Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз — синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.

В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».

Основные симптомы

В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.

ММД у детей

Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса . Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.

При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:

  1. Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
  2. Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
  3. Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
  4. Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
  5. На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
  6. Перебивает других и докучает взрослым и детям.
  7. Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
  8. Разговаривает без остановок.
  9. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
  10. Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
  11. При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
  12. Не может играть один в тишине.
  13. Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
  14. Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае , так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?

Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте .

Проявление у взрослых

  • Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
  • Неспособность обучаться чему-то новому.
  • Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
  • Настроение меняется быстро и без видимого повода.
  • Наблюдается дефицит произвольного внимания.
  • Импульсивность и повышенная разреженность.

Причины минимальной мозговой дисфункции

  • Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.
  • Сильный токсикоз.
  • Вредное воздействие на женщину в период вынашивания ребенка химических веществ или радиации, микробов, вирусов и просто инфекционных болезней.
  • Угроза выкидыша.
  • Преждевременные или переношенные роды.
  • Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.
  • Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.
  • После родов причиной описываемого синдрома может быть плохое питание.
  • Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.
  • Плохая экологическая обстановка.
  • Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.

На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:


Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.

Лечение

Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

  • Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
  • Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
  • Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
  • Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
  • Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
  • В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
  • Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
  • Ребенку надо развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных средств можно использовать:

  • Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
  • Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
  • Дополнительные витаминные комплексы.

Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими — беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать и вовремя обратиться к врачу?

О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать . В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.

Прогноз

Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.

Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.
На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга — синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания — лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие в следствии самых разнообразных причин, но имеющие однотипную выраженную симптоматику и проявляющиеся в функциональных нарушениях, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Это темп развития. Наиболее часто проявляется при гипердинамическом синдроме, меньше при гиподинамическом. Наиболее сильно ММД у детей проявляется в школьном возрасте.

Причины ММД

1. Пренатальные: заболевание краснухой мамы во время беременности, прием некоторых медикаментов, тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия (недостаток кислорода), преждевременные или переношенные роды, несовместимость крови матери и ребенка, повышенная температура тела, пищевые отравления матери.

2. Перинатальные: родовая травма.

3. Постнатальные: отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца.

4. Генетические: родители больных детей рассказывают, что у них в детстве наблюдались те же самые проявления. Так из 50 отцов, которые имели повышенную двигательную активность, были гиперактивны в детстве.

5. Биохимические нарушения в организме.

6. Нарушение созревания центральной нервной системы.

Признаки заболевания ММД у детей

1. Быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физическое утомление может отсутствовать.

2. Резко снижены возможности самоуправления в любых видах деятельности.

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации (успеть намного больше, эмоциональная стабильность/неустойчивость).

4. Нарушение зрительно-двигательной координации (ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период). Возникают трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. У малыша плохо развито образное мышление, в школе – абстрактное мышление. Мышление беспорядочное, в основном конкретное.

5. У ребенка выявляется сниженный словарный запас, скудность излагаемого, неточность в определении понятий и видов дифференциации, а также наблюдается нарушение речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

Типы ММД

1. Астеничный – у ребенка наблюдается исключительно повышенная утомляемость (положил голову на стол, смотрит вдаль). Возможна концентрация внимания лишь на 15 минут. Сидит плохо. Внимание неустойчивое, нет распределения внимания. Сложно сделать два дела одновременно. Такому ребенку обязательно необходим дневной сон и отдых. Бедность образной сферы представлений. Характерна инертность и вялость, сильные эмоции малыша истощают.

2. Реактивный – ребенок выглядит исключительно деятельным, повышенная расторможенность, ему хочется дотронуться до каждого предмета. Дети такого типа могут быть агрессивными и конфликтными, бесчувственными. Чаще возникают конфликты с учителем. Ребенок быстро утомляется, память может быть в норме, но внимание не устойчивое. Реактивные дети могут обучаться. Во взрослой группе лучше себя ведут. К таким детям применяются успокаивающие лекарства.

3. Регидный – для такого ребенка характерна замедленная речь. Чаще всего, родители или взрослые начинают торопить малыша, что тормозит развитие речи еще больше. В школьном возрасте ребенку подолгу готовится к уроку, к занятию. Задача взрослого: не торопить! Должна быть спокойная обстановка. Память обычно в норме, а устойчивость внимания и концентрация средняя, низкая переключаемость внимания. При правильном подходе, к 5 – 7 классу у ребенка всё приходит в норму.

4. Активный – ребенок чаще включается в деятельность, утомление наступает на середине. Никакие упреки и контроль не могут изменить поведение ребенка. Таких детей считают неорганизованными, недисциплинированными. Взрослые пытаются привлечь ребенка в тренинги самоуправления, где такой ребенок быстро переутомляется. Интеллект не страдает. К 7 – 8 классу всё приходит в норму.

5. Субнормальный – повышена утомляемость. Ребенок может корректировать свою деятельность. Дети данного типа утомляются редко, но сами этого не замечают. Интеллект сохраняется в течении всего дня. Если не заниматься коррекцией внимания, то к 3 – 5 классу всё нормализуется.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ММД

Необходимо не влиять на дефект, а обходить его и только тогда будет результат. Нужно работать на сохранные функции мозга, не корректировать внимание, память, образное и абстрактное мышление. Американский психолог Глен Доман говорит о том, что с такими детьми надо работать через сенсорное развитие и развитие творческого мышления.

1. Необходимо мягкое включение ребенка в школу, после 6 лет.

2. Четырехлетнее начальное образование.

3. Избегать переутомления детей в течении дня (уроки должны быть не более 30 минут).

4. Не оставляйте такого малыша в группе продленного дня.

5. В первом классе, как можно меньше писать.

6. Сначала обучать чтению, потом письму.

7. Чаще показывать и рассказывать.

8. Не следует спрашивать, чтобы дополнил.

9. Давать 2 – 3 минуты времени на ответ.

10. Длинное стихотворение учить небольшими порциями. При пересказе, нужно чтобы родители сначала сами пересказали.

11. Развитие интеллекта через сенсорное развитие (это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.) и творческое мышление .

12. В начале дня должны быть математика и русский язык.

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ , рео- и эхоэнцефалография , нейросонография , компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа .

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма , нейроинфекции, детский церебральный паралич , эпилептиформные заболевания, шизофрения , острое отравление свинцом и др.

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж , гидрокинезотерапия, ЛФК . Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Реферат

“Минимальная мозговая дисфункция”

Новосибирск – 2002

Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды).

ММД – замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах.

Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

· Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

· Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

· Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

· Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

· Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

· Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

· Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

· Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период:

· внутриутробные инфекции

· обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма

· интоксикации

· действие различных видов излучения

· генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

· длительный безводный период

· отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

· родовой деятельности

· недостаточное раскрытие родовых путей

· стремительные роды

· применение ручных родовспомогательных приемов

· кесарево сечение

· обвитие плода пуповиной

· большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период:

· нейроинфекции

Симптомы ММД:

· Повышенная умственная утомляемость;

· Отвлекаемость внимания;

· Затруднения в запоминании нового материала;

· Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

· Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

· Возможны головные боли;

Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при н6наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников. Диагноз может быть записан по-разному: "ММД" или "МЦД" - "минимальная мозговая (церебральная) дисфункция". Не думайте, что специалисты обнаружили нечто "ужасное": к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

Именно "мелочи", приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или "пустяковой" аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы "аукнуться" ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули - просто беда! Или наоборот - с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут "подкачать" память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах "направо - налево", "вверх - вниз", замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел... Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания "претендовать" на этот диагноз.

Вспомните:

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме - 46 см, в 2 года - 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см).

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет "пристанет" неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно "снимут" диагноз "ММД", констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное - создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское "нельзя!" живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами - обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему - уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте "пиковые" ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не "штормило" от педагогических разногласий взрослых.

    Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

    Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон - ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.

    Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.

    Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

    Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут "заводить" друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.

    Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.

    Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.

    Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.

    До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных рябин да берез.

    Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

    Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

    Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням - детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.

    Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года - вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

    успокаивающие средства - настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические "Шалун" или"Успокой";

    мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;

    препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);

    витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37", первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне - посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

    Общая теплая ванна (температура 37-38") поможет успокоить непоседу и усмирит юного "агрессора". Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.

    Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).

    Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка "промокните" махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!