Социальное сопровождение

Социальное сопровождение – это достаточно сложный процесс, который выступает в качестве одной из эффективных технологий социальной работы. С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.

В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.

Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг:

  1. Медицинских услуг.
  2. Услуг в психологической помощи.
  3. Педагогические и юридические услуги, подкрепленные законодательством Российской Федерации.
  4. Социальная помощь, которая не относится к социальным услугам.

Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь.

Замечание 1

Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.

Социальное сопровождение граждан-инвалидов

Определение 1

Инвалиды – это люди, имеющие определенные физиологические или психологические ограничения.

Инвалидом может стать человек, утратив какую-либо способность: слышать, видеть, говорить, двигаться. Инвалидность также может быть как врожденная (например, люди, страдающие церебральным параличом), так и приобретенная (в случае травмы, аварии, рабочих травм и иных причин).

Определение 2

Социальное сопровождение инвалидов – это комплекс мер по поддержанию жизнедеятельности человека. Меры принимаются специальными органами по социальной защите и сопровождению, где работают специально обученные люди – специалисты, социальные работники, психологи, медики и педагоги.

Наиболее актуальными на сегодняшний день являются вопросы по организации реабилитационных мероприятий, а также совершенствование управления реабилитационной деятельности. Для многих регионов нашей страны характерна недостаточная развитость системы межведомственного взаимодействия в процессе реализации индивидуальных программ по реабилитации и поддержке инвалидов.

В то же время, глубина и многоаспектность трудностей жизненной ситуации инвалида определяют междисциплинарный и межведомственный характер реабилитации, длительный промежуток времени для ее организации и реализации.

Для того, чтобы усовершенствовать межведомственное взаимодействие, а также для развития системы социальной поддержки и защиты инвалидов на территории многих субъектов Российской Федерации уже давно внедрены службы сопровождения инвалидов. Их цель – улучшение качества жизни инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Сюда же входит повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала, а также качества и уровня доступности социальных услуг, которые предназначены для инвалидов и их ближайшего окружения.

Задачи социального сопровождения инвалидов

Выступая сложным процессом, который формализован посредством законодательства, социальное сопровождение решает ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного развития общества и благополучной жизнедеятельности широких слоев населения.

Задачи социального сопровождения следующие:

  • Содействие в адаптационных процессах клиентов к реальным условиям их жизнедеятельности, а также к новым социально-культурным условиям, если дело касается мигранта или иностранного гражданина, прибывшего с определенной целью в нашу страну (обучение, работа, временное проживание);
  • Помощь в реабилитации человека, выведение его из кризисных ситуаций. Сопровождение может носить медицинский и психологический характер, а также включает в себя технологии по адаптационной работе;
  • Повышение социального статуса человека, введение его в образовательную среду. Зачастую человек нуждается в социальном сопровождении, если теряет прежнее место работы из-за недостаточного уровня знаний и навыков. В данном случае он отправляется на повышение квалификации или переобучение;
  • Нормализация отношений с социумом и утверждение себя в нем;
  • Восстановление функций здоровья, избавление от ряда вредных привычек. Обычно, это медицинская реабилитация в наркологических централ, избавление от алкогольной и наркотической зависимости, а также от вредной привычки, такой, как курение и употребление запрещенных и опасных для жизни токсичных препаратов;
  • Создание комфортных условий для самореализации человека в рамках семейных и общественных отношений.

Замечание 2

Осуществление этих функций входит в сферу компетенций специалистов социальной сферы, а также психологов, педагогов и медицинских работников. Все они являются сотрудниками служб социального сопровождения.

Служба социального сопровождения – это система органов, целью которой является создание равных для всех членов общества возможностей реализоваться и стать социально и политически активной личностью. В работе этих служб границы между людьми стираются, поскольку помощь могут получить абсолютно все граждане: трудоспособные, нетрудоспособные, инвалиды, несовершеннолетние и прочие социально-демографические и возрастные категории граждан.

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко.

— Законопроект разрабатывался два года. Были сложности при работе над ним? Какие итоги вы можете подвести?

— Минтруд, как инициатор закона, считает его удачным. Мы очень долго обсуждали проект на разных площадках — для того, чтобы учесть все многообразие точек зрения. Поступило множество предложений, новаций, и по ним мы старались находить консенсус. Сейчас наша задача — обеспечить реализацию заложенных в законе норм. Нужно принять целый ряд нормативных правовых актов: постановлений правительства, ведомственных приказов Минтруда. Но главный массив нормотворчества — это региональные акты, которые находятся на стадии активной подготовки и принятия.

— Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм,маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?

— К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой — в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка — ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?

— Речь идет о социальном сопровождении — новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Приведу пример: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования — для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

— По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?

— По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

— По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?

— Как я уже сказал, все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

— Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?

— Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации.

Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

— В законе указываются новые принципы социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?

— Когда мы вводили этот принцип в закон, мы исходили из логики, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.

— Сейчас много говорится о том, что стоит развивать поддержку семей, ухаживающих за пенсионерами без помощи социальных служб (так называемые «приемные семьи для пожилых»). Это пока не прописано в законе? Как им могут помочь органы соцзащиты?

— Сейчас это одна из технологий, которая реализуется в некоторых регионах за счет их средств. Суть ее в том, что одинокий пожилой человек живет в неравнодушной семье, которая ухаживает за ним и получает за это вознаграждение. Цель такой технологии — не помещать человека в стационар, а обеспечить ему ту самую привычную среду обитания. И притом за меньшие деньги, чем содержание в доме престарелых. В законе отдельно такая технология не прописана, но регион, если сочтет нужным, может ее внедрить у себя.

— Действительно ли, по новому закону, любой гражданин — пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома — сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?

— Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

— В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?

— Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации. И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

— Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?

— Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

— Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?

— Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

Важный аспект закона — новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?

— Развитие государственно-частного партнерства — это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых, вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%.

Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п. Надеемся, что эти меры помогут сформировать благоприятную почву для вхождения на этот рынок, облегчит жизнь социальному предпринимательству.

— Также в следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Да, в бюджете на следующий год эти деньги уже заложены. Они пойдут на поддержку инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Мы сейчас определяемся с проектами, и в ближайшее время будет понятно, в каких регионах заработают пилоты.

— С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних собесов, или будут появляться новые структуры?

— Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь — на обучении специалистов нормам нового закона — особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения.

В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Социальное сопровождение инвалидов по зрению. Гаврилова В.В., Куриленко Л.В., Самарский университет, г. Самара, Россия

В настоящее время в Российской Федерации по данным Федерального агентства по здравоохранению около 500 тысяч граждан являются инвалидами по зрению. Множество наших сограждан, получивших инвалидность по зрению, являются активными участниками социальной жизни, имеют профессию, и имеют потенциал для самореализации. Для этого инвалиду по зрению необходима помощь со стороны социальных служб, одной из которых является служба по социальному сопровождению.

Институт социального сопровождения является необходимым в процессе социализации инвалидов в общем и инвалидов по зрению, в частности . Социальное сопровождение представляет собой наиболее эффективную службу по нахождению и решению проблем инвалидов, выведению качества их жизни на новый уровень по средством социальной реабилитации и адаптации .

Проблема, связанная с социальной помощью людям с инвалидностью по зрению и их социальным сопровождениям, освещалась в научных работах Л.П. Гришиной, Т.А. Добровольской, И.Г. Зайнышева, Л.П. Кузнецовой, Е.В. Кулебякина, С.В. Татецкого, Е.И. Холостовой, Н.О. Яковлевой и др.

Изучая вопрос социального сопровождения инвалидов по зрению необходимо обратиться к средствам социального сопровождения по средствам которых, оказывается помощь клиентам социального сопровождения. Характеристики средств социального сопровождения инвалидов по зрению рассматриваются на основе опытного исследования, прошедшего на базе Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социальной адаптации инвалидов по зрению «Тифлоцентр».

Анкетирование было произведено с целью изучения контингента учреждения и степенью удовлетворённости оказываемыми им услугами. В анкете затрагивались вопросы о цели обращения в учреждение, удовлетворённость работой учреждения, респонденты должны были ответить на вопрос о услугах, которые оказались наиболее полезны. В результате обработки результатов был выяснен ряд показателей.

Учреждение оказывает свои услуги клиентам различных возрастных групп, в результате анкетирования было выяснено, что 68 % клиентов центра являются пожилые (женщины от 55 лет, и мужчины от 60 лет) и 32% клиентов являются людьми среднего возраста (от 30 лет до 55 лет женщины и от 30 д 60 лет мужчины)

Целями обращения в центр у пожилых клиентов стали потребности в досуговой деятельности – 33%, в общении нуждаются 20% пожилых инвалидов по зрению, 17% требуется психологическая помощь, 10% пожилых клиентов центра заявили о потребности в физической активности, нуждаются в помощи социального работника – 13% пожилых клиентов, и 7% обратились в центр с целью прохождения обучающих и адаптирующих программ

Целями обращения в учреждение среди клиентов среднего возраста являются потребность в прохождение обучающих программ – 37%; в психологической помощи нуждаются 27% клиентов среднего возраста; 18% клиентов среднего возраста заявили, что нуждаются в содействии трудоустройству; потребность в досуговой деятельности испытывает 9% клиентов среднего возраста; за юридической помощью обратилось 8%.

В результате анкетирования выяснилось, что в большинстве случаев пожилые клиенты учреждения получили инвалидность ещё в молодости или имеют её от рождения. Основываясь на полученных данных, можно говорить о том, что большая часть пожилых клиентов – это давно смирившиеся с инвалидностью люди, не нуждающиеся в обучении или психологической помощи. Но несмотря на это, существует множество проблем, с которыми пожилой инвалид сталкивается в результате процесса старения и ухудшения навыков самообслуживания. В этом случае клиенты центра обращаются за помощью социальных работников, которые оказывают социальное сопровождение в натуральном виде, выражающееся помощью в ведении быта, сопровождении в медицинские учреждения и т.д.

Анализируя результаты анкетирования клиентов среднего возраста, можно говорить о том, что инвалиды среднего возраста, в отличии от пожилых клиентов, в первую очередь нуждаются в прохождении обучающих программ и психологической помощи . Клиенты среднего возраста чаще всего нуждаются в освоении обучающих программ для адаптации в новых для них условиях жизни, а также для дальнейшей профессиональной ориентации. Инвалиды среднего возраста в большинстве случаев не могли продолжить свою профессиональную деятельность после получения инвалидности. Для решения подобного рода проблем специалистами центра предлагается определённый список вакансий, на которые могут претендовать люди с инвалидностью по зрению. Помимо проблем с профессиональной деятельностью в случае получения инвалидности по зрению человек сталкивается с множеством проблем в различных сферах жизни и самообслуживания, обучающие программы помогают инвалидам выработать необходимые для дальнейшего развития навыки. Эмоциональное состояние у клиентов получивших инвалидность предполагает необходимость качественной всесторонней психологической помощи и поддержки за получением, которой клиенты среднего возраста обращаются к услугам социального сопровождения .

К наиболее полезным услугам, оказанным учреждением? пожилые клиенты отнесли досуговую деятельность и общение – 50%; психологическая помощь оказала наибольшую пользу 23% пожилых клиентов; так же 23% пожилых инвалидов по зрению отметили помощь социального работника наиболее полезной услугой, оказанной им в учреждении; и лишь 4% пожилых клиентов заявили, что прохождение обучающих программ оказало им наибольшую пользу.

Среди инвалидов по зрению среднего возраста психологическую помощь, как наиболее необходимую оценили 50% клиентов; прохождение обучающих программ принесло наибольшую пользу 33% клиентов среднего возраста; 17% клиентов среднего возраста оценило для себя юридическую помощь, как самую необходимую.

Полученные данные говорят о том, что социальное сопровождение должно быть полным и разнообразным. Так же программу социального сопровождения необходимо разрабатывать для конкретного клиента основываясь на личностных характеристиках таких как:

  • возраст;
  • приобретённой или врождённой инвалидности;
  • степень утраты зрения;
  • профессиональной ориентации;
  • психологических проблем и т.д.

В результате анкетирования, был задан вопрос о удовлетворённости клиентов – инвалидов по зрению деятельностью учреждения.

Выяснилось, что 76% клиентов учреждения заявили, что полностью удовлетворены деятельностью учреждения; 24% ответили, что их потребности были удовлетворены частично; частично и полностью неудовлетворённых не оказалось.

Можно говорить о том, что социальное сопровождение инвалидов по зрению в целом продуктивно и приносит положительные результаты в виде оказания услуг социального сопровождения удовлетворяющих клиентов – инвалидов по зрению различной степени. Оказанные услуги отвечают разнонаправленным потребностям клиентов в зависимости от их возраста, особенностей инвалидности и психологического состояния. Несмотря на это, 24% респондентов ответили, что их потребности были удовлетворены лишь частично, это говорит о том, что работа по развитию и усовершенствованию деятельности специалистов по социальному сопровождению являются актуальными и носят необходимый характер.

Ссылки на источники
  1. Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. — М., 2015.- 125 с.
  2. Добровольская Т.А. Социальные проблемы инвалидности / Т.А. Добровольская // Социологические исследования. — 2011. — №4. — С. 32 — 54.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами / Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 240с.

Социальное сопровождение инвалидов по зрению

  • всеми видами городского транспорта (за исключением частных маршруток и такси);
  • в сельской местности – на автомобилях общественного пользования;
  • всеми видами общественного транспорта пригородного сообщения (опять же за исключением такси);
  • предоставление 50% скидки от стоимости проезда на международные линии всеми видами транспорта (железнодорожного, воздушного, автомобильного и речного), но только в определенный период:
  • бесплатный проезд для инвалидов 3 группы на общественном транспорте городского и пригородного сообщения;
  • льготы на ЖД билеты инвалидам 3 группы составляют 50% от его стоимости в период с 1 октября по 15 мая; а также скидка в 50% на одну поездку в иное время года.

Льгота сопровождающему инвалида 2 группы старше 80 лет существует

Лица пенсионного возраста, которые перешагнули 80-летний рубеж, принадлежат к наиболее незащищенной социальной категории граждан. Чтобы улучшить качество жизни престарелых людей старше 80 лет разработаны различные меры их поддержки со стороны государства, предусматривающие предоставление ряда льгот и повышение размера пенсионных начислений.

В статье представлены все виды льгот, действующих на территории РФ для инвалидов детства, льготы инвалидов 1 группы, льготы инвалидов 2 группы, а также льготы инвалидов 3 группы на 2018 год. ? инвалиды 2 группы (c 1 февраля 2018 года), дети инвалиды - 2590,24 руб.;

Льготы инвалидам Москвы

Данная льгота, как и предыдущая предоставляется инвалидам 1, 2 и 3 группы, а также детям-инвалидам возрастом до 18 лет и их родителям. Они имеют право на бесплатное перемещение в общественном транспорте: метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Данная льгота реализуется при помощи социальной карты москвича. Также, лицо, сопровождающее инвалида 1-й группы, либо ребёнка-инвалида, тоже имеет право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Но для того, чтобы воспользоваться таким правом лицу, сопровождающему инвалида, следует обратиться в районное отделение социальной защиты населения.

В Москве есть специально созданная организация социального такси, обслуживающая инвалидов Москвы и Московской области. Данная организация предоставляет льготы инвалидам 1, 2 и 3 группы, включая детей-инвалидов. Обслуживание производится приоритетно. В первую очередь принимаются заказы у тех, кто имеет нарушения с опорно-двигательным аппаратом. Инвалид имеет право взять с собой в сопровождение одного человека и все необходимые ему средства для передвижения, например, кресло-коляску.

Льготы инвалидам 1 группы в 2018 году

Для реализации строительства в государственных банках встречаются льготные программы кредитования именно людей с ограниченными возможностями. Некоторые из этих программ подразумевают выплату процентов из федерального бюджета, в то время, как ежемесячный платеж вносится непосредственно заемщиком самостоятельно.

Для тех граждан, которые еще не достигли пенсионного возраста, но присвоена 1 группа инвалидности, установлена ежемесячная социальная пенсия. В 2017 году она составляет 2974,03 рублей. Данная сумма выделяется каждый месяц на расчетный счет человека из средств Пенсионного Фонда РФ. Размер пенсии установлен на федеральном уровне и подлежит ежегодному повышению с учетом инфляции.

Льготы инвалидам 1 группы

Статус инвалида 1 группы устанавливается по итогам решения медико-социальной экспертизы (МСЭ), когда имеются крайние степени нарушения здоровья. В этом случае человек не может самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться в пространстве или времени, неспособен общаться, контролировать собственное поведение, обучаться, заниматься какой-либо трудовой деятельностью. В приказе Минтруда и соцзащиты № 1024 изложены все критерии, на основании которых определяется 1 группа.

Инвалидность подразумевает состояние, при котором человек имеет серьёзные физические, психические, сенсорные или умственные нарушения, препятствующие нормальной жизнедеятельности. Лицам с наиболее тяжкими расстройствами присваивается 1 группа инвалидности . Таким гражданам государство предоставляет пенсии, определённые льготы, а также предусматривает меры социально-бытового обслуживания.

Льготы инвалидам I группы, II группы, III группы, детям-инвалидам, инвалидам с детства

  1. Бесплатный проезд в городском транспорте общего пользования (однако, кроме такси опять же), и в автомобильном транспорте общего пользования при проживании лица с ограниченными возможностями в сельской местности.
  2. Один раз в год бесплатно предоставляется проезд до нужного пациенту места лечения, обратная дорога до дома также оплачивается.
  3. Возможность приобретать лекарственные препараты, выписанные, соответственно, по рецепту лечащих врачей со скидками, а также получать бесплатно перевязочные средства, а также, при наличии заключения МСЭ - изделия медицинского назначения.
  4. Компенсация в размере 50% стоимости квартплаты (если жильё государственное или муниципальное), а также компенсация в размере 50% стоимости коммунальных услуг при условии, что принадлежность жилищного фонда в данном случае не важна.
  5. Скидка в размере до половины стоимости на оплату электроэнергии и телефонной связи.
  6. Предоставление скидки (в зависимости от сложности изделия) при покупке ортопедической обуви.
  7. Лицо с ограниченными возможностями вправе получить от государства дополнительную жилую площадь при условии, что его заболевание не позволяет остальным членам семьи комфортно проживать с ним совместно (то есть либо в одной комнате, либо в одной квартире).
  8. Право на первоочередное предоставление жилья при условии, что человек был признан в соответствующем порядке нуждающимися в улучшении качества текущих жилищных условий, или он вправе получить дополнительную жилую площадь на тех же основаниях.
  9. Право на бесплатное протезирование зубов (исключение составляют зубные протезы из драгоценных металлов).
  10. Право на льготу размером в 50% (ровно половина) от стоимости нотариальных услуг.
  11. Приём вне конкурсной основы в высшие и средние профессиональном учебные заведения, принадлежащие государству, лишь при условии положительной (успешной) сдачи вступит. экзаменов и соответствия профиля учебного заведения, то есть обучение должно быть не противопоказано имеющимся у инвалида медицинским заключением. Если инвалид поступил и обучается в государственном или муниципальном учебном заведении, то ему в обязательном порядке начисляется стипендия и выдаются бесплатные (или на льготных условиях) специальные учебные пособия.
  • Право на компенсацию, обозначенную величиной в 50% от суммы услуг (проще говоря – проезда) междугородных линий всех видов транспорта: железнодорожного, воздушного (авиа), автомобильного или речного на период начиная с 1 октября и до 15 мая, а также и в другое время года, но только один раз (соответственно, туда и обратно).
  • Право приобретать отдельные виды лекарственных препаратов и медицинских изделий соответствующего назначения (то есть выписанные по рецептам лечащих врачей) со скидкой в 50%.
  • Предоставление скидки на отдельные виды ортопедической обуви.

Льготы для инвалидов в Казахстане в 2018 году

  • получить бесплатно медикаменты;
  • оформить раз в год путевку в санаторий, в том числе для сопровождающего инвалида;
  • получить в больнице, находящейся на государственном финансировании, подгузники, мочеприемники и другие необходимые средства личной гигиены;
  • воспользоваться разными оздоровительными мероприятиями при получении лечения в стационаре или амбулаторно;
  • больные вправе претендовать на бесплатное получение кресло-коляски;
  • изготовление протезов по типу костылей, тростей, ходунков, помогающих человеку передвигаться;
  • ортопедическая обувь, назначение должен выписать лечащий врач;
  • выдача бесплатного слухового аппарата для улучшения слуха;
  • для того чтобы плохо слышащий инвалид 1-й, 2-й или 3-й группы мог вести более-менее полноценный образ жизни, ему предлагается специальный телефон, который позволяет принимать и отсылать текстовые сообщения;
  • часы, разработанные для использования глухими или слепыми гражданами Казахстана;
  • передача в собственность видеокомпьютера – это нововведение вступило в действие для инвалидов в 2018 году;
  • глюкометр, тонометр, которые можно применять лицам со слабым зрением или полной слепотой.
  1. Трудовое соглашение заключается с фиксацией пунктов об особенных условиях организации рабочего места, учитывающего индивидуальные особенности и возможности сотрудника с плохим самочувствием.
  2. Работника запрещается привлекать к командировкам без его согласия.
  3. Ограниченная длительность рабочего времени – до 7 часов.
  4. Выход на работу в выходные и праздничные дни только по желанию инвалида 1-й, 2-й и 3-й группы.
  5. Для инвалидов 3-й группы действует минимальная рабочая неделя – не больше 36 часов в неделю.
  6. Больным положен дополнительный отпуск сроком на 6 дней, который оплачивается, а счет нанимателя рабочей силы.
  7. Если на фирме происходит сокращение трудовых кадров, за инвалидом остается преимущественное право на сохранение должности и рабочего места. То есть уволят сначала других специалистов, и только после этого как никогда нуждающегося в работе гражданина Казахстана.

Какие льготы положены инвалидам 1 группы

В 2016 году компенсация составляет 1200 рублей и выплачивается вместе с пенсией инвалида. Родители или опекуны несовершеннолетнего инвалида 1 группы получают доплату в размере 5500 рублей . Лица, не имеющие родственных связей с ребенком, но осуществляющие уход и воспитание несовершеннолетнего – 1200 рублей (Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 ). Если уход осуществляется за несколькими людьми одновременно, то и компенсации выплачиваются на каждого отдельно.

Федеральные льготы инвалидам 1 группы включают в себя, конечно же, и материальные выплаты от государства в виде пенсий, ЕДВ и компенсаций. Право на получение данных выплат имеют и работающие пенсионеры – инвалиды. Размер данных пособий индексируется каждый год в зависимости от экономической ситуации в стране.

Льготы инвалидам 1, 2, 3 групп в 2018 году: последние новости

  • внеочередное поступление в средние и высшие учебные заведения (при сдаче вступительных экзаменов);
  • увеличенную стипендию – для студентов (её размер устанавливается руководством учебного заведения);
  • укороченную рабочую неделю (35 часов) – для работающих инвалидов II группы.

Помимо материальных льгот в виде пенсий данная категория граждан может рассчитывать на многочисленные льготы, затрагивающие самые разные сферы: здравоохранение, образование, транспорт, сферу труда и пр. Чтобы понять какие льготы имеют инвалиды каждой отдельной категории, рассмотрим набор преференций отдельно по группам.

Инвалидность 1 группы – каковы льготы и права инвалидов, размер пенсии

Инвалидность 1-й группы присваивается гражданам с самыми тяжелыми расстройствами здоровья. Основной целью признания лица инвалидом является обеспечение гражданина необходимой социальной помощью. Право на социальную защиту - это основное и неотъемлемое право каждого гражданина, получившего статус инвалида.

Инвалиды 1-й группы, проживающие в столице, могут стать получателями социальной карточки москвича (подробнее см.: Как получить социальную карту москвича, кому она положена и что дает?). Такие пластиковые карты, на которые при желании можно переводить денежные средства, помогают инвалидам получать социальную помощь согласно закону г. Москвы от 03.11.2004 № 70.

Третья группа инвалидности считается рабочей, поскольку заболевания и травмы, выявление которых дает право на инвалидность, не препятствуют осуществлению некоторых видов трудовой деятельности и получению заработка за выполнение работ. В связи с этим, инвалиды III группы получают право на наименьшее число льгот:

  • на бесплатный проезд в любом городском транспорте (автобусе, электричке, трамвае, но не такси) внутри населенного пункта и по пригороду;
  • на скидки при покупке железнодорожных билетов в размере половины стоимости проезда с 1 октября и по 15 мая каждого года, а также на аналогичную по величине скидку при покупке билета в другое время единожды в год.

Читайте также статью ⇒ «Компенсации инвалидам 3 группы в 2018 году».

В противном случае будет необходимо оплатить полную стоимость билета. В некоторых регионах выдаются транспортные карты, число поездок в которых ограничено. Оформить их можно и в многофункциональном центре. Какие нужны документы Для оформления льготы нужны следующие документы:

  • заявление на выдачу проездного;
  • паспорт инвалида;
  • справка из бюро МСЭ;
  • паспорт сопровождающего лица.

Можно ли получить отказ В некоторых случаях в предоставлении льгот инвалиду могут отказать:

  • если были переданы недостоверные сведения о наличии инвалидности;
  • отсутствуют необходимые для оформления документы;
  • инвалидность была снята.

Но если гражданину была установлена первая группа инвалидности, то по закону ему не должны отказать в льготах на проезд.

Только он сам может перевести предоставленную социальную услугу в денежный эквивалент.

Получи компенсацию и пособие

Внимание

Их ремонт, также, как и ремонт других средств технической реабилитации, осуществляется на льготных условиях без очереди.Все социально-незащищенное население страны получает набор социальных услуг, НСУ, который поддерживает их и обеспечивает важными услугами. Предоставляется он получающим ЕДВ гражданам. Как только им присваивается группа инвалидности, в Пенсионный фонд об этом передаются сведения (в течение 10-ти дней), В НСУ входят лекарственные препараты, лечебное питание, путевки в санатории и на курорты, один раз в год оплата проезда до места лечения и назад (для инвалида и сопровождающего его лица), бесплатные поездки на пригородных поездах (и для сопровождающих лиц). Как воспользоваться Для того, чтобы воспользоваться льготами на проезд в общественном транспорте, необходимо иметь при себе социальный проездной билет.

Льготы инвалидам 1 2 3 группы

Льготы и скидки на проезд инвалидам 1, 2 и 3 группы в общественном транспорте Бесплатный проезд для сопровождающих ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: Пассажирам с ограниченными физическими возможностями Пассажирам с ограниченными физическими возможностями Пассажиры из числа инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске, могут оформить билеты на места для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах с момента открытия продаж. Для проезда на местах для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах рекомендуются следующие варианты оформления билетов: Бесплатный проезд для сопровождающих Здравствуйте! Имеют ли право родители, иные законные представители ребёнка-инвалида на льготный проезд в городском общественном транспорте? 10 Февраля 2018, 09:57 Андрей, г.

Права сопровождающего инвалида при проезде в городском транспорте

  • имеет право, сопровождающий инвалида 1ой группы, на безплатный проезд в городском общественном транспорте?
  • Бесплатный проезд для сопровождающих инвалидов
  • Льготы и скидки на проезд инвалидам 1, 2 и 3 группы в общественном транспорте
  • Пассажирам с ограниченными физическими возможностями

Права сопровождающих инвалида первой группы Имею ли я право как сопровождающий инвалида первой группы на бесплатный проезд в метро и наземной транспорте? Если да, то какие документы необходимы, и на какие законы опираться. РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ от 27 декабря 2006 г. N 61-21-198/6 Согласно п. 2.2. Приказа лицам, сопровождающим инвалидов, предоставляется бесплатный проезд на пассажирском транспорте общего пользования города Москвы и Московской области только при совместной с инвалидом поездке.

Как получить льготный билет на общественный транспорт

Бесплатный проезд предоставляется на основании социальной карты москвича или временного единого социального билета, выдаваемых инвалиду в установленном порядке, при условии совместной с ним поездки и предъявлении копии справки бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (ограничении трудоспособности), подтверждающей соответствующую группу (степень нетрудоспособности) и возраст ребенка – инвалида. Проезд лиц, сопровождающих инвалидов, на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда, осуществляется после повторного использования (регистрации) социальных карт или временных единых социальных билетов.
I группы (ребенку-инвалиду), при условии совместной с ним поездки и при наличии справки бюро медико-социальной экспертизы о признании лица инвалидом I группы (об установлении ребенку инвалидности). Кроме того, согласно ежегодно заключаемым соглашениям между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве или Московской области, лицам, сопровождающим инвалидов I группы (или c III степенью ограничения способности к трудовой деятельности) и детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющим место жительства в городе Москве, предоставляется право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Московской области.

Инвалид 1 группы сопровождающий имеет льготы на проезд в транспорте

Обзор обращений” Какими нормативными документами регламентируется предоставление права бесплатного проезда лиц, сопровождающих инвалидов? Согласно действующему законодательству на территории Московской области право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) предоставляется: — лицам, сопровождающим инвалидов, имеющих I группу инвалидности (ст.10 Закона МО от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области); — лицам, сопровождающим детей-инвалидов (ст.19 Закона МО от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»).
Какие льготы на проезд положены инвалидам 1 группы Статус инвалида предполагает ограничение трудоспособности или дееспособности, предоставление льгот, назначение пенсии по инвалидности. В зависимости от степени инвалидности: первой, второй, третьей группы или ребенок-инвалид, различаются и положенные гражданам льготы. Инвалиды первой группы, особенно если они не работают, транспортными услугами пользуются не часто.


В основном, чтобы доехать до поликлиники или больницы. Не всегда лицо с ограниченными возможностями в состоянии самостоятельно добраться до места назначения. А значит, расходы на поездку увеличиваются вдвое.
Инвалидам I группы полагаются:

  1. Бесплатный проездной на любой городской общественный транспорт, кроме такси и частных маршрутных такси.
  2. Бесплатное пользование услугами общественного автомобильного транспорта по территории сельских местностей.
  3. Бесплатный проездной на любой общественный транспорт пригородного типа (кроме такси).
  4. Скидка при оплате билета на международный рейс на любой вид транспорта (воздушный, речной, автомобильный, железнодорожный) в размере 50%:
    • неограниченное число раз в период с 1.10 по 15.05;
    • единожды в год в другие месяцы.
  5. Бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения (санаторно-курортное учреждение) раз в год.