Корь, краснуха и свинка (паротит) считаются распространенными детскими заболеваниями. Подхватить одно из них не составляет никакого труда.

Корь передается воздушным путем, сопровождается огромной температурой и сыпью. Краснуха передается также, но течение болезни легче: сыпь сопровождается повышением температуры до 38 градусов.

В редких случаях краснуха может вызвать воспаление головного мозга – болезнь со смертельным исходом. Краснуха чрезвычайно опасна среди беременных, так как поражает ткани плода. Ребенок в таком случае рождается либо инвалидом, либо случается выкидыш.

Свинка передается таким же способом, сопровождается повышением температуры, увеличением слюнных желез. Может стать причиной бесплодия, чаще всего у мальчиков.

Прививки делают в поликлинике в возрасте 1 года , вакцинация повторяется в 6 лет.

После вакцинации место укола может покраснеть, повысится температура. При возникновении аллергии нужно обратиться к врачу.

Как подготовиться?

За несколько дней до прививки ограничьте посещения с ребенком людных мест, не стоит подцеплять чужие микробы.

За день до прививки следует уменьшить количество поедаемой пищи. Так организм будет тратить меньше сил на ее переваривание.

Оденьте ребенка так, чтобы придя в поликлинику, он не вспотел. Так можно избежать простуды, которая будет долго протекать при ослабленном иммунитете. Если же ребенок всё равно вспотел, дайте ему остыть, напоите.

Ограничьте контакт ребенка с другими людьми в поликлинике. Сами поменьше общайтесь в очередях. Среди всех этих людей полно больных, а вам болеть вовсе ни к чему.

Наблюдение за реакцией малыша после вакцинации

После того, как прививка была сделана, нужно следить за реакцией детского организма. Покраснения в области укола и небольшое повышение температуры – реакция нормальная.

При возникновении всяких подозрительных побочных эффектов лучше перестраховаться и обратиться к врачу. К таковым относятся: резкое повышение температуры (выше 39), отёк лица, сыпь, место укола воспалилось, начались судороги.

После прививки давайте ребенку побольше питья, ограничьте его контакты с посторонними людьми, старайтесь обеспечить благоприятные условия для восстановления иммунитета.

Отвод от прививок

Временным противопоказанием к проведению вакцинации является ослабленный иммунитет.

Нельзя делать прививку во время протекания болезни или через несколько дней после выздоровления. Это может привести к новому заболеванию.

К абсолютным противопоказаниям относятся аллергические реакции, а при проведении вакцинации от коклюша, столбняка, дифтерии – еще и заболевания нервной системы.

Прививки — «за» и «против»

В настоящее время проблема выбора – делать или не делать прививки – остро стоит в обществе. Есть люди, которые искренне считают прививки вселенским злом и чуть ли не самой главной проблемой детей.

Сторонники консервативных методов, напротив, выступают за введение обязательных прививок для сохранения здоровья наших детей. Кто же из них прав, и какие существуют «за» и «против»?

Доводы и утверждения противников вакцинации:

  1. Действие прививок до конца не изучено, как именно вакцина воздействует на организм и почему многие привитые люди всё равно заболевают не известно.
  2. Вакцина способна разрушить естественный иммунитет.
  3. Вакцины содержат высокотоксичные тела, которые отравляют организм ребенка.
  4. Вакцинация может привести к разрушению клеток – цитолизу.
  5. А защитники животных выделяют и такую причину, как использование в вакцинах клеток животных. Так, в вакцине от полиомиелита используют почечную ткань больных обезьян.
  6. Лучше переболеть в детстве многими болезнями и выработать иммунитет уже к подростковому возрасту.
  7. Российские препараты малоэффективны, а заграничные устарели.

Утверждения сторонников всеобщей вакцинации:

  1. Прививки от некоторых заболеваний, например, краснухи, дают пожизненный эффект.
  2. Заболевание в детском возрасте чревато летальным исходом, поэтому прививки просто необходимы.
  3. Это незаконно с юридической точки зрения, но не привитому человеку будет сложнее устроиться в учебное заведение, детский сад или выехать заграницу. Побегав по инстанциям, вы, конечно, добьетесь справедливости, но время будет потеряно.
  4. Основная причина осложнений после прививок – вовсе не качество лекарства. Осложнения возникают в случае, когда иммунитет ребенка ослаблен после болезни или препарат хранили неправильно.
  5. Современные препараты обеспечивают пусть и не полную, но всё же защиту организма от различных заболеваний.

О прививках для сомневающихся — Школа доктора Комаровского

Вместо заключения

Нужна или нет прививка ребенку, решает сама мама. При отказе она должна понимать , что вся ответственность за здоровье ребенка лежит на ней.

В любом случае, родители имеют право знать о том, какая прививка делается ребенку, её побочные эффекты, противопоказания.

Не стоит отдавать своего ребенка в руки врачам, которые не спрашивают у мамы о наличии аллергии, болезнях. Профессионализм таких людей можно смело ставить под сомнение.

Именно такие врачи могут случайно «забыть» предупредить маму о длинном списке побочных эффектов от препарата и эффективности защиты, которая составляет всего пару десятков процентов. И помните, что за один раз можно сделать одну прививку, а не пять штук авансом!

Если же вы решите отказаться от прививок , запаситесь законами, тщательно изучите их и применяйте на практике.

А можно пойти по более простому пути, на вопрос участкового врача о причинах отказа, сказать, что папа/тетя/кто-то из родственников работает иммунологом, например, и им виднее. Обычно вопросы отпадают.

В любом случае, не стоит ставить экспериментов на своем ребенке .

Взвесьте все «за» и «против» , проанализируйте статистику, спросите совета сведущих людей (конструктивного совета!), лучше врачей, и только тогда принимайте решение.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

Риск возникновения эпидемий опасных болезней сейчас неизмеримо ниже, чем каких-то несколько десятилетий назад, и как раз во многом благодаря прививкам. Однако столкнуться с болезнетворным микроорганизмом по-прежнему можно где угодно. Например, вы можете заразиться воздушно-капельным путем от инфицированного -иностранца, посетившего ваш город. Или привезти домой вирус с зарубежного курорта. В результате от вас заразится и заболеет ваш ребенок. А вот если он получит необходимые прививки в младенчестве, этого почти наверняка не случится.

Есть множество других способов, когда непривитые дети могут подхватить болезнетворный микроорганизм. Например, при контакте с больным туберкулезом. Или играя в песочнице, куда забегают бродячие и . Сделав прививки своему малышу, вы убережете его от этой опасности.

Наконец, особенно важно уберечь от болезней в самом уязвимом возрасте – до 1 месяца, когда их иммунитет еще только формируется. И вот тут роль прививок трудно переоценить. Если даже ребенок заболеет, прививка заметно смягчит протекание болезни.

Некоторые уверены, будто младенец, находящийся на , почти никогда не болеет. Но это неверно.

Хотя иммунитет у грудничка действительно крепче, чем у ребенка, питающегося искусственными смесями.

Аргументы против прививок

Наконец, по данным медицинской статистики, многие люди, заболевшие дифтерией в 90-х годах, были раньше привиты от этой болезни, причем неоднократно. Но прививки не уберегли их от заболевания.

Поэтому, решая, прививать ли малыша, родители должны хорошенько подумать и взвесить все аргументы за и против прививок.

Сегодня каждая молодая или будущая мама задается вопросом: “Нужно ли делать прививки ребенку или лучше от них отказаться?” Интернет переполнен информацией по этому вопросу, причем ответы на него резко противоположные. Как же разобраться, кто прав?

Одни выступают за обязательное прививание всех детей, другие – против всех вакцин и вмешательств в развитие собственного иммунитета ребенка. Выступающие «против» приводят страшные примеры осложнений, наступивших после прививок. Те кто «за» пугают ужасными случаями заболеваний непривитых малышей.

Раньше профилактические прививки в детском возрасте были обязательными, и никто не задумывался, стоит их делать или нет. Все были уверены в их необходимости и в том, что они защитят ребенка от тяжелых и серьезных болезней. Сегодня такой выбор есть, но прежде, чем слепо верить врачам, твердящим о необходимости вакцинации, или подруге/соседке, у которой дочка подруги троюродной сестры якобы получила какие-то осложнения после прививки, нужно беспристрастно разобраться во всех «за» и «против».

Прежде, чем решать, делать прививки ребенку или отказаться от них, нужно разобраться, а что же такое «иммунитет» и как он работает?

Иммунитет – это защитная функция организма, позволяющая избавляться от всех чужеродных микробов и вирусов, поступающих извне.

Иммунитет бывает врожденным и адаптивным. Врожденный передается по наследству от родителей и формируется еще в утробе матери. Он обеспечивает невосприимчивость организма к определенным вирусам. Именно поэтому некоторые люди, например, никогда не болели ветрянкой, даже после контакта с больными. При этом стойкость к вирусам может быть абсолютной или относительной. В первом случае человек не может заразиться ни при каких условиях, а во втором заражение может наступить, если организм ослаблен.

Адаптивный иммунитет не передается по наследству, а формируется в течение всей жизни. Иммунная система учиться защищать организм от тех или иных вирусов.

После того, как вирус попадает в организм, он распознается иммунным механизмом, определяются его слабые места, и начинается выработка антител. Они быстро размножаются и побеждают вирус. Несколько таких антител остаются в организме до конца жизни. Это так называемые «клетки памяти». Если этот вирус опять попадет в организм, антитела начнут мгновенно размножаться и уничтожат вирус. Человек не заболевает повторно. Однако, если организм ослаблен, то возможность заболеть есть, но в легкой форме.

Одним из главных аргументов противников прививок является высказывание, что у ребенка от рождения есть иммунитет, а химическое вмешательство (вакцинация) разрушает его. Они отчасти правы, врожденный иммунитет действительно есть. Однако вакцинация как раз таки направлена на формирование адаптивного иммунитета, и никак не влияет на врожденный. Разобравшись в принципе работы иммунной системы, можно смело этот аргумент вычеркивать.

Как работают прививки?

Прививки бывают живыми и инактивированными. В первом случае в организм вводится ослабленный живой вирус. Их вводят подкожно или в виде капель перорально или интраназально. Примером таких прививок являются: БЦЖ, от ветряной и натуральной оспы, кори, краснухи, свинки. При инактивированной прививке в организм вводят уже разрушенные вирусы.

Попадая в организм, ослабленный или разрушенный вирус сразу же определяется иммунной системой, и начинается производство антител. В результате формируются клетки памяти, которые в будущем и не позволяют нам заболеть.

Осложнения после прививок

К сожалению, осложнения после прививок возможны, поэтому рекомендуется к вакцинации готовиться особенно тщательно.

После введения инактивированных вакцин осложнения практически невозможны, так как вирус уже разрушен и не может вызвать заболеваний.

В случае с живыми вакцинами нужно быть очень внимательными. Суть в том, что после ее введения ребенок переносит заболевание только в очень легкой форме. Это позволяет в будущем избежать тяжелого протекания заболеваний, которые могут привести к страшным последствиям. Например, переболев свинкой, мальчики не редко становятся бесплодными. Но не нужно этого пугаться и тут же бежать делать прививку.

Важно как следует подготовиться. Если ребенок только что перенес ОРВИ или какие-то желудочно-кишечные заболевания, то ни в коем случае нельзя делать живую вакцинацию. Необходимо перенести прививку до полного выздоровления и восстановления.

Если были какие-то проблемы во время родов, и ребенок родился слабым, то от живых вакцин лучше вообще отказаться. Можно их заменить на инактивированные. Здоровым детям можно спокойно ставить живые прививки, так как они в несколько раз эффективнее защищают организм.

Календарь прививок для детей до 1 года

Возраст Прививка
1-е сутки Гепатит В — 1я вакцинация
1-я неделя БЦЖ (от туберкулеза)
1-й месяц Гепатита В — 2я прививка (ревакцинация)
2 месяца Гепатита В (для детей группы риска) — 3я прививка (ревакцинация)
3 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк и коклюш) — 1я вакцинация

Полиомиелита — 1я вакцинация

Пневмококк — 1я вакцинация

4 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш) -2я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 2я прививка (ревакцинация)

Пневмококк — 2я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 1я вакцинация

6 месяцев

АКДС — 3я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 3я прививка (ревакцинация)

Гепатит В — 3я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 2я прививка (ревакцинация)

12 месяцев Вакцинация от краснухи, кори, свинки

Нужно ли четко следовать календарю прививок?

Люди, выступающие за обязательные прививки, и некоторые врачи говорят о необходимости строго соблюдать календарь прививок. Слепо руководствоваться расписанием не стоит.

Все прививки можно вводить только абсолютно здоровым детям. После простуд или других заболеваний должно пройти достаточно времени, чтобы организм полностью оправился. Если ваш педиатр настаивает на прививке сразу после болезни, вы в праве отказаться или перенести ее. Обязательно посоветуйтесь с другим врачом, если не уверены, что прививку стоит делать именно сейчас.

Касательно ревакцинаций дела обстоят совсем по-другому. Здесь очень важно соблюдать четко обозначенное время между повторными прививками. В противном случае, прививка может оказаться вообще бесполезной.

Если ребенок заболел, и подошло время ревакцинации, посоветуйтесь с несколькими специалистами. В каждом конкретном случае есть наиболее правильный и безопасный способ ввести вакцину повторно с сохранением максимальной ее эффективности. Однако, посоветовать это вам может только врач. Не принимайте скоропалительных решений, ведь на кону здоровье вашего малыша.

Зачем нужно делать прививки?

Многие противники обязательной вакцинации детей говорят, что лучше переболеть многими инфекциями именно в детском возрасте (краснуха, ветряная оспа, корь), когда они переносятся значительно легче.

Да, действительно, такие болезни намного легче переносятся в детстве, формы заболевания взрослых более тяжелые. Но, представьте себе ситуацию: вы не привили ребенка от краснухи, и он заболел как раз тогда, когда вы ждете второго ребенка. Что тогда? Для беременных женщин краснуха грозит выкидышем или серьезными нарушениями развития плода.

Вот и ответ, что такие прививки делают детям в основном затем, чтобы обезопасить взрослых.

Прививки против коклюша, столбняка, полиомиелита, туберкулеза защищают детей от опасных и тяжелых инфекций, от которых не существует профилактических препаратов. И вакцинация – единственное средство защитить малыша.

Стоит также отметить, что прививки не дают 100% гарантию того, что ребенок не заболеет никогда, но она гарантированно позволит перенести заболевание в легкой форме. Кроме того, активная защита организма после некоторых прививок, например, от коклюша, с возрастом снижается. Однако коклюшем опасно болеть именно в возрасте до 4 лет, когда болезнь может грозить малышу пневмонией и разрывом кровеносных сосудов. Для защиты от таких ужасных последствий и вводится вакцина.

Еще один важный аргумент ярых противников вакцинации: «После прививки от гриппа всегда заболеваешь, поэтому прививки только во вред». К сожалению, во многих учебных и государственных заведениях, вакцинация против гриппа проводится уже в разгар эпидемии. В это время делать прививки, конечно же, не стоит. Для выработки антител и борьбой с введенным с вакциной вирусом организму требуется время (около 3-4 недель). Имеет смысл делать такие прививки в начале сентября, а не в октябре, когда вокруг уже все болеют.

Видео доктора Комаровского: Мифы о вакцинации

Подведем итоги

Безусловно, прививки защищают наших детей и нас от тяжелых и серьезных заболеваний, а также возможных осложнений после перенесенной болезни. Тем не менее, не стоит бездумно следовать календарю прививок. Важно ставить вакцину только здоровому ребенку. Если ребенок родился слабым или имеет какие-то врожденные проблемы со здоровьем, проконсультируйтесь по поводу прививок у нескольких специалистов. От введения живых вакцин в этом случае лучше отказаться.

Ответить на вопрос, нужно ли делать обязательные прививки ребенку или стоит отказаться от вакцинации, должна каждая молодая мама. Подойдите к этому вопросу со всей ответственностью, так как именно от вашего решения зависит здоровье и будущее малыша.

Обновление: Октябрь 2018

В настоящее время в России ведется активная антипрививочная пропаганда. Это наносит огромный вред населению, к сожалению, не все это осознают, а поддаются на «утки» средств массовой информации. Эта пропаганда уже приносит свои ужасные плоды.

Начало ей было положено еще в конце 80-х годов. В результате массового отказа от вакцинации с разной периодичностью в стране возникают эпидемии дифтерии, кори, . Ведь заражаются и переносят инфекцию именно те, кто не вакцинирован.

Вакцинация – это способ профилактики тяжелых инфекционных (вирусных и бактериальных) заболеваний, с помощью введения в организм антигенного материала, в результате чего формируется иммунитет к данному заболеванию.

Вопрос делать ли прививки детям встает перед каждым родителем сразу после рождения малыша. И ответ на него один – если нет противопоказаний, если ребенок здоров, то прививки делать нужно!

Часто делается сразу несколько прививок детям (АКДС, например, сразу включает в себя 3 компонента). Это допустимо и не страшно, хотя многие бояться этого, но часто сами не знают почему. Для иммунной системы здорового ребенка это вполне нормально. Более подробно об этом будет рассказано ниже.

Для некоторых возбудителей формируется стойкий иммунитет сразу, для других требуется ревакцинация, то есть повторное введение антигена для поддержания стойкого иммунитета.

Немного истории

Еще в древние времена в Индии и Китае практиковалась инокуляция. Если инфекционное заболевание сопровождалось появлением пузырьков на теле человека, то брали жидкость из них и вводили здоровым людям. Конечно, в древние времена это не всегда было безопасно, и нередко случались заражения таким путем, так как возбудитель был не ослабленный в инокуляте. Но начало было положено.

Если говорить не о древних временах, то еще в Англии было замечено, что доярки, которые заболевали коровьей оспой, никогда впоследствии не болели натуральной оспой. Эдвард Дженнер тоже знал об этой примете и решил ее проверить. Сначала он привил ребенка от коровьей оспы, а через некоторое время ему был введен возбудитель натуральной оспы. Ребенок не заболел. Так было положено начало вакцинации. Но сам термин появился значительно позже, его предложил Луи Пастер, он же смог изготовить первые вакцины с ослабленными микроорганизмами.

В России прививки появились во времена правления Екатерины II

Виды вакцин

  1. Живая вакцина – в качестве антигена выступает живой ослабленный микроорганизм, к ним относятся вакцины против полиомиелита (в виде капель), краснухи, паротита.
  2. Инактивированная вакцина – в качестве антигена выступает либо убитый микроорганизм, либо его части, например, клеточная стенка. К ним относятся вакцины против коклюша, менингококковой инфекции, бешенства.
  3. Анатоксины — в качестве антигена выступает инактивированный (не приносит никакого вреда организму человека) токсин, который вырабатывает возбудитель. К ним относятся прививки против столбняка и дифтерии.
  4. Биосинтетические вакцины – получены в результате генно-инженерных технологий, например, вакцина от гепатита В.

Работа иммунной системы при вакцинации

Иммунная система – это страж нашего организма. На любой чужеродный агент она реагирует. При попадании такого агента (антиген) иммунная система активируется, происходит выработка массы биологически активных веществ, усиливается выработка лейкоцитов костным мозгом и вырабатываются антитела. Антитела являются специфичными для разных антигенов. Таким образом, эти антитела могут сохраняться длительное время или всю жизнь, а это позволяет защитить организм от патогенного воздействия данного антигена. При попадании этого же чужеродного агента, имеющиеся антитела уничтожат его.

Принцип действия прививки основан на этом – в организм вводится антиген (ослабленный или убитый возбудитель, или его часть). Иммунная система активируется, происходит продукция антител к этому возбудителю. Эти антитела сохраняются в организме человека длительное время, защищая его от этого заболевания. При этом человек не заболевает, так как ослабленный микроорганизм, а тем более убитый или его часть не может вызвать развитие заболевания. Если в будущем человек столкнется с возбудителем данного заболевания, то при попадании инфекционного агента в организм, имеющиеся антитела сразу атакуют эти микроорганизмы и уничтожают их. Таким образом, заболевание не развивается.

Пути введения вакцин

Внутримышечный

Наиболее часто используется при введении вакцин. Мышцы тела человека отлично кровоснабжаются, что обеспечивает отличную скорость попадания иммунных клеток в место введения антигена, а это обеспечивает наиболее быструю выработку иммунитета. Удаленность от кожных покровов снижает риск местных побочных явлений. Прививки детям до 3 лет вводятся в передне-боковую поверхность бедра. Введение в ягодичную мышцу не рекомендуется, так как на ягодицах толщина подкожно-жирового слоя велика, а иглы для вакцинации короткие, в этом случае получится подкожное введение, а не внутримышечное. Также всегда сохраняется риск попадания в седалищный нерв. В 2 года, но лучше после 3 лет, разрешается вводить вакцины в дельтовидную мышцу (в области плеча, в проекции головки плечевой кости).

Внутрикожный и накожный

Внутрикожно вводятся вакцина против туберкулеза (БЦЖ), против туляремии, ранее также вводилась вакцина против натуральной оспы. Традиционное место введения – плечо или сгибательная поверхность предплечья. При правильном введении вакцины образуется «лимонная корочка». Выглядит она как белесоватое пятно с мелкими углублениями, как на корке лимона, отсюда и такое название.

Подкожный

Таким способом вводят гангренозные или стрептококковые анатоксины, а также этот способ можно использовать при введении живых вакцин. Так как в этом случае снижается скорость выработки иммунитета, не рекомендуется вводить таким способом вакцины против бешенства и гепатита В. Также предпочтительным становится этот способ введения у пациентов с нарушениями свертываемости крови, так как риск кровотечения при подкожном введении значительно ниже, нежели при внутримышечном введении.

Пероральный (через рот)

Таким образом, согласно календарю профилактических прививок для детей в России, вводится живая вакцина против полиомиелита после 1 года. В других странах перорально вводят также вакцину против брюшного тифа. Если вакцина имеет неприятный вкус, ее предлагают на кусочке сахара.

Аэрозольный (через нос, интраназальный)

Одна из отечественных вакцин против гриппа имеет такой путь введения. Он обеспечивает появление местного иммунитета во входных воротах инфекции. Иммунитет нестойкий.

Одновременное введение вакцин

Некоторых пугает, что в ряде случаев одновременно вводится несколько вакцин. Но не следует этого бояться. Исходя из многолетнего опыта, никаких осложнений это не несет. Единственные вакцины, которые нельзя вводит одновременно – это против холеры и против желтой лихорадки.

Состав вакцин

В составе вакцины, кроме основного действующего вещества (антигена) может быть консервант, сорбент, стабилизатор, неспецифические примеси и наполнитель.

К неспецифическим примесям относятся белок субстрата, где культивировали вирусную вакцину, микроскопическое количество антибиотика и белки сыворотки животных, если они использовались при культивировании необходимых клеточных культур.

Консервант входит в состав любой вакцины. Его присутствие необходимо для обеспечения стерильности раствора. Условие их наличия выставлено экспертами ВОЗ.

Стабилизаторы и наполнители не являются обязательными компонентами, но в ряде случаев они встречаются в составе вакцин. Используются только те стабилизаторы и наполнители, которые разрешены для введения в организм человека.

Все, что касается противопоказаний к проведению вакцинации

После вопроса «какие прививки делают детям?», следующим вопросом у молодых мам появляется «какие бывают противопоказания?». Этот вопрос достоин пристального внимания, поэтому мы рассмотрим все возможные аспекты.

В настоящий момент список противопоказаний уменьшается. Этому есть логичное объяснение.

  • В результате многолетних наблюдений и исследований было установлено, что инфекции, от которых прививают детей, протекают гораздо тяжелее у лиц, кому ранее прививки были противопоказаны. Например, у детей с нарушением питания, инфицированных туберкулезом, заболевание протекает гораздо тяжелее. У , инфицированных коклюшем риск летального исхода выше. Краснуха протекает гораздо тяжелее у больных сахарным диабетом, а грипп – у больных бронхиальной астмой. Запрещать прививать таких детей, значит, подвергать их большой опасности.
  • Исследования, проводившиеся под контролем ВОЗ, показали, что поствакцинальный период у таких детей протекает так же, как и у здоровых детей. Еще было установлено, что в результате вакцинации течение фоновых хронических заболеваний не ухудшается.
  • Благодаря усовершенствованию технологии производства вакцин удалось добиться значительного уменьшения балластных веществ и белков, которые могут провоцировать побочные реакции. Например, у ряда вакцин содержание яичного белка сведено к минимуму и даже не определяется. Это позволяет делать такие вакцины детям, имеющих аллергию к яичному белку.

Существует несколько видов противопоказаний:

  • Истинные противопоказания – это те, которые перечислены в аннотациях к вакцинам и имеются в приказах и международных рекомендациях.
  • Ложные – они по сути не являются ими. Они являются выдумками родителей или из-за традиций. Например, почему-то некоторые врачи до сих пор считают перинатальную энцефалопатию противопоказанием, хотя это не так.
  • Абсолютные – при наличии их, прививка, даже если она указана среди обязательных в календаре прививок, ребенка не прививают.
  • Относительные – это противопоказания, относящиеся к истинным, но окончательное решение о проведении вакцинации принимает врач, сравнивая риски каждого из решений. Например, при аллергии на яичный белок, обычно не проводят прививку от гриппа, но в случае опасной эпидемической ситуации, риск аллергии ниже риска заражения гриппом. В других странах это даже не является противопоказанием, просто проводят подготовку, уменьшающую риск проявления аллергии.
  • Временные – например, ОРВИ у ребенка или обострение хронического заболевания, после выздоровления ребенка разрешается введение вакцины.
  • Постоянные – они не будут сняты никогда, например, первичный иммунодефицит у ребенка.
  • Общие – они касаются всех прививок, например, нельзя делать никакую прививку, если имеется температура или ребенок переносит острое заболевание.
  • Частные – это такие противопоказания, которые касаются только нескольких прививок, но при этом разрешены другие вакцины.

Истинные противопоказания к проведению профилактических прививок:

Вакцина Противопоказания
Любые вакцины Сильная реакция на предыдущее введение данной вакцины (повышение температуры выше 40◦С или (и) покраснение и отек в месте введения вакцины диаметром более 8 см у ребенка после прививки). Осложнения – анафилактический шок, ангионевротический отек, артрит или другие осложнения.
Живые вакцины Первичный иммунодефицит, злокачественные новообразования, беременность.
БЦЖ Низкая масса тела при рождении (менее 2 кг), образование келоидного рубца в месте предыдущего введения, тяжелые неврологические нарушения, Генерализованная БЦЖ–инфекция (у других близких родственников), гемолитическая болезнь новорожденных, системные патологии кожи, ВИЧ у матери, иммунодефицит у ребенка (см. о прививке БЦЖ и ее последствиях — мнение к.м.н.).
АКДС Наличие судорог в анамнезе у ребенка, прогрессирующие неврологические заболевания.
КПК Тяжелая аллергия на аминогликозиды. Анафилактический шок на яичный белок в анамнезе.
Вакцина от гепатита В Аллергическая реакция на хлебопекарные дрожжи, если у новорожденного ребенка была длительная физиологическая желтушка (гипербилирубинемия) с высокими показателями билирубина.

Побочные реакции

Прививка – это иммунобиологический препарат, который вызывает желаемые изменения в организме в виде выработки иммунитета к тяжелым инфекционным заболеваниям, но при этом могут быть и побочные реакции.

Часто мамы беспокоятся, что у ребенка после прививки температура тела повышается или возникают местные реакции, но не следует переживать, если реакция не становится запредельной.

Побочная реакция является нормальной реакцией организма, это отражает процесс выработки иммунитета после попадания в организм ребенка чужеродного антигена. Если эти реакции выражены не очень сильно, то это является даже положительным моментом, говорящим о высокой активности иммунной системы. Но и их отсутствие не говорит о том, что недостаточно иммунитет вырабатывается, это лишь индивидуальная особенность реактивности иммунной системы.

При возникновении тяжелых побочных реакция, например, подъем температуры выше 40 градусов, необходимо срочно об этом сообщить врачу. Так как помимо оказания помощи ребенку, врачу необходимо будет заполнить ряд документов и передать их в специальные органы, которые занимаются контролем качества вакцин. При появлении нескольких таких случаев, партия вакцин конфискуется и тщательно проверяется.

Очень важно иметь в виду типичность этих побочных реакций. Например, если известно, что дети после прививок от краснухи могут иметь небольшую припухлость в области суставов, то обострение гастрита в этот период не будет иметь к прививке никакого отношения. Не стоит различные совпадения «списывать» на прививку.

Частота побочных явлений также известна. Например, вакцина против вирусного гепатита В в 7% случаев дает местную реакцию, а вакцина против краснухи в 5% — общую побочную реакцию организма.

Местные побочные реакции Общие побочные реакции
К ним относятся:
  • Гиперемия (покраснение)
  • Уплотнение
  • Болезненность

Причиной этого является асептическое воспаление в месте введения препарата. Это воспаление может вызвать как сам препарат, так и сам укол, травмирующий кожу, мышцу.

Во многих инактивированных вакцинах в составе имеются специальные компоненты, вызывающие местную реакцию, для того, чтобы увеличился приток крови к месту введения вакцины, что приведет к попаданию большего количества иммунных клеток в это место, а значит, иммунитет будет сильнее.

  • Повышение температуры тела
  • Беспокойство, плач
  • Снижение аппетита
  • Похолодание конечностей
  • Головная боль
  • Головокружение

Наиболее частые из них – это гипертермия и сыпь. Сыпь возникает чаще после введения противовирусных вакцин, например, против краснухи. Она обусловлена попаданием вируса в кожу, что опасности в себе не несет. Подъем температуры тела обусловлен обычной реакцией иммунитета. При контакте иммунных клеток с антигеном выделяются в кровь пирогены, вещества, вызывающие повышение температуры.

По результатам контроля Государственного Института стандартизации и контроля вакцин и сывороток, в течение 8 лет осложнений после введения любых вакцин было около 500 ! Тогда как смертность от того же коклюша составляет 4000 на 100000.

Антивакцинаторство

Антивакцинаторство – это общественное движение, представители которого оспаривают эффективность и безопасность вакцин.

Впервые об этом заговорили еще в конце 19 века. В современном мире ситуация усугубляется заказными репортажами в СМИ и множеством недостоверных статей, написанных дилетантами, в интернете. Большинство людей, не понимая, о чем идет речь, не понимая в иммунологии ничего, слишком уверенно судит о проблеме. «Заражая» и других своими неверными суждениями.

Развенчаем мифы антивакцинаторов:

«Заговор фармацевтов и врачей»

Почему-то некоторые считают, что на вакцинах пытаются делать деньги врачи и фармацевты. Но почему же крайними оказываются вакцины? Любая отрасль фармацевтики или в любой другой сфере является так или иначе прибыльной для кого-то, но почему-то «виноваты» в этом лишь прививки для некоторых людей. И главная цель производства вакцин была и остается – профилактика опасных инфекционных заболеваний, а не прибыль.

Неэффективность вакцин

Статистика же говорит об обратном. Случаи заболевания среди привитых встречаются редко, а если и происходит развитие заболевания, то протекает оно в легкой форме. А вот непривитой человек столкнувшись с носителем инфекции заболеет с вероятностью, приближающейся к 100%.

Вспомним, какие эпидемии были по всему миру, во времена натуральной оспы и сколько умирало людей. Но вакцина против нее в корне изменила ситуацию. Только благодаря поголовному вакцинированию всех уже более 30 лет случаи инфицирования возбудителем натуральной оспы не регистрируется.

Отрицание необходимости вакцинации

Не имея данных о заболеваемости, антивакцинаторы ошибочно думают, что эти инфекции встречаются достаточно редко. Но это также ошибка. Заболеваемость гепатитом В за 6 лет активного вакцинирования детей упала с 9 на 100 тыс. до 1,6 на 100 тыс. Но при этом все еще эта цифра велика, потому что количество родителей, отказывающихся от проведения вакцинации, согласно календарю прививок, детям до года или отказывающихся совсем, очень велико. А это ведет к тому, что формируется неиммунная прослойка населения, а это потенциальные переносчики этих инфекций.

Утверждение об отрицательных влияниях вакцин

Одним из самых смехотворных утверждений на этот счет, что в вакцинах содержатся соединения ртути, вызывающие аутизм. Начнем с того, что в организме человека можно найти почти все элементы таблицы Менделеева и ртуть там не на последнем месте. Мы ежедневно с пищей получаем микродозы подобных соединений. А в вакцинах это соединение имеется в еще меньшем количестве и играет роль консерванта. Не говоря уже о том, что подобные экзогенные факторы вообще не могут никак влиять на появление аутизма. Даже студент медицинского института знает больше об этиологии этого заболевания, нежели антивакцинаторы, потому что даже минимальных знаний хватило бы, чтобы не утверждать подобную глупость. Именно из-за незнания появляются и подобные слухи об эпилепсии и других заболеваниях. Вспомним о типичности побочных реакций – не стоит винить прививку в том, что произошло бы и без нее.

Прививки уничтожают иммунитет

Еще одна глупость от людей, незнающих как работает иммунная система. Мы уже говорили о том, что при вакцинации иммунная система активируется, не стоит повторяться, я думаю.

Памятка для родителей

  • В день прививки и на следующий день не рекомендуется купание и прогулка. Так как переохлаждение и контакты с большим количеством людей могут послужить причиной ОВРИ у ребенка. В первые 2 дня иммунная система активно вырабатывает иммунитет к введенным антигенам и дополнительная иммунная нагрузка ни к чему, иммунитет может попросту не справится и разовьется ОРВИ.
  • Если у ребенка поднялась температура выше 37,5, то следует дать жаропонижающее и проконсультироваться с Вашим врачом.
  • Если появилась местная реакция, то может помочь прием антигистаминных препаратов, но перед тем, как что-либо дать ребенку из лекарств, спросите у своего врача!
  • На момент введения вакцины ребенок должен быть здоров. От момента окончания последнего заболевания должно пройти не менее 2 недель. Ребенок должен быть осмотрен педиатром и должны быть нормальные показатели общего анализа крови и мочи.

Календарь профилактических прививок для детей в России

Подлежащие обязательной вакцинации Наименование профилактической прививки
Новорожденные в первые 24 часа жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита B
Новорожденные на 3 - 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза
Дети 1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита B
Дети 2 месяца Третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Первая вакцинация против полиомиелита
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 4,5 месяцев Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Вторая вакцинация против полиомиелита
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Третья вакцинация против вирусного гепатита B
Третья вакцинация против полиомиелита
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)
Дети 12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи,
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Дети 15 месяцев Ревакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 18 месяцев Первая ревакцинация против полиомиелита
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
Дети 6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Дети 6 - 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Ревакцинация против туберкулеза
Дети 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка
Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Вакцинация против вирусного гепатита B

Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее

Вакцинация против кори

Дети от 1 года до 18 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори

Вакцинация против краснухи

Дети от 1 года до 18 лет, женщины от 18 до 25 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи, не имеющие сведений о прививках против краснухи

Вакцинация против гриппа
  • Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 - 11 классов
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы)
  • беременные женщины
  • взрослые старше 60 лет
  • лица, подлежащие призыву на военную службу
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением