танцевальный стили и направления. Самостоятельно составляет этюды на основе предложенного материала, импровизировать.

Хорошо исполняет танцевальные композиции. Пытается самостоятельно составлять этюды; импровизировать.

Слабо исполняет танцевальные композиции. Не может самостоятельно составлять этюды. Не обладает импровизацией.

Самостоятельно делает постановки. Может работать в коллективе. Хорошо владеет знаниями и применяет их на практике.

Пытается самостоятельно делать постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями и может применять их на практике.

С помощью педагога делает постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями, но не может применять их на практике.

Личностные

Ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

Активный участник всех смотров, фестивалей. Умеет показать свое хореографическое мастерство на концертах.

Может ориентироваться на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

Активный участник смотров, фестивалей. Старается показать свое хореографическое мастерство.

Не ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

Менее активный участник концертной деятельности. Не может показать свое хореографическое мастерство.

Развит танцевальный, художественный вкус. Проявляет коммуникативные, нравственные и гуманные качества. Имеет сформированный образ «Я».

Развит танцевальный, художественный вкус. Проявляет коммуникативные и нравственные качества. Имеет достаточно сформированный образ «Я».

Развит художественный вкус. Проявляет нравственные качества.

Формы контроля

За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется три раза в год (в октябре, декабре и мае).

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая – в конце реализации всей программы.

В конце каждого учебного года проводится творческий отчет о работе педагога и детей. Отчет проводится в форме концерта для родителей.

В конце года педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.

Мониторинг результативности программы:

                1. Ежегодная положительная динамика личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

                  Количество победителей танцевальных конкурсов.

                  Количество и качество концертов (тематических, отчетных, знаменательным датам и др.).

                  Количество и качество самостоятельных проектных танцевальных номеров, участвующих различных мероприятиях и концертных площадках поселка.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Всего

Организационное занятие

Актерское мастерство танцора

Танец сегодня

Занятия «Фэнтази - Данс»

Модуль « Мир творчества»

69

147

216

Итого: 216 часов

Содержание программного материала

1 Организационное занятие.

2. Основы современного танцевального искусства

Модерн танец.

Разогрев.

    шаги: шаг с приставкой из I во II параллельную позицию ног и с хлопком; шаги крестом.

    упражнения руками круговые, подбивка с разворотом на 180 0 ;

    упражнения плечами: в комбинации с шагами; круговые упражнения плечами.

    упражнения для ног: вперед по диагонали; в сторону с поворотом на 360 0 .

    полушпагаты: с наклоном вперед; с наклоном в сторону.

Изоляция.

    голова: крест; квадрат; круг; sundari – крест; квадрат; полукруг.

    плечи: крест; квадрат; круг; «восьмерка».

    грудная клетка: крест; квадрат; полукруги.

    пелвис: крест; квадрат; полукруги, полукруг одним бедром; круги; «восьмерка».

    руки: различные вариации основных позиций и положений рук.

    ноги: catch step; prance; kick; lay out.

Координация 3-х центров:

    голова – наклоны вперед – назад, одновременно двигаются плечи вверх-вниз, пелвис вправо-влево;

    грудная клетка двигается вперед – назад, руки jerk -position в оппозицию назад – вперед и одновременно battemnt tendu правой ногой в сторону;

    руки во II позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис вперед – назад, голова – наклоны вправо-влево;

    приставные шаги – по 4 вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-II позиция одновременно на каждый счет наклоны головой вперед и назад;

    thrust пелвисом вправо-влево, руки по II позиции и правым предплечьем на каждый счет к себе, одновременно левая рука движется по схеме: А-Б-В-II позиция;

    шаги по схеме: 2 приставных шага вправо, 2 влево, 2 вперед, 2 назад. Одновременно thrust пелвисом вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-II позиция.

Упражнения для позвоночника.

    наклоныторса: flat back; deep body bend; side stretch.

    твистторса: curve; arich; roll down u roll up.

    «волны»;

    « спирали»;

    contraction;

    release;

    high release .

Кросс. Передвижение в пространстве.

    шаги: flat step ; catch step ; шаг «ча-ча-ча»; латин урок; шаги в модерн-джаз манере; шаги в рок - манере.

    прыжки: jimp ; leap ; hop ; с 2-х ног на 1.

    вращения: corkscrew ; four chaine ; повороты на одной ноге; повороты по кругу; повороты на различных уровня.

Уровни:

    стоя: верхний (на полупальцах); средний (на всей стопе); нижний (колени согнуты).

    на четвереньках: опора на руках и коленях; 1 или 2 ноги вытянуты назад при опоре на руки; 1 нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

    на коленях: стоя на 2-х коленях; стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении.

    сидя: I позиция; II позиция; IV позиция или «svestic »; V позиция; колени согнуты и соединены; джазовый шпагат; сидя на одном бедре.

    лежа (на спине, на боку, на животе).

Классический танец

Экзерсис:

Grand plie end relieve на пальцы во всех позициях

Battement tendu

Battement tendu jete

Rond de jamb par Terre

Relieve lent крестом на 90 градусов

Battement frappe (поза на стопе)

Battement developed крестом на 90 градусов

Battement fondue на 25 градусов. На всей стопе и на полупальцах.

Exercice на середине зала:

маленькое adagio (Port de bras в различных комбинациях и позах);

Battement tendu et tentu jete с поворотом корпуса на 45, 90 градусов;

Прыжки по позициям.

3 Актерское мастерство танцора

    Тема: Группы невербальных выражений (приложение).

    Тема: Создаем характеры (приложение).

    Тема: Мимика лица (приложение).

4 Танец сегодня

Беседы (с использованием презентаций, видео - показов):

    "Танцы и здоровье"

    "Танцы и другие виды искусства"

    "История танцевального искусства"

    "Современные танцевальные направления"

    "Современные танцевальные коллективы"

    "Танцевальная этика"

    "Проект "Танцы" на ТНТ"

    "Хореографы нашего времени"

    "Проект "Ледниковый период" на первом"

5 Занятия «Фэнтази - Данс»

Импровизационные занятия:

    "Танец и музыка"

    "Танец и изобразительное искусство"

    "Танец и художественное слово"

    "Танец и театр"

Творческие танцевальные проекты

    Выбор проекта и его уяснение: проведение работы по подбору музыки; выбор проблемы и темы, которая будет отражена в танце; определение целей и задач; определение драматургии танца.

    Планирование предстоящей работы. Составляется план работы с определением сроков исполнения и ответственных.

    Осуществление проекта.

    Работа над постановкой танца (работа над эскизом и изготовлением костюмов, подбор движений и комбинаций, составление рисунка танца, работа над выразительностью и синхронностью, репетиции в классе и на сцене).

    Показ танцевальных номеров широкому зрителю.

    Обсуждение законченного дела.

    Презентации на тему: «Защита проектной работы»

6 Репетиционно-постановочная работа

    Постановка и изучение танца.

    Репетиции.

    Работа над выразительностью, синхронностью, четкостью исполнения.

    Концертная деятельность. Показ проектных номеров в ДЮЦ и различных учреждениях поселка.

    Участие в конкурсах и фестивалях.

7 Модуль "Мир творчества"

Задача модуля

Сконструировать систему представлений о современных культурных процессах, сформировать собственные представления о творчестве и творческих профессиях в разных сферах искусства

Содержательное наполнение модуля

В целом игровая форма модуля моделирует экспертное совещание крупного продюсерского агентства с представителями творческих сообществ и объединений в разных направлениях искусства.

Важно, что конкретные темы групповой работы должны быть выбраны участниками самостоятельно. Тем не менее, педагог в своём установочном докладе должен суметь расставить акценты именно для обозначения многообразия культурного процессаи необходимости взаимодействия, показать, с одной стороны, наиболее яркие, с другой - может быть, незаметные, но значимые культурные феномены. Полезна подборка видео и аудиофрагментов.

В качестве отдельных групп могут позиционироваться представители творческих сообществ (например, группа «современная музыка», «видео -арт», "современный танец"), в зависимости от собственных интересов участников в сфере творчества.

При знакомстве с творческими профессиями рассматривается версия о том, что профессия в современном мире не равна специальности, а профессионалами являются те, кто реализуют «больший жизненный проект» в практику.

Участниками модуля обсуждается вопрос о том, что современных профессионалов характеризует проектный образ жизни , связанный с новым типом отношений человека с пространством и временем .

Смысловым ядром являются четыре рамки, структурирующие профессиональный мир. Это рамки профессиональных знаний (культуры), профессионального языка (семиотики), профессионального статуса (общественной коммуникации), профессиональной идентификации (индивидуальной истории). Именно на пересечении данных сфер осуществляется современная организация про­фессиональных сфер.

Образовательные результаты модуля

Участники формируют отношение к сфере художественного творче ства и вообще художественной культуры как к развивающемуся деятельностному пространству, которое может стать богаче, интереснее.

У участников появляется возможность более осмысленного отношения к различным направлениям современного искусства и профессиям в сфере искусства.

Участники (в особенности, склонные к художественным пробам) могут более осознанно определиться к творчеству как к сфере деятельности, определить те качества, которые необходимо развивать в себе для дальнейшей взрослой жизни.

Программа модуля "Мир творчества"

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Тема: Творческое проектирование

Установочное

сообщение

ведущего

Доклад руководителя

Искусство как система коммуникации.

1

Формирование

тематических

групп

Распределение обязанностей

Определение ведущих форм взаимодействия.

1

Работа

тематических

групп

Рабочие совещания

Выделение основных параметров описания культурного проекта и его характеристик

1

Общая дискуссия. Выступления групп

Теоретический семинар творческих сообществ

Творческие проекты: презентация версий.

1

Работа

тематических групп

Рабочие совещания творческих сообществ

Возможности развития, современной культурной ситуации (в целом и в выбранной сфере творчества)

1

Аналитический семинар творческих сообществ

Культура будущего, её создатели, заказчики и потребители. Презентация версий.

1

Тема: Жизненные стратегии в культурном мире

Проблемная лекция учителя

Доклад руководителя

Жизненные стратегии в культурном мире

1,5

До машнее задание по модулю в целом. Подготовка индивидуальных эссе

Подготовка

письменных

докладов

Моё существование в культуре: сообщество, регион, национальная культура, мировая культура.

1,5

Тема: Жизненные стратегии профессионализации.

Сообщение руководителя

Оглашение правил и стартовых условий соревнования будущих профессиональных траекторий.

Жизненные стратегии профессионализации.

1,5

Формирование тематических групп

Создание команд, участвующих в соревновании профессиональных траекторий, определение стратегий команд и создание их символики

Пути великих профессионалов: выбор героя

0,5

Установка на работу

Встреча с состоявшимися профессионалами - носителями образцов

Успешный профессиональный опыт как источник для построения своей траектории

1

Работа

тематических групп

Выполнение командами задач: анализ информации, полученной от профессионалов и составление описаний нормы профессионализма

Образы современного профессионализма

1,5

Общая дискуссия.

Выступления групп

Представление и взаимное оценивание выделенных норм профессионализма

1,5

Тема: Стремления профессионального мира в XXI веке

Установочная лекция

Сообщение необходимой информации для выполнения задания

Стремления профессионального мира в XXI веке

1

Работа

тематических

групп

Выполнение командами задач этапа: составление карты профессий Будущего

Изменения профессионального мира: карта профессий искусства Будущего

1

Общая дискуссия. Выступления групп

Представление и взаимное оценивание составленных карт профессий, а также потенциальной эффективности выбранных маршрутов на предложенных картах

Профессиональный проект Поколения

1

Постановка педагогом задачи на индивидуальную работу

Постановка и обсуждение задания для соревнований индивидуального первенства

Эффективные методы выделения и конструирования профессиональных и образовательных траекторий

0,5

Индивидуальная работа

Выполнение задания на личное первенство

Моё

профессиональное будущее

и образовательные интересы

1,5

Презентация

результатов

индивидуальной

работы

Соревнование личного первенства: презентация и взаимное оценивание личных образов будущей

профессиональной деятельности и образовательных стратегий, необходимых для реализации этих образов

Миры и плоскости профессионального успеха: критерии и секреты успеха

1

Общее обсуждение

Подведение итогов соревнований.

Объективная

реальность

и субъективные

намерения:

отношения,

соотношения,

взаимное

обогащение

3

Методическое обеспечение

Общая методика работы по программе

Программа «Мир танца» реализуется по следующим разделам:

    Основы современного танцевального искусства

Тренировочные занятия по классическому и модерн танцам.

    Актерское мастерство танцора

Раздел включает в себя занятия, развивающие актерские возможности детей.

    Танец сегодня

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.

    Занятия «фэнтази - данс»

Задачи занятий «Фэнтази - Данс»:

    раскрыть потенциальные способности;

    закрепление музыкальных и хореографических знаний;

    увеличить границы самостоятельного творчества;

    содействовать личностному самоопределению.

Занятия «Фэнтази-Данс» способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация - один из главных элементов данного занятия.

На занят иях «Фэнтази-Данс» также создаются самостоятельные танцевальные композиции (проекты).

    Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя отработку движений, изучение танцевальной композиции, работу над синхронностью и выразительностью, а так же показ танцевальных номеров зрителю.

Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся приобщаются к публичному выступлению и самоутверждаются.

    Модуль « Мир творчества»

Для реализации модуля предусматривается выстроить особое пространство, которое может быть как игровым, так и проектно-аналитическим, где каждый шаг и каждое решение подвергаются анализу и рефлексии, а так же есть возможность выстраивания пространств социального позиционирования и взаимодействия.

Для реализации данной программы, необходимы следующие учебные пособия и разработки:

Подборка музыкального материала:

    для проведения разминки;

    для проведения занятий по классическому танцу;

    для проведения занятий по танцу джаз – модерн;

    для проведения занятий по актерскому мастерству;

    для постановки танцев;

    для проведения импровизационных занятий "Фэнтази - данс";

    на релаксацию.

Подборка видеоматериала

    Концерты танцевальных коллективов.

    Творческие концерты ДЮЦ.

    Видео – уроки по различным направлениям танцевального искусства.

    Видео творческих фестивалей и конкурсов.

Разработки лекций и бесед

    " Танец сегодня".

    «Композиция и постановка танца»:

    «Невербальные средства общения»

    "Актерское мастерство"

Разработки программ ы модуля

    Мир творчества.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Наличие учебного класса.

Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалка для детей, комната для преподавателей.

Техническое оснащение: магнитофон.

Для реализации программы модуля «Мир творчества»: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, столы, стулья.

Оформление концертных номеров: костюмы в соответствии с репертуаром; бутафория; оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

Финансово – экономическое обоснование программы

Источниками финансирования могут быть:

- бюджет ДЮЦ;

    внебюджетные средства, привлечение спонсоров;

    добровольные пожертвования других физических и юридических лиц.

Использование инфраструктуры поселка

В ходе обучения необходимо организовать показ танцевальных номеров и проектных работ в различных учреждениях поселка. За основу здесь можно взять заказы социальных учреждений и служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми из приюта и интерната, ветеранами, а также другими социальными структурами: школами, д/с, Домом культуры и др.

Литература для учащихся:

Аркина Н.Е / Анна Павлова/ М.: Знание, 1991г.

Барышникова, Т.К. /Азбука хореографии / - М. : Айрис-Пресс: Рольф, 1999.

Боброва В.Г. /Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

Васильева Т.К. /Секрет танца/ С-П.: ТОО Динамит, ООО Золотой век, 1997г.

Дункан А. /Моя жизнь. Танец будущего/ М.: 1998г.

Зозулина Н./Алла Осипенко/ М.: Искусство, 1987г.

Константинова М. /Екатерина Максимова/ М.: Искусство, 1998г.

Лиепа М./ Вчера и сегодня в балете/ М.: Молодая гвардия, 1996г.

Львов – Анохин Б. / Галина Уланова/ М.: Искусство 1994г.

Львов - Анохин Б./Сергей Корень/ М.: Искусство, 1988г.

Энтелис Л.А. /100 балетных либретто / С-П.: Музыка, 1999г.

Литература для педагога:

Обязательная литература:

Боброва Г./ Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

Богомолова Л.В. /Основы танцевальной культуры/ М.: Новая школа, 1993г.

Ерохина О. В. /Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн]/ - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :

Зуева Е.И /Волшебная сила растяжки/ М.: Советский спорт, 1999г.

Кастравицкая В., Писарев А. /Школа классического танца/ С-П: Искусство, 1996г.

Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / - М. : ГИТИС, 2000.

Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всерос. Центр худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002.

Чефранова Н. /О внутренней технике артиста балета/ - М.: Знание, 1991г.

Шереметьевская Н. /Танец на эстраде/ М.: Молодежная эстрада, 2001г.

Шереметьевская Н. /Танцуйте с нами. Описание эстрадных танцев./ - М.: Молодая гвардия, 2001г.

Шоу Б./Спортивная йога/ - М.: ООО Эксмо, 2003г.

Дополнительная литература:

Аркина Н.Е. /Языком танца/ - М.: Знание, 1985г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. /Учим детей общению/ - Яр.: Академия развития, 2001г.

Константиновский В. /Учить прекрасному/ - М.: Молодая гвардия, 1993г.

Шкурко Т.А. /Танец на языке вдохновения/ - Р.Д.: Университет, 2000г.

Ягодинский В./ Ритм! Ритм! Ритм!/ - М.: Знание, 1998г.

Список используемой литературы при составлении программы.

    Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном ху дожественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстети ки . М. 1975.

    Башмакова Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXII веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. - 2007.

    Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007.

    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психо­ логический очерк. М., 1967.

    Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.

    Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003:

    Зимняя И.А. /Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / Высшее образование. 2006г.

    Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить (сборник). М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2002.

    Кастравицкая В., Писарев А. Школа классического танца// С-П: Искусство, 1996г.

    Лебедев О.Е. /Компетентностный подход в образовании/ - Школьные технологии. - 2004.

    От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М. : ВЛАДОС, 1999.

    Пасютинская В. /Волшебный мир танца/ М.: Просвещение, 1985г.

    Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.] ; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Academia, 2004.

    Сухотин А.С. / Ритм и алгоритм/ М.: Знание, 2003г.

    Шкурко Т.А. /Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе/ - Р.Д.: Университет 2002г.

    Шкурко Т.А. Танец на языке вдохновения// Р.Д.: Университет, 2000г.

Приложение

Радел "Актерское мастерство"

Тема: Создаем характеры

а) пешеходов: старушку с собачкой на поводке, миллионера, которому жмут ботинки, прохожего с больным зубом, человека, по неосторожности пнувшего коробку, в которой лежал кирпич, маму с «кучей» разбегающихся детей.

б) ситуации из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зуб, хозяйка чистит рыбу, шофер чинит автомобиль.

в) объекты (походку, голос, манеру поведения): разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, говорящий попугай, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, страус, ночная сова, красавец-павлин.

Тема: Группы невербальных выражений.

1. УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу.

Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров

2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.

3. ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

4. ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

5. КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части).

6. СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

Собираешь велосипед по частям.

Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину.

Собираешь по частям самолет.

Собираешь по частям вертолет.

Делаешь из досок лодку с веслами.

Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает).

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

7. ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все члены группы получают задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:

    Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

    Кошку

    Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

    Слона

    Жирафа

    Задача всей группы – угадать животное.

8. ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Нужно сделать следующее:

    ·Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

    ·Ощупать ее руками

    ·Взять и переставить на другое место

    ·Подразнить попугая

    ·Найти дверцу и открыть ее

    ·Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

    ·Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

    ·Одернуть руку

    ·Закрыть побыстрее клетку

    ·Помахать угрожающе пальцем

    ·Переставить клетку в другое место.

Тема: Мимика лица

Теория: Мимика. Пантомимика (кинесика). Проксимика. Визуальный контакт – визуалика (приложение).

Практика:

1. РАЗМИНКА ЛИЦА

Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

2. ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Итак, пусть каждый учащийся принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого ребенка может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу.

3. ДЕСЯТЬ МАСОК

1. Страх

2. Злость

3. Любовь (влюбленность)

4. Радость

5. Смирение

6. Раскаяние, угрызение совести

7. Плач

8. Стеснение, смущение

9. Раздумье, размышление

10. Презрение

11. Равнодушие

12. Боль

13. Сонливость

14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Пантомима.

Искусство пантомимы восходит к глубокой древности. Из истории театра мы знаем о мастерстве греков и римлян в этой области, о мимах средневековья, о бродячих труппах времен Шекспира, о русских скоморохах, об итальянской комедии Дель-арте.

Пантомима – это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств. Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста играют огромную роль в хореографических постановках. Жест в танце – жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпоритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены. Если композиция танца и каждая его комбинация строятся на основе закона драматургии, то и каждый выразительный жест должен иметь свое начало, развитие и конец. Язык жеста – пластическая речь человека.

Упражнение 1 – «Войди в круг».

Упражнение 2 – «Изобрази пословицу».

Упражнение 3 – «Сделай подарок».

Упражнение 4 – «Чувства, с которым я пришел на задания».

Игра-задание «Дружеский шарж».

Изобрази:

вдеть нитку в иголку;

пришить пуговицу;

подбросить и поймать мяч;

наколоть дров;

обстругать доску;

заточить карандаш;

остричь ногти;

перенести предмет с одного места на другое;

развернуть и сложить газету;

несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;

плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили;

брать в руки поочередно очень холодный, теплый, горячий предмет;

понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт;

разрезать арбуз и съесть кусок.